Электрическая схема защиты компрессора

Работа герметичных компрессоров

С хемы электрического включения герметичных компрессоров определяются типом электродвигателя, примененного для привода компрессора, а также параметрами питающей сети. Для привода компрессоров, предназначенных для подключения к однофазной сети, используются асинхронные конденсаторные двигатели. Асинхронный конденсаторный двигатель имеет на статоре две обмотки. Одну из обмоток, пусковую, включают непосредственно в однофазную сеть, а другую, рабочую, включают через рабочий конденсатор.


Схема включения конденсаторного двигателя с рабочей емкостью наиболее распространена в бытовых кондиционерах (см. рис.)
1 — электродвигатель; 2 — внутренняя электрическая защита (тепловая, токовая); 3,4 — обмотки пусковая и рабочая соответственно; Ср — конденсатор рабочий; R, С, S — выводы обмоток; L — фаза; N — рабочий нуль.

Рабочий конденсатор создает фазовый сдвиг между токами в пусковой и рабочей обмотках статора и остается включенным на протяжении всего периода работы двигателя.

Необходимо помнить, что измерять сопротивление обмоток электродвигателя таких компрессоров следует после остывания компрессора. Иначе можно сделать неверный вывод о наличии обрыва в обмотках.


Для повышения пускового момента параллельно рабочему конденсатору включают конденсатор, называемый пусковым (см. рис.). По окончании пуска этот конденсатор отключается.
На рисунке: 1 — компрессор; 2 — реле пусковое; 3 — реле тепловой (токовой) защиты; 4, 5 — обмотки пусковая и рабочая соответствен.но; Сп — конденсатор пусковой; Rш — резистор шунтирующий.

Г ерметичные компрессоры для трехфазной сети используют в качестве привода трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутой обмоткой ротора. Для запуска таких компрессоров применяют метод непосредственного включения электродвигателей в сеть, который благодаря своей простоте получил наибольшее распространение для электродвигателей компрессоров мощностью до 7,5 кВт. Однако он имеет один существенный недостаток: в момент подключения двигателя к сети в обмотке статора возникает большая пусковая сила тока, в 5. 7 раз превышающая значение номинальной силы тока двигателя. Значительный бросок силы тока в питающей сети может вызвать заметное падение напряжения.

В цепи питания трехфазного двигателя, являющегося приводом ротационного, спирального компрессоров, всегда устанавливают реле контроля чередования фаз для предотвращения обратного вращения.

Для предотвращения автоматического повторного включения такие защиты, как токовая защита, внутренняя тепловая защита, датчик высокого давления и т. п., включаются по схеме с самоудержанием.

Электрические цепи подразделяются на рабочие цепи и цепи защиты. Для обеспечения функционирования рабочих цепей предназначены: пусковое реле, пусковой конденсатор, рабочий конденсатор, шунтирующий резистор.

Пусковое реле служит для подключения пускового конденсатора параллельно рабочему на время запуска электродвигателя компрессора. Обмотка реле включена параллельно вспомогательной обмотке электродвигателя, контакты реле нормально замкнуты. При достижении 75% частоты вращения электродвигателя реле срабатывает и отключает пусковой конденсатор.

В бытовых кондиционерах используется два типа пускового реле: тепловое и реле напряжения. Тепловое реле реагирует на теплоту, выделяемую при прохождении тока через провод. Эти реле снабжены двумя парами контактов для включения пусковой и рабочей обмоток электродвигателя соответственно.

Для проверки работоспособности реле его отключают от питания и отсоединяют фазный провод на клемме на выходе реле и соединяют его с клеммой на входе. С помощью токовых клещей замеряют силу тока в нулевом проводе, подключенном к компрессору. Для этого включают компрессор и немедленно отсоединяют провод на реле от входной клеммы. Если компрессор продолжает работать, а сила тока приближается к номинальной, то, значит, реле неисправно и его заменяют. Если компрессор работает при номинальной силе тока, но останавливается в течение 1. 2 мин, то реле неисправно и его заменяют.

Пусковое реле напряжения электромагнитного типа содержит катушку из проволоки, намотанной на сердечник. Реле имеет нормально замкнутые контакты, которые размыкаются при втягивании сердечника в катушку. Реле может заклинить при закрытом или открытом положении контактов. Пусковое реле, заклинившее в закрытом положении, осуществляет пуск электродвигателя, но защитное реле при этом часто включает и выключает электродвигатель.

Пусковой конденсатор устанавливается в пусковой цепи и подключается параллельно рабочему конденсатору только в момент пуска. Условием работоспособности конденсатора служит его емкость. Если емкость меньше номинальной на 20 %, то конденсатор следует заменить.

Рабочий конденсатор включен последовательно с рабочей обмоткой электродвигателя компрессора. Он постоянно включен в рабочую цепь. Рабочий конденсатор повышает КПД компрессора и создает достаточный крутящий момент для запуска электродвигателя с постоянно расщепленной фазой. Если емкость рабочего конденсатора имеет отклонение от номинала более чем на ±10 %, то его заменяют.

Шунтирующий резистор включается параллельно пусковому конденсатору. После запуска компрессора пусковой конденсатор отключается и остается в заряженном состоянии. В момент следующего включения пусковой конденсатор практически мгновенно разряжается через контакты пускового реле и рабочий конденсатор. Наибольшим сопротивлением в этой цепи обладают контакты пускового реле. Выделяемое на них тепло может стать достаточным для сварки контактов. При сварке контактов пускового реле отключение пускового конденсатора станет невозможным, что приведет к выходу его из строя и к пробою изоляции обмотки электродвигателя. Для предотвращения столь серьезных последствий предназначен шунтирующий резистор, на который разряжается пусковой конденсатор после его отключения.

З ащиту компрессоров кондиционеров обеспечивают цепи защиты, которые содержат следующие элементы: реле тепловое (токовое), реле перегрузки, реле внутренней тепловой защиты в управляющей цепи, реле тепловой защиты в цепи питания, реле контроля чередования фаз.

Защита устанавливается на верхнюю часть герметичного корпуса компрессора (имеет внешний вид «таблетки») и отключает компрессор при перегреве или при превышении допустимой силы тока. Выпускаются несколько типов подобных элементов. Одни имеют в своем составе нагреватель и биметаллическую пластину, другие содержат только биметаллическую пластину, которая изгибается при нагревании и размыкает контакты в электрической цепи компрессора. Нагрев происходит от корпуса компрессора или вследствие значительной силы тока, протекающего через пластину (или нагреватель). После остывания биметаллическая защита возвращается в исходное положение, замыкая контакты. Реле включается в цепь асинхронного конденсаторного двигателя таким образом, что при срабатывании отключает питание от вывода (клеммы) С, являющейся точкой соединения рабочей и пусковой обмоток.

Т оковую защиту обеспечивает реле перегрузки, предназначенное для аварийного отключения компрессора в случае превышения допустимой силы тока в цепи его питания. Причинами превышения силы тока могут быть заклинивание компрессора, замыкание обмоток, низкое питающее напряжение. Защитные реле перегрузки, монтируемые снаружи компрессора, выпускают трех модификаций: с двумя клеммами, с тремя клеммами, с четырьмя клеммами. Для проверки реле с двумя клеммами токовыми клещами определяют пусковую и рабочую силу тока электродвигателя компрессора. Амперметр должен показать мгновенный скачок силы тока, превышающий в 4. 6 раз номинальный ток электродвигателя компрессора, который затем снижается до заданной величины. Если ток не уменьшается, а отключение электродвигателя происходит защитным реле, то оно исправно. На рис.: 1 — компрессор; 2 — реле тепловой (токовой) защиты; 3,4 — обмотки пусковая и рабочая соответственно.

Защитные реле с тремя клеммами применяют в электрической схеме компрессора, когда желательна защита не только рабочей, но и пусковой обмоток.

Защитные реле с четырьмя клеммами используют для защиты мощных компрессоров. Эти реле могут быть с биметаллическим элементом или со спиралью. Они имеют два соединения с цепью управления. Если величина силы тока, протекающего через электродвигатель компрессора, выше номинальной, то биметаллический элемент или спираль нагреется, цепь управления размыкается, компрессор останавливается.

Поскольку при снижении тока реле автоматически возвращается в исходное состояние, то этот элемент включается в цепь обмотки пускателя по схеме с самоудержанием.

Р еле внутренней тепловой защиты в управляющей цепи устанавливается непосредственно на выводы обмотки трехфазного электродвигателя компрессора (см. рис.). В качестве термочувствительного элемента используется биметаллическая пластина. Как правило, внутренняя тепловая защита используется вместе с токовой защитой, которая практически мгновенно реагирует на значительные скачки тока. Внутренняя тепловая защита обладает большей инерционностью и предназначена для предотвращения постепенного перегрева обмоток электродвигателя при неисправностях компрессора или элементов гидравлического контура. На рис.: 1 — электродвигатель компрессора; 2 — реле внутренней тепловой защиты; W, U, V — выводы обмоток.

Ротационные, спиральные компрессоры предполагают вращение вала приводного электродвигателя только в одном направлении. Для исключения ошибочного подключения компрессора к трехфазной сети и, как следствие, обратного вращения применяется реле контроля чередования фаз.

Читайте также  Lg компрессор пылесос отключается во время работы

Реле контроля чередования фаз имеют еще одну функцию — это контроль значений всех фазных напряжений. Допускается одновременное отклонение фазных напряжений не более чем на 10%, а разница в значениях напряжений фаз (перекос) должна составлять менее 5 %. Несбалансированности напряжений следует уделять особое внимание, поскольку дисбаланс, например, в 5 % увеличивает тепловыделение на обмотках электродвигателя на 50 %.

Монтаж системы управления

ВНИМАНИЕ!
До начала электромонтажных работ внимательно ознакомьтесь с электрической схемой агрегата и схемой его подключения (см. рис. 6-34. 6-39).

Для агрегатов исполнения «С» поставляется система управления, конструктивно смонтированная в двух отдельных шкафах, один из которых (шкаф управления агрегатом типа «ЕА») расположен на раме агрегата, а место расположения другого (шкаф управления воздухоохладителем типа «ЕВ») определяется в процессе монтажа холодильной системы по усмотрению клиента. Вся система запитана от одного источника напряжения −3×380В, причем к шкафу управления воздухоохладителем напряжение подводится от шкафа управления агрегатом. Для коммутации шкафов друг с другом в каждом из них предусмотрены коммутационные клеммные зажимы 101, 102, 103, 104,105, которые должны быть соединены между собой соответственно. Сечения медных проводов, соединяющих зажимы 101, 102,103 должны быть не менее 1,5 мм2; 104, 105 не менее 0,75 мм2.

В процессе монтажа холодильной системы необходимо также произвести работы по подключению воздухоохладителя к шкафу управления воздухоохладителем типа «ЕВ», руководствуясь схемой подключения (поставляется вместе со шкафом управления воздухоохладителем) и монтаж датчиков температуры, руководствуясь инструкцией на электронный блок управления EWDR 974, поставляемой вместе с блоком или шкафом, в котором он установлен.

Монтаж компрессорно-ресиверного агрегата отличается рядом особенностей:

  • электрическая обвязка конденсатора проводится самостоятельно по предлагаемым схемам, которые находятся в шкафу управления агрегатом.
  • электрическая схема агрегата АР отличается наличием дополнительного вентилятора обдува головки цилиндров. Его коммутация указана на схеме, находящейся в шкафу управления агрегатом.

Для включения холодильной системы необходимо переключить рукоятку рубильника на дверце управления агрегатом из положения «0» в положение «1», при этом блокируется дверца шкафа управления, а также загорается зеленая лампа.

В случае возникновения аварийной ситуации в холодильном контуре агрегата производится немедленная остановка компрессора и загорается красная лампа на дверце шкафа управления агрегатом и красная лампа в шкафу управления воздухоохладителем. При аварии в холодильном контуре воздухоохладителя загорается красная лампа в шкафу управления воздухоохладителем и производится остановка компрессора после откачки хладагента из теплообменной части воздухоохладителя.

Агрегаты с полугерметичными поршневыми компрессорами

ВНИМАНИЕ!
Если между клеммами В1 и В2 на реле INT69VS установлена перемычка, то для возврата его в исходное положение необходимо отключить, а затем снова включить напряжение питания. Это позволяет защитить электродвигатель от перегрева из-за высокой частоты запусков в случае аварийной ситуации.

Агрегаты с герметичным поршневым компрессором типа МТ, MTZ, LTZ и спиральными компрессорами моделей ZR23K…ZR71K комплектуются биметаллическим реле тепловой защиты, установленным внутри компрессора на обмотке электродвигателя. Биметаллическое реле тепловой защиты включается в цепь питания обмоток электродвигателя в центре соединения обмоток «звездой» и в случае перегрева обмоток размыкает центр «звезды».

ВНИМАНИЕ!
Время возврата биметаллического реле тепловой защиты в исходное положение может достигать 2… 3 часов.

Агрегаты с полугерметичными четырехцилиндровыми компрессорами имеют электродвигатель с разделенными на две «звезды» обмотками. При запуске компрессора напряжение питания на две «звезды» подается либо одновременно, либо поочередно с интервалом 0,5… 1 сек. Поочередное включение обмоток используется для снижения пусковых токов, если это необходимо. При подключении разделенных обмоток необходимо строго соблюдать порядок очередности фаз. Кроме того, необходимо установить автоматзащиты (или тепловое реле) на каждую обмотку и подключить их размыкающие контакты в цепь защиты последовательно. Схемы подключения агрегатов серии АК приведены на рис. 6-34…6-39.

Электрическая схема кондиционера

Содержание:

  • Электрическая схема кондиционера
  • Схема подключения кондиционера
  • Схема холодильного контура
  • Схема мульти сплит системы
  • Электрическая схема кондиционера
  • Схема внутреннего блока кондиционера
  • Электрическая схема кондиционера видео

При покупке комнатного кондиционера очень важно правильно подойти к выбору технических характеристик и ответственно отнестись к установке. По статистике наибольшая часть поломок кондиционеров происходит из-за их неправильной и неквалифицированной установки. Правильная последовательность подключения электрической схемы кондиционера — это залог его качественной и долговременной работоспособности. Если кондиционер все же установлен неправильно, то впоследствии могут проявиться следующие отрицательные характеристики: протекание конденсата внутрь помещения, утечка фреона и др.

Электрическая схема кондиционера

Существует два вида установки кондиционеров в помещениях: стандартная и нестандартная. Стандартная установка — самая распространенная, установка кондиционера недалеко от окна, так как компрессор располагается на улице. Возможно, выполнение установки в комнатах с выполненным ремонтом. Такая установка не является дорогостоящей и не занимает много времени.
Нестандартная установка кондиционера достаточно дорогостоящая и кропотливая работа, которую рекомендуется производить только в процессе ремонта помещения, так как она предполагает штробление стен.

Несмотря на то, какой вариант установки Вы выберите, во избежание всех негативных последствий, перед началом монтажа кондиционера и креплений, стоит выяснить важные моменты. Например, такие как схема внешнего соединения и электрическая схема, система электрообеспечения устройства, расположение вводных приспособлений, поперечное сечение проводов и будущие трассы кабелей, выяснить характеристику стены, задействованные для трассы электропроводки. Электрическая схема кондиционера должна соответствовать правилам устройства электроустановок и нормативным документам. Немаловажно участие профессиональной команды специалистов с необходимым оборудованием.

Схема подключения кондиционера

Электрическая схема подключения кондиционера включает прокладку наружных проводок, закрепляющиеся через каждые 50 см специальными хомутами. Электропроводка, укладывающаяся в коробы, крепится к стене с использованием клея и шурупов, а скрытая электропроводка располагается в углублениях в стене в гофрированных трубах, прикрепляющиеся хомутами.

При выборе места для установки кондиционера в первую очередь нужно позаботиться об эстетических характеристиках: дизайн и интерьер. Рекомендуется устанавливать кондиционер в подпотолочной области в месте, где не проводится много времени, так как прямые потоки холодного воздуха могут привести к простудным заболеваниям.

Схема холодильного контура

Ниже размещена схема холодильного контура кондиционера.

Схема взята не из учебника, а из сервисной документации производителя, поэтому и обозначения приведены на английском языке.

Compressor — компрессор, «сердце кондиционера». Компрессор сжимает хладагент и прокачивает его по контуру.

Heat exchanger — теплообменник,

  • outdoor unit — внешнего блока, то есть конденсатор, охлаждает сжатый фреон ниже температуры конденсации
  • indoor unit — внутреннего блока — испаритель, в нём рабочее вещество испаряется, опуская температуру

Expansion valve — расширительный вентиль

По-другому ТРВ — терморегулирующий вентиль. Обеспечивает подачу необходимого количества хладагента.

В простых кондиционерах его роль выполняет капиллярная трубка, без всякой регулировки, в инверторных системах — электронный расширительный вентиль.

2-Way valve — двухходовой вентиль, то есть обычная задвижка, с двумя положениями — открыто и закрыто

3-Way valve — трёхходовой клапан, в кондиционере это сервисный порт, к которому подключается шланг манометрического манометра для измерения давления или заправки.

4-Way valve — четырёхходовой клапан, обеспечивает реверс хладагента для работы кондиционера в режиме обогрева

Strainer — фильтр, на данной схеме это фильтр-осушитель, так как установлен перед ТРВ (и после, так как система может работать в режиме реверса и хладагент меняет направление движения).

Его задача не допустить попадание влаги в тонкий канал ТРВ — так как влага его закупорит, не давая пройти хладагенту.

Muffler — глушитель

Стрелками указано направление движения фреона по контуру:

  • сплошной стрелкой — в режиме охлаждения
  • пунктирной стрелкой — в режиме нагрева
Читайте также  Mercedes benz sprinter два компрессора кондиционера схема

Также в более сложных и совершенных кондиционерах устанавливают:

  • датчики давления
  • отделители жидкого хладагента
  • линии перепуска
  • системы инжекции (впрыска) в компрессор
  • маслоотделители

Схема мульти сплит системы

Мульти сплит система — это кондиционер имеющий один внешний блок и несколько внутренних

В этом случае добавляются ещё несколько внутренних блоков, а также:

Distributor — распределитель, который расщепляет поток хладагента и направляет его в несколько внутренних блоков.

В схеме также присутствуют элементы, которые используются не только в мульти системах:

Receiver tank — ресивер.

Ресивер имеет несколько предназначений — защита от гидроудара компрессора, слив фреона при ремонте и т.д.

В данном случае это линейный ресивер, который не допускает попадание газообразного фреона в ТРВ

Электрическая схема кондиционера

Схема электрических соединений внешнего блока сплит системы:

Terminal — клеммная колодка для подключения межблочного кабеля для соединения с внутренним блоком.

N — электрическая нейтраль

2 — подача питания на компрессор с платы управления внутреннего блока

3 — подача питания на двигатель вентилятора для работы на 1-ой скорости

4 — подача питания на двигатель вентилятора для работы на 2-ой скорости

5 — подача питания на привод четырёхходового клапана для переключения в режим обогрева

Компрессор

C — common — общий вывод обмоток компрессора

R — running рабочая обмотка компрессора

S — starting фазосдвигающая обмотка двигателя компрессора, стартовая

Internal overload protector — внутренняя защита от перегрузки

Compressor Capacitior — электрический конденсатор, в данном случае рабочий (бывают ещё и пусковые, в настоящее время в кондиционерах не используются)

Fan motor — двигатель, мотор вентилятора

Thermal protector — защита от перегрева, обычно ставится непосредственно на обмотки двигателя и при превышении температуры разрывает цепь.

Fan motor Capacitior — рабочий конденсатор двигателя вентилятора

SV — solenoid valve — электромагнитный клапан, приводящий в действие механизм четырёхходового клапана.

Схема внутреннего блока кондиционера

Клеммная колодка

На клеммной колодке кроме межблочных соединений находятся и зажимы для подключения питания (питание может подводиться и наоборот — к внешнему блоку)

L, N — электрическая линия и нейтраль однофазного питания

Filter Board — плата фильтра, уменьшает уровень помех в сети питания

Control Board — плата управления — управляет всеми устройствами, получает данные со всех датчиков, выполняет терморегуляцию, выводит информацию для пользователя на дисплей, выполняет самодиагностику.

Main relay — главное реле — силовое реле, подающее напряжение на компрессор.

Display board — модуль индикации, может представлять из себя линейку светодиодов, которые показывают наличие питания, выбранный режим, код ошибки или дисплей, на котором выводится ещё и температура.

Thermistor — термистор, терморезистор, датчик температуры

Room temp. — датчик температуры воздуха в комнате

Pipe temp. — датчик температуры трубки теплообменника, испарителя

Датчики температуры ещё могут находиться в:

    • пульте управления — для поддержания температуры в точке нахождения пульта (например ,режим «I Feel»).
    • на входе, выходе и в средней точки испарителя

Step motor — шаговый двигатель,

Применяется для открывания жалюзийной решётки, шторки, закрывающей вентилятор

За один шаг его вал отклоняется на небольшой угол, таким образом получается очень точно контролировать положение вала.

Drain pump motor — дренажный насос, встроенный только у кассетных кондиционеров

Float switch — поплавковый датчик уровня конденсата, только для кассетных кондиционеров

Электрическая схема кондиционера видео

Инструкция по подключению компрессора сплит системы

Обычно подключение компрессора кондиционера выполняют сервисные мастера, но сама операция несложна, и может быть выполнена владельцем климатической техники. При условии, что ему известна и понятна конструкция устройства. Компрессор находится во внешнем блоке сплит системы. Рассмотрим, какие еще механизмы есть в этом модуле, и как они расположены.

  1. Схема холодильного контура внешнего блока сплит-системы
  2. Электрическая схема наружного модуля
  3. Пошаговая инструкция по подключению компрессора кондиционера
  4. Типовые ошибки монтажа

Схема холодильного контура внешнего блока сплит-системы

  • Compressor. Компрессор. Он работает с хладагентом, он сжимает фреон и обеспечивает его циркуляцию по системе.
  • Heat exchanger. Теплообменник. Этих устройства в системе два: один – для внешнего блока, в нем хладагент охлаждается до температуры ниже точки конденсации, другой – для внутреннего блока, это испаритель, где рабочая жидкость испаряется и отдает температуру.
  • 2 Way valve. Расширительный 2-ходовой вентиль с двумя положения: закрыто и открыто.
  • 3 Way valve. Терморегулирующий 3-ходовой вентиль, он является сервисным портом, к нему подсоединяются шланги при заправке фреоном или измерении давления в системе.
  • 4 Way valve. Расширительный 4-ходовой клапан, который обеспечивает реверсное движение хладагента в режиме обогрев.
  • Strainer. Фильтр, предотвращающий попадание влаги в тонкий канал, поскольку она способна закупорить его и сделать недоступной для рабочей среды.
  • Muffler. Это глушитель.

Сплошная стрелка схемы показывает, как работает устройство в режиме охлаждения, пунктирная – в режиме обогрева. В более сложных кондиционерах, помимо вышеописанных механизмов могут быть установлены: маслоотделители, датчики давления, устройство впрыска в компрессор, отделители жидкого фреона и линии перезапуска.

Электрическая схема наружного модуля

  • Terminal. Клеммная коробка, где N- нейтраль, 2 – питание для компрессора, 3 – питание на двигатель для движения на первой скорости, 4 – питание для двигателя0, для движения на второй скорости, 5 – питание для 4-ходового клапана для режима обогрев.
  • Компрессор. C – общий вывод обмоток, R – рабочая обмотка, S – стартовая обмотка, IOP – защита от перегрузок, CC – рабочий конденсатор.
  • FanMotor. Двигатель вентилятора с защитой от перегрева (TP) и конденсатором (FMC).
  • SV. Электромагнитный клапан, который приводит в действе 4-ходовой клапан.

Пошаговая инструкция по подключению компрессора кондиционера

Когда перед вами есть схема подключения компрессора кондиционера, можно приступать к процедуре. Но есть еще одно обязательное условие: менять компрессор можно только на тот агрегат, который рекомендован производителем.

  1. демонтаж старого компрессора из холодильной и электрической схем;
  2. монтаж нового агрегата;
  3. замена фильтра-осушителя;
  4. герметизация блока с помощью вакуумного насоса и другого оборудования;
  5. заправка системы фреоном;
  6. тестирование климатической техники во всех режимах.

Типовые ошибки монтажа

Стандартными ошибками, которые допускают непрофессионалы, являются следующие:

  1. невыполнение вакуумизации или проведение процедуры неправильно, следствием таких действий будет: наличие водяных паров во фреоновой магистрали, высокое давление конденсации, а далее – пробой в изоляции двигателя;
  2. нарушение правил монтажа, в том числе заломы трубок, несоблюдение углов уклонов, длинные трассы и другое, из-за этого выходит из строя смазочная система компрессора;
  3. некачественно выполненное соединение соединений трасс фреона;
  4. попадание посторонних веществ в магистрали.

Если в процессе подключения избежать данных ошибок, вы можете рассчитывать на работоспособность и эффективность сплит-системы. Но, если вы неуверены в своих знаниях, лучше доверить работы профессиональным мастерам сервисной службы торговой марки климатической техники.

Реле давления для компрессора

Поршневые компрессоры используются везде, где нужен стационарный или мобильный источник сжатого воздуха. Реле отключает электродвигатель компрессора, когда давление в резервуаре достигает заданного значения, и снова запускает его, если давление в ресивер упало ниже допустимой величины. Оно также сбрасывает лишний воздух в атмосферу.

Принцип работы

Принцип работы блока автоматики несложен. Устройство смонтировано на патрубке, сообщающемся с ресивером. Пружинно-мембранный датчик реле давления для компрессора постоянно измеряет давление. Как только оно падает ниже установленного значения, шток датчика под действием пружины замыкает контакты реле компрессора и подключается электромотор, нагнетающий воздух в резервуар. После достижения заданного давления оно отжимает шток и размыкает контакты, отключая двигатель. Регулировка этих значений доступна пользователю.
Кроме того, по достижении предела рабочего давления срабатывает входящий в состав устройства предохранительный клапан, стравливая излишний воздух из компрессора в атмосферу.

Устройство

Все компоненты прессостата для компрессора собраны в компактном узле, прикрытым пластиковым или металлическим корпусом. В состав изделия входит:

  • Входной и выходной патрубки.
  • Чувствительный элемент- пружина и мембрана.
  • Шток. Соединен с мембраной и размещен внутри витков пружины.
  • Контактная группа.
  • Регулировочные винты.
  • Разгрузочный и предохранительный клапан.
  • Механический выключатель.
Читайте также  Холодильник атлант компрессор с кн 150 н5 02

Упругость пружины, а, следовательно, и чувствительность датчика, зависит от температуры окружающего воздуха, большинство устройств предназначены для работы в диапазоне температур от -5 до +70 °С.

Узел разгрузки предназначен для выпуска воздуха из цилиндров компрессора после его остановки. Благодаря этому:

  • облегчается его последующий запуск;
  • снижается износ деталей поршневой группы;
  • продлевается срок службы всего агрегата.

При срабатывании клапана разгрузки в тишине, наступившей после остановки компрессора, отчетливо слышен резкий характерный звук.

Механический выключатель служит для первичного запуска и окончательной остановки компрессора. У него две позиции: «Включено» и «Выключено». «Включено» активирует системы автоматической работы. Он передает прессостату дальнейшее управление компрессором. Положение «Отключено» предотвращает самопроизвольный пуск мотора при падении напора в ресивере ниже установленного значения.

Предохранительный клапан позволяет сбросить лишнее давление в атмосферу в случае выхода из строя реле и избежать поломки компрессора в этом случае.

Дополнительной защитой электродвигателя компрессора может служить тепловое реле. Его включают в блок автоматики, оно отключает обмотки мотора от питающего напряжения в случае возрастания силы тока, свидетельствующего о перегрузке двигателя.

Настройка воздушного компрессора сводится к установке рабочего давления регулировочным винтом. На регуляторе давления нанесены значения. Более точно давление можно контролировать по манометру.

Виды прессостатных устройств

Выпускается два основных варианта прибора. Пневмомеханическая часть у них идентична, различие определяется в способе замыкания контактов при движении штока:

  • Нормально замкнутые (НЗ). применяется при прямом управлении цепью двигателя малой и средней мощности.
  • Нормально разомкнутые (НР). Движение штока замыкает контакты при достижении предельного давления. Обратное движение размыкает их при его снижении. Контакты используются для управления более мощным реле, запускающим и останавливающим электромотор. Схема получается более сложной, но снижается нагрузка на контакты прессостата, увеличивается ресурс.

При замене реле нужно внимательно проверить, чтобы его вид соответствовал электрической схеме компрессора. его тип.

Установка реле и вспомогательных элементов

Кроме базовых компонентов, устройства часто комплектуются дополнительными приспособлениями, повышающими удобство работы или расширяющими функциональность аппарата.

Их устанавливают на фланцевые соединения, чаще всего — 1/4”

Подключение реле давления к компрессору осуществляется так:

  • Привинтить входящий патрубок к патрубку резервуара.
  • Подключить к фланцам прибора манометр, разгрузочный и предохранительный клапаны.
  • Закрыть заглушками неиспользуемые отверстия.
  • Подсоединить электрический разъем реле к электромотору.

Электромоторы малой мощности подключаются напрямую, более мощные потребуют применения пускателя. Конструкция реле давления должна соответствовать мощности двигателя.

Регулировка и пусконаладочный процесс

На заводе-изготовителе проводят настройку и регулировку устройства. Типовые значения — это 2,8 атм. для верхнего предела и 1,4 для нижнего. Однако иногда возникают ситуации, в которых необходимо регулировать прибор самостоятельно:

  • Настройка после частичного или полного ремонта.
  • Специфические требования устройств — потребителей.
  • Установка реле, первоначально не предназначенного для работы c данным компрессором.

Перед тем, как приступить к регулировке, следует внимательно изучить параметры всех сопрягаемых устройств по их паспортам. Паспортные данные должны соответствовать цифрам, выбитым или отгравированным на табличке, закрепленной на корпусе агрегата.

Главный показатель- это максимальное давление, на которое рассчитан компрессор. Значение, при котором будет срабатывать прессостат, должно быть меньше этого максимума на 0,4-0,5 атм. В реальных условиях работы аппарата, учитывая нестабильность напряжения, потери в уплотнениях, степень износа поршневой группы, это давление может не быть достигнуто. Тогда прессостат не отключит мотор, компрессор будет непрерывно работать, перегреваться и изнашиваться.

Определившись со значениями параметров, можно приступать к регулировке. Для этого необходимо:

  • Снять кожух.
  • Станут доступны две гайки- побольше и поменьше. Это и есть органы регулировки. На корпусе рядом выгравированы стрелки, показывающие направление вращения для увеличения и для снижения параметра соответственно.
  • Большая гайка задает значение, при котором отключается электромотор. При вращении по часовой стрелке значение увеличивается, в обратную сторону- снижается. Она обозначена значком Р (Pressure)
  • Меньшая гайка устанавливает разницу давления включения двигателя по сравнению с значением для отключения. Она обозначается ΔР.

Перед тем, как начать настройку, следует наполнить резервуар не менее чем на 2/3. Последовательность действий следующая:

  • Отключить агрегат от сети.
  • Настроить значения Р и ΔР, вращая регулировочные гайки.
  • Устанавливаемые значения следует контролировать по манометру.

Ряд изготовителей размещают органы настройки снаружи корпуса устройства. Это повышает удобство регулировки, но одновременно повышает риск сбить настройки случайным касанием.

Возможные неисправности прибора

Устройство отличается простотой конструкции и высокой надежностью. Однако и они подвержены неисправностям и поломкам. Ряд мелких затруднений вполне можно исправить своими руками:

  • Утечка воздуха из прибора при включенном насосе. Определяется по характерному свисту и ощущению резкого холодного сквозняка вблизи корпуса. Чаще всего причина в поломке пускового клапана. Для ремонта следует заменить прокладку.
  • Частое включение мотора. Причиной может быть расшатывание регулировочных винтов. Следует провести процедуру регулировки пороговых значений включения и отключения по манометру и при необходимости восстановить паспортные значения.

В случае серьезных проблем опытные мастера рекомендуют не возиться с ремонтом и последующей настройкой, а сразу заменить весь прибор.

Методы устранения поломки

Более сложные работы потребуются, если компрессор не включается. Это может случиться в случае износа и оплавления контактов реле от искр, возникающих в момент прерывания электрического тока. Возможно два метода:

  • В случае небольшого износа контактных групп зачистить площадки надфилем или шкуркой. Следует соблюдать осторожность, чтобы не погнуть ламели. Это продлит срок эксплуатации на несколько недель.
  • Заменить контактные группы на новые из ремонтного комплекта для данной модели.

Для ремонта контактных групп следует проделать следующие операции:

  • Стравить воздух из резервуара и отключить агрегат от сети.
  • Снять реле с компрессора.
  • Удалить кожух.
  • Отключить провода, идущие к контактам.
  • Отверткой поддеть и вытащить из крепления контактную клемму, осторожно высверлить оплавленные площадки.
  • Провод заменяют медной проволокой соответствующего сечения. Она должна входить в отверстие с минимальным зазором. Проволоку пропускают в отверстие и плотно обжимают пассатижами.
  • После ремонта всех оплавленных контактов собрать устройство в обратном порядке.

Тратить время на такой ремонт имеет смысл лишь в случае недоступности фирменных запасных частей для замены.

Схема подключения

Схема подключения реле давления зависит от типа электромотора. Однофазные управляются реле, рассчитанными на 220 В с двумя контактными группами. Для трехфазных электродвигателей ставят прибор на 380 В, с тремя контактными группами, подключающими каждая свою фазу. Использование однофазных коммутаторов для трехфазных нагрузок недопустимо, поскольку одна из фаз остается постоянно подключена к обмотке.

Фланцевые соединений

Ряд производителей устанавливают на свои изделия дополнительные фланцевые разъемы. Чаще всего их два или три, типоразмер- ¼ “. Через них подключают такие узлы, как предохранительный клапан, манометр и т. п.

Установка реле давления

Для монтажа необходимо выполнить следующие операции:

  • Присоединить реле к патрубку ресивера.
  • Подключить манометр, предохранительный и разгрузочный клапаны через фланцевые разъемы.
  • В оставшиеся незанятыми разъемы поставить заглушки.
  • Подключать провода от двигателя к электрическому разъему устройства.
  • Провести регулировку.

Последний пункт следует рассмотреть подробнее.

Регулировка реле

Важно! Регулировка проводится при заполненном минимум на 2/3 резервуаре и отключенном питании.

Изготовитель поставляет проверенные и отрегулированные на стандартные значения приборы.
Если же параметры данного компрессора или особенности устройств –потребителей требую настроить реле на другие значения, следует проделать следующее:

  • Снять кожух устройства.
  • Станут видны две головки под гаечный ключ.
  • Большая управляет давлением отключения и обозначена литерой Р (Pressure).
  • Малая управляет разницей давлений, при которой включится мотор. Ее обозначают литерами ΔP.
  • Стрелки показывают направление кручения для повышения значений (+) и для снижения (-).
  • Контролируя давление по манометру, выставить необходимые значения.

Далее следует собрать устройство в обратном порядке. Компрессор готов к работе.