Электрическая схема работы компрессора

ПУСК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ КОМПРЕССОРА

Пуск электродвигателя компрессора возможен только при работающем дизель-генераторе (см. рис. 1), когда включен контактор KP H и его замыкающий вспомогательный контакт (1178, 1179) постоянно падает плюс от автомата А5 «Компрессор» в ав тематическую схему пуска электродвигателя. При включенном тумблере ТРК управление включением и отключением электродвигателя компрессора производит реле давления воздуха РДК-При понижении давления воздуха до 7,5 кгс/см2 реле замыкает своими контакторами «минусовую» цепь питания схемы пуска электродвигателя. Получает питание катушка реле РМ4 в блоке пуска компрессора ВПК по цепи: автомат А5, провод 1178, замыкающий вспомогательный контакт контактора КРН, провода 1179, 1165, 1175, клемма 28/14, провод 1192, контакт 9 ВПК, катушка реле РМ4, контакт 8 ВПК, провода 1023, 1180, контакты тумблера ТРК и реле РДК, провода 1186, 1187 и на общий минус к ШР ЗМ-8.

Замыкающий контакт реле РМ4 между контактами 15 и 10 ВПК (Ю22, 1021) шунтирует разомкнутые контакты контактора КДК (1019, 1020), включая контактор управления электродвигателем компрессора КУДК. При этом от автомата А5 по проводам 1054, 1234, 1235, 963 через замыкающий главный контакт контактора КУДК, провод 967 подается плюс на обмотку параллельного возбуждения электродвигателя компрессора Н-НН и разгрузочный вентиль компрессора BP, а минус через обмотки электродвигателя КК-К, Я-ЯЯ соединен постоянно с вентилем BP. Падение напряжения на обмотках электродвигателя К мало ввиду малой величины сопротивления их, поэтому напряжение в цепи будет достаточным для включения вентиля BP. Его клапан открывает отверстие для перепуска воздуха из воздухопровода автоматики (5,5 кгс/см2) в разгрузочное устройство компрессора КТ6, которое своим штоком отжимает всасывающие пластины компрессора, соединяя напорную магистраль компрессора с атмосферой и обеспечивая пуск компрессора без противодавления.

Этим же контактом подается плюс на катушку контактора КДК (1188) и включается в работу электронная схема блока ВПК, к контакту 1 (1188, 1189) которого подается плюс, а на контакты 4, 5 (1197, 1194, 1182, 998) подается минус от ШР 2М-16. Одновременно вспомогательный контакт контактора КУДК (944, 805) включает электропневматический вентиль воздушных фильтров ВВФ. В результате этого периодически (при пуске компрессора) осуществляется поворот в масляной ванне и смачивание маслом сеток воздушного фильтра.

Благодаря обратной связи блока ВПК с регулятором напряжения РН электронная схема блока ВПК вырабатывает и подает определенной величины положительное напряжение в измерительную цепь регулятора РН по цепи: контакт 7 ВПК (1198, 1074,. 1075, 1065), контакт 7 регулятора РН и далее в измерительную цепь РН. В связи с этим регулятор напряжения уменьшает ток независимой обмотки возбуждения Н-НН стартер-генератора и его выходное напряжение на зажимах Я-ЯЯ плавно (в течение 2-5 с) снижается до 22-25 В. В этот момент электронная схема блока ВПК замыкает «минусовую» цепь катушки контактора КДК (П90), соединяя цепь минуса от контакта 5 к контакту 3-ВПК, и контактор КДК включается. Это возможно, потому, что при снижении напряжения стартер-генератора диод ДЗВ закрывается, на это время вся электрическая схема цепей управления тепловоза питается напряжением аккумуляторной батареи.

