Все про тракторы, минитракторы и мотоблоки

 

Понижение температуры окружающего воздуха резко ухудшает условия работы трактора. При низких температурах изменяются свойства горюче-смазочных материалов и охлаждающей жидкости. Застывая, эти материалы создают неблагоприятные условия для работы основных узлов и агрегатов трактора и в первую очередь его двигателя. С понижением температуры повышается вязкость (вплоть до застывания) масла в масляном картере двигателя, фильтрах, корпусах различных механизмов, коробке скоростей, конечных передачах, в заднем мосту, на поверхностях сопрягаемых деталей.

Повышенная вязкость смазочных материалов затрудняет прокручивание коленчатого вала при запуске и требует значительных усилии на преодоление трения в механизмах. Все это приводит к снижению (потере) крюковой мощности трактора и к ускоренному износу всех его деталей и механизмов.

В зависимости от степени нагрева воды в системе охлаждения двигателя условно принимаются три вида теплового режима: низкий с температурой охлаждающей жидкости ниже 56; пониженный с температурой 55—75; нормальный с температурой 75—95.

При работе двигателя на пониженном тепловом режиме, а особенно на низком, наблюдается преждевременный износ его деталей. Установлена зависимость износа деталей от продолжительности работы двигателя под погрузкой в различных тепловых режимах.

Наиболее экономична работа двигателя с наименьшим износом деталей при нормальном тепловом режиме. Но даже в случае тщательной подготовки трактора и при его утеплении двигатель работает значительное время на низком и пониженном тепловых режимах.В первый период работы двигателя после запуска износ деталей возрастает в четыре раза по сравнению с износом деталей при работе двигателя в нормальном тепловом режиме.

Длительная работа двигателя на низком или пониженном тепловом режиме при температуре воды в двигателе ниже 60 приводит к осмолению деталей поршневой группы, залеганию компрессионных колец, к потере мощности двигателя.Чтобы уменьшить износ деталей, надо стремиться сократить время работы двигателя при низком и пониженном тепловых режимах. Достигается это соответствующей подготовкой трактора к зимним работам и созданием необходимых условий эксплуатации.

Прежде всего при систематическом использовании трактора на сельскохозяйственных работах следует обеспечить стоянку трактора в теплом помещении. Тогда не будет необходимости в спуске воды из системы охлаждения и разогреве масла, сократится время на прогрев двигателя, смазочные материалы на поверхностях деталей и в системе смазки будут в нормальном состоянии. Все это обеспечит быстрый пуск трактора в работу. Если нет теплых помещений и трактор в период зимней эксплуатации оставляют на открытой площадке, использование его усложняется. Особенно затрудняется запуск двигателя.

При сильном морозе и ветре возникает опасность замерзания воды в системе охлаждения. В этом случае может разморозиться сердцевина радиатора, головка и блок цилиндров и другие детали. Низкая температура воздуха способствует увеличению вязкости топлива. Чем выше вязкость топлива, тем оно труднее проходит по питательным трубкам и через топливные фильтры. Кроме того, фильтрующие элементы забиваются частицами льда и парафина, которые образуются в дизельном топливе при низкой температуре. Густое топливо плохо распыливается форсунками, ухудшается смесеобразование в цилиндрах. Происходит неполное сгорание топлива в камерах сжатия.

В результате этого в случае неполного сгорания топлива не сгоревшие частицы (смолы) откладываются на поверхности днища поршня, головки блока и цилиндра, образующих камеру сжатии. Эти частицы проникают в зазоры компрессионных колец. Значительное отложение их приводит к залеганию колец в канавках, зависанию выпускных клапанов, а следовательно, и к потере компрессии и мощности двигателя. Существенно влияет на снижение мощности двигателя и на удельный расход горючего температура охлаждающей жидкости. По данным ВИМ, мощность двигателя Д-35 при работе на пониженном тепловом режиме падает на 5,6%, а расход топлива возрастает на 10% на эффективную лошадиную силу в час.Следовательно, пускать в работу трактор можно, если обеспечен нормальный тепловой режим работы двигателя.Особую трудность в эксплуатации тракторы с электрозапуском. Кроме того, что при охлаждении двигателя возрастают усилия на проворачивание коленчатого вала, работоспособность аккумуляторных батарей зимой снижается. Падает напряжение на зажимах батарей, уменьшается их емкость, плохо принимается подзарядка. Емкость батареи в холодное время уменьшается из-за увеличения вязкости электролита, вследствие чего он недостаточно проникает в поры пластин.Химическая реакция в банках аккумулятора происходит замедленно и полной зарядки батарея не дает. Поэтому при температуре ниже —10 емкость аккумуляторной батареи понижается до 30%.

В хозяйствах северных районов нашей страны, где температура зимой бывает ниже —20, лучше применять на зимних работах тракторы с пусковыми двигателями. Во время холодов, метелей, снегопадов тракторы чаще выходят из строя. Если в неработающем двигателе трактора оставлена вода, то даже при небольшом морозе частично или полностью размораживается радиатор, головка и блок двигателя. Поэтому после остановки трактора на площадке, под навесом или в сарае на длительную стоянку при заморозках воду из радиатора и блока нужно слить.

Нельзя на сильном морозе сливать воду из горячего двигателя сразу после остановки трактора, так как при резком охлаждении горячего металла могут появиться трещины в стенках головки и блока цилиндров двигателя. Поэтому сначала надо заглушить двигатель, не снимая шторки радиатора, дать ему остыть 10—15 мин и после этого слить воду в ведро или бак. Отложение в системе охлаждения накипи возрастает при частой смене воды. Поэтому слитую ранее воду необходимо подогреть и ею же снова заправить тракторный двигатель. Поломки деталей трансмиссии и ходовой части трактора происходят иногда при резком трогании трактора с места после длительной стоянки на холоде. Сливая воду из системы охлаждения, необходимо следить, чтобы вода не стекала под колеса трактора, потому что в этом случае колеса вмерзают и при трогании с места могут разорваться шины. Гусеничные тракторы желательно ставить на деревянные подкладки—доски. Трогать трактор с места надо плавно, на малом газу и на первой передаче. Перед этим необходимо осмотреть ходовую часть трактора и если колеса или гусеницы вмерзли, надо их вырубить изо льда, а колеса вывесить домкратом.

В процессе работы трактора тракторист должен внимательно следить за показаниями контрольных приборов (манометров, термометров) и принимать необходимые меры по поддержанию нормального режима работы двигателя. Основным и главным условием, обеспечивающим надежную работу трактора в зимний период, является тщательная его подготовка, соответствующий технический уход или ремонт, проводимый перед началом зимних работ, оснащение трактора необходимым инструментом и оборудованием.

Помимо инструментов, запасных частей и приспособлений, которые предусматриваются заводскими инструкциями, на тракторе должны быть металлическая лопата, топор, ломик, надежное буксирное устройство — металлический трос диаметром 18—20 мм, длиной 6—8 м с петлями на концах, резиновый заправочный шланг, ведро и воронка, паяльная лампа, домкрат и походная аптечка мерной медицинской помощи. У колесных тракторов, кроме всего должны быть цепи на ведущие колеса. Это дополнительное оборудование всегда может пригодиться при вынужденных остановках. Эффективное, широкое применение техники в зимних условиях требует умелой организации труда, хорошего технического обслуживания и правильной расстановки тракторов тракторов и кадров механизаторов.

Очень часто и колхозах на весь период зимних работ тракторы распределяют между отдельными бригадами и отделениями. Каждый бригадир или управляющий использует их по своему усмотрению и, как правило, по одному трактору на различных работах. В этом случае наблюдается низкая производительность техники и труда обслуживающих рабочих. Погрузочно-разгрузочные механизмы полностью не используются, сроки работ затягиваются. Да и тракторист один в пути иногда оказывается в затруднительном положении при неисправности трактора или его буксовании.

Опыт передовых хозяйств показывает, что наиболее удачно и производительно групповое (бригадное) использование тракторов. Для организации его в хозяйстве на зимний период составляют план тракторных работ, где определяется весь объем работ по видам и срок их выполнения. Исходя из плана работ, каждому трактористу выдается график на 7—10 дней на определенный вид работы, где указывается объем работы, место, ее стоимость и дополнительная оплата за перевыполнение норм выработки. Это повышает ответственность за порученное дело и создает материальную заинтересованность каждого тракториста.После выполнения группой (бригадой) тракторов одной работы в определенном месте тракторы направляют на другую работу, в другое место. В зависимости от характера работ, дорожных и климатических условий, учитывая технические особенности тракторов, на зимний период тракторы комплектуются в отдельные группы. Для перевозки кормов с поля, вывозки навоза на заснеженные поля по пересеченной местности выделяют группу гусеничных тракторов ДТ-54, КД-35, Т-38.

Иногда для оказания помощи при буксовании и для расчистки дороги за такой группой закрепляют один более мощный трактор С-80 или С-100, оборудованный бульдозерной навеской с буксирным устройством. Тракторы на колесном резиновом ходу «Беларусь», Т-28, Т-40 используют на перевозках грузов по наезженным ровным или хорошо расчищенным дорогам. В эту группу тракторов также направляют один гусеничный трактор типа ДТ-54. Для индивидуальных различных перевозок и хозяйственных работ используют трактор МТЗ-7 повышенной проходимости. Для обслуживания ферм и на некоторых стационарных работах обычно применяют малогабаритные тракторы ДТ-14, ДТ-20, ДСШ-16. При такой организации использования техники на каждую группу тракторов для технического руководства, надзора и контроля за соблюдением техники безопасности надо выделять опытного бригадира или механика.

Общую организацию работы тракторных агрегатов и труда подсобных рабочих должен осуществлять тот специалист, в чье распоряжение поступают тракторы. Так, при перевозках стройматериалов и обслуживании строящихся объектов ответственность за производительное использование техники несет прораб или инженер-строитель, при заготовке и вывозке удобрении, снегозадержании и других работах на полях — агроном, при перевозках кормов, обслуживании животноводческих ферм — зоотехник и т. д.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*