Электрические схемы для всех лодочных моторов

Выбор лодочного мотора

Выбор лодочного мотора

Безусловно, физические нагрузки очень полезны для поддержания организма в тонусе. Однако, преодолев некоторое расстояние на воде при помощи весел, многие заядлые рыбаки и любители водного досуга невольно задумываются о том, что желают доукомплектовать свою лодку мотором.
Блестяще сочетая в себя хорошую мощность и малый вес, лодочные моторы являются отличным вариантом использования в качестве главного двигателя на легких быстроходных катерах и небольших лодках.
Зачастую, процесс выбора мотора становится симбиозом противоречий:

  • Российский или импортный?
  • Двухтактный или четырехтактный двигатель?
  • Ручной или электрический стартер?

Вопросов очень много и крайне важно найти на них правильные ответы в соответствии с задачами, целями и ожиданиями владельца. Именно это и будет являться залогом рационального выбора.
Но первый и самый важный вопрос, на который необходимо ответить, выбирая лодочный мотор – на каком судне он будет использоваться. Обладая хотя бы базовым набором информации и обращая внимание на особенности эксплуатации определенного типа судна, можно найти оптимальный вариант двигателя, который бесперебойно прослужит долгие годы, оправдывая все ожидания пользователя.

Мощность

Выбор мощности силового агрегата является крайне ответственной задачей. Главный критерий при выборе лодочного мотора – это рациональное сочетание мощности двигателя с весовыми характеристиками лодки. Между недостаточной и слишком большой мощностью для судов с определенными параметрами – очень тонкая грань. То есть, мотор должен быть именно той максимальной мощности, которая предусмотрена для данного типа лодки.
Для того чтобы рассчитать минимально допустимую мощность мотора (имеется ввиду мощность, которой будет достаточно для выхода на режим глиссирования), можно воспользоваться простой формулой:
Вес лодки (включая вес мотора+вес всех пассажиров+вес оборудования и топлива) / 30.
Полученная цифра и будет приближена к рекомендуемой мощности лодочного мотора.
Максимальное значение мощности ни в коем случае не должно превышать максимально допустимого значения, отмеченного на бирке транца. Устанавливая мотор, мощность которого значительно превышает рекомендуемую, вы подвергаете риску и себя и пассажиров.

Высота

Выбирая подвесной лодочный мотор, необходимо обязательно учитывать такой параметр, как длина ноги двигателя. Это расстояние между местным креплением двигателя и антикавитационной плитой мотора, расположенной под гребным винтом. Эта длина должна быть практически такой же (допускается отклонение в большую сторону, но строго до 10 см), как высота транца лодки.
Поэтому, при покупке обращайте внимание на соответствие высоты транца лодки и длины ноги мотора.
Антикавитационная плита лодочного мотора должна быть на уровне лодки или максимум на 10 см ниже него. Если же плита будет углублена еще ниже, возможны последствия:

  • трудности или даже невозможность выхода лодки в режим глиссирования;
  • большая возможность повреждения винта о подводные объекты, а также трудности с паркованием лодки у берега.

Если же плита будет установлена выше дна лодки, возможен контакт гребного винта с воздухом, что может привести к значительному повышению оборотов лодочного мотора и выхода его из строя.

Тип двигателя

Перед покупкой лодочного мотора также встает вопрос выбора типа двигателя. Что лучше выбрать – электрический мотор или бензиновый, напрямую зависит от задач и целей пользователя.
У электрических моторов нет такого параметра, как мощность. Они не приспособлены для продолжительного и дальнего плавания. Поэтому, такие двигатели лучше покупать тем рыбакам, которым не важна скорость. Электродвигатели идеально подходят для неспешных водных прогулок и для рыбной ловли в местах, недалеко от берега. Также они являются единственным приемлемым решением для плавания на небольших водохранилищах и заповедниках, где запрещено использование шумных, бензиновых моторов.

Тип бензинового двигателя

На современных лодках используются два типа бензиновых двигателей – двухтактный и четырехтактный.
Преимущества двухтактных двигателей:

  • Простота обслуживания и ремонта.
  • Небольшой вес.
  • Хорошая динамика.
  • Отличное соотношение объема, веса и мощности.
  • Низкая цена.

Из недостатков таких моторов можно выделить высокий расход топлива и уровень шума. Следует отметить, что двухтактные лодочные моторы заправляются смесью бензина и масла, которую необходимо готовить вручную, строго соблюдая пропорции.
Преимущества четырехтактных двигателей:

  • Низкий уровень шума.
  • Экономное потребление топлива.

Таким образом, переплата за четырехтактный двигатель целесообразна только в случае его использования на крупных плавательных средствах.

Управление

Управление лодочным мотором осуществляется с помощью румпеля или дистанционно. Также существуют комбинированные приводы, сочетающие в себе оба способа управления.
Конструкция румпеля выполнена в виде рычага, отличается простотой и функциональностью. На румпеле находится ручка дросселя, с помощью которой регулируется подача топлива и кнопка остановки двигателя. Также румпель используется для выбора направления движения судна. Используется на типах судов с установленными двигателями малой и средней мощности.
Дистанционные системы управления устанавливаются преимущественно на дорогих лодках, поэтому перед тем как покупать привод с дистанционным управлением следует убедиться, что его можно смонтировать на вашем судне.

Механизмы подъёма из воды и типы стартера

Как правило, подвесные лодочные моторы не укомплектованы системой подъема из воды. Но это не означает, что владельцу лодки с мотором придется надрывать спину и вытягивать мотор из воды вручную – производители специальных подъемников для подвесных моторов давно позаботились об этом. Опытные рыбаки уже успели оценить все преимущества этого оборудования. Большинство подобных устройств оснащены не только системой подъема и спуска, но и системой регулирования угла наклона мотора по отношению к транцу.

Как обкатать и отрегулировать?

Обкатка лодочного мотора является не просто рекомендуемой, а обязательной процедурой. Если пренебречь обкаткой, то в лучшем случае ресурс двигателя значительно снизится, а в худшем может потребоваться замена блока цилиндров и поршневой системы уже после первой поездки.
В среднем, обкатка занимает около 10-ти часов. Начинать движение следует на минимальных оборотах, ежечасно добавляя газ, не превышая 50 – 75% мощности. Перед тем, как заглушить двигатель, дайте ему поработать несколько минут на холостых оборотах.

Как перевозить и как установить?

Мотор выбран и куплен – далее его необходимо перевезти и установить на судно. Как это сделать? Лодочный мотор – сложное и дорогостоящее оборудование. При его эксплуатации следует неукоснительно придерживаться рекомендаций и руководства по обслуживанию.
Двухтактный мотор может транспортироваться в любом положении, хоть в вертикальном, хоть в горизонтальном – процесс его укладки на бок совершенно некритичен. Чего не скажешь о четырехтактном двигателе – при перевозке такого агрегата его следует жестко фиксировать. Оптимальным вариантом транспортировки четырехтактника является вертикальное положение. Чтобы нижней части силового агрегата не были нанесены повреждения, следует обеспечить достаточный зазор между винтом и поверхностью дороги.
Если вертикальная перевозка не представляется возможной, двигатель следует разместить в соответствии с инструкциями, изложенными в паспорте изделия.
Для того чтобы при транспортировке лодочного мотора избежать пролива и воспламенения топлива, рекомендуется полностью слить его из бака.
Паспорт изделия всегда содержит информацию о том, как установить лодочный мотор. При наличии даже небольших технических знаний и навыков, это не составит большого труда. Все схемы установки практически идентичны – в их основе лежат стандартные привычные узлы крепления к лодке. Мотор крепится на транце с помощью зажимов и винтовых струбцин.
Если у вас возникают сомнения в том, что вы сможете самостоятельно правильно установить мотор, вы всегда можете обратиться к специалистам компании «NorthSilver», которые помогут в этом вопросе и дадут подробные консультации по дальнейшей эксплуатации и обслуживанию силового агрегата.

Производители

На сегодняшний день крупнейшими производителями лодочных моторов являются японские компании TOHATSU, HONDA, YAMAXA, SUZUKI. Также среди почитателей водномоторной техники очень популярен американский бренд MERCURY, производящий лодочный мотор с большим диапазоном мощности от 2-х до 275-ти лошадиных сил.
По большому счету, технические характеристики большинства производителей двигателей для лодок не сильно разнятся. По стоимости они примерно одинаковые, а остальное – дело вкуса. Главное, чтобы мотор работал в соответствии со своей мощностью и не ломался – так рассуждает большинство пользователей судов, оснащенных лодочными моторами.

Новый или БУ. БУ из РФ и Европы?

Разумеется, приобретая новый мотор, можно быть абсолютно уверенным в том, что его эксплуатация будет длительной и безупречной. Новые современные подвесные лодочные моторы заслуживают высшей оценки – при должном уходе, надлежащем сервисном обслуживании и бережной эксплуатации они способны отработать около 5000 часов без капитального ремонта.
И все же, у новых агрегатов имеется один существенный недостаток – их стоимость. Поэтому, если вопрос финансов стоит не на последнем месте, то отличной альтернативой может стать подержанный мотор. А если к тому же, есть возможность его испытать (например, проверить компрессию двигателя), то он способен прослужить ничуть не меньше нового.
К выбору БУ мотора следует подходить со всей ответственностью и осторожностью, поэтому, при покупке обязательно следует обратить свое внимание на некоторые моменты:

  • Внешний вид товара: лакокрасочное покрытие, сколы, потертости, в каком состоянии находится перо руля.
  • Винт у мотора не должен быть гнутым, битым, потертым, иметь люфтов.
  • На пружинах, гайках, болтах не должно быть следов коррозии.

Лучше всего подержанный лодочный мотор покупать у дилеров – официальных распространителей товаров определенной фирмы. Они дают гарантию на свои товары, пусть и не сильно долгую, и осуществляют сервисное обслуживание. А это всегда является дополнительной защитой потребителя.
Что касается вопроса о том, какой стране — производителю отдать предпочтение, РФ или Европа – здесь можно и нужно прислушаться к экспертам, которые уверенно заявляют о том, что надежность узлов и комплектующих российского производства оставляет желать лучшего. Хоть это и не очень патриотично, однако, рассуждая о безопасности и даже жизни пользователей лодочных моторов, лучше придерживаться объективности.

Регулятор напряжения генератора лодочного мотора

Генератор — это электрическая машина, которая преобразует механическую энергию вращения в энергию переменного тока. Переменный ток, вырабатываемый катушками генератора, выпрямляется диодами и заряжает лодочные аккумуляторы. Регулятор напряжения поддерживает постоянным напряжение на выходе с генератора, а для трехступенчатой зарядки тяговых лодочных аккумуляторов устанавливают внешний или шунтирующий регулятор. Без него быстрая зарядка аккумуляторов глубокого разряда от генератора лодочного мотора невозможна.

Простейший генератор

Простейший генератор – это металлический стержень с намотанной вокруг него проволокой. Если под стержнем перемещать постоянный магнит, то стержень будет намагничиваться в разном направлении, а возникающее в проводе переменное магнитное поле вызовет импульсы тока переменной полярности.

Ток, возникающий в проводнике, прямо пропорционален силе магнитного поля, скорости движения магнита и количеству витков проволоки вокруг стержня.

Генератор обретет привычный вид, если поступательное движение магнита заменить на вращательное и разместить катушки, в которых возникает ток, по окружности. Однако регулировать ток в таком генераторе можно будет только оборотами двигателя, а это очень неудобно.

Как работает регулятор напряжения на лодочном моторе

Реальным генератором управляют изменяя силу магнита. Для этого вместо постоянного используют электромагнит, в железном сердечнике которого сосредоточено магнитное поле, создаваемое протекающим через катушку током. Сила магнитного поля пропорциональна току в катушке возбуждения, поэтому изменяя ток в катушке повышают или понижают мощность генератора. Устройство, которое управляет током возбуждения и мощностью генератора называется регулятором напряжения.

Читайте также  Электроподъемник для лодочного мотора сузуки

Электромеханические регуляторы — первые устройства этого типа. Ток возбуждения протекает через рычаг реле, который вращается относительно точки F и замыкает точки «Зажигание» и «Масса». «Зажигание» подсоединяется к положительной клемме аккумулятора через ключ зажигания двигателя. Регулировочная пружина удерживает рычаг реле напротив контакта «Зажигание».

Если напряжение на аккумуляторе низкое, ток возбуждения максимальный и генератор выдает максимальный ток. Когда напряжение на аккумуляторе возрастает до установленного значения (между 13.8 и 14.2 вольта) ток, протекающий от зажигания на массу через катушку реле увеличивается, реле срабатывает, толкает рычаг вниз и размыкает контакт. Ток возбуждения падает до нуля, выход с генератора падает до нуля, напряжение на аккумуляторе падает и реле замыкает контакт зажигания. Процесс начинается сначала.

Чем больше напряжение на аккумуляторе, тем больше времени, контакт остается в нижнем положении. Выход генератора переключается между максимальным и нулевым сотни раз в секунду, сохраняя среднее напряжение постоянным, при токе, стремящемся к нулю (плюс ток, потребляемый подключенной нагрузкой). Напряжение заряда аккумулятора в электромеханическом регуляторе устанавливается натяжением пружины.

Принцип работы электронного регулятора напряжения аналогичен. Если напряжение на аккумуляторе низкое, значит низкое напряжение и на базе транзистора 1, и он выключен. В этом состоянии транзистор 1 работает как большое сопротивление между базой транзистора 2 и массой, поэтому напряжение на базе транзистора 2 высокое и он включен. Транзистор 3 усиливает ток коллектор-эмиттер транзистора 2 в двадцать раз и больше, вызывает высокий ток в катушке возбуждения и максимальный выходной ток генератора.

После того как напряжение на аккумуляторе увеличивается транзистор 1 включается. Сопротивление между базой транзистора 2 и массой уменьшается и транзисторы 2 и 3 выключаются, прерывая течение тока в катушке возбуждения. Без тока возбуждения генератор перестает выдавать ток.

Транзисторы включаются и выключаются сотни раз в секунду. Средний ток возбуждения и выходной ток генератора зависят от того как долго система находится во включенном и выключенном состоянии.

Зачем нужен шунтирующий регулятор напряжения

Стандартные регуляторы напряжения генераторов лодочных моторов – это регуляторы автомобильного типа, которые отлично работают в следующих условиях:

  • аккумулятор – это стартовый аккумулятор с тонкими пластинами
  • аккумулятор почти всегда полностью заряжен
  • разница температур между регулятором и аккумулятором невелика
  • падение напряжения между аккумулятором и генератором меньше 0,1 вольта

В автомобилях во время запуска двигателя аккумулятор разряжается на 5-10%, после этого даже на холостом ходу мощности генератора достаточно для питания всех потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи. Поскольку стартовый аккумулятор сильно не разряжается, его зарядка не занимает много времени и вторая стадия зарядки, необходимая тяговым аккумуляторам, становится лишней.

Регуляторы напряжения лодочных моторов – это зарядные устройства с ограничением максимального тока и напряжением 13,8 – 14,2 вольта. Но напряжение 13.8 вольт выше рекомендуемого напряжения стадии поддерживающей зарядки для аккумуляторов глубокого разряда, а напряжение 14,2 ниже напряжения стадии насыщения.

Генератор со стандартным регулятором никогда полностью не зарядит аккумулятор глубокого разряда, но только перезарядит его и выведет из строя, если будет подключен к аккумулятору длительное время.

Что умеют внешние регуляторы напряжения

Умный регулятор напряжения лодочного мотора управляет зарядкой тяговых лодочных аккумуляторов. Он заряжает аккумуляторы глубокого разряда в три стадии, которые называют стадией насыщения, поглощения и поддерживающей зарядки.

Графики напряжения и тока во время трех стадий зарядки аккумулятора глубокого разряда. Подзарядка происходит при падении напряжения на аккумуляторе ниже 12,8 Вольт

Во время стадии насыщения, при зарядке постоянным током, аккумулятор быстро набирает емкость 75-80% от номинальной, а напряжение на его клеммах повышается до 14,4-14,8 вольт (в зависимости от типа). В этот момент регулятор переключается в фазу поглощения. На этой стадии зарядка происходит медленнее, а ток зарядки постепенно снижается, чтобы соответствовать текущему состоянию батареи. После того как ток снизился до 1-2% емкости, зарядка завершается и регулятор переключается в режим поддерживающей зарядки во время которого контролирует напряжение на аккумуляторе и выполняет подзарядку, если напряжение опускается ниже 13 вольт.

  • Чтобы не повредить аккумулятор во время зарядки, внешние регуляторы напряжения оснащаются встроенными тепловыми сенсорами. Зарядка прекращается, если температура батареи повышается до 50 градусов.
  • Аккумуляторы различного типа и размера требуют разных кривых зарядки и разных значений напряжения и тока, поэтому в умных регуляторах зашиты предустановленные режимы для зарядки жидко-кислотных, AGM и гелевых батарей.
  • Внешний регулятор напряжения устанавливается на лодочный мотор параллельно стандартному, который включается в работу, если умный регулятор выходит из строя.

Недостатки шунтирующих регуляторов

Хотя умные регуляторы подходят для всех типов лодочных генераторов и аккумуляторных батарей, их установка может показаться сложной для тех, кто не имел ранее навыков работы с электричеством. В некоторых случаях чтобы подключить регулятор потребуется определить тип используемого генератора и снять его с мотора. Кроме того, не рекомендуется устанавливать шунтирующие регуляторы напряжения на новые лодочные моторы, чтобы не нарушать их гарантию.

Зарядное устройство Sterling Power для работы с генератором до 120 А (12 Вольт) позволяет в пять раз быстрее заряжать аккумуляторы глубокого разряда и подключать несколько батарей аккумуляторов

Сложностей установки и проблем с гарантией можно избежать, если использовать бортовые зарядные устройства, работающие от генератора лодочного мотора. Они так же заряжают аккумуляторы в три стадии, работают с генераторами до 400 А и выдают напряжение 12, 24 или 36 вольт. Мощные модели имеют встроенные сплит диоды для подключения нескольких батарей аккумуляторов.

Водонепроницаемое зарядное устройство Sterling Power BBW 1212. Ток зарядки до 25 ампер. Работает от генератора лодочного мотора. Подключается к стартовому аккумулятору и начинает работать только после его полной зарядки

Задайте вопрос,

и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты

Электромоторы – мифы и реальность

Часть 1. Использование подвесных лодочных моторов с точки зрения законодательства РФ.

Пожалуй, ни один тип подвесных лодочных моторов (ПЛМ) не вызывает столько вопросов и обсуждений, как подвесные электрические двигатели. Более того, на сегодняшний день вокруг электрических ПЛМ набралось большое количество ненужной и даже вредной информации, которая скрывает истинное положение вещей и мешает пользователям сделать выбор в их пользу или наоборот, отказаться от их приобретения.

Для того чтобы поставить все точки над «ё» в этом вопросе, мы провели собственное исследование и спешим поделиться с Вами полученным результатом.

Итак, первое (и, пожалуй, главное), что регулирует взаимоотношения людей между собой и общество в целом – это законодательная база государства, в котором они живут или находятся. Поэтому своё исследование мы решили начать с изучения правовых вопросов использования электрических ПЛМ на водоёмах региона РФ. Для этого был сделан официальный запрос территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство), в ведении которого находится введение нерестового и других запретов на хождение под мотором на водных объектах рыбохозяйственного значения. Так же за комментариями по этому вопросу мы обратились в ГИМС .

Сделано это было для того, чтобы внести окончательную ясность и развеять, или наоборот, подтвердить некоторые уже существующие мифы в отношении этого типа двигателей. Сразу нужно сказать, что результаты обращения в эти органы государственной власти нас немало удивили, но как говорили ещё древние римляне – dura lex sed lex (закон суров – но это закон), поэтому нам, как законопослушным гражданам, остаётся только следовать букве закона. Или пытаться образом влиять на ситуацию.

– «Полезнее всего – запретить!» (В.С. Пикуль)

Итак, начнём с самого распространённого мифа про подвесные электромоторы:

МИФ: – «Подвесной лодочный электромотор можно использовать в период нерестового запрета».

В принципе этот миф кажется логичным – современные электрические подвесные лодочные моторы работают практически бесшумно, не выделяют выхлопа и благодаря своему принципу работы исключают саму возможность попадания в воду остатков топлива и масла, что свойственно лодочным моторам с ДВС (двигатель внутреннего сгорания), но всё оказалось не так просто.

РЕАЛЬНОСТЬ: – Как недвусмысленно говорит полученный официальный ответ из Росрыболовства:

– «В соответствии с пунктом 14.4.8 Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утверждённых Приказом министерства сельского хозяйства РФ от 06.11.2014 № 427 (далее – Правила рыболовства) и Приложения № 1 к Правилам рыболовства, гражданам запрещено использовать маломерные и прогулочные суда с применением моторов в запретные сроки (периоды) на водных объектах рыбохозяйственного значения (или их участках).

– И если тут ещё можно подумать, что всё вышесказанное относится только к лодочным моторам с ДВС, то практически сразу же идёт разъяснение:

– «В соответствии с пунктом 14.4.8 «Правил рыболовства» установлен запрет на применение моторов всех типов и видов, включая электрические, в запретные сроки (периоды) на водных объектах рыбохозяйственного значения (или их участках)».

Таким образом, закон не делает никакой разницы в использовании между электрическими лодочными моторами и моторами с ДВС. Если в нерестовый запрет запрещено ходить на маломерном судне под мотором – значит запрещено ходить на всём.

МИФ: – «Подвесные лодочные электромоторы не нужно регистрировать».

РЕАЛЬНОСТЬ: – Действительно, подавляющее большинство имеющихся в продаже электрических подвесных лодочных моторов имеют мощность порядка 0.5 – 0.8 л.с. (здесь мы не берём в расчёт мощные подруливающие электродвигатели, устанавливаемые на большие яхты и катера, а так же прочую экзотику). И согласно действующим правилам регистрации маломерных судов они благодаря своей малой мощности никак не попадают под требования не только регистрации, но и наличия у судоводителя удостоверения на право управления маломерным судном. Однако и здесь всё не так просто и если Вы задумались о приобретении электрического подвесного лодочного мотора в качестве основного двигателя, то Вам необходимо знать следующую информацию, предоставленную нам в ГИМС . А именно:

При классификации маломерных судов перед государственной регистрацией используется ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые. Основные данные» вступивший в силу в 2013 году. Основное изменение этот ГОСТ вносит в понятие масса маломерного судна, под которой понимается «масса укомплектованного судна». Она будет рассчитываться с учетом не массы мотора (ПЛМ), с которым будет использоваться лодка, а с учетом массы наиболее тяжелого мотора, рекомендованного производителем.

ГОСТ Р ИСО 8666-2012. Суда малые. Основные данные

6.3.1.4.2 Подвесные моторы

Масса судна должна задаваться вместе с массой подвесного мотора (моторов), как описано ниже:

– масса наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что изготовитель может установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование;

В основном это нововведение коснется владельцев надувных моторных лодок длиной более 4 метров и судов с жестким корпусом из металла или стеклопластика. Наглядно это можно объяснить на следующем примере: моторная лодка «Посейдон-480» имеет массу с оборудованием и снаряжением 110 кг. Если раньше её владелец пользовался ею с ПЛМ мощностью, например 10 л.с. весом 35 кг, то она не подлежала государственной регистрации, так как общий вес был менее 200 кг. Теперь нужно учитывать вес ПЛМ максимальной мощности, которая рекомендована производителем судна. Для рассматриваемой нами модели максимально разрешенная мощность двигателя составляет 50 л.с., а современные двигатели этой мощности, на которые ГИМС ориентируется в первую очередь, имеют массу больше 100 кг. А это значит, что общая масса комплекта будет превышать разрешенные 200 кг. и такую моторную лодку необходимо регистрировать.
Эту информацию из нашей прошлой статьи «ГИМС на связи» мы привели здесь потому, что когда мы связывались с ГИМС и задали вопрос про правовое использование электромоторов, то получили следующий ответ:
– «Все лодочные электромоторы имеют в своих характеристиках заявленную мощность, а это значит, что на них так же распространяются все требования закона».
Таким образом, если использовать электромотор с небольшой надувной лодкой (а это самый распространённый комплект), то регистрация конечно же не нужна, но если у Вас в наличии имеется стеклопластиковая «Пелла» или металлическая «Казанка», вес которой с двигателем максимальной разрешенной мощности превышает отметку в 200 кг. и Вы хотите использовать её с электромотором, то всё равно этот комплект нужно будет зарегистрировать в ГИМС и получать на него судовой билет.

Читайте также  194 мотор калина гнет или нет клапана

Ещё один устойчивый миф гласит, что:

МИФ: – «Лодку с подвесным электромотором можно использовать на водоёмах, имеющих круглогодичный запрет на хождение под мотором для маломерных и прогулочных судов».

Казалось бы, действительно – почему бы и нет, если водоём закрыт с точки зрения природоохраны для маломерных и прогулочных судов, что мешает использовать там небольшие лодки, причём не с бензиновыми, а электрическими двигателями? Однако всё не так просто и на этот вопрос Росрыболовство дало прямой и однозначный ответ:

РЕАЛЬНОСТЬ: – «Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1995 № 81-ФЗ (ред. 30.03.2015) и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. От 04.11.2014, с изм. От 01.12.2014) утверждены основные понятия «маломерное судно», «прогулочное судно».
Под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Под прогулочным судном понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
В соответствии с данными определениями, суда, не подлежащие государственной регистрации, относятся к маломерным или прогулочным судам».
– Таким образом, с точки зрения закона все лодки – это маломерные суда, на которые распространяется действие законов и правовых актов. И утверждения вроде – «так это про катера, а у меня же просто лодка» на закрытом водоёме не являются оправданием перед инспектором Рыбохраны.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что электрические ПЛМ в нашей стране с точки зрения действующего законодательства не имеют никаких преимуществ по сравнению с лодочными моторами с ДВС. Что само по себе, по меньшей мере, странно, если рассматривать их применение с точки зрения экологии и охраны окружающей среды.
Но с точки зрения практического применения, а так же удобства использования подвесные электромоторы заметно выигрывают перед обычными двигателями, а так же позволяют решать задачи, недоступные для лодочных моторов с ДВС.

Продолжение нашего исследования читайте в следующих публикациях.

Примечания: – В материале сохранена орфография и пунктуация официального ответа, полученного из Федерального агентства по рыболовству. При подготовке этого материала перед автором не стояла задача выразить своё личное мнение.

Honda OutBoards 3.0

Скриншоты

Каталог запчастей
и документация по ремонту
Цена: 30 USD
Дата: 9/2006
Язык: Английский, Немецкий
Регион: Канада, Европа, Азия, Япония, США, Китай
Операционная система: WinXP, Win2000
Количество дисков: 1 DVD

Каталог запчастей подвесных лодочных моторов Honda Outboard содержит каталог деталей и руководства по ремонту всех моделей лодочных моторов Хонда.
Каталог Honda Outboard Global Infotech содержит полную версию программы, включающую информацию о ремонте, сервисном обслуживании и запасных частях подвесных лодочных моторов Honda.
Электронный каталог для поиска запчастей к лодочным моторам Honda (Хонда) на 1DVD, при минимальной установке занимает 55 Mb.
В электронном каталоге Honda OutBoards имеется выбор по модели, поиск по серийному номеру агрегата или двигателя, поиск по наименованию и оригинальному номеру детали, удобный и простой интерфейс и качественные иллюстрации.
Кроме каталога запчастей представлена информация по норма часам ( F.R.T ), указаны в десятых от часа (0.3->18 min).

Лодочные моторы Honda Marine BF 225, BF 200, BF 175
Это и есть абсолютное качество .
С новыми двигателями BF 225, BF 200 и BF 175 фирма «Хонда» выпускает на волю три могучие силы — все по проверенной технологии — V6, 24 клапана и электронный впрыск топлива. Фактически, BF 225 является 4-тактным под весным мотором с самым большим в мире объемом.

Максимальная мощность.
Каждый двигатель очень мощный, a BF 225 оборудован системой VTEC фир­мы «Хонда» — той самой системой газораспределения, которую «Хонда» при­меняет на гоночных автомобилях, получавших призы Формулы 1. Это обеспе­чивает «мягкую» работу на всех оборотах и «взрыв» на больших оборотах, да­ющий невероятную мощь и крутящий момент.

Минимум потребления.
Двигатели BF 225, BF 200 и BF 175 потребляют до 50% меньше топлива, чем обычные
2-тактные двигатели благодаря эксклюзивной цифровой электрон­ной системе фирмы «Хонда», которая оптимизирует отношение воздух-топ­ливо таким образом, чтобы вы получили максимум от каждой капли топлива.

Предельный комфорт.
Эти двигатели вдвое тише 2-тактных двигателей. И, поскольку изменяемая система забора воздуха управляет объемом и скоростью воздуха в камере сгорания, ваше движение столь же плавно, сколь и приятно. На любом числе оборотов!

Лодочные моторы Honda Marine BF 150.
Еще более совершенный!
Новый BF150 обладает высочайшими техническими характеристиками и является самым экологически безопасным и экономичным двигателем в своем классе. Уверенно отправляйтесь в плавание и сконцентрируйтесь на отдыхе!

Два в одном.
Благодаря объединению двум систем — системы газораспределения VTEC и изменяемой системе впуска воздуха — вы словно имеете два двигателя в одном. На низких оборотах создается большой крутящий момент и лучшее ускорение; на средних и максимальных BF150 становится мощным сверхскоростным двигателем. Насладитесь плавным движением лодки на любых оборотах!

Лидер по экономии топлива.
BF150 — первый лодочный двигатель с линейным датчиком соотношения воздух-топливо (LAF), точно измеряющим соотношение компонентов топливно-воздушной смеси. В результате расход топлива на 15% ниже, чем у 2-тактных двигателей с непосредственным впрыском топлива в цилиндры и на 45% ниже, чем у обычных 2-тактных поршневых двигателей.

На гребне волны!
BF150 — это сочетание максимальной мощности и комфорта. Исключительная маневренность достигается благодаря плавному и точному переключению реверса. Два балансирных вала снижают шум и вибрацию, обеспечивая тем самым лучшие характеристики по уровню комфорта в данном классе.

Лодочные моторы Honda Marine BF 130, BF 115.
Фантастический вихрь на воде!
Вы готовы к походу в великое открытое пространство? BF 130 и BF 115 фир­мы «Хонда» готовы доставить вас туда!

Победитель еще и плавно движется.
Скорость и акселерация BF 130 и BF 115 сравнимы с таковыми у 2-тактных двигателей. Но первые обеспечивают суперплавное управление благодаря цифровой инжекции топлива, системе уравновешивания с двойным валом и перевернутым маховиком, который практически уничтожает вибрацию.

Электронный впрыск топлива (EFI).
Система EFI фирмы «Хонда» оптимизирует отношение воздух/топливо и син­хронизацию впрыска, в результате чего на крейсерской скорости топлива сгорает на 30 % меньше, чем у обычных 2-тактных двигателей. А если вы плы­вете с блесной на малых оборотах, то это число возрастает до 90 %!

Абсолютная надежность.
Обе конструкции базируются на надежном 2,3-литровом двигателе автомо­биля Honda Accord и используют множество испытанных решений. Централь­ный электронный блок отслеживает все параметры двигателя, в том числе пе­регрев, превышение числа оборотов и температуру масла, что обеспечивает плаванье без проблем и оптимальные характеристики работы.

Лодочные моторы Honda Marine BF 90, BF 75.
Идеальны для любых морских приключений.
Нахождение вдали от берега доставляет большое удовольствие. С этими двигателями выход на простор доставляет еще больше радости. Теперь вы сможете получить удовольствие от высокой скорости, быстрого ускорения и замечательной экономии топлива в одно и то же время.

Чемпион по экономии топлива.
Сверх всего, 4-тактная технология создает новые стандарты в минимизации потребления топлива. Двигатели фирмы «Хонда» по-прежнему идут далеко впереди этих стандартов. Например, BF 90 продолжает удерживать звание двигателя, непревзойденного по экономии топлива. На высоких оборотах и максимальных скоростях он потребляет меньше, чем любой другой подвес­ной двигатель в мире, 2-тактный или 4-тактный!

Самое плавное управление.
Базируясь на автомобильном двигателе Honda Civic, BF 90 и BF 75 представ­ляют собой блок двигателя уникальной конструкции: с высокопрочной рамой и маховиком в основании головки цилиндров. Это обеспечивает плав­ный ход и очень мягкое управление.

Совсем бесшумная конструкция.
Имея крайне большой глушитель забора воздуха по 12-клапанной техноло­гии, вы будете испытывать меньше шума на любой скорости. А на низких обо­ротах шума просто нет!

Лодочные моторы Honda Marine BF 50, BF 40.
Многогранность и мощь!
Моторы BF50 и BF40 имеют улучшенные показатели скорости, комфорта и чистый выхлоп, благодаря электронной системе зажигания PGM-IG, оптимизирующей момент зажигания.

Мощный, но плавный и компактный.
Отличительной особенностью BF50 и BF40 является схема расположения трех цилиндров в ряд, что снижает общий вес двигателя. Улучшенная система зажигания PGM-IG снижает вероятность детонации и упрощает транспортировку тяжелых грузов. Кроме того, BF50 является самым легким 4-тактным двигателем среди двигателей 50 л.с., имеющихся на рынке. Вы получаете максимальную отдачу, как только открываете дроссель.
Много больше, чем друзья для хорошей погоды.
Рыбная ловля эффективна в холодную погоду. А как поведет себя двигатель? К счастью, данные двигатели оборудованы электрическими стартерами, электронной системой зажигания и распределения, позволяющими немедленно и в любую погоду отправиться в плавание.

Простое управление.
Управлять двигателем как никогда просто. Автоматическая воздушная заслонка обеспечивает оптимальное соотношение воздух/топливо без необходимости управлять ею прямо на двигателе. Сверхдлинная ручка румпеля с легкодоступными рабочими функциями обеспечивает лучший уровень управления и комфорта.

Лодочные моторы Honda Marine BF 30, BF 25.
Унесите себя в мир спокойствия!
Хотите ли вы исследовать живописные острова, или желаете просто погрузиться в царство безмятежности, BF30 и BF25 обеспечат вам плавность и истинное совершенство, в котором вы нуждаетесь.

Более функциональные, более маневренные.
BF 30 и BF 25 обладают великолепными новыми техническими характеристиками. Увеличенный на 10% рабочий объем двигателя обеспечивает большую мощность и крутящий момент на всех оборотах. Электронное зажигание PGM-IG обеспечивает оптимальное зажигание на любых оборотах и улучшает технические характеристики в целом. Автоматическая система обогащения регулирует соотношение воздух/топливо для быстрого и легкого запуска.

Читайте также  402 мотор момент затяжки коромысел

Для вашего удовольствия
С целью снижения вибрации данные двигатели оснащены двойными глушителями и жёсткой рамой. Ручной запуск очень простой, благодаря механическому декомпрессору, а сверхдлинная рукоятка румпеля обеспечивает превосходное ручное управление. Теперь двигатели оснащены еще и устройством изменения угла наклона мотора.

Дыхание свежего ветра
4-тактная «Хонда» использует неэтилированный бензин, и отсутствует необходимость смешивать масло с топливом. Поэтому даже на холостом ходу не нужно беспокоиться о неприятном дыме и запахе, которые выбрасывают 2-тактные двигатели. Оба двигателя соответствуют требованиям 3 уровней CARB 2008. Это первые модели в своем классе с таким низким уровнем выбросов.

Лодочные моторы Honda Marine BF 20, BF 15.
Новинки для морских путешествий!
Два совершенно новых двигателя привносят существенную новизну в семей­ство двигателей «Хонда» средней мощности. BF 20 и BF 15 являются идеаль­ными для большинства прогулочных лодок, парусных шлюпок, алюминиевых катеров и надувных судов меньших размеров. Забирайте семью и летите с брызгами!

Гибкое управление.
BF 20 и BF 15 являются единственными двигателями в своем классе, снабженны­ми устройством полной и частичной гидравлической откидки — идеального для легкого отклонения двигателя и плаванья по мелкой воде. Вплоть до средних оборотов эту функцию можно использовать как триметр для улучшения хода катера на высоких скоростях.

Новое в акселерации.
Обеспечивая более мягкое ускорение и повышенный к.п.д. расхода топлива, «Хонда» вносит в BF 15 и BF 20 свою проверенную технологию цифрового за­жигания PGM-IG — управляемую микропроцессором технологию, которая оп­тимизирует синхронизацию зажигания на любой скорости. А для еще большей уверенности вы можете положиться на электронную систему текущего контро­ля фирмы «Хонда» и всегда находиться на море в безопасности!

Усилие в правильном направлении.
Будучи самыми легкими в своем классе, все двигатели выпускаются в версии Power Thrust («Мощное усилие») — версии, которая поддерживает крутящий момент при низких оборотах с помощью специально сконструированных лопа­стей винта и высокого к.п.д. коробки передач. А для увеличения мощности BF 15 имеет больший объем, чем все 15-сильные двигатели в мире.

Лодочные моторы Honda Marine BF 10, BF 8.
Больше свободы на воде!
Если ваша активность на море разнообразна и требует максимально высоко­го уровня гибкости и свободы, то это именно те двигатели, на которые вы мо­жете положиться.

Лидер по функциональным ха­рактеристикам в своем классе.
Самый быстрый и легкий: нет другого 10-сильного 4-тактного двигателя в мире, который хотя бы приближался по усилию и качеству работы к BF 10. У него самое сильное ускорение на всех оборотах, и он способен работать на самых низких скоростях, когда вы идете с блесной. Оба двигателя обеспечи­вают оптимальное сгорание благодаря защищенной от воды цифровой сис­теме зажигания.

Маневрирование кончиками пальцев.
BF 8 и BF 10 оборудованы большим рычагом коробки передач, расположен­ным спереди двигателя, удобным для пользования фрикционным регулято­ром дросселя и не требующим инструментов рулевым управле­нием, что очень облегчает работу. В дополнение — уникальная система погло­щения толчков с маятниковым движением исключает вибрацию, что делает плаванье в высшей степени комфортным.

Уверенность и безопасность на море.
Вам нужен двигатель, который не подведет, в особенности, если вы находи­тесь далеко от берега. BF 8 и BF 10 предоставляют серию полезных систем сигнализации, включая предупреждения о перегреве, давлении масла и пре­вышении числа оборотов. Поэтому какие бы морские приключения не ожида­ли вас, вы всегда сможете плавать с чувством уверенности.

Лодочный мотор Honda Marine BF 5.
Серьезная лодка для серьезного плаванья!
Если развлеченья являются одним из ваших высших приоритетов, то работа двигателя не должна создавать проблем. BF 5 сочетает необходимые черты, дающие пользователю максимальный уровень комфорта, безопасности и качества работы.

Портативный и мощный.
Этот мощный двигатель, который выводит вас в море, можно без про­блем донести до автомобиля. Благодаря легчайшей конструкции и эргономичной ручке для переноса вы можете доставить его куда угод­но! Вы сможете получить все преимущества 4-тактной технологии да­же на портативном двигатели.

Эффективные затраты.
Как и все прочее семейства «Хонда», BF 5 очень эконом­ен в обслуживании и потреблении топлива. Поэтому, наслаждаясь радостью от плаванья, скорее вы почувствуете жажду, чем ваш двига­тель.

Необходимая сила.
Вы получите преимущества существенно большего объема двигателя для большей мощности низкого и среднего классов. Даже на низких оборотах будет поддерживаться постоянный крутящий момент и спо­собность приводить в движение тяжелый корпус.

Лодочные моторы Honda Marine BF 2,3.
BF 2,3 — легок, прост в транспортировке и идеален для небольших лодок. Данным мотором могут управлять даже подростки.

Мощь и простота.
BF2,3 обладает улучшенным карбюратором, в результате вы получаете более мощный двигатель без увеличения его веса. Фактически данный двигатель предлагает самое лучшее соотношение мощность/вес в своем классе. Безопасное безаварийное плавание обеспечивается при помощи легкого доступа к ручке газа с зубчатой муфтой одной рукой. Выключатель аварийной остановки двигателя прикрепляется напрямую к запястью рулевого.

Идеален для движения или стоянки на месте.
BF2.3 — самый маленький на рынке 4-тактный двигатель, имеющий нейтральную передачу, что позволяет легко останавливаться без выключения двигателя. Легким прикосновением к ручке дросселя можно точно управлять включением передней передачи. Очень удобно, когда движение вперед-назад происходит без перехода.

Еще более легкая сторона удовольствия.
BF2,3 так же легок, как и его 2-тактные аналоги, но обладает всеми достоинствами 4-тактной технологии «Хонда». Более того, его выхлоп чище и он отвечает таким сверхжестким нормативам, как Уровень 1 по Bodensee. Насладитесь отдыхом на воде!

Электростартер на лодочном моторе – работа, поиск неисправности

Оглавление:

  • Электростартер на лодочном моторе – работа, поиск неисправности
  • Пошаговый поиск для выявления неисправности стартера

В данной статье описываются типичные электрические схемы запуска, используемые в подвесных лодочных моторах и даются рекомендации по диагностике общих проблем.

Для того, чтобы выявить проблему стартера в электрической цепи на лодочном моторе – требуются базовые знания схемотехники. Если не хватает знаний – ищи трезвого электрика, для проведения электрической диагностики и последующего ремонта.

Часто лодочный мотор оснащен электрическим стартером для его запуска. В мощных моторах электрический стартер – единственный способ запустить двигатель. Хоть и есть на маховике место под веревку, но прокрутить его не представляется возможным уже при мощности двигателя 100л/с.

Поэтому крайне важно, чтобы стартер на лодочном моторе работал четко и безотказно. Схема, которая управляет и приводит в движение электрический стартер достаточно проста, однако она запросто может быть источником проблем на катере водкомоторника.

Если собираетесь проверить электрическую часть или производить ремонт вашего подвесного мотора, вам нужна актуальная эл. схема. Попробуйте поискать ее в Рундуке водкомоторников.

Ниже показана типичная схема включения электростартера и рассмотрены некоторые рекомендации по диагностике общих неисправностей и их ремонту.

Схема включения стартера лодочного мотора

Работа электрического стартера [M] требует большого тока, поэтому напряжение на него подается через силовое реле управления [R1] (называемое соленоид или втягивающее реле), которое в свою очередь, управляется с помощью ключа зажигания [S1], в цепи которого стоит плавкий предохранитель для защиты от замыкания.

Принципиальная схема включения стартера

Такое решение делит электрическую схему на два отдельных сегмента: цепь слабого тока, связанного с выключателем зажигания и катушки соленоида и цепь большого тока, связанного со стартером.

Слаботочная схема стартера может быть более сложной и содержать множество блокировок запуска стартера. Напр. выключатель [S2] размыкающий цепь при включенной передаче – двигатель запустить не получится.

Блок-схема подключения стартера

Для тех, кто не любит принципиальные схемы, ниже представлена условная блок-схема, показывающая подключение стартера:

Типичная схема управления стартером подвесного двигателя выглядит следующим образом:

  • напряжение от батареи (плюс) подается по силовому кабелю от подвесного двигателя на соленоид и более тонким проводом к замку зажигания;
  • предохранитель [F1] защищает эту цепь от замыкания;
  • выключатель зажигания управляет напряжением;
  • напряжение проходит через защитный выключатель нейтраль;
  • напряжение подается на катушку соленоида;
  • цепь замыкается – с аккумулятора (отрицательная клемма) с помощью силового кабеля от подвесного двигателя на корпус.

Любой разрыв в цепи будет блокировать включение стартера подвесного мотора.

Демонстрация работы стартера

Для тех, что не понимает не только принципиальную схему, но и блок-схему, и тем не менее хочет понять что за жужжание происходит под капотом его лодочного мотора – представлена анимация «Работа стартера лодочного мотора.

После поворота ключа в замке зажигания, в катушке возникает электромагнитное поле на втягивающей обмотке и якорь, притягиваясь, перемещается в сердечник, который посредством рычага вводит в зацепление с венцом маховика рабочую шестерню бендикса.

Как только сердечник достигает крайнего положения, «втягивающее реле» стартера замыкает пару силовых контактов, которые называют «пятаками». В этот момент включается удерживающая обмотка и подаётся ток на обмотку мотора, который начинает вращать вал и маховик, находящийся в зацеплении с шестернёй.

После запуска двигателя контакты замка зажигания размыкаются, и подача электроэнергии на стартер прекращается – возвратная пружина выводит якорь в исходное положение, а вместе с ним и шестерню с обгонной муфтой.

Источники неисправностей стартера и их диагностика

Батарея – аккумулятор является первым элементом схемы для проверки. Ток запуска двигателя значительный, и батарея должна быть в состоянии отдать несколько сотен ампер тока (80-200) при сохранении его выходного напряжения.

Обычно, батарея разряжена, и не в состоянии дать ток и напряжение, необходимое для запуска двигателя, но батарея будет иметь достаточно энергии, чтобы обеспечить работу слаботочных потребителей на катере водкомоторника: освещение, музыку или работу соленоида стартера. Т.е. все работает, релещелкает, а стартер не крутится.

Чтобы проверить аккумулятор , необходимо измерить напряжение на клеммах. Аккумулятор с полным зарядом будет иметь напряжение на клеммах минимум 12,0 — 12,5 вольт. Во время работы стартера напряжение не должно проседать ниже 10 вольт.
Не следует полагаться на измерения напряжения такими устройствами, как эхолот , GPS-приемник или вольтметр на приборной панели катера. Напряжение необходимо измеряеть непосредственно на клеммах аккумуляторной батареи с помощью вольтметра с точностью до 0,1 вольт.

На разряженом АКБ падение напряжения будет настолько велико, что соленоид возвращается, снимая нагрузку со стартера. После этого напряжение аккумулятора растет, что опять приводит в действие соленоид и цикл повторяется.
Результат – отчетливое щелканье стартера соленоида, четкий индикатор проблемы АКБ.

Провода – как правило, не являются источником проблем. Иногда видно, что из-за попадания воды под изоляцию провода, медный проводник окисляется. Медный провод, который окислен, будет иметь более высокое сопротивление и вызовет проблемы. Большая часть слаботочной проводки из луженой меди, которая более устойчива к коррозии. Большая часть сильноточной проводки из чистой меди, и это может быть источником коррозии, если вода (особенно морская) туда попадет.