Контактор КДК включает электродвигатель компрессора К на пониженное напряжение стартер-генератора по цепи: плюс зажима Я стартер-генератора (976), замыкающий главный контакт контактора КДК (962), предохранитель ПРЗ (968), обмотки электродвигателя компрессора ЯЯ-Я, К-КК (970, 953), минус вывода стартер-генератора ЯЯ-

По мере увеличения частоты вращения якоря электродвигателя К с блока ВПК подается пропорциональный сигнал в регулятор РН на увеличение тока возбуждения в обмотке стартер-генератора, и напряжение его плавно увеличивается (в течение 2-5 с) до номинальной величины ПО В. С ростом напряжения на зажимах Я-ЯЯ стартер-генератора разность потенциалов на. зажимах катушки ВР (т. е. разность напряжений стартер-генератора и аккумуляторной батареи между проводами 988, 989) уменьшается и разгрузочный вентиль ВР выключается. К этому времени частота вращения якоря электродвигателя близка к номинальной и компрессор ‘ включается под нагрузку. Благодаря такой схеме включения пусковой ток в цепи электродвигатель К — стартер-генератор уменьшается до номинальной расчетной величины и обеспечивается плавный пуск компрессора.

При достижении давления воздуха в главных резервуарах 9,0 кгс/см2 контакт реле давления воздуха РДК размыкается и контакторы КДК и КУДК отключаются. Электродвигатель компрессора обесточивается, компрессор прекращает работу, а электрическая схема пуска электродвигателя К приводится в первоначальное состояние. Цикл пуска электродвигателя компрессора повторяется при снижении давления в главных резервуарах до 7,5±0,2 кгс/см2, когда вновь замыкаются контакты реле давления воздуха РДК-

При работе тепловоза двумя секциями управление выключением компрессоров обеих секций производится с любой из них (как правило, ведущей). В этом случае на ведомой секции, а также при неисправном реле РДК какой-либо из секций оно отключается тумблером ТРК-

Как устроен электрический компрессор

Оборудование, предназначенное для сжатия воздуха и его подачи под давлением, используют во всех отраслях промышленности, в строительстве, торговле и других сферах деятельности человека. При этом нужно отметить, что широчайшая область применения не могла не найти отражения в конструкции компрессорной техники. Современные производители предлагают по-настоящему широкий выбор установок, которые различаются конструкцией и принципом действия. Причем значительная часть рынка приходится на долю оборудования, оснащенного электродвигателем. Чтобы разобраться, в чем причина его популярности, предлагаем подробнее рассмотреть этот тип техники.

Особенности устройства электрического компрессора

Установки с электроприводом — это оборудование, которое предназначено для подключения к сети напряжением 220 или 380 вольт. В первом случае речь идет о бытовых или полупрофессиональных моделях, во втором — о промышленных агрегатах, применяемых на производствах.

Принцип действия электрических компрессоров основывается на трансформации электроэнергии в механическое движение. В основе этого процесса лежит принцип электромагнитной индукции, который предусматривает использование вращающегося магнитного поля для создания крутящего момента. При подключении компрессора к сети энергоснабжения магнитное поле статора вызывает появление в роторе тока, который в свою очередь провоцирует образование собственного поля якоря, заставляющего вал двигателя вращаться.

Таким образом, устройство привода электрического компрессора ничем не отличается от конструкции основной массы электродвигателей. Различие состоит в конструктивных особенностях других узлов оборудования. Компрессоры делят на поршневые и винтовые. Устройство, принцип действия, преимущества и недостатки этих агрегатов заметно различаются, поэтому стоит рассмотреть их немного подробнее. Итак:

  • Устройство поршневого электрического компрессора. Основными элементами агрегата данного типа являются электропривод, один или несколько цилиндров, ресивер. Двигатель трансформирует электрическую энергию в механическую и заставляет двигаться поршень. При движении вверх, в цилиндре создается разряжение, за счет которого происходит открытие всасывающего клапана и наполнение внутреннего пространства воздухом.
    Далее поршень движется вниз и сжимает рабочую среду. Когда давление начинает превышать усилие пружины, открывается нагнетательный клапан, через который сжатый воздух поступает в ресивер. Резервуар необходим как для выравнивания пульсации, возникающей из-за особенностей поршневого компрессора, так и для дополнительной очистки рабочей среды от конденсата.
    Агрегаты данного типа имеют и преимущества, и недостатки. К числу первых можно отнести нетребовательность к условиям эксплуатации, значительное сжатие воздуха, возможность работы в прерывистом режиме. Что же касается минусов, то наиболее значимыми их них являются сравнительно невысокий КПД, а также быстрый износ деталей, совершающих возвратно-поступательное движение.
  • Устройство винтового электрического компрессора. Конструкция агрегатов данного типа предусматривает наличие двух обязательных узлов — электродвигателя и роторной пары. Как и в случае с поршневыми компрессорами, двигатель превращает электрическую энергию в механическую. Далее ременная или прямая передача передает усилие на ведущий ротор, который в свою очередь заставляет двигаться ведомый. При вращении винтовой пары объем полостей, создаваемых плоскостями роторов и внутренней поверхностью корпуса, то увеличивается, то уменьшается. В первом случае возникает разряжение, во втором — сжатие воздуха.
    Важная особенность винтовых агрегатов состоит в отсутствии хоть сколько-нибудь значимой пульсации. Это позволяет отказаться от применения ресивера и подавать воздух напрямую в пневмосистему предприятия. Впрочем, обычно накопитель все же используют.
Читайте также  Штуцер головки компрессора мтз

Что касается других преимуществ, то в их перечень можно включить высокую производительность, компактные размеры, возможность, автоматизации, небольшой износ, продлевающий срок службы агрегата. Кроме того, стоит отметить экономичность винтовых компрессоров, которые потребляют электроэнергии на 25-30% меньше, чем поршневые. Если же говорить о минусах данных устройств, то, пожалуй, он один — сравнительно высокая стоимость. Планируя купить электрический компрессор винтового типа, нужно быть готовым заплатить примерно на треть больше, чем за поршневой агрегат. Вместе с тем, стоит сказать, что разница довольно быстро окупается за счет небольшого энергопотребления.

Остались вопросы по устройству и принципу действия электрических компрессоров? Задайте их консультантам нашей компании. Специалисты подробно расскажут об особенностях той или иной модели и помогут подобрать подходящий вариант.

Подготовлено: Евгений Желтов

Само название «электрический компрессор» указывает, что ключевой характеристикой данного прибора, по которой его отличают от аналогов, является его способность работать на электричестве. Такое оборудование широко используется в промышленности, строительстве, в автомастерских и в быту

Электрооборудование компрессоров, вентиляторов, их автоматизация, схемы управления

Большинство компрессоров и вентиляторов работают на обычном асинхронном моторе. Из этого следует, что схема управления двигателем классическая. Ниже вы найдете их с описаниями.
Если Вас интересует телескоп Levenhuk Skyline Travel 70, перейдя по ссылке вы сможете приобрести его.

Устройство и принцип действия асинхронных электродвигателей

  1. Ротор, он же сердечник. На него подается входное напряжение. Бывает короткозамкнутым или фазным. В первом случае центральный стержень отливается из алюминия с закороченными кольцами на торце. Иначе этот тип называется беличьей клеткой. Во втором случае используется 3 медные обмотки.
  2. Статор. Это — внешний цилиндр, который «надет» на ротор. На него попадает напряжение с ротора, что приводит его во вращение. Как правило, производится из стальных листов с канавками, куда уложена медная обмотка.
  3. Прочие детали. Сюда входят валы, подшипники, втулки и прочие части, не имеющие прямого отношения к электромеханическому вращению. Также к этой категории относится металлический корпус двигателя.

Принцип работы асинхронника заложен в его названии. Скорости вращения у ротора и статора разные, в отличие от синхронных двигателей.

