Электрический лодочный мотор сверх подзарядки само наименование троллинговый электродвигатель

Самый мощный электромотор для лодки

Какой лодочный электромотор считать самым мощным? Тот, который потребляет большую мощность от аккумуляторной батареи? Или может быть тот, который легко толкает вперед даже тяжелую лодку, потребляет маленький ток и долго работает от аккумуляторов?

Бензиновый и электрический моторы для лодки

Лодочные электромоторы могут развивать ту же тягу, что и двигатели внутреннего сгорания обладая при этом значительно меньшей мощностью на валу. Это происходит благодаря различной форме кривых крутящего момента электрического и бензинового двигателей. У двигателя внутреннего сгорания график крутящего момента имеет выраженный пик, из-за которого максимальный момент доступен только в ограниченном диапазоне оборотов вала. Зависимость крутящего момента от оборотов у электродвигателя гораздо более плоская и его достаточно при любой частоте вращения

Максимальный крутящий момент и мощность – это важные характеристики двигателя. Момент определяет способность быстро ускоряться и тянуть груз, а мощность (приведенная к весу) максимальную скорость. Крутящий момент зависит от числа оборотов вала. У разных типов двигателей эта зависимость имеет свой вид. У электродвигателя скорость преобразования энергии от аккумуляторной батареи не связана с частотой вращения вала. В двигателях внутреннего сгорания с ростом числа оборотов давление и температура возрастают и достигают оптимального сочетания при определенной частоте вращения на которую и приходится пик крутящего момента.

Пологая характеристика момента позволяет устанавливать на лодочные электромоторы более эффективные гребные винты. КПД гребного винта у некоторых электромоторов для небольших лодок в три раза выше, чем у подвесных бензиновых двигателей того же класса.

Какая бывает мощность

Производители лодочных моторов используют разные виды мощности. Встречаются мощность на валу, потребляемая мощность и даже тяга. Поэтому прежде чем сравнивать лодочные электромоторы различных марок нужно привести имеющиеся данные к «общему знаменателю»

Единый критерий для сравнения важен. Мощности, измеренные в разных местах, существенно отличаются друг от друга. Мотор, развивающий на валу 4 л. с., на винте выдает всего 1 л.с.

Потребляемая мощность, на валу и на винте

Потребляемая мощность – часто используется как характеристика электродвигателя для лодки (мощность = ток х напряжение). Измеряется в Ваттах или лошадиных силах. Производители бензиновых или дизельных лодочных моторов этот вид мощности не используют. Однако для двигателя внутреннего сгорания потребляемую мощность также можно посчитать, если умножить теплотворную способность топлива на его расход.

Мощность на валу – используют производители подвесных бензиновых лодочных моторов. Этот вид мощности считается также как у автомобиля (мощность = крутящий момент х угловая скорость). Единица измерения – лошадиные силы или ватты. Мощность на валу учитывает потери в редукторе, но не учитывает потери на винте, которые составляют от 20 до 70%.

Мощность на винте – более ста лет служит общепринятой характеристикой двигателя в судостроении. Учитывает все потери мощности и определяет энергию, передаваемую лодке двигателем.

Тяга лодочного электромотора

Во время вращения винта на поверхностях лопастей возникает подъемная сила. Составляющая этой силы направленная по оси движения лодки называется упором или тягой. Она характеризует ту часть подъемной силы, которая толкает судно вперед.

Полезная мощность, производимая лодочным винтом, равна его тяге, умноженной на текущую скорость лодки. В характеристиках электромоторов производители всегда указывают максимальное значение тяги. Сделать по ней вывод о мощности электромотора на винте без установки датчиков и проведения измерений нельзя.

Тягу определяют в ходе испытаний, во время которых лодку соединяют с пирсом динамометром и заставляют двигаться вперед. Проверку проводят на спокойной воде, в безветренную погоду, на достаточной глубине и расстоянии от берега. Для носовых лодочных электромоторов значение тяги чаще всего указывают в фунтах силы (lbs).

Потери мощности в лодочном электромоторе

Общая эффективность силовой установке на лодке с двигателем внутреннего сгорания около 15%. Для судна с электромотором такой показатель – непозволительная роскошь. Считается, что лодочный электродвигатель работает эффективно, если с учетом потерь на винте его КПД около 50 %. При этом КПД электромотора должен быть не менее 80%, а винта не мене 63%.

Потери мощности пропорциональны сопротивлению проводника и квадрату протекающего через него тока. Если ток возрастает вдвое, потери возрастают в четыре раза. Если ток растет в десять раз, потери увеличиваются в сто. Уменьшить ток и потери можно, если повысить напряжение в цепи.

Общепринятое на сегодня напряжение мощных лодочных электромоторов 48 вольт, но для небольших лодок подходят и 24-вольтовые модели. При силе тока 50 А максимальная мощность электромотора в 12-вольтовой системе составит 600 Ватт, а в 24 Вольтовой – 1200 Ватт

Второй способ снизить потери в цепи постоянного тока – это увеличить сечение кабеля. Правильно подобранный кабель повышает эффективность и безопасность электрической системы, устраняет локальный перегрев и снижает потери энергии.

Высокий КПД имеет винт с большим диаметром, шагом и низкой скоростью вращения. Однако с таким винтом может работать только мотор, развивающий высокий крутящий момент.

Редуктор служит источником дополнительного шума и потерь. В профессиональных электромоторах их стараются не использовать

Большинство гребных винтов для подвесных моторов небольших лодок созданы на основе испытаний проведенных еще в 1940–1960-х годах прошлого века. Общие принципы проектирования, появившиеся тогда, систематизированы в виде таблиц и графиков и используются изготовителями до сих пор.

При разработке современных винтов используют другой подход. Сначала на компьютере создают трехмерную модель, а затем шаг и кривизну профиля винта оптимизируют для каждого сечения с учетом изменяющихся вдоль диаметра условий обтекания потоком воды. Винты этого типа называют винтами с переменным шагом. Их потери меньше, а КПД выше.

Виды электромоторов

Подвесные

Подвесные электромоторы устанавливают на транце или реже на носу лодки. В стандартном исполнении электромотор соединяется с системой рулевого управления, в моделях с румпелем лодкой управляют поворачивая двигатель. Мощность румпельных электромоторов варьируется от 1 до 4 кВт, а у моделей с рулевым управлением достигает 15 кВт.

Как правило мощные подвесные электромоторы рассчитаны на напряжение 24-48 Вольт. 24 вольтовый электрический двигатель мощностью 2,2 кВт развивает на винте тягу 124 lbs и сопоставим по этому показателю с подвесным бензиновым мотором мощностью 6,5 л.с. Двигатель мощностью 15 кВт эквивалентен бензиновому мотору 35 л.с

В подвесных лодочных электромоторах используют асинхронные двигатели переменного тока или синхронные двигатели на постоянных магнитах. Оба типа двигателей бесщеточные, не имеют изнашивающихся частей и не требуют обслуживания.

Pod электромоторы

POD электромоторы подходят как для однокорпусных лодок и катеров, так и для катамаранов

Фиксированные POD электромоторы бывают мощностью от 1 до 25 кВт. Они подходят как для небольших лодок, сдающихся в прокат, так и для судов весом несколько тонн

Электромотор состоит из блока управления и гондолы внутри которой установлен асинхронный или BLDC электродвигатель. Гондола аэродинамической формы крепится к днищу судна фланцами из нержавеющей стали между килем и рулем. Чтобы избежать вибрации на руле, вызванной турбулентностью за винтом, и снизить сопротивление потоку воды гондолу стараются располагать ближе к килю.

Фиксированный (слева) и поворотный Pod электромоторы. Внутри корпуса, находящегося под водой, находится только двигатель. Электроника и органы управления расположены на борту судна

Производится две модификации POD электромоторов — фиксированная и поворотная. Поворотная модель соединяется с системой рулевого управления или румпелем и обеспечивает более высокую маневренность судна

Электрические лодочные моторы типа Pod выпускаются мощностью от 1 до 25 кВт.

Бортовые лодочные электромоторы

В бортовой силовой установке электродвигатель устанавливают внутри судна и соединяют с винтом валопроводом. Бортовым моторам требуется принудительное охлаждение. В зависимости мощности электродвигателя оно может быть воздушным или водяным.

Установка бортового электромотора на лодку сложнее чем подвесного или POD. Дополнительно потребуется вал, муфта, сальник, втулка Гудрича (дейдвудный подшипник), дейдвудная труба. Валы электромотора и винта необходимо центрировать – они должны иметь общую ось. При неправильной установке возможны протечки через сальник

Электромоторы для профессионального использования

Если лодка или катер используется для перевозки туристов, организации экскурсий или водных прогулок, то электрическая установка может оказаться выгоднее двигателя внутреннего сгорания. Экономия достигается из-за более низкой стоимости энергии и практически нулевых затрат на техническое обслуживание.

Установка подвесного лодочного электромотора для профессионального использования Aquamot на небольшой катамаран

Сравнение показывает, что при коммерческой эксплуатации судна переход с бензинового на электрический двигатель окупается за 1-2 года. Однако для этого профессиональный лодочный электромотор должен отвечать определенным требованиям:

  • Иметь высокий КПД – это позволит эксплуатировать его с аккумуляторной батареей меньшей емкости, снизит первоначальные затраты, время зарядки и стоимость потребляемой электроэнергии
  • Быть простым и надежным — электромотор должен выдерживать ежедневную интенсивную нагрузку и иметь минимум лишних функций. Дополнительные возможности, такие как встроенный компьютер c GPS, повышают цену и могут стать источником неисправностей в будущем.
  • Стоимость ремонта и технического обслуживания в течении периода эксплуатации должна быть минимальной Катамаран с установленным лодочным электромотором отправляется к месту эксплуатации

Надежность

Корпуса профессиональных лодочных электромоторов отливают из алюминия, а затем дополнительно наносят многослойное антикоррозионное покрытие. Вал делают из нержавеющей стали, а винт из бронзы. Для защиты от коррозии устанавливают жертвенный анод

Читайте также  4 тактный мотор fazenda

В мощных электромоторах для лодок используют асинхронные двигатели переменного тока или BLDC PM электродвигатели, которые также называют вентильными. Питание вентильных двигателей осуществляется от импульсных источников энергии. При этом импульсы напряжения подаются на обмотки статора в заданные моменты времени – при определенном положении ротора относительно статора. Положение ротора определяют датчики, которые, как и импульсный источник питания, в моторах небольшой мощности находятся на печатной плате, расположенной внутри подводной части электромотора.

Зеленая плата в центре электромотора — электронный коммутатор, который заменяет щетки и кольца. Слева та же плата в увеличенном виде. В окружении воды электронные компоненты иногда работают не стабильно и отказ всего одного элемента на плате влечет за собой выход из строя всего электромотора. Заменять приходится плату целиком — это увеличивает стоимость ремонта, время простоя электромотора и срок его окупаемости при профессиональном использовании

Внутри корпуса трехфазного асинхронного двигателя дополнительных электронных компонентов нет. На долговечность двигателя влияют только подшипники и обмотки, однако качество этих элементов в настоящее время таково, что асинхронные двигатели служат до 50 000 часов без осмотра и ремонта. Асинхронные двигатели просты, надежны и эффективны. КПД мощного электродвигателя 85-92%, что на 30% выше, чем у двигателя постоянного тока, и на 40-50% больше, чем у двигателя внутреннего сгорания.

Система безопасности электромотора для коммерческих лодок имеет как механические, например, заданный предел прочности киля, так и электронные средства защиты. Электромотор отключается при перегрузке по току, при пониженном и повышенном напряжении аккумуляторов

Экономичность

Высокий КПД достигается только при последовательном и тщательном улучшении всех элементов электромотора. Потерь мощности стараются избежать во всех узлах. Воздушный зазор в двигателе, конструкция ротора, изоляция обмоток оптимизируют на компьютере так, чтобы электродвигатель подходил для использования на лодках.

Корпуса двигателей и винты проектируют по тем же правилам, что и в коммерческом судостроении. Сначала рассчитывают обтекание подводных частей по трехмерной модели, а затем результаты проверяют на натурных гидродинамических испытаниях.

Редуктор, который устанавливают на некоторых моделях лодочных электромоторов не используют. Вместо этого вал электродвигателя напрямую соединяют с винтом, и конструируют двигатель таким образом, чтобы его обороты совпадали с оптимальными для винта

В результате во время движения электромотор не теряет мощность, не создает дополнительное сопротивление и способен долго работать на одной зарядке аккумулятора

Задайте вопрос,

и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты

Как выбрать лодочный электромотор

Среди большинства обладателей моторных лодок бытует мнение, что лодочные электромоторы это просто детские игрушки, и они совершенно не годятся для серьезной рыбалки «по-взрослому». Сразу охладим пыл и возражения владельцев бензиновых моторов, мол, электромоторы это сплошная ерунда. Нет, нет и ещё раз нет, лодочные электромоторы вовсе не ерунда. Просто у электромоторов совсем иная ниша и предназначение.

Это все равно, что сопоставлять нож и топор, что лучше? Топор всегда мощнее, однако, для тонких работ мы все же пользуемся ножиком. Так и с лодочными электромоторами. Это тонкий достаточно инструмент для ювелирных маневров на воде при полной беззвучности. Да, у электромоторов нет такой мощности, как у их бензиновых собратьев. Да, они тихоходны. Да, не всегда на них можно идти против сильного ветра или же бурного течения. Да, их нужно подзаряжать от электрической сети. Да, аккумулятор тяжел и не так дешев. Все так.

Однако, только на тишайшем электромоторе можно подкрасться к «окуневому котлу» не распугав полосатых хищников. Только электромотор позволяет дорожить на правильной для хищника скорости, не пугая его звуком. Только на электромоторе можно подойти к бьющему жереху, жереху который шарахается даже от плеска весел. Только на электромоторе можно тихонько подкрасться к засевшим в камышах уткам. У Вас никогда не будет проблем с запахами нефтепродуктов в лодке или же в авто при перевозке топлива в канистрах. И наконец, электромотор абсолютно экологичен и не загрязняет любимые наши водоемы. И, вообще, специалисты советуют — в том случае, если Вы действительно рыбак, то не спорьте, какой мотор лучше. Просто ставьте на лодку сразу два мотора — сильный ходовой бензиновый и тихий рыболовный электрический. И будет Вам и рыбацкое счастье!

Но, перейдем от эмоций к конкретике и разберемся, когда действительно необходим лодочный электромотор, что он собой представляет, и как выбрать из многих десятков рыночных предложений подходящую именно Вам модель.

Для чего нужен лодочный электромотор?

В английском языке лодочный электромотор носит отчетливое, устоявшееся название — trolling motor. Само наименование — троллинговый мотор, подразумевает, что они широко применяются именно для рыбалки. Но это не только ловля «на дорожку», электромотор это еще и мечта активного спиннингиста. Невероятно удобно облавливать небольшие заливчики, медленно передвигаясь вдоль уреза не выключая мотор. При ловле в отвес очень помогает при ветре, не нужно бросать якорь. Очень хороши лодочные электромоторы при прохождении заросших участков, когда не очень-то и погребешь веслами среди зарослей камыша.

В первую очередь электромоторы применяются для ловли рыбы на спокойной воде маленьких водоемов — озер, небольших водохранилищ, заливов, рек без сильного течения. Электромотор используется, в первую очередь, как добавочный мотор на лодках и катерах и именно для очень удобной рыбалки. Без проблем передвигает лодку или же катер общим весом до 1200 кг. Для мелких лодок возможно применение электромотора как основного двигателя. Ну и, естественно, электромотор это удачная замена весел.

Основные преимущества

— Мотор невероятно легкий, вес самого мощного не превышает 10 кг.
— Фактически бесшумный, позволяет передвигаться, совершенно не пугая рыбу.
— Мигом запускается.
— Отличнейшая маневренность и управляемость.
— Позволяет ходить по мелководью.
— Почти не наматывает траву на винт.
— Минимальные затраты на эксплуатацию.
— Нет необходимости в подготовке к зиме (консервации).
— Занимает минимум места в багажнике авто.
— Комплект электромотора с аккумулятором в два раза дешевле бензинового мотора минимальной мощности.

Некоторые минусы

— Маленький запас хода. В реальности, одной зарядки аккумулятора хватает на 1-2 дня рыбалки.
— Невысокая скорость передвижения, не больше 5-7 км/час.
— Невозможность передвижения при сильном течении или же сильном ветре.

Все вышеперечисленные недостатки присутствуют в случае применения электромотора, как основного и единственного двигателя, установленного на лодке. В том случае, если на лодке есть еще и бензиновый двигатель, то дополнительное наличие электромотора добавит только достоинства на рыбалке.

Внутреннее устройство электромотора

Лодочный электромотор невероятно долговечен и надежен. Почему, спросите Вы? Да конструкция неимоверно простая и ломаться тут особенно то и нечему.

В верхней части размещен электронный блок управления, позволяющий менять скорость вращения винта или же включать реверс. Зачастую румпель выполнен с выдвижной телескопической ручкой, что позволяет подстраивать ее длину «под себя».

В нижней части размещен электродвигатель с насаженным на его вал напрямую винтом. Из изнашивающихся деталей здесь только щетки на электродвигателе, которые нетрудно заменить.

Блок управления соединяется с электродвигателем посредством ноги-штанги, которая, к примеру, у моделей моторов фирмы Minn Kota исполнена из композиционных материалов. Ее пружинистые свойства позволяют избежать больших проблем при наезде на препятствие.

И есть у электромоторов еще одна изюминка — винт элементарно устанавливается на необходимую глубину опусканием-подъемом скользящей штанги. Невероятно полезная вещь при прохождении мелководья либо травы.

Гребной винт

Традиционно компании-изготовители позиционируют двухлопастные винты электродвигателей, как «незацепляйки», совершенно не наматывающие траву. В действительности, «абсолютно» не собирать на себя траву не получается, однако, в реальности, собирается ее значительно меньше, чем на винтах бензиновых моторов.

Система управления

Возможны две принципиально разные системы управления мотором — ручная и ножная.

Ручное управление подобно управлению обыкновенных подвесных бензиновых моторов — поворот направления румпелем, вращение ручки «газа» добавляет или же уменьшает ход, переключая мотор на другую рабочую скорость. Двигатели с вариаторным управлением переключают скорости плавно, без щелчков. Основное отличие от бензиновых заключается в том, что мотор не нужно заводить, он практически всегда готов к движению.

А вот в электромоторах с ножным управлением все гораздо интересней. Управление поворотами, переключение скоростей и выбор режима вперед-назад осуществляется ногой с помощью педали. Управление несложное и интуитивно понятное. И для чего это нужно? Обе свободные от управления мотором руки оценят любители активной ловли спиннингом.

Установка на плавсредство

Установка электромотора на лодку никаких проблем не вызывает. Их можно устанавливать даже на самые примитивные надувные лодки, применив навесной транец.

При наличии основного, бензинового двигателя, электромотор для рыбалки можно установить параллельно основному, или же на носу лодки. Существуют так же модели моторов с особым креплением на носу катера.

Выбор необходимой мощности

Мощность лодочного электродвигателя обозначается не в знакомых для моторов внутреннего сгорания лошадиных силах, а в развиваемом мотором тяговом усилии. По традиции штатовских фирм-изготовителей лодочных электродвигателей, в характеристиках мотора «тяга» обозначается в фунтах. Упрощенно тягу можно проверить так — привязываем к лодочному фалу простейшие рычажные весы (безмен, кантор), а безмен к неподвижной опоре. Запускаем электромотор на полную мощность. Показываемые безменом «кг» и есть «тяговое усилие» данного мотора.

Читайте также  8ми клапанные моторы ваз

Иногда, в характеристиках лодочного электромотора указывают не «тяговое усилие», не совсем понятное для выбора мотора под строго определенную лодку, а максимальный вес лодки, который данный мотор сумеет легко осилить. С максимальным весом лодки все ясно. Берете вес лодки, прибавляете вес мотора и аккумулятора, добавляете свой вес и вес всего перевозимого в лодке снаряжения и снастей, это и будет тот вес, по которому нужно подбирать мощность мотора.

А вот, на тот случай, если в характеристиках электродвигателя указана только «тяга», в кг или же в Lb (фунтах), то для подбора нужной мощности можете воспользоваться табличкой (1 фунт = 0.454 кг).

Электромоторы – мифы и реальность.

Часть 1. Использование подвесных лодочных моторов с точки зрения законодательства РФ.

Пожалуй, ни один тип подвесных лодочных моторов (ПЛМ) не вызывает столько вопросов и обсуждений, как подвесные электрические двигатели. Более того, на сегодняшний день вокруг электрических ПЛМ набралось большое количество ненужной и даже вредной информации, которая скрывает истинное положение вещей и мешает пользователям сделать выбор в их пользу или наоборот, отказаться от их приобретения.
Для того чтобы поставить все точки над «ё» в этом вопросе, мы провели собственное исследование и спешим поделиться с Вами полученным результатом.

Итак, первое (и, пожалуй, главное), что регулирует взаимоотношения людей между собой и общество в целом – это законодательная база государства, в котором они живут или находятся. Поэтому своё исследование мы решили начать с изучения правовых вопросов использования электрических ПЛМ на водоёмах Северо-Западного региона РФ. Для этого был сделан официальный запрос в Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, в ведении которого находится введение нерестового и других запретов на хождение под мотором на водных объектах рыбохозяйственного значения. Так же за комментариями по этому вопросу мы обратились в ГИМС Санкт-Петербурга.
Сделано это было для того, чтобы внести окончательную ясность и развеять, или наоборот, подтвердить некоторые уже существующие мифы в отношении этого типа двигателей. Сразу нужно сказать, что результаты обращения в эти органы государственной власти нас немало удивили, но как говорили ещё древние римляне — dura lex sed lex (закон суров – но это закон), поэтому нам, как законопослушным гражданам, остаётся только следовать букве закона. Или пытаться каким-то образом влиять на ситуацию.

— «Полезнее всего – запретить!» (В.С. Пикуль)

Итак, начнём с самого распространённого мифа про подвесные электромоторы:

МИФ: — «Подвесной лодочный электромотор можно использовать в период нерестового запрета».

В принципе этот миф кажется логичным – современные электрические подвесные лодочные моторы работают практически бесшумно, не выделяют выхлопа и благодаря своему принципу работы исключают саму возможность попадания в воду остатков топлива и масла, что свойственно лодочным моторам с ДВС (двигатель внутреннего сгорания), но всё оказалось не так просто.

РЕАЛЬНОСТЬ: — Как недвусмысленно говорит полученный официальный ответ из Росрыболовства:

– «В соответствии с пунктом 14.4.8 Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утверждённых Приказом министерства сельского хозяйства РФ от 06.11.2014 № 427 (далее – Правила рыболовства) и Приложения № 1 к Правилам рыболовства, гражданам запрещено использовать маломерные и прогулочные суда с применением моторов в запретные сроки (периоды) на водных объектах рыбохозяйственного значения (или их участках).

— И если тут ещё можно подумать, что всё вышесказанное относится только к лодочным моторам с ДВС, то практически сразу же идёт разъяснение:

— «В соответствии с пунктом 14.4.8 «Правил рыболовства» установлен запрет на применение моторов всех типов и видов, включая электрические, в запретные сроки (периоды) на водных объектах рыбохозяйственного значения (или их участках)».

Таким образом, закон не делает никакой разницы в использовании между электрическими лодочными моторами и моторами с ДВС. Если в нерестовый запрет запрещено ходить на маломерном судне под мотором – значит запрещено ходить на всём.

МИФ: — «Подвесные лодочные электромоторы не нужно регистрировать».

РЕАЛЬНОСТЬ: — Действительно, подавляющее большинство имеющихся в продаже электрических подвесных лодочных моторов имеют мощность порядка 0.5 – 0.8 л.с. (здесь мы не берём в расчёт мощные подруливающие электродвигатели, устанавливаемые на большие яхты и катера, а так же прочую экзотику). И согласно действующим правилам регистрации маломерных судов они благодаря своей малой мощности никак не попадают под требования не только регистрации, но и наличия у судоводителя удостоверения на право управления маломерным судном. Однако и здесь всё не так просто и если Вы задумались о приобретении электрического подвесного лодочного мотора в качестве основного двигателя, то Вам необходимо знать следующую информацию, предоставленную нам в ГИМС Санкт-Петербурга. А именно:

При классификации маломерных судов перед государственной регистрацией используется ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые. Основные данные» вступивший в силу в 2013 году. Основное изменение этот ГОСТ вносит в понятие масса маломерного судна, под которой понимается «масса укомплектованного судна». Она будет рассчитываться с учетом не массы мотора (ПЛМ), с которым будет использоваться лодка, а с учетом массы наиболее тяжелого мотора, рекомендованного производителем.

ГОСТ Р ИСО 8666-2012. Суда малые. Основные данные

6.3.1.4.2 Подвесные моторы

Масса судна должна задаваться вместе с массой подвесного мотора (моторов), как описано ниже:

— масса наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что изготовитель может установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование;

В основном это нововведение коснется владельцев надувных моторных лодок длиной более 4 метров и судов с жестким корпусом из металла или стеклопластика. Наглядно это можно объяснить на следующем примере: моторная лодка «Посейдон-480» имеет массу с оборудованием и снаряжением 110 кг. Если раньше её владелец пользовался ею с ПЛМ мощностью, например 10 л.с. весом 35 кг, то она не подлежала государственной регистрации, так как общий вес был менее 200 кг. Теперь нужно учитывать вес ПЛМ максимальной мощности, которая рекомендована производителем судна. Для рассматриваемой нами модели максимально разрешенная мощность двигателя составляет 50 л.с., а современные двигатели этой мощности, на которые ГИМС ориентируется в первую очередь, имеют массу больше 100 кг. А это значит, что общая масса комплекта будет превышать разрешенные 200 кг. и такую моторную лодку необходимо регистрировать.
Эту информацию из нашей прошлой статьи «ГИМС на связи» мы привели здесь потому, что когда мы связывались с ГИМС и задали вопрос про правовое использование электромоторов, то получили следующий ответ:
— «Все лодочные электромоторы имеют в своих характеристиках заявленную мощность, а это значит, что на них так же распространяются все требования закона».
Таким образом, если использовать электромотор с небольшой надувной лодкой (а это самый распространённый комплект), то регистрация конечно же не нужна, но если у Вас в наличии имеется стеклопластиковая «Пелла» или металлическая «Казанка», вес которой с двигателем максимальной разрешенной мощности превышает отметку в 200 кг. и Вы хотите использовать её с электромотором, то всё равно этот комплект нужно будет зарегистрировать в ГИМС и получать на него судовой билет.

Ещё один устойчивый миф гласит, что:

МИФ: — «Лодку с подвесным электромотором можно использовать на водоёмах, имеющих круглогодичный запрет на хождение под мотором для маломерных и прогулочных судов».

Казалось бы, действительно – почему бы и нет, если водоём закрыт с точки зрения природоохраны для маломерных и прогулочных судов, что мешает использовать там небольшие лодки, причём не с бензиновыми, а электрическими двигателями? Однако всё не так просто и на этот вопрос Росрыболовство дало прямой и однозначный ответ:

РЕАЛЬНОСТЬ: — «Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1995 № 81-ФЗ (ред. 30.03.2015) и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. От 04.11.2014, с изм. От 01.12.2014) утверждены основные понятия «маломерное судно», «прогулочное судно».
Под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Под прогулочным судном понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
В соответствии с данными определениями, суда, не подлежащие государственной регистрации, относятся к маломерным или прогулочным судам».
— Таким образом, с точки зрения закона все лодки – это маломерные суда, на которые распространяется действие законов и правовых актов. И утверждения что-то вроде – «так это про катера, а у меня же просто лодка» на закрытом водоёме не являются оправданием перед инспектором Рыбохраны.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что электрические ПЛМ в нашей стране с точки зрения действующего законодательства не имеют никаких преимуществ по сравнению с лодочными моторами с ДВС. Что само по себе, по меньшей мере, странно, если рассматривать их применение с точки зрения экологии и охраны окружающей среды.
Но с точки зрения практического применения, а так же удобства использования подвесные электромоторы заметно выигрывают перед обычными двигателями, а так же позволяют решать задачи, недоступные для лодочных моторов с ДВС.

Читайте также  Как проверить мотор стеклоочистителя шкода

Продолжение нашего исследования читайте в следующих публикациях.

Примечания: — В материале сохранена орфография и пунктуация официального ответа, полученного из Федерального агентства по рыболовству. При подготовке этого материала перед автором не стояла задача выразить своё личное мнение.

Как выбрать электрический лодочный мотор?

Среди владельцев моторных лодок достаточно распространено мнение о том, что использование электрических моторов – это недостаточно эффективное решение, которое совсем не подходит для настоящей, крупной рыбалки. Нужно сразу же возразить на все аргументы поклонников бензиновых моторов, что электрические варианты двигателей ни на что не годятся. Электродвигатели уже давно не уступают по своим характеристикам бензиновым аналогам. Необходимо понимать, что электрические вариации моторов предназначаются немного для других целей.

Такое сравнение напоминает попытку сопоставить топор вместе с ножом – что из этого лучше? Однозначно, топор будет более мощным инструментом, однако, для мелких работ, требующих точности все же лучше воспользоваться ножом. Примерно такая же ситуация и с электромоторами для лодок. Это точный инструмент, который позволит аккуратно маневрировать на поверхности воды, при этом не вызывая излишнего шума. Конечно, уровень мощности будет намного меньше, нежели таковой у бензиновых установок. Так же электрические версии будут отличаться тихоходностью. Из негативных сторон следует отметить, что электродвигатели не рекомендуется применять при сильном ветре или течении, а также необходимость частой подзарядки аккумулятора.

А вот преимущества кроются исключительно в тишине электрических двигателей. Они настолько тихие, что можно безо всяких усилий подойти на лодке к «окуневому котлу», при этом не испугав рыбу. Электромотор – тонкий инструмент, позволяющий выбрать подходящую для конкретного вида рыбы скорость, без риска спугнуть ее громкими звуками. Или, например, бьющий жерех, который испугается даже звука весел – электромотор поможет без труда подкрасться к нему. А если вы заядлый охотник, то электромотор в лодке позволит близко подобраться к уткам, отдыхающим в камышах. Большим плюсом станет то, что не будет необходимости возить в лодке запас горючего. Электрический двигатель отличается своим небольшим воздействием на экологию, позволяя не загрязнять природу. Если вы по-настоящему понимающий рыбак, то нет смысла в споре о недостатках бензиновых и электрических двигателей. Зато имеет смысл оснастить свою лодку сразу двумя моторами – мощным бензиновым и тихим электрическим. Это позволит не остаться без улова при любой ситуации.

Оставим эмоции и разберемся в конкретных сферах применения электрических лодочных моторов – когда он действительно необходим, что он представляет из себя, а также как выбрать правильную модель среди большого ассортимента, представленного в нашем магазине.

Для каких целей применяется электрический мотор на лодках?

В иностранном языке для моторов такого типа укоренилось название «trollingengine», что переводится на русский, как троллинговый мотор. Уже исходя из названия можно сделать вывод, что основная сфера применения – это рыбалка. При этом он будет полезен не только при организации ловли «на дорожку», с его помощью также удобно ловить на спиннинг. С использованием электродвигателя будет удобно рыбачить в небольших заливах, где нужно двигаться медленно. Если планируете ловить в отвес, но присутствует ветер, то такой двигатель позволит встать на одну точку без использования якоря. Кроме того, электродвигатель прекрасно покажет себя на участках водоема с бурной растительностью, там, где трудно передвигаться на веслах.

Первоочередной сферой применения электрических моторов может стать рыбалка в условиях спокойного течения на небольших водоемах (маленькие озера, водохранилища, заливы и т.д.). Электрический двигатель используется, как правило, в паре с бензиновым, чтобы обеспечить возможность выбора, в зависимости от изменяющихся условий на воде. Электродвигателя хватит для того, чтобы справляться с лодкой или катером с общей массой 1,2 тонны. Если лодка значительно меньше, то можно оставить электродвигатель единственным вариантом. Ну и, разумеется, электродвигатель станет прекрасным шансом не прибегать к весельной тяге.

Основные преимущества

  • Масса электродвигателя невысокая, для исполнения в максимальной мощности она не будет превышать 10-11 килограммов;
  • Уровень шума минимальный, за счет чего движение лодки не будет пугать рыбу;
  • Пуск плавный и очень быстрый;
  • Высокий уровень маневренности и управляемости;
  • Эффективен при наличии многочисленных отмелей;
  • Отличается слабой способностью собирать водоросли на винте;
  • Не требует дорогого обслуживания;
  • В зимний период не требует специальных консервационных мероприