20 мм мотор пушка швак

ШВАК (пушка)

12,7/20-мм авиационный пулемет ШВАК

Рост скоростей, маневренности и живучести боевых самолетов требовал увеличения мощности авиационного оружия. В соответствии с Постановлением Совета труда и обороны от 9 февраля 1931 года была начата разработка 12,7-мм авиационного пулемета.

РАБОТА ВЛАДИМИРОВА

Проектно-конструкторское бюро Тульского оружейного завода повело разработку 12,7-мм авиапулемета на основе системы 7,62-мм высокотемпного пулемета системы Шпитального-Комарицкого (ШКАС), который в это время проходил «доводку» в ПКБ. В мае 1932 года был изготовлен опытный образец 12,7-мм пулемета, разработанного С. В. Владимировым. В 1934 году образец принят на вооружение под обозначением «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова, ШВАК» (Шпитальный-Владимиров-авиационный-крупнокалиберный). В связи с организацией производства ШВАК на ковровском Государственном союзном инструментальном заводе № 2 Владимиров переехал в Ковров.

УСТРОЙСТВО ПУЛЕМЕТА

ШВАК сохранил основные черты системы Шпитального-Комарицкого. Автоматика имела газоотводный двигатель, запирание канала ствола производилось перекосом затвора. Выстрел производился с открытого затвора. Высокий темп стрельбы достигался за счет большой скорости движения деталей автоматики и сокращения длины их хода. Патронная лента подавалась с помощью особой зубчатки, при этом извлечение патрона из ленты и подача его на линию досылания осуществлялись за несколько циклов автоматики. И все же ШВАК не был механически «увеличенным» ШКАС.

Комиссия, утверждавшая новый образец авиационного пулемета, отметила, что конструктор Владимиров подошел к поставленной задаче творчески, усовершенствовал ряд узлов автоматики, перекомпоновал ряд узлов. В частности, он улучшил затвор с автоматическим спуском ударника, более рационально разместил шток, приводящий в действие детали автоматики, переместив его под ствол и сэкономив тем самым объем и массу оружия. Кроме того, он ввел двухтактную работу системы питания: подача ленты зубчаткой и продвижение очередного патрона на линию досылания производились как при откате, так и при накате подвижной системы автоматики. Это позволило обеспечить равномерность движения ленты и надежность подачи патрона. Однако устранить общую сложность конструкции для производства не удалось.

Читать: Гонки на сверхзвуке. На что способен Су-57

В 1935 году ШВАК поступает в производство, но реально серийный выпуск налажен только на следующий год. Выдержать унификацию с патронами наземного крупнокалиберного пулемета не удалось: система питания потребовала выпуска специально для ШВАК 12,7-мм патрона с теми же пулями и пороховым зарядом, что и у патрона «наземного» пулемета ДК, но с выступающей закраиной гильзы.

ПУЛЕМЕТ И ПУШКА

Вскоре по результатам полигонных испытаний пулемета было принято решение об увеличении его калибра. На основе гильзы 12,7-мм патрона был создан 20-мм патрон. Оружие заменой ствола превращалось из крупнокалиберного пулемета в автоматическую пушку. В отработке пушки приняли участие конструкторы А. И. Гнатенко, П. Б. Иванов, Г. И. Миханев, А. Ф. Попов, А. И. Голышев. 20-мм пушка ШВАК пошла в серийное производство в 1936 году. Если в 1935 году на заводе № 2 в Коврове изготовили 92 пулемета ШВАК и 7 опытных пушек ШВАК, то в 1936-м – 159 пулеметов ШВАК и 300 пушек ШВАК. С развертыванием серийного производства 20-мм пушек 12,7-мм пулемет ШВАК с производства снимался. Несмотря на относительно слабый для своего калибра патрон, авиационная пушка ШВАК оказалась успешнее пулемета ШВАК. В годы Великой Отечественной войны она стала самой массовой: в 1942-1945 годах выпущено 65 565 пушек ШВАК. Производство ШВАК в 1942 году частично было передано в Медногорск на завод № 314. Однако основным производителем ШВАК оставался ковровский завод № 2. Даже в послевоенном 1946 году выпустили еще 754 ШВАК, хотя в производстве находились и новые системы.

Читать: Корабли проекта 1171 «Тапир»

ВАРИАНТЫ УСТАНОВКИ

Пушка ШВАК выполнялась как крыльевая, турельная и мотор-пушка. 20-мм ШВАК ставилась на истребителях И-153П, И-16П, Як-1, Як-3, Як-7Б, Як-9, ЛаГГ-3, Ла-5, штурмовиках Ил-2, бомбардировщиках Пе-8, Ту-2, Ер-2, патрульном МТб-2. Ими перевооружали поставлявшиеся по ленд-лизу британские истребители «Харрикейн».

Первое боевое применение ШВАК получили над Халхин-Голом в 1939 году на истребителях И-16 (И-16П). Попытка превратить 20-мм ШВАК в противотанково-зенитную пушку на универсальной установке, предпринятая заводом № 2 еще в 1935 году, оказалась неудачной. Но с началом Великой Отечественной войны ШВАК все же «спустилась на землю». 5 декабря 1941 года принята на вооружение 20-мм пушка «ШВАК-танковая», выполненная в ОКБ-16 и получившая обозначение ТНШ («танковая Нудельмана-Шпитального»). Она ставилась на легкие танки Т-40С и Т-60. В том же декабре 1941 года ковровские оружейники установили пушки ШВАК на тумбовых зенитных установках на бронепоезд «Ковровский большевик».

В качестве зенитных ШВАКи ставились также на торпедные катера типа Г-5 и Д-3. Что касается 12,7-мм авиационного пулемета, тут куда удачнее оказались пулеметы СБ и УБ тульского конструктора М. Е. Березина. На основе своего УБ Березин создал и 20-мм автоматическую пушку Б-20, используя – стоит это отметить – тот же принцип «бикалиберного» оружия, ранее реализованный Владимировым. Заметим также, что Владимиров на заводе № 2 в Коврове разработал свой вариант 20-мм авиационной пушки под индексом В-20. Пушка осталась опытной, однако ее система вскоре послужила основой для создания 14,5-мм пулемета Владимирова – КПВ.

Авиационная пушка Шпитального — Владимирова

Как уже говорилось, по устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулеметом. Различие было лишь в канале ствола.

Питание пушки ленточное. Перезаряжание пневматическое или механическое.

20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других мелочей. Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-60 и Т-38.

Общая длина пушек ШВАК составляла: для крыльевого варианта 1679 мм, для турельного — 1726 мм, для мотор-пушки — 2122 мм. Вес пушек соответственно 40 кг, 42кг и 44,5 кг. Длина хода подвижных частей 185 мм. Темп стрельбы 800 выстр./мин.

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды.

Длина осколочно-зажигательного снаряда 2,4 клб, вес 96 г, снаряд содержал 2,75 г взрывчатого вещества.

Длина бронебойно-зажигательного снаряда 3,1 клб, вес 96,6 г.

Осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды имели одинаковый метательный заряд — 19,2 г, и одинаковую баллистику (начальная скорость 815 м/с). Вес патрона 185 гр., вес звена 38 гр.

В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильзы цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

В мае 1941 г. началось валовое производство 20-мм подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда.

В конце 1942 г. был разработан 20-мм ОЗТ со временем трассирования 2с.

Однако несмотря на модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм.

Тем не менее, в годы войны развернулось массовое производство пушек ШВАК. В 1942 г. была выпущена 34601 пушка, в 1943 г. — 26499 пушек, в 1944 г. — 25633, в 1945 г. -13433. В 1946 г. было выпущено 754 пушки, и на этом производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось.

Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК были установлены на истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулеметов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2.

Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

Разработка и производство [ править ]

12,7х108мм ШВАК [ править ]

Разработка 12,7-мм ШВАК проводилась в ответ на постановление правительства СССР от 9 февраля 1931 года, предписывающее отечественным производителям производить авиационный пулемет под патрон 12,7 × 108 мм, который был введен за несколько лет до этого для пулемета ДК. . Тульский конструктор С.В. Владимиров ответил на звонок, выпустив в основном увеличенную версию ШКАС со стволом длиной 1246 мм и общей длиной 1726 мм. Первый опытный образец был готов к испытаниям 28 мая 1932 года. Процесс испытаний был довольно затянут, но 12,7-мм ШВАК формально был принят на вооружение в 1934 году [1].

Серийное производство официально началось в 1935 году на заводе INZ-2 в Коврове , [2] , но производство вскоре упал хорошо отстает от графика , так как приемник ШВАК был довольно сложен в изготовлении. По советским данным, из 410 12,7-мм ШВАК, запланированных к выпуску в 1935 году, только 86 были построены; для версии танка планировалось 40, но в том же году было поставлено только 6. [1] В отчете западной разведки за 1952 год указывается, что было произведено лишь «несколько» ШВАК калибра 12,7 мм. [3]

Еще одна проблема , затрудняя принятие пистолета было то , что 12,7 мм ШВАК кончались не используя 12,7 × 108мм Rimless картридж , используемый DK пулеметом, а, потому что это был адаптация ШКАС механизм, он требует своей собственной окантовкой Корпуса диаметром 12,7 мм. [2] [4] Производство 12,7-мм боеприпасов с закраиной прекратилось в 1939 году, когда было решено, что Березинский УБ предпочтительнее, поскольку он может делиться боеприпасами с ДШК. [2]

Чертеж гильзы ШВАК МГ 12,7х108Р.

20х99ммР ШВАК [ править ]

20-мм ШВАК был разработан где-то между 1935 и 1936 годами, а серийное производство началось в 1936 году. Через несколько месяцев производство версии 12,7 мм было прекращено. [5] Как и его предшественники, 20-мм ШВАК был газовым орудием с ленточным питанием за счет разрушающихся звеньев боеприпасов. [5]

В зависимости от предполагаемой установки ШВАК для танковой версии имели маркировку «МП» (общая длина орудия 2122 мм; масса 44,5 кг), «КП» для крыльевой версии (общая длина 1679 мм; 40 кг), » ТП »для гибких опор (длина 1726 мм; 42 кг) и« СП »для синхронных установок. [6]

Система питания «птичья клетка» в 20-мм ШВАК была усовершенствованной версией ШКАС. Он мог вмещать 11 патронов и работал еще более плавно. Как и в случае с ШКАС, цель кормовой клетки состояла в постепенном отсоединении патронов от звена, избегая любого перекоса ленты. В Бертье — типа регулятора газ имел четыре отверстия (3,5, 4, 4,5 и 6 мм) , позволяя при разных скоростях огня должны быть выбраны. [7] Наиболее существенным конструктивным отличием от ШКАС было то, что в ШВАК газовый баллон был перемещен под ствол, что сделало его более компактным. [8]

Читайте также  Как проверить мотор по базе гибдд

Конец ствола имел резьбу, и эта резьба использовалась для навинчивания трубки снижения взрыва, длина которой зависела от требований к установке: [9]

Одной из выдающихся особенностей этого оружия является метод решения проблем с взрывной трубой, вызывающей беспокойство во всех установках авиационной пушки на истребителях. Простое решение Советов заключалось в том, чтобы нарезать конец стандартного ствола, а затем навинтить на нужную длину тяжелую трубку, диаметр канала ствола которой был немного больше, чем диаметр вращающейся ленты снаряда. Такая компоновка позволяла взрыву и газу просачиваться вокруг снаряда до того, как он очистил трубу, не только уменьшая взрывной эффект оружия, но и увеличивая его длину, безопасно проводя взрыв и снаряд мимо частей самолета, которые в противном случае были бы ранены. .

В отчете западной разведки 1952 года о 20-мм ШВАКе говорилось: «По мощности орудие очень легкое и чрезвычайно компактное» [9] и что оно «имеет дальность действия, сопоставимую с нашей пушкой М3 , хотя их версия с коротким стволом имеет На 16 фунтов легче ». [8] Однако на американских , потому что он был построен из относительно мягких деталей (не подвергавшихся термообработке), которые затем шлифовали. Этот выбор материалов, как предполагалось, был мотивирован желанием позволить деталям «деформироваться и изгибаться задолго до разрушения», обеспечивая более безопасную работу при высокой скорострельности, но имея компромисс в виде более короткого общего срока службы оружия. [10]

Советские архивы указывают, что 20-мм ШВАК производился в больших количествах во время Второй мировой войны: [11]

  • 1942 г. — 34 601 шт. Произведено
  • 1943 год — 26 499
  • 1944 г. — 25 633 чел.
  • 1945 г. — 13 433 чел.
  • 1946 г. — 754 г.

После войны на смену ШВАК пришел Березин Б-20 , имевший аналогичные характеристики, но значительно меньший по весу.

Боеприпасы [ править ]

. Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален.
( Июль 2013 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Боекомплект ШВАК состоял из смеси осколочно-зажигательных и бронебойно- зажигательных снарядов.

Обозначение СССР Аббревиатура США Вес пули [г] Начальная скорость пули [м / с] Описание
OZ ВУЗ 96,0 770 Носовой взрыватель, 2,8 г ОФ + 3,3 г зажигательный
ОЗТ ВУЗ-Т 96,5 770 Носовой взрыватель, 2,8 г ОФ + 3,3 г зажигательный, трассирующий
ИЗ HE-Frag. 91,0 790 Носовой взрыватель, 6,7 г ОФ, осколочные бороздки на гильзе
ОФЗ HEI-Frag. 91,0 790 Носовой взрыватель, 0,8 г ОФ + 3,8 г зажигательный, осколочные бороздки на гильзе
BZ API-HC 96,0 750 Корпус снаряда из мягкой стали с сердечником из закаленной стали, окруженный
от зажигательного 2,5 г, навинчиваемого на алюминиевый или бакелитовый баллистический цоколь
BZ API-HC 99,0 750 То же, что и выше, но с обжатым стальным колпачком для носа
BZ API 96,0 750 Сплошная стальная дробь с зажигательной смесью в обжимном стальном колпачке
BZT ЯМА 96,0 750 То же, что и выше, но с трассером в полости основания
ПУ TP 96,0 770 Инертно-снаряженный снаряд HEI с фиктивным взрывателем
ПОЛОЖИТЬ ТП-Т 96,5 770 Пустой снаряд с твердой головкой и обжатым трассером в полости основания

Были проблемы и с разработкой боеприпасов. Были случаи преждевременного выгорания боеприпаса в стволе. Проблема была впервые решена в 1936 году путем замены взрывателя модели MG-3 на модель MG-201, но проблема не была полностью устранена до появления взрывателя К-6 в 1938 году, который надежно предотвращал включение снарядов до тех пор, пока они были от 30 до 50 см от ствола. [16]

20 мм мотор пушка швак

Основные данные 20-мм пушки ШВАК

Характеристика Крыльевая Турельная Мотор-Пушка
Общая длина, мм 1679 1726 2122
Масса, кг 40 42 44,5
Длина хода подвижных частей, мм 185
Темп стрельбы 700-800
Начальная скорость снаряда, м/c 815
Масса ОЗ снаряда, г 96
Масса ВВ ОЗ снаряда, г 27,5
Масса БЗ снаряда, г 96,6
Масса метательного заряда, г 19,2
Масса патрона, г 185
Масса звена, г 38

Описание

Полигонные испытания пулемета ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. На оснований этих испытаний инженерами А. И. Гнатенко, П. Е. Ивановым,. Г. И. Миханевым, А. Ф. Поповым и А. И. Голышевым была выполнена конструктивная отработка 20-мм пушки ШВАК. Но возникали вопросы, как поведет себя пушка в воздухе и как отразится ее установка на летно-тактических данных самого самолета. Всесторонние испытания системы, проведенные В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16, окончательно решили ее судьбу. В 1936 г. была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК — первой советской системы авиационных пушек, положившей начало интенсивному развитию этого вида артиллерии.

По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулеметом. Различие было лишь в канале ствола. Питание пушки ленточное. Перезаряжание пневма-тическое или механическое.

20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других мелочей.

Общая длина пушек ШВАК составляла: для крыльевого варианта 1679 мм, для турельного — 1726 мм, для мотор-пушки — 2122 мм. Вес пушек соответственно 40 кг, 42 кг и 44,5 кг. Длина хода подвижных частей 185 мм. Темп стрельбы 700-800 выстр./мин.

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды.

Длина осколочно-зажигательного снаряда 2,4 клб, вес 96 г, снаряд содержал 27,5 г взрывчатого вещества.

Длина бронебойно-зажигательного снаряда 3,1 клб, вес 96,6 г.

Осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды имели одинаковый метательный заряд — 19,2 г, и одинаковую баллистику (начальная скорость 815 м/с). Вес патрона 185 гр., вес звена 38 гр.

В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильзы цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

Первоначально 20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, ко-торый имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохра-нитель (чека) был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 г. он был заменен более чувствительным, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием взрывателем К-6, созданным П. Г. Щеголевым. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Первоначально патроны к пушке ШВАК комплектовали осколочными снарядами, а в 1941 г. началось валовое производство осколочно-зажигательных снарядов с взрывателем К-6. В новых снарядах объем каморы под взрывчатое вещество и его вес возросли почти в два раза.

В мае 1941 г. началось валовое производство 20-мм подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда.

В конце 1942 г. был разработан 20-мм ОЗТ со временем трассирования 2 с. Однако несмотря на модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм.

Тем не менее, в годы войны развернулось массовое про-изводство пушек ШВАК. В 1942 г. была выпущена 34601 пушка, в 1943 г. — 26499 пушек, в 1944 г. — 25633, в 1945 г. -13433. В 1946 г. было выпущено 754 пушки, и на этом производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось.

Несмотря на недостатки, создание 12,7/20-мм системы ШВАК явилось открытием нового направления в мировой военной технике, давшего жизнь целому ряду бикалиберных образцов. Позже, во время второй мировой войны, немцы создали бикалиберное оружие 13/20-мм (МО-132/135). По этому же пути пошли в дальнейшем и американцы. В 1943-1945 гг. в нашей стране конструкторами С. Е. Рашковым, В. Е. Шенцовым и С. С. Розановым также впервые в мире была создана крупнокалиберная автоматическая авиационная бикалиберная пушка РШР-57/45 со сменными стволами 45- и 57-мм калибра.

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолетов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК были установлены на истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях ‘Харрикейн’ взамен 7,92-мм пулеметов ‘Браунинг’. Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2.

Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у нас, так и в других странах за все годы второй мировой войны не может сравниться с ней по объему производства.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941-1942 гг. устанавливалась на танках Т-60 и Т-38, что позволило увеличить мощность их огня в десятки раз и довести прицельную дальность до 7 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 г. во время исторической битвы за Москву.

Источники:

  • Д. Н. Болотин Советское стрелковое оружие
  • А.Б. Широкорад История авиационного вооружения

История Ижевска

История Ижевска

  • Главная

Дореволюционный Ижевск

  • Ижевский завод в 18 веке
  • Ижевский поселок в 19 веке
  • История улиц Ижевска
  • Ижевские социал-демократы
  • Ижевск во время революций
  • Ижевск в годы Гражданской войны

История зданий

  • Ижевский пруд и плотина
  • Корпуса Ижевского завода
  • Арсенал
  • Собор Александра Невского

Ижевск в советское время

  • Довоенный Ижевск
  • Ижевск после войны
  • Памятники Ижевска
Читайте также  111 мотор мерседес гнет клапана

Новое на сайте

  • Автомат AK-12
  • Авиационная пушка НС-37
  • Снайперская винтовка СВ-98
  • Револьвер системы Нагана
  • Авиационная пушка ШВАК
Авиационная пушка ШВАК
История ижевского оружия
04.09.2015 19:50

ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный) – это первая советская одноствольная автоматическая авиационная пушка малого калибра (20 мм), чаще остальных авиапушек использовавшаяся советской авиацией в годы Великой Отечественной войны.

Разработка этого оружия была начата в феврале 1931 года, когда советское правительство приняло постановление о создании отечественного крупнокалиберного авиационного пулемёта для стрельбы новыми патронами калибра 12,7 ´ 108 мм.

С этой целью Семён Владимирович Владимиров совместно с Борисом Гаврииловичем Шпитальным модифицировал хорошо зарекомендовавший себя скорострельный авиационный пулемёт ШКАС калибра 7,62 мм. Был изменён ударно-спусковой механизм пулемёта ШКАС под боеприпас большего калибра, однако в конечном итоге в пулемёте ШВАК стал использоваться не стандартный патрон калибра 12,7 x 108 мм, а специально разработанный для него патрон калибра 12,7 ´ 108 мм R с закраиной дна гильзы. Разработка пулемёта была завершена в конце мая 1932 года.

В 1934 году по результатам испытаний он был принят на вооружение, но уже вскоре выявился целый ряд его недостатков. Пулемёт имел слишком сложное устройство и состоял из множества подвижных деталей, что увеличивало стоимость массового производства и делало оружие подверженным механическим отказам. В связи с этим за весь период выпуска было изготовлено всего 92 пулемёта ШВАК, и в 1936 году это оружие было полностью снято с производства.

В период с 1935 по 1936 годы на его базе была разработана авиационная пушка ШВАК для стрельбы боеприпасами калибра 20 x 99 мм R. Первая партия этих орудий была произведена в 1936 году.

Автоматика перезаряжания новой 20-миллиметровой пушки была пневматической или механической, а система питания – ленточной. При этом, как правило, применялись патронные ленты ёмкостью от 120 до 180 боеприпасов. Пушка имела тот же механизм заряжания, что и одноимённый пулемёт: она была устроена так, что боеприпасы выгружались из ленты в барабанный магазин (подобный магазину револьвера) и из него выстреливались.

Барабан мог вмещать до 11 боеприпасов и служил для их равномерного извлечения из ленты. Он предотвращал резкое дёрганье других частей конструкции, что могло бы привести к снижению скорострельности пушки ШВАК.

В зависимости от варианта исполнения скорость стрельбы орудия составляла 700-800 выстрелов в минуту при начальной скорости снаряда 800 м/с.

Пушка ШВАК выпускалась в 4 вариантах исполнения: крыльевом (КП), турельном (ТП), синхронном (СП) и варианте мотор-пушка (МП), которые различались между собой скорострельностью и длиной ствола.

Обозначение «мотор-пушка» применялось к танковой пушке, которая использовалась в лёгких советских танках Т-38 и T-60.

Крыльевым вариантом ШВАК вооружались, например, истребители И-16 и ранние версии штурмовика Ил-2.

Оборонительный турельный вариант пушки устанавливался, в частности, на поздних версиях тяжёлого бомбардировщика Ер-2.

Однако самым распространённым был синхронный вариант ШВАК. Он являлся наступательным вооружением истребителей и устанавливался либо в носовой части для стрельбы через винт самолёта (например, в истребителях Ла-5 и Ла-7), либо в блоке цилиндров двигателя для стрельбы через полую втулку редуктора винта, как в истребителях семейства Як.

В годы Великой Отечественной войны для крыльевого, турельного и синхронного вариантов пушек ШВАК выпускалось несколько типов боеприпасов:

– стандартный высоковзрывчатый снаряд типа ОЗ (осколочно-зажигательный);

– снаряд типа ОЗТ (осколочный зажигательно-трассирующий);

– снаряд типа ОФ (осколочно-фугасный) и

– снаряд типа ОФЗ (осколочно-фугасный зажигательный).

Стандартными противотанковыми боеприпасами для мотор-пушки ШВАК являлись снаряд типа БЗ (бронебойный зажигательный) или снаряд типа БЗТ (бронебойный зажигательно-трассирующий), способные насквозь пробивать броню толщиной до 24 мм с расстояния 100 метров.

Эта авиационная пушка зарекомендовала себя как компактное и эффективное оружие.

В 1942 году массовый выпуск этих пушек был налажен на Ковровском оружейном, Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах. За период с 1942 по 1946 годы всеми заводами было выпущено в общей сложности более 100 тысяч пушек ШВАК.

В 1946 году пушка ШВАК была снята с производства, а на смену её пришла малокалиберная авиационная пушка Б-20 конструктора М.Е. Березина, выпуск которой начался ещё в 1944 году. Б-20 не отличалась от ШВАК по скорострельности и начальной скорости снаряда, но имела почти в 2 раза меньшую массу и была намного технологичнее, чем пушка Шпитального-Владимирова.

ШВАК (20-мм)

Содержание

  • 1 Описание
    • 1.1 Машины оснащающиеся этим вооружением
  • 2 Основные характеристики
    • 2.1 Состав лент
  • 3 Применение в бою
    • 3.1 Достоинства и недостатки
  • 4 Историческая справка
  • 5 Медиа
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

Описание

ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационная Крупнокалиберная) — первая советская автоматическая авиационная пушка калибра 20 мм. Принята на вооружение в 1936 году, производилась до 1946 года. Выпускалась в четырёх вариантах: крыльевая, турельная, мотор-пушка, синхронная. Мотор-пушка отличалась большей длиной ствола и наличием амортизатора.

По своему устройству пушка была полностью аналогична 12,7-мм одноименному пулемету. Различие состояло в диаметре канала ствола: испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. Пушка имела ленточное питание. Перезаряжание осуществлялось пневматически или механически.

Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (Танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на легких танках Т-60.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Истребители:

  • ЛаГГ-3
  • Ла-5
  • Ла-7
  • И-185
  • И-16 тип 27 / тип 28
  • Пе-3бис
  • И-153П
  • Як-1
  • Як-7Б
  • Як-9 / Як-9Б / Як-9М Головачёва / Як-9У
  • Hurricane Mk.IIB (СССР)

Штурмовики и бомбардировщики:

Основные характеристики

Характеристика Крыльевая Турельная Мотор-пушка Синхронная
Масса, кг 38 40 55 44.5
Длина, мм 1679 1726 2122 2074
Калибр, мм 20 20 20 20
Темп стрельбы выстрелов/мин 700-850 700-850 700-850 550-750
Начальная скорость снаряда м/с 800-815 800-815 800-815 800-815

Состав лент

В пушке применяются следующие снаряды:

  • ОЗ — Осколочно-Зажигательный
  • ОЗТ — Осколочно-Зажигательный Трассирующий
  • ОФ — Осколочно-Фугасный
  • ОФЗ — Осколочно-Фугасный Зажигательный
  • БЗ — Бронебойный Зажигательный
  • БЗТ — Бронебойный Зажигательный Трассирующий

Состав лент: Истребители

Лента Состав
Стандарт ОЗТБЗ
Универсал ОЗТОФОФЗОФБЗТ
Наземные цели ОФЗОФОФБЗТ
Бронецели БЗТБЗБЗОЗТ
Трассеры БЗТОФОЗТОФ
Скрытная атака БЗОФОФОЗ

Состав лент: Бомбардировщики и штурмовики (турельная оборонительная лента)

Лента Состав
Стандарт ОЗТБЗ
Универсал БЗТБЗ
Воздушные цели ОФБЗОФОЗТ

Применение в бою

Опишите пушку/пулемет в игре — её отличительные особенности, тактику применения против основных противников. Воздержитесь от создания «гайда» — не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений.

Достоинства и недостатки

Подведите итог и кратко оцените вооружение по совокупности его характеристик и боевой эффективности. Отметьте достоинства и недостатки в маркированном списке.

Достоинства:

Историческая справка

20-мм пушка ШВАК широко применялась в советской авиации. ШВАКами заменяли 7,7-мм пулемёты «Браунинг» на лендлизных самолётах «Харрикейн». Две неподвижные пушки размещались на бомбардировщиках Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях Ил-2 с лета 1941 г. в крыльях устанавливались две пушки ШВАК с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

Пушка ШВАК с некоторыми изменениями монтировалась на танки Т-30 и Т-40 вместо 12,7-мм пулемётов ДШК. На лёгких танках Т-60 серийно устанавливался танковый вариант ТНШ-20.

Турельный вариант пушки устанавливался на поздних сериях самолёта Ер-2. За годы Второй Мировой войны было выпущено 100920 пушек ШВАК. Производство прекратилось в 1946 г. На замену ей пришла пушка Б-20 со схожими боевыми характеристиками — но более лёгкая и надёжная.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

Авиационная пушка ШВАК. Оружие советских асов

Крупнокалиберные пулеметы и первые пушки появились на борту самолетов еще в годы Первой мировой войны, но тогда это были лишь робкие попытки по усилению огневой мощи первых летательных аппаратов. До середины 30-х годов XX века данное оружие в авиации использовалось лишь эпизодически. Настоящий расцвет авиационных скорострельных пушек пришелся на предвоенные годы и годы Второй мировой войны. В Советском Союзе одной из самых известных авиационных пушек, которая устанавливалась на огромное количество самолетов от И-16 до Ла-7, а в составе турелей использовалась на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2, была 20-мм авиационная автоматическая пушка ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационная Крупнокалиберная). Главным образом, данная пушка использовалась для вооружения советских истребителей.

При этом ни одна из советских авиационных пушек не могла похвастаться такими объемами производства, как ШВАК. В достаточно тяжелом для всей страны 1942 году советские предприятия смогли выпустить 34 601 авиационную пушку данного типа. Выпуск ШВАК был налажен на Тульском оружейном, Ковровском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах. Всего в СССР с учетом предвоенного выпуска было изготовлено более 100 тысяч экземпляров 20-мм авиационной пушки ШВАК. Ее слегка измененный вариант использовался также для вооружения легких танков, к примеру, массового танка Т-60. Учитывая объемы производства и использования данной артиллерийской системы, её справедливо относят к «оружию Победы».

ШВАК – это первая советская автоматическая авиационная пушка калибра 20 мм. Она была принята на вооружение в 1936 году и производилась вплоть до 1946 года, когда были собраны последние 754 пушки данного типа. Авиационная пушка выпускалась в четырех вариантах: крыльевая, турельная, мотор-пушка и синхронная. Мотор-пушка отличалась наличием ствола большей длины и амортизатора. По своему устройству ШВАК была полностью аналогична крупнокалиберному 12,7-мм пулемету с одноименным названием, который был принят на вооружение еще в 1934 году. Различие было лишь в диаметре используемого ствола. Испытания крупнокалиберного пулемета ШВАК продемонстрировали конструкторам, что благодаря имеющемуся запасу прочности калибр системы может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы, просто путем замены ствола. Пушка ШВАК имела ленточное питание, процесс перезарядки осуществлялся механически или пневматически.

Впервые новую пушку установили на истребителе ИП-1 конструкции Дмитрия Павловича Григоровича. Летом 1936 года она была предъявлена в НИИ ВВС для проведения государственных испытаний. При этом для её доводки потребовалось около четырех лет. Только в 1940 году пушку ШВАК конструкции Бориса Гавриловича Шпитального и Семёна Владимировича Владимирова стали монтировать на советские истребители, как в развалке блока цилиндров авиационного двигателя М-105 (мотор-пушка), так и в крыле. Боевой дебют новой советской авиационной пушки пришелся на 1939 год. Авиапушки ШВАК стояли на истребителях И-16, которые использовались в боях с японцами на Халхин-Голе.

Конструктивно 20-мм авиационная пушка ШВАК повторяла предшествующие ей модели пулеметов ШКАС и ШВАК (12,7 мм). Автоматика пушки работала на основе газоотвода. Авиапушка имела неподвижный ствол, который в собранном виде был соединен с собранной коробкой при помощи запорного вкладыша. Как и в предшествующих разработках, в 20-мм авиационной пушке ШВАК была применена изюминка систем Шпитального – барабанный 10-позиционный механизм поэтапного извлечения патрона из ленты, благодаря его использованию обеспечивалась высокая скорострельность системы. Но данная схема работы требовала использования собственного рантового патрона с выступающим фланцем-закраиной, которая цепляясь за винтовой паз барабана пушки. По этой причине никакой другой тип патрона в оружии Шпитального использоваться не мог.

Сегодня можно смело говорить о том, что идея унификации оружия под различные калибры является вполне здравой. Многие системы в мировой практике шли тем же путем, сегодня в первой четверти XXI века мультикалиберное оружие переживает настоящий расцвет. Однако в случае с моделями Шпитального все было не так однозначно. Все дело в том, что его первый проект авиационного пулемета ШКАС строился вокруг уже имеющегося патрона винтовочного калибра 7,62х54R с закраиной, что было полностью обоснованно для достижения пулеметом высокого темпа стрельбы. Но уже ШВАКи потребовали от советской промышленности создания принципиально новых боеприпасов рантовой конструкции. В варианте с 12,7-мм пулеметом подобное решение оказалось неудачным. Данный калибр задумывался, как универсальный, его планировалось использовать не только в авиации. При уже существовавшем на тот момент дегтяревском 12,7х108 мм патроне, который был более удобен для магазинного питания, даже напористости, которая была характерна для Шпитального, было недостаточно, чтобы продавить параллельное производство аналогичного рантового патрона 12,7х108R. Такой патрон в СССР выпускался недолго параллельно с производством небольшой серии крупнокалиберных пулеметов ШВАК. В конце концов, его просто сняли с производства.

А вот 20-мм версию ШВАК ждала гораздо более успешная судьба. На момент разработки данной авиационной пушки иных 20-мм патронов в Советском Союзе просто не существовало. В качестве возможного варианта рассматривалось производство «Длинного Солотурна» – мощного швейцарского боеприпаса калибра 20х138R, под который в КБ-2 создавался универсальный автомат Атслега АП-20, однако в целом, ниша 20-мм боеприпасов в СССР не была заполнена, что полностью развязало руки создателям авиапушки ШВАК.

К другим негативным моментам унификации 12,7-мм и 20-мм версий ШВАК специалисты относят тот факт, что группа Владимирова, стремясь сохранить единую конструкцию узлов двух авиационных систем, была вынуждена уровнять геометрические размеры по длине двух типов патронов. Длина обоих патронов составляла 147 мм, что обеспечивало единую конструкцию самого трудоемкого в производстве узла системы – барабанной конструкции подачи. Однако, если 12,7-мм патрон был достаточно мощным для своего класса, то новый 20х99R оказался одним из самых слабых боеприпасов 20-мм калибра среди своих иностранных аналогов.

В конечном итоге мотор-пушка составляла основу вооружения советских истребителей Як и ЛаГГ, в крыльевом варианте она шла также на первые штурмовики Ил-2 с боезапасом по 200 снарядов на ствол. Начало Великой Отечественной войны подстегнуло как массовый выпуск 20-мм авиапушек ШВАК, так и внедрение синхронных версий орудия, которые с 1942 года стали появляться на истребителях Лавочкина, ставили их и на отдельных сериях истребителя МиГ-3.

А вот турельная версия ШВАК похвастаться успешной судьбой не могла и в советской авиации не прижилась. Слишком тяжелая и громоздкая она не вписывалась в легкие турельные установки наших бомбардировщиков. Ее применение было крайне ограниченным. Пушка устанавливалась на летающей лодке МТБ-2 (АНТ-44), а также на опытном бомбардировщике Мясищева ДБ-102. Практически единственным серийным боевым самолетом, на котором штатно ставилась турельная версия ШВАК, был тяжелый бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого на протяжении всех военных лет был практически штучным. А уже в самом конце войны на верхней турели бомбардировщика Ер-2 также была установлена пушка ШВАК.

Таким образом, главным потребителем авиационных пушек ШВАК на протяжении всего периода их производства, была советская истребительная авиация. ШВАК стояли на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и Пе-3. Когда с производства был снят истребитель И-16, а штурмовики Ил-2 начали перевооружаться новой 23-мм авиационной пушкой ВЯ, выпуск крыльевой версии ШВАК был практически полностью свернут. Только в 1943 году было выпущено 158 таких пушек для перевооружения ленд-лизовских Харрикейнов, где их установили вместо 7,7-мм пулеметов Браунинга. А в конце войны крыльевой вариант пушки снова нашел свое применение, став наступательным вооружением двухмоторного высокоскоростного бомбардировщика Ту-2.

Одновременно с этим мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в конструкции в 1941-42 годах монтировалась на легких танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемета ДШК, что позволяло значительно увеличить мощность их огневого воздействия на противника и давало танкистам возможность поражать легкобронированную технику противника (бронепробитие – до 35 мм подкалиберным снарядом), противотанковые пушки, пулеметные гнёзда и живую силу врага. Вариант пушки под обозначением ШВАК-танковая или ТНШ-20 (танковая Нудельмана-Шпитального) серийно устанавливался на легких танках Т-60.

В мае 1942 года специалисты НИИ ВВС пришли к заключению, что 20-мм авиационная пушка ШВАК безотказно работает на истребителях И-16 (в крыле), Як-1 и ЛаГГ-3 (через редуктор). Снаряд данной пушки эффективен при действии по самолетам противника, броневикам, легким танкам и автомашинам, железнодорожным бензоцистернам. Для действия по средним и тяжелым танкам снаряд пушки ШВАК не эффективен. В целом снаряд ШВАК по весу, а значит и эффективности разрывного действия, уступал снаряду немецких авиационных пушек того же калибра (снаряд ШВАК весил 91 грамм, а немецкой авиационной пушки MG FF – 124 грамма). Также отмечалось, что по эффективности действия по целям ШВАК существенно уступала 23-мм авиационной пушке ВЯ.

Сравнивая советскую ШВАК с немецкой авиационной пушкой MG FF, приходишь к выводу о том, что германская пушка, использовавшая энергию отдачи свободного затвора (на ШВАК – газоотвод), обладала преимуществом лишь в весе и разрывной силе используемых снарядов. При этом начальная скорость снаряда у немецкой пушки была минимум на 220 м/с меньше, но секундный залп для крыльевых авиационных пушек был практически одинаков. При этом MG FF была на 15 кг легче, в том числе за счет использования более короткого ствола. В то же время данное преимущество немецких пушек с появлением в СССР новой авиационной пушки Б-20 было утрачено.

Сегодня объективно оценивать значение 20-мм авиационной пушки ШВАК достаточно сложно. Безусловно, ей был присущ определенный букет недостатков – слабый боеприпас с неважной баллистикой, эксплуатационная и технологическая сложность, которые особенно на начальном этапе производства вели к высокой стоимости пушки. В то же время первый недостаток легко компенсировался огромной скорострельностью ШВАК, которая достигала 800 выстрелов в минуту, а снижение стоимости происходило за счет налаживания массового производства и адаптирования промышленности. Стоит отметить, что по скорострельности ШВАК не имела равных среди серийно производившихся авиационных пушек других государств. Правда, синхронные версии, которые ставились на отличные советские истребители Ла-5 и Ла-7, в зависимости от режима работы двигателя имели меньшую скорострельность – 550-750 выстрелов в минуту.

В любом случае можно говорить о том, что авиапушка Шпитального-Владимирова стала одним из тех знаковых образцов вооружения Красной Армии, которые смогли обеспечить нашей стране победу в Великой Отечественной войне. По словам летчиков-истребителей тех лет, мощи даже сравнительно слабых 20-мм снарядов пушки ШВАК было достаточно для борьбы с любой авиационной техникой Люфтваффе. Конечно, если бы у Германии массово появились тяжелые бомбардировщики или советской авиации пришлось столкнуться в небе с армадами американских «летающих крепостей», нашим истребителям пришлось бы нелегко, однако в действительности ничего этого не произошло.

Важно помнит и о том, что в Советском Союзе альтернативы ШВАК долгое время просто не существовало. Разработка перспективной авиационной пушки Б-20 конструкции Михаила Евгеньевича Березина, также созданной им на базе крупнокалиберного пулемета и основанной на том же принципе работы, что и ШВАК, из-за болезни конструктора серьезно затянулась. По этой причине авиационная пушка ШВАК, несмотря на ее «слабость», оставалась основным вооружением истребителей Великой Отечественной войны.

Немалую роль играла и выучка советских летчиков, которая росла во время войны и позволяла эффективно использовать имеющееся в их распоряжении вооружение. Не секрет, что личный состав ВВС РККА, который встретил войну 22 июня 1941 года, имел крайне низкую квалификацию и практически полное отсутствие опыта боевого применения своих самолетов. Исключение составляли только командные кадры, которые успели пройти Испанию, Халхин-Гол, зимнюю войну с Финляндией, но таких летчиков было мало. Да и они, в основном, передавали накопленный опыт в соответствии с учебным «Курсом боевого применения истребительной авиации». Подтверждением этому был расход боеприпасов по воздушным целям, который изменялся на протяжении всей войны от первых ее месяцев к последним. Если на начальном этапе войны советские летчики часто открывали огонь по противнику с дистанции 300-400 метров, то уже в 1942 году, набравшись опыта, – с расстояния 100-150 метров, а иногда и с 50 метров. Это вело к увеличению точности стрельбы и сокращению расхода боеприпасов. Применительно к авиационной пушке ШВАК это повышало эффективность ее снарядов. Когда самолет противника превращался в дуршлаг, меньшая разрывная сила снарядов советской пушки не имела уже существенного значения.

За предвоенный период и годы Второй мировой войны советская промышленность выпустила более 100 тысяч авиационных пушек ШВАК, что делает ее одной из самых массовых артиллерийских систем в истории авиации. Производство ШВАК было прекращено только в 1946 году. На смену ей пришла более совершенная авиационная пушка Б-20, которая, обладая схожими боевыми характеристиками, была более надежной и легкой.

Тактико-технические характеристики ШВАК:
Длина/масса:
Крыльевой вариант – 1679 мм/40 кг.
Турельный вариант – 1726 мм/42 кг.
Мотор-пушка – 2122 мм/44,5 кг.
Длина хода подвижных частей – 185 мм.
Темп стрельбы – 700-800 выстр/мин.
Начальная скорость снаряда – 815 м/с.
Патрон – 20х99 mm R.

Добавить комментарий