Пошаговый процесс выглядит так:

  1. Когда на ротор подается ток, его магнитное поле (далее м.п.) возбуждает контур статора. Таким образом индуцируется электродвижущая сила.
  2. В роторе образуется переменный ток.
  3. Вращение 2 м.п. создают крутящий момент, но скорость при этом разная.

В связи с этим, схема управления компрессором и вентилятором по требованиями ГОСТ должна иметь:

  • плавный пуск;
  • систему безопасности от скачков тока и напряжения;
  • возможность переключения между автоматическим и ручным управлением (опционально);
  • автоматическое управление процессом нагнетания воздуха/жидкости.

Если хотите представить действие получше, можете посмотреть этот ролик.

Схема блокировки последовательности управления двух электродвигателей

Ниже приведена схема управления компрессорной установкой на несколько двигателей:

На ней изображены:

  1. Q – выключатели;
  2. F – предохранители, на случай резкого скачка тока;
  3. КМ – магнитные пускатели, препятствующие одновременной работе 2 двигателей;
  4. КК – тепловое реле, реагирующее на нагрев мотора и отключающее его;
  5. SBC – механические выключатели, на случай аварии;
  6. SBT – механические включатели;
  7. Q3 – вспомогательный выключатель, на случай поломки первых.

В схему управления электродвигателем можно включать дополнительные цепочки, при увеличении количества моторов.

Схема автоматического управления

Отключенное реле шунтирует резисторы 1-2, и теперь асинхронник начинает разгоняться от 2-4 резистора. Затем контактор отключает второе реле.

Таким образом постепенно происходит отключение реле и смещение разгона на резисторах. Это происходит до полного шунтирования всех резисторов и выход мотора на рабочую частоту вращения.

Это — относительно простая схема автоматики, с которой может работать любой компрессор.

Схема для управления мотором насоса с функцией давления

  1. Отключение — при повышении уровня жидкости в емкости;
  2. Включение — при понижении.

Схема подключения компрессора удобна тем, что подразумевает, как автоматический, так и ручной контроль.

Электросхема выглядит так:

Элементы с инициалом К – это ручные выключатели. При его использовании, они переводятся в низовое положение. При нажатии на механический выключатель КпН — ток идет на Л1 и запускается мотор.

Если вы хотите использовать автоматическое выключения, элементы К переходят в верхнее положение.

Схема для автоматического компрессорного электропривода

Аналогичная комбинированная электрическая схема, имеющая ручное управление (кнопками КУП и КУС) и авто, опираясь на давление в емкости.

Принципиальная схема управления выглядит следующим образом:

Для включения ручного управления, компонент «П» ставится в положение «Ручное». Когда происходит замыкание B, запускается 1-е реле. От него идет ток на клапан «ЭВМ», открывающий проток воды. Вторым реле открывается подача воздуха.

Когда образуется необходимое давление, срабатывает реле давления. Его контакты замыкаются в зоне элемента К.

Включая компонент КУП, срабатывает контактор, запуская компрессор и система выдува конденсата. В это же время запускается РВ1, размыкая контакты в клапане продувания. После начинается нагнетание воздуха компрессором.

При автоматическом управлении, необходимо включить режим «Авт.». Если давление в цистерне падает до 6 кгс/см2 — замыкается РДmin, а через замыкание контактов РД max — включается P1. Далее процесс запуска такой же, как и при ручном управлении.

Cхема электропривода холодильной фреоновой установки

Если вас интересует дистанционное управление компрессором и другим моторным электрооборудованием, вы можете посмотреть видео.

Электрическая схема холодильника

Принцип работы холодильника по классической схеме

Рассмотрим принцип работа на примере стандартной классической схемы. Электрический компрессор закачивает фреон из испарителя и далее через фильтр нагнетает газообразный фреон в систему конденсации, представляющую из себя длинную изогнутую капиллярную трубку.

В этой системе, происходит охлаждение фреона до комнатной температуры и переход газообразного фреона в жидкое состояние.

После этого фреон, в своем новом состоянии, под давлением попадает через узкое отверстие во внутреннюю систему испарителя, где вновь переходит в свое первоначальное жидкое состояние. В результате циркуляции и изменения состояния фреона, испаритель охлаждает пространство внутри холодильника.

Этот процесс повторяется неоднократно, пока не будет достигнута заданная терморегулятором температура, внутри испарителя. Как только температура достигает своего заданного значения, контакты терморегулятора размыкают электрическую цепь, после чего мотор компрессора останавливается.

Через какое-то время, температура внутри холодильника начинает повышаться естественным образом и происходит замыкание контактов терморегулятора. Защитно-пусковое реле производит запуск электродвигателя и компрессора продолжает свою работу сначала.

Электрическая схема холодильника и принцип действия

При включении питания, электрический ток через контакты терморегулятора и реле тепловой защиты поступает на обмотку электродвигателя компрессора.

После включения контактов пускового реле, в следствии превышении номинального тока, к цепи подключается пусковая обмотка электродвигателя.

Электродвигатель начинает вращаться и ток в рабочей обмотке снижается до своего номинала. После этого, контакты пускового реле вновь размыкаются, и электродвигатель компрессора продолжает работать в нормальном режиме.

Когда температура фреона в испарителе достигает заданного терморегулятором значения, его контакты размыкаются, и электродвигатель компрессора останавливается. После того, как температура в холодильнике увеличится, терморегулятор вновь включает электродвигатель, и цикл повторяется сначала.

Читайте также  Холодильник хрк 2 компрессора 302вп 10 8

Защитное реле служит для отключения электродвигателя, в случаи его перегрева. Оно состоит из биметаллической пластины, которая при повышении температуры изгибается и размыкает контакты, размыкая электрическую цепь. После остывания электродвигателя и биметаллической пластины контакты вновь замыкаются, и на схему подается питающее напряжение.

Работа герметичных компрессоров

С хемы электрического включения герметичных компрессоров определяются типом электродвигателя, примененного для привода компрессора, а также параметрами питающей сети. Для привода компрессоров, предназначенных для подключения к однофазной сети, используются асинхронные конденсаторные двигатели. Асинхронный конденсаторный двигатель имеет на статоре две обмотки. Одну из обмоток, пусковую, включают непосредственно в однофазную сеть, а другую, рабочую, включают через рабочий конденсатор.


Схема включения конденсаторного двигателя с рабочей емкостью наиболее распространена в бытовых кондиционерах (см. рис.)
1 — электродвигатель; 2 — внутренняя электрическая защита (тепловая, токовая); 3,4 — обмотки пусковая и рабочая соответственно; Ср — конденсатор рабочий; R, С, S — выводы обмоток; L — фаза; N — рабочий нуль.

Рабочий конденсатор создает фазовый сдвиг между токами в пусковой и рабочей обмотках статора и остается включенным на протяжении всего периода работы двигателя.

Необходимо помнить, что измерять сопротивление обмоток электродвигателя таких компрессоров следует после остывания компрессора. Иначе можно сделать неверный вывод о наличии обрыва в обмотках.


Для повышения пускового момента параллельно рабочему конденсатору включают конденсатор, называемый пусковым (см. рис.). По окончании пуска этот конденсатор отключается.
На рисунке: 1 — компрессор; 2 — реле пусковое; 3 — реле тепловой (токовой) защиты; 4, 5 — обмотки пусковая и рабочая соответствен.но; Сп — конденсатор пусковой; Rш — резистор шунтирующий.

Г ерметичные компрессоры для трехфазной сети используют в качестве привода трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутой обмоткой ротора. Для запуска таких компрессоров применяют метод непосредственного включения электродвигателей в сеть, который благодаря своей простоте получил наибольшее распространение для электродвигателей компрессоров мощностью до 7,5 кВт. Однако он имеет один существенный недостаток: в момент подключения двигателя к сети в обмотке статора возникает большая пусковая сила тока, в 5. 7 раз превышающая значение номинальной силы тока двигателя. Значительный бросок силы тока в питающей сети может вызвать заметное падение напряжения.

