Электрическая схема компрессора для кондиционера

Инструкция по подключению компрессора сплит системы

Обычно подключение компрессора кондиционера выполняют сервисные мастера, но сама операция несложна, и может быть выполнена владельцем климатической техники. При условии, что ему известна и понятна конструкция устройства. Компрессор находится во внешнем блоке сплит системы. Рассмотрим, какие еще механизмы есть в этом модуле, и как они расположены.

  1. Схема холодильного контура внешнего блока сплит-системы
  2. Электрическая схема наружного модуля
  3. Пошаговая инструкция по подключению компрессора кондиционера
  4. Типовые ошибки монтажа

Схема холодильного контура внешнего блока сплит-системы

  • Compressor. Компрессор. Он работает с хладагентом, он сжимает фреон и обеспечивает его циркуляцию по системе.
  • Heat exchanger. Теплообменник. Этих устройства в системе два: один – для внешнего блока, в нем хладагент охлаждается до температуры ниже точки конденсации, другой – для внутреннего блока, это испаритель, где рабочая жидкость испаряется и отдает температуру.
  • 2 Way valve. Расширительный 2-ходовой вентиль с двумя положения: закрыто и открыто.
  • 3 Way valve. Терморегулирующий 3-ходовой вентиль, он является сервисным портом, к нему подсоединяются шланги при заправке фреоном или измерении давления в системе.
  • 4 Way valve. Расширительный 4-ходовой клапан, который обеспечивает реверсное движение хладагента в режиме обогрев.
  • Strainer. Фильтр, предотвращающий попадание влаги в тонкий канал, поскольку она способна закупорить его и сделать недоступной для рабочей среды.
  • Muffler. Это глушитель.

Сплошная стрелка схемы показывает, как работает устройство в режиме охлаждения, пунктирная – в режиме обогрева. В более сложных кондиционерах, помимо вышеописанных механизмов могут быть установлены: маслоотделители, датчики давления, устройство впрыска в компрессор, отделители жидкого фреона и линии перезапуска.

Электрическая схема наружного модуля

  • Terminal. Клеммная коробка, где N- нейтраль, 2 – питание для компрессора, 3 – питание на двигатель для движения на первой скорости, 4 – питание для двигателя0, для движения на второй скорости, 5 – питание для 4-ходового клапана для режима обогрев.
  • Компрессор. C – общий вывод обмоток, R – рабочая обмотка, S – стартовая обмотка, IOP – защита от перегрузок, CC – рабочий конденсатор.
  • FanMotor. Двигатель вентилятора с защитой от перегрева (TP) и конденсатором (FMC).
  • SV. Электромагнитный клапан, который приводит в действе 4-ходовой клапан.

Пошаговая инструкция по подключению компрессора кондиционера

Когда перед вами есть схема подключения компрессора кондиционера, можно приступать к процедуре. Но есть еще одно обязательное условие: менять компрессор можно только на тот агрегат, который рекомендован производителем.

  1. демонтаж старого компрессора из холодильной и электрической схем;
  2. монтаж нового агрегата;
  3. замена фильтра-осушителя;
  4. герметизация блока с помощью вакуумного насоса и другого оборудования;
  5. заправка системы фреоном;
  6. тестирование климатической техники во всех режимах.

Типовые ошибки монтажа

Стандартными ошибками, которые допускают непрофессионалы, являются следующие:

  1. невыполнение вакуумизации или проведение процедуры неправильно, следствием таких действий будет: наличие водяных паров во фреоновой магистрали, высокое давление конденсации, а далее – пробой в изоляции двигателя;
  2. нарушение правил монтажа, в том числе заломы трубок, несоблюдение углов уклонов, длинные трассы и другое, из-за этого выходит из строя смазочная система компрессора;
  3. некачественно выполненное соединение соединений трасс фреона;
  4. попадание посторонних веществ в магистрали.

Если в процессе подключения избежать данных ошибок, вы можете рассчитывать на работоспособность и эффективность сплит-системы. Но, если вы неуверены в своих знаниях, лучше доверить работы профессиональным мастерам сервисной службы торговой марки климатической техники.

ЭЛЕКТР О ТЕХНОЛОГИЯ

электронный учебно-методический комплекс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11

Кондиционер

Изучить устройство, принцип действия, электрическую схему и правила эксплуатации кондиционера бытового БК-1500.

  1. Ознакомиться с теоретическими сведениями.
  2. Изучить методику и выполнить работу.
  3. Измерить температуру воздуха на входе и выходе из кондиционера. Определить схему движения хладагента.
  4. Определить удельный расход электроэнергии на вентиляцию воздуха и КПД установки.
  5. Составить и защитить отчёт.

Термоэлектрический кондиционер (рис. 11.1) предназначен для кондиционирования воздуха в транспортных средствах, а также бытовых помещениях. Термоэлектрический кондиционер включает в себя блок термоэлектрических батарей с каналами со стороны горячих и холодных теплопереходов для протока жидкого теплоносителя с образованием горячего и холодного контуров циркуляции теплоносителя, каждый из которых содержит циркуляционный насос, радиатор сброса или приёма тепла с вентилятором, расширительные бачки, трубопровод для подвода жидкого теплоносителя и отвода газов из контура. В вентиляционном воздуховоде установлен дополнительный радиатор приёма тепла с вентилятором. У этого кондиционера повышена теплотехническая эффективность, упрощена конструкция и упрощён монтаж (размещение, устройство на объекте).

Рис. 11.1. Термоэлектрический кондиционер.

Кондиционер бытовой БК-1500 предназначен для автоматического регулирования температуры воздуха в помещении от 18 до 28ºС с точностью до 1ºС. Его используют в жилых, служебных и других помещениях площадью до 25 м².

Кондиционер обеспечивает: охлаждение воздуха в помещении, автоматическое поддержание заданной температуры, очистку воздуха от пыли, вентиляцию, уменьшение влажности воздуха, изменение скорости движения и направления воздушного потока, воздухообмен с наружной средой.

Все узлы кондиционера смонтированы на металлическом основании. Металлической перегородкой кондиционер разделяется на два герметически изолированных отсека: наружный и внутренний. Внутренний отсек кондиционера, установленного в оконном проёме, находится внутри помещения, а наружный располагается вне его.

Основными рабочими узлами кондиционера являются: холодильный агрегат, вентиляторы (осевой и центробежный) с общим электродвигателем, пульт управления с пускозащитным устройством.

Герметичный холодильный агрегат (рис. 11.2) состоит из ротационного компрессора 9, конденсатора 8, испарителя 16, фильтра-осушителя 11, расширителя 10 и системы трубопроводов.

Компрессор, конденсатор, осушитель и расширитель расположены в наружном отсеке, а испаритель — во внутреннем.

Система холодильного агрегата заполнена смазочным маслом и хладоагентом хладоном-22.

Рис. 11.2 Кондиционер БК-1500: а — общий вид; б — схема работы:
1-поворотная решетка; 2-пульт управления; 3-кожух; 4-передняя панель с фильтром для очистки воздуха;
5-панелъ с жалюзи; 6-винт крепления передней панели; 7-соединительный шнур; 8-конденсатор;
9-компрессор; 10-расширитель; 11-фильтр-осушитель; 12-капиллярная трубка; 13-пульт упрощения;
14-перегородка; 15-фильтр воздушный; 16-испаритель; 17-вентилятор центробежный;
18-заслонка вентиляционная; 19-электродвигатель вентиляторов; 20-вентилятор осевой.

При включенных электродвигателях холодильный агрегат работает следующим образом: пары хладона нагнетаются компрессором 9 в конденсатор 8. В конденсаторе происходит конденсация паров за счёт отвода тепла наружным воздухом, продуваемым осевым вентилятором 20. Далее жидкий хладон поступает через фильтр-осушитель 11 по капиллярной трубке 12 в испаритель 16. Капиллярная трубка создаёт перепад давления между конденсатором и испарителем, вследствие чего жидкий хладон переходит в испаритель в газообразном состоянии. При этом он поглощает большое количество тепла, отнимая его от стенок испарителя и соприкасающегося с ним воздуха, засасываемого центробежным вентилятором 7 из помещения. Охлаждённый воздушный поток поступает в помещение через поворотную решётку.

Из испарителя через расширитель пары хладагента отсасываются компрессором, и цикл повторяется.

Осевой вентилятор 20 с двухскоростным электродвигателем 19, расположенный в наружном отсеке, предназначен для охлаждения конденсатора наружным воздухом, засасываемым через жалюзи в боковых стенках кожуха.

Центробежный вентилятор, установленный на внутреннем отсеке конденсатора, служит для засасывания воздуха из помещения через решетчатую часть декоративной панели, воздушный фильтр 15 и испаритель, а также для нагнетания охлаждённого и очищенного от пыли воздуха в помещение через поворотную решётку.

Электродвигатель вентиляторов включается при пуске компрессора, однако он может быть также включен в работу в режиме вентиляции и при отключенной холодильной системе.

Пульт управления 2 с пускозащитным устройством предназначается для пуска, остановки и управления работой кондиционера, установления желаемой температуры в помещении и автоматического поддержания её, а также для защиты элементов кондиционера от перегрузки.

Электрическая схема кондиционера показана на рисунке 11.3.

Рис. 11.3. Электрическая схема кондиционера БК-1500.

Пускозащитное устройство состоит из следующих приборов: конденсатор С пусковой электролитический СПЭ ёмкостью 60 мкФ для пуска электродвигателя компрессора МК; конденсатор рабочий блочный СРБ для обеспечения работы однофазных электродвигателей MB и МК; реле напряжения; пусковое РНП (напряжение 250 В ток 10 А) для отключения пускового конденсатора СПЭ после пуска двигателя компрессора МК; термостат ДРТ (датчик реле температуры) для автоматического управления кондиционером (температура регулирования от 10 до 15ºС); реле температурно-токовое РТТ для защиты электродвигателя компрессора МК при перегрузках, резистор RPp ОМЛТ-0,5 100 кОм для разряда пускового электролитического конденсатора СПЭ после его отключения.

По сравнению с ранее выпускаемыми кондиционерами, кондиционер БК-1500 имеет следующие преимущества. Компрессор кондиционера ротационного типа, более легкий и с меньшим шумом, чем ранее применяемый поршневой компрессор. Расход электроэнергии снижен. Электродвигатель вентиляторов имеет две частоты вращения, что делает возможным регулирование объема вентилируемого воздуха в единицу времени и скорости движения воздушного потока, а также уменьшение шума. Пластмассовый кожух по сравнению с металлическим имеет меньшую массу, обеспечивает уменьшение теплоотдачи и поглощает шум работающего агрегата.

Техническая характеристика кондиционера БК-1500

Кондиционер
Тип Бытовой оконный автономный с автоматической регулировкой температур
Холодопроизводительность, ккал/ч 1500
Потребляемая мощность, Вт Не более 1000
Номинальное напряжение, В 220
Уровень шума, дБ Не более 58
Рабочий ток, А Не более 5
Габаритные размеры, мм 400·600·585
Масса, кг 51
Компрессор
Тип Ротационный, с конденсаторным двигателем
Холодопроизводительность, ккал/ч 1750
Потребляемая мощность, Вт Не более 854
Рабочий ток, А Не более 4,4
Коэффициент мощности 0,875
Частота вращения двигателя, об/мин. 2910
Двигатель вентиляторов
Тип Двухскоростной, однофазный с короткозамкнутым ротором, конденсаторный
Номинальное напряжение, В 220
Потребляемая мощность, Вт 40/18
Частота вращения, об/мин.
максимальная 810
минимальная 625

Методика работы

Устройство, принцип действия, электрическую схему и правила эксплуатации кондиционера БК-1500 изучить по методическому указанию к лабораторной работе.

Для измерения температуры на входе и выходе кондиционера, включать кондиционер на различных режимах работы. Скорость воздуха в кондиционере измеряют индукционным анемометром, а температуру градусником.

Результаты опытов и расчётов сводят в таблицу 11.1.

Результаты опытов и расчётов

&#8470 п/пР уст , кВтТ вх , ºСТ вых , ºСV, м/сА кон , м²Q, м³/чЭ уд , кВт·ч/м³η, %

Удельный расход электроэнергии на вентиляцию, кВт·ч/м³:

где Q=3600·V·А кон — подача вентилятора, м³/ч;

Здесь А кон — площадь активного сечения кондиционера, м².

Коэффициент полезного действия кондиционера в установленном режиме:

где Р вх — плотность воздуха, кг/м³;

С — удельная теплоёмкость воздуха, кДж/кгºС , С = 1 кДж/кгºС.

Плотность воздуха, ρ :

где — средняя температура воздуха в калорифере, ºС.

р = 98,7 — барометрическое давление в данном районе во время проведения эксперимента, кПа.

  1. Таблица опытных и расчётных данных.
  2. Электрическая схема кондиционера.
  3. Расчётные формулы.
  4. Значение КПД и удельный расход электроэнергии на вентиляцию и кондиционирование.
  5. Выводы по работе.

  1. Техническая характеристика кондиционера БК-1500.
  2. Основные рабочие элементы бытового кондиционера БК-1500.
  3. Назначение и принцип работы основных рабочих элементов.
  4. Работа принципиальной электрической схемы.
  5. Назначение и составные элементы, принцип работы холодильного агрегата в БК-1500.
  6. Для чего нужен центробежный вентилятор?
  7. Роль термостата ДРТ в работе БК-1500, температура регулирования.
  8. Сколько частот вращения имеет электродвигатель вентиляторов и как это влияет на работу БК-1500?
  9. Преимущества и недостатки БК-1500.
  10. Назначение капиллярной трубки.

Кондиционеры

Марка Производительность по Очистка
воздуха,
%
Мощ-
ность,
кВт
Габарит,
мм
Вес,
кг
воздуху,
м³/ч
холоду,
кВт
теплу,
кВт
влаге,
кг/ч
КПА1-2,2-01М 2200 11 6,3 3 85 12,15 970×570×1860 470
КПА1-3,5-04М 3500 17,6 15 6 85 28,2 1200×850×1860 750
КПА1-4,4-01М 4400 22 12 6 85 23,3 1200×510×1860 570
КПА1-7,0-01М 7000 32 15 11,03 85 35 1200×850×1860 820
КПА1-11-01М 11000 51 24 14,5 85 48,5 1940×850×1860 1180
KM1-2-01 2000 18,6 12 7,68 95 25,6 530
KM1-4-01A 4400 32 15 4,8 95 50 745
KK2-1,2-01M 1000 4,56 6 80 5,2 700×310×835 120
KK2-1,2-03M 1000 4,56 6 80 13 700×310×835 120
KTA2-5-01A 5000 24,36 36,54 12,5 750
KTA2-0,5Э-01A 400 2,3 90 1,62 975×640×376 83
KTA2-0,5Э-02У1 400 3,48 75 3,1 671×782×280 40
КНБ-3,15-01 3150 21,5 12,5 92 2,4 1860×810×2085 720
КНБ-6,3-01 6300 43 25 92 4,4 2130×810×2085 870
КНБ-10-01 10000 67б5 40 92 7,9 1875×1450×2485 1380

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006

Простейшая схема автомобильного кондиционера

Простейшая схема автомобильного кондиционера

Вы видите простейшую электрическую схему системы автомобильного кондиционера, как она работает смотрите ниже:

В момент включения зажигания автомобиля, на предохранителях «1” и «11”, появляется 12 вольт, заводим автомобиль. Теперь на этих предохранителях 14 вольт.

Что бы запустить систему АК, включаем кнопку «2” вентилятора отопителя салона. После включения вентилятора, на кнопке «3”, появляется 14 вольт, нажимаем эту кнопку и напряжение доходит до датчика «4”, аварийного отключения системы. (Если в системе кондиционера давление будет превышать 18 бар, датчик разомкнет цепь, и напряжение дальше не пойдет, в следствии, кондиционер отключится, это не даст расти давлению и сбережет целостность системы.) (Такие датчики стоят не на всех системах АК, зачастую они вообще отсутствуют.)

Если датчик «4” сомкнут, напряжение доходит до датчика низкого давлении «5”, который замыкает цепь, когда в системе АК давление превышает 2 бар. (Если датчик разомкнут, значит, в системе недостаточно давления его включить, либо не работает сам датчик).

Если все в порядке, питание приходит на управление реле «6”, после срабатывания реле, с предохранителя «11” питание направляется на электромагнит компрессора ”7”.

Для чего нам нужен датчик высокого давления «8”? Для того что бы избежать неприятностей от избыточного давления в системе АК. Этот датчик должен включится, если в системе давление выше 15-ти бар. После его включения, питание с предохранителя «1”, направляется на управление релюшки «9”. Реле замыкает провод который идет от предохранителя «11”, на дополнительный вентилятор охлаждения «10”.

Вот таким образом и работает простейшая электрическая схема, включения системы автомобильного кондиционера.

В природе существует масса разновидностей управления автомобильным кондиционером, климат контроли, в систему которых входят датчики температур салона, и температуры на улице. На такие системы, схем очень много, поэтому привел в пример только одну, самую простую, для представления того, как в общем включается компрессор кондиционера и от чего включается вентилятор охлаждения. На системах с климат-контролем, установлены датчики температуры окружающей среды, поэтому, если температура окружающей среды ниже плюс пяти градусов по Цельсию, кондиционер тоже не включится. А кондиционер нужно включать зимой, хотя бы два раза в месяц на минут 15-20. Для этого владельцам автомобилей с такой системой управления приходится искать тепленькое место для своего авто, либо феном греть датчик температуры окружающей среды (обычно он установлен спереди, между передним радиатором и бампером).

На автомобилях Mercedes стоят реле, которые управляют отдельно клапанами, которые перекрывают подачу горячего тосола в радиатор печки, или подмешивают его для поддержки той температуры в салоне, которую ВЫ задали.

На некоторых автомобилях климат просто отключает и включает компрессор кондиционера, на других климат просто приоткрывает заслонки и подмешивают горячий воздух для поддержания температуры.

Датчики давления тоже бывают разные, например на автомобилях Renault часто встречаются датчики с тремя выводами, которые не замыкают провод как показано на выше приведенной схеме, а меняют свое сопротивление в зависимости от изменения давления в системе кондиционера.

На автомобилях Peugeot вентилятор охлаждения радиатора кондиционера включается сразу, вместе с компрессором, у них две скорости. Когда давление поднимается к критическому, вентилятор крутится быстрее.

На некоторых моделях Mercedes и BMW, встречались датчики высокого давления, которые в зависимости от давления меняли сопротивление, и вентилятор охлаждения в зависимости от сопротивления датчика набирал обороты (немцы молодцы, интересно придумали, но вентиляторы эти не надежные и цена на них не маленькая, например BMW X5 — вентилятор стоил 500у.е. в 2008 году).

Компрессора тоже по разному включаются, есть включение с помощью электромагнита, есть с помощью электроклапана, который устанавливается непосредственно во внутрь компрессора (внутренности таких компрессоров крутятся постоянно).

ВНИМАНИЕ. Если ВЫ, только приобрели автомобиль с кондиционером, включаете его, муфта на компрессоре срабатывает, компрессор начинает вращаться, но холода нет. Выключайте кондиционер и направляйтесь к специалисту по ремонту АК. Дело в том, что наши всеми любимые перекупы, которые занимаются перепродажей автомобилей, зачастую не хотят тратить денег на заправку системы кондиционера, и просят электриков ставить перемычку на датчик низкого давления «5”. Если ее поставить, то электромагнит на компрессоре будет срабатывать, компрессор будет вращаться, в следствии чего, он просто клинит. Компрессор стоит не дешево.

Мой ВАМ совет, купив новый, или подержанный автомобиль с кондиционером, обратитесь к специалисту по ремонту АК.

Почему даже с новым автомобилем? Человек купил новый автомобиль (DAEWOO Nubira), но так как на заводе изготовителе, не добавили в систему АК масло, компрессор заклинил. Ему пришлось покупать новый компрессор за 600у.е.

Электрическая схема компрессора для кондиционера

продажа монтаж сервис

+7 927 791 01 07

При выполнении ремонт кондиционеров в Сызрани часто приходиться разбираться с неисправностями электросхемы кондиционеров.

Рассмотрим типовую схему недорогого кондиционера он офф:

сердце наружного блока — компрессор, он имеет три обмотки:

С common — общая обмотка

R run — рабочая (главная)

S start — стартовая

Overload Relay — тепловая защита компрессора, защищает обмотки компрессора от разрушения. Контакт размыкается при сильном нагреве компрессора, по мере остывания контакт вновь замыкается. Защита устанавливается в верху корпуса компрессора.

Compressor capacitor — рабочий конденсатор компрессора, обеспечивает сдвиг фазы напряжения 220в. на обмотке S.

Электрическая схема подключения

4-way четырехходовой клапан, запитан в режиме тепло.

Fan Motor — мотор вентилятора.

Собственно во внешнем блоке кондиционера он офф из электрокомпонентов обычно находится компрессор, вентилятор, и 4-х ходовой клапан.

Управление включение и выключение электрокомпонентов выполняется с платы внутреннего блока, по межблочным проводам.

Схема кондиционера 24 000 BTU:

В отличии от небольших кондиционеров здесь используется контактор — КМ1 для включения компрессора.

COLD Module — блок управления вращением вентилятора. Или по другому — модуль управления давлением конденсации. Этот узел необходим для нормальной работы кондиционера при прохладной погоде и зимой.

RT3 pipe temperature sensor — датчик температуры, устанавливается на выходе конденсатора хладагента. Его назначение — защита системы от утечек хладагента или повышенного давления в конденсаторе.

Схема кондиционера 36 000 BTU:

В более мощных кондиционерах используются компрессоры питаемые трехфазным напряжением. Поэтому контактор КМ1 имеет три группы.

Так же в таких кондиционерах присутствует своя плата управления на схеме это — UNIT1.

Схема внутреннего блока кондиционера:

UNIT1 — Плата управления

UNIT2 — Дисплейный модуль

FAN1 — мотор тангенциального вентилятора

SWING — мотор направляющих воздушного потока

RT1 — датчик температуры воздуха помещения. Нужен для контроля и поддержания заданной температуры с пульта управления.
RT2 — датчик температуры испарителя, необходим для защиты кондиционера и контроля нормальной работы системы.

кондиционеры продажа монтаж сервис
Самарская область — Самара, Тольятти, Сызрань.

Работа герметичных компрессоров

С хемы электрического включения герметичных компрессоров определяются типом электродвигателя, примененного для привода компрессора, а также параметрами питающей сети. Для привода компрессоров, предназначенных для подключения к однофазной сети, используются асинхронные конденсаторные двигатели. Асинхронный конденсаторный двигатель имеет на статоре две обмотки. Одну из обмоток, пусковую, включают непосредственно в однофазную сеть, а другую, рабочую, включают через рабочий конденсатор.


Схема включения конденсаторного двигателя с рабочей емкостью наиболее распространена в бытовых кондиционерах (см. рис.)
1 — электродвигатель; 2 — внутренняя электрическая защита (тепловая, токовая); 3,4 — обмотки пусковая и рабочая соответственно; Ср — конденсатор рабочий; R, С, S — выводы обмоток; L — фаза; N — рабочий нуль.

Рабочий конденсатор создает фазовый сдвиг между токами в пусковой и рабочей обмотках статора и остается включенным на протяжении всего периода работы двигателя.

Необходимо помнить, что измерять сопротивление обмоток электродвигателя таких компрессоров следует после остывания компрессора. Иначе можно сделать неверный вывод о наличии обрыва в обмотках.


Для повышения пускового момента параллельно рабочему конденсатору включают конденсатор, называемый пусковым (см. рис.). По окончании пуска этот конденсатор отключается.
На рисунке: 1 — компрессор; 2 — реле пусковое; 3 — реле тепловой (токовой) защиты; 4, 5 — обмотки пусковая и рабочая соответствен.но; Сп — конденсатор пусковой; Rш — резистор шунтирующий.

Г ерметичные компрессоры для трехфазной сети используют в качестве привода трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутой обмоткой ротора. Для запуска таких компрессоров применяют метод непосредственного включения электродвигателей в сеть, который благодаря своей простоте получил наибольшее распространение для электродвигателей компрессоров мощностью до 7,5 кВт. Однако он имеет один существенный недостаток: в момент подключения двигателя к сети в обмотке статора возникает большая пусковая сила тока, в 5. 7 раз превышающая значение номинальной силы тока двигателя. Значительный бросок силы тока в питающей сети может вызвать заметное падение напряжения.

В цепи питания трехфазного двигателя, являющегося приводом ротационного, спирального компрессоров, всегда устанавливают реле контроля чередования фаз для предотвращения обратного вращения.

Для предотвращения автоматического повторного включения такие защиты, как токовая защита, внутренняя тепловая защита, датчик высокого давления и т. п., включаются по схеме с самоудержанием.

Электрические цепи подразделяются на рабочие цепи и цепи защиты. Для обеспечения функционирования рабочих цепей предназначены: пусковое реле, пусковой конденсатор, рабочий конденсатор, шунтирующий резистор.

Пусковое реле служит для подключения пускового конденсатора параллельно рабочему на время запуска электродвигателя компрессора. Обмотка реле включена параллельно вспомогательной обмотке электродвигателя, контакты реле нормально замкнуты. При достижении 75% частоты вращения электродвигателя реле срабатывает и отключает пусковой конденсатор.

В бытовых кондиционерах используется два типа пускового реле: тепловое и реле напряжения. Тепловое реле реагирует на теплоту, выделяемую при прохождении тока через провод. Эти реле снабжены двумя парами контактов для включения пусковой и рабочей обмоток электродвигателя соответственно.

Для проверки работоспособности реле его отключают от питания и отсоединяют фазный провод на клемме на выходе реле и соединяют его с клеммой на входе. С помощью токовых клещей замеряют силу тока в нулевом проводе, подключенном к компрессору. Для этого включают компрессор и немедленно отсоединяют провод на реле от входной клеммы. Если компрессор продолжает работать, а сила тока приближается к номинальной, то, значит, реле неисправно и его заменяют. Если компрессор работает при номинальной силе тока, но останавливается в течение 1. 2 мин, то реле неисправно и его заменяют.

Пусковое реле напряжения электромагнитного типа содержит катушку из проволоки, намотанной на сердечник. Реле имеет нормально замкнутые контакты, которые размыкаются при втягивании сердечника в катушку. Реле может заклинить при закрытом или открытом положении контактов. Пусковое реле, заклинившее в закрытом положении, осуществляет пуск электродвигателя, но защитное реле при этом часто включает и выключает электродвигатель.

Пусковой конденсатор устанавливается в пусковой цепи и подключается параллельно рабочему конденсатору только в момент пуска. Условием работоспособности конденсатора служит его емкость. Если емкость меньше номинальной на 20 %, то конденсатор следует заменить.

Рабочий конденсатор включен последовательно с рабочей обмоткой электродвигателя компрессора. Он постоянно включен в рабочую цепь. Рабочий конденсатор повышает КПД компрессора и создает достаточный крутящий момент для запуска электродвигателя с постоянно расщепленной фазой. Если емкость рабочего конденсатора имеет отклонение от номинала более чем на ±10 %, то его заменяют.

Шунтирующий резистор включается параллельно пусковому конденсатору. После запуска компрессора пусковой конденсатор отключается и остается в заряженном состоянии. В момент следующего включения пусковой конденсатор практически мгновенно разряжается через контакты пускового реле и рабочий конденсатор. Наибольшим сопротивлением в этой цепи обладают контакты пускового реле. Выделяемое на них тепло может стать достаточным для сварки контактов. При сварке контактов пускового реле отключение пускового конденсатора станет невозможным, что приведет к выходу его из строя и к пробою изоляции обмотки электродвигателя. Для предотвращения столь серьезных последствий предназначен шунтирующий резистор, на который разряжается пусковой конденсатор после его отключения.

З ащиту компрессоров кондиционеров обеспечивают цепи защиты, которые содержат следующие элементы: реле тепловое (токовое), реле перегрузки, реле внутренней тепловой защиты в управляющей цепи, реле тепловой защиты в цепи питания, реле контроля чередования фаз.

Защита устанавливается на верхнюю часть герметичного корпуса компрессора (имеет внешний вид «таблетки») и отключает компрессор при перегреве или при превышении допустимой силы тока. Выпускаются несколько типов подобных элементов. Одни имеют в своем составе нагреватель и биметаллическую пластину, другие содержат только биметаллическую пластину, которая изгибается при нагревании и размыкает контакты в электрической цепи компрессора. Нагрев происходит от корпуса компрессора или вследствие значительной силы тока, протекающего через пластину (или нагреватель). После остывания биметаллическая защита возвращается в исходное положение, замыкая контакты. Реле включается в цепь асинхронного конденсаторного двигателя таким образом, что при срабатывании отключает питание от вывода (клеммы) С, являющейся точкой соединения рабочей и пусковой обмоток.

Т оковую защиту обеспечивает реле перегрузки, предназначенное для аварийного отключения компрессора в случае превышения допустимой силы тока в цепи его питания. Причинами превышения силы тока могут быть заклинивание компрессора, замыкание обмоток, низкое питающее напряжение. Защитные реле перегрузки, монтируемые снаружи компрессора, выпускают трех модификаций: с двумя клеммами, с тремя клеммами, с четырьмя клеммами. Для проверки реле с двумя клеммами токовыми клещами определяют пусковую и рабочую силу тока электродвигателя компрессора. Амперметр должен показать мгновенный скачок силы тока, превышающий в 4. 6 раз номинальный ток электродвигателя компрессора, который затем снижается до заданной величины. Если ток не уменьшается, а отключение электродвигателя происходит защитным реле, то оно исправно. На рис.: 1 — компрессор; 2 — реле тепловой (токовой) защиты; 3,4 — обмотки пусковая и рабочая соответственно.

Защитные реле с тремя клеммами применяют в электрической схеме компрессора, когда желательна защита не только рабочей, но и пусковой обмоток.

Защитные реле с четырьмя клеммами используют для защиты мощных компрессоров. Эти реле могут быть с биметаллическим элементом или со спиралью. Они имеют два соединения с цепью управления. Если величина силы тока, протекающего через электродвигатель компрессора, выше номинальной, то биметаллический элемент или спираль нагреется, цепь управления размыкается, компрессор останавливается.

Поскольку при снижении тока реле автоматически возвращается в исходное состояние, то этот элемент включается в цепь обмотки пускателя по схеме с самоудержанием.

Р еле внутренней тепловой защиты в управляющей цепи устанавливается непосредственно на выводы обмотки трехфазного электродвигателя компрессора (см. рис.). В качестве термочувствительного элемента используется биметаллическая пластина. Как правило, внутренняя тепловая защита используется вместе с токовой защитой, которая практически мгновенно реагирует на значительные скачки тока. Внутренняя тепловая защита обладает большей инерционностью и предназначена для предотвращения постепенного перегрева обмоток электродвигателя при неисправностях компрессора или элементов гидравлического контура. На рис.: 1 — электродвигатель компрессора; 2 — реле внутренней тепловой защиты; W, U, V — выводы обмоток.

Ротационные, спиральные компрессоры предполагают вращение вала приводного электродвигателя только в одном направлении. Для исключения ошибочного подключения компрессора к трехфазной сети и, как следствие, обратного вращения применяется реле контроля чередования фаз.

Реле контроля чередования фаз имеют еще одну функцию — это контроль значений всех фазных напряжений. Допускается одновременное отклонение фазных напряжений не более чем на 10%, а разница в значениях напряжений фаз (перекос) должна составлять менее 5 %. Несбалансированности напряжений следует уделять особое внимание, поскольку дисбаланс, например, в 5 % увеличивает тепловыделение на обмотках электродвигателя на 50 %.