В цепи питания трехфазного двигателя, являющегося приводом ротационного, спирального компрессоров, всегда устанавливают реле контроля чередования фаз для предотвращения обратного вращения.

Для предотвращения автоматического повторного включения такие защиты, как токовая защита, внутренняя тепловая защита, датчик высокого давления и т. п., включаются по схеме с самоудержанием.

Электрические цепи подразделяются на рабочие цепи и цепи защиты. Для обеспечения функционирования рабочих цепей предназначены: пусковое реле, пусковой конденсатор, рабочий конденсатор, шунтирующий резистор.

Пусковое реле служит для подключения пускового конденсатора параллельно рабочему на время запуска электродвигателя компрессора. Обмотка реле включена параллельно вспомогательной обмотке электродвигателя, контакты реле нормально замкнуты. При достижении 75% частоты вращения электродвигателя реле срабатывает и отключает пусковой конденсатор.

В бытовых кондиционерах используется два типа пускового реле: тепловое и реле напряжения. Тепловое реле реагирует на теплоту, выделяемую при прохождении тока через провод. Эти реле снабжены двумя парами контактов для включения пусковой и рабочей обмоток электродвигателя соответственно.

Для проверки работоспособности реле его отключают от питания и отсоединяют фазный провод на клемме на выходе реле и соединяют его с клеммой на входе. С помощью токовых клещей замеряют силу тока в нулевом проводе, подключенном к компрессору. Для этого включают компрессор и немедленно отсоединяют провод на реле от входной клеммы. Если компрессор продолжает работать, а сила тока приближается к номинальной, то, значит, реле неисправно и его заменяют. Если компрессор работает при номинальной силе тока, но останавливается в течение 1. 2 мин, то реле неисправно и его заменяют.

Пусковое реле напряжения электромагнитного типа содержит катушку из проволоки, намотанной на сердечник. Реле имеет нормально замкнутые контакты, которые размыкаются при втягивании сердечника в катушку. Реле может заклинить при закрытом или открытом положении контактов. Пусковое реле, заклинившее в закрытом положении, осуществляет пуск электродвигателя, но защитное реле при этом часто включает и выключает электродвигатель.

Пусковой конденсатор устанавливается в пусковой цепи и подключается параллельно рабочему конденсатору только в момент пуска. Условием работоспособности конденсатора служит его емкость. Если емкость меньше номинальной на 20 %, то конденсатор следует заменить.

Рабочий конденсатор включен последовательно с рабочей обмоткой электродвигателя компрессора. Он постоянно включен в рабочую цепь. Рабочий конденсатор повышает КПД компрессора и создает достаточный крутящий момент для запуска электродвигателя с постоянно расщепленной фазой. Если емкость рабочего конденсатора имеет отклонение от номинала более чем на ±10 %, то его заменяют.

Шунтирующий резистор включается параллельно пусковому конденсатору. После запуска компрессора пусковой конденсатор отключается и остается в заряженном состоянии. В момент следующего включения пусковой конденсатор практически мгновенно разряжается через контакты пускового реле и рабочий конденсатор. Наибольшим сопротивлением в этой цепи обладают контакты пускового реле. Выделяемое на них тепло может стать достаточным для сварки контактов. При сварке контактов пускового реле отключение пускового конденсатора станет невозможным, что приведет к выходу его из строя и к пробою изоляции обмотки электродвигателя. Для предотвращения столь серьезных последствий предназначен шунтирующий резистор, на который разряжается пусковой конденсатор после его отключения.

З ащиту компрессоров кондиционеров обеспечивают цепи защиты, которые содержат следующие элементы: реле тепловое (токовое), реле перегрузки, реле внутренней тепловой защиты в управляющей цепи, реле тепловой защиты в цепи питания, реле контроля чередования фаз.

Защита устанавливается на верхнюю часть герметичного корпуса компрессора (имеет внешний вид «таблетки») и отключает компрессор при перегреве или при превышении допустимой силы тока. Выпускаются несколько типов подобных элементов. Одни имеют в своем составе нагреватель и биметаллическую пластину, другие содержат только биметаллическую пластину, которая изгибается при нагревании и размыкает контакты в электрической цепи компрессора. Нагрев происходит от корпуса компрессора или вследствие значительной силы тока, протекающего через пластину (или нагреватель). После остывания биметаллическая защита возвращается в исходное положение, замыкая контакты. Реле включается в цепь асинхронного конденсаторного двигателя таким образом, что при срабатывании отключает питание от вывода (клеммы) С, являющейся точкой соединения рабочей и пусковой обмоток.

Т оковую защиту обеспечивает реле перегрузки, предназначенное для аварийного отключения компрессора в случае превышения допустимой силы тока в цепи его питания. Причинами превышения силы тока могут быть заклинивание компрессора, замыкание обмоток, низкое питающее напряжение. Защитные реле перегрузки, монтируемые снаружи компрессора, выпускают трех модификаций: с двумя клеммами, с тремя клеммами, с четырьмя клеммами. Для проверки реле с двумя клеммами токовыми клещами определяют пусковую и рабочую силу тока электродвигателя компрессора. Амперметр должен показать мгновенный скачок силы тока, превышающий в 4. 6 раз номинальный ток электродвигателя компрессора, который затем снижается до заданной величины. Если ток не уменьшается, а отключение электродвигателя происходит защитным реле, то оно исправно. На рис.: 1 — компрессор; 2 — реле тепловой (токовой) защиты; 3,4 — обмотки пусковая и рабочая соответственно.

Защитные реле с тремя клеммами применяют в электрической схеме компрессора, когда желательна защита не только рабочей, но и пусковой обмоток.

Читайте также  Холодильник атлант 2 компрессора инструкция по регулировке

Защитные реле с четырьмя клеммами используют для защиты мощных компрессоров. Эти реле могут быть с биметаллическим элементом или со спиралью. Они имеют два соединения с цепью управления. Если величина силы тока, протекающего через электродвигатель компрессора, выше номинальной, то биметаллический элемент или спираль нагреется, цепь управления размыкается, компрессор останавливается.

Поскольку при снижении тока реле автоматически возвращается в исходное состояние, то этот элемент включается в цепь обмотки пускателя по схеме с самоудержанием.

Р еле внутренней тепловой защиты в управляющей цепи устанавливается непосредственно на выводы обмотки трехфазного электродвигателя компрессора (см. рис.). В качестве термочувствительного элемента используется биметаллическая пластина. Как правило, внутренняя тепловая защита используется вместе с токовой защитой, которая практически мгновенно реагирует на значительные скачки тока. Внутренняя тепловая защита обладает большей инерционностью и предназначена для предотвращения постепенного перегрева обмоток электродвигателя при неисправностях компрессора или элементов гидравлического контура. На рис.: 1 — электродвигатель компрессора; 2 — реле внутренней тепловой защиты; W, U, V — выводы обмоток.

Ротационные, спиральные компрессоры предполагают вращение вала приводного электродвигателя только в одном направлении. Для исключения ошибочного подключения компрессора к трехфазной сети и, как следствие, обратного вращения применяется реле контроля чередования фаз.

Реле контроля чередования фаз имеют еще одну функцию — это контроль значений всех фазных напряжений. Допускается одновременное отклонение фазных напряжений не более чем на 10%, а разница в значениях напряжений фаз (перекос) должна составлять менее 5 %. Несбалансированности напряжений следует уделять особое внимание, поскольку дисбаланс, например, в 5 % увеличивает тепловыделение на обмотках электродвигателя на 50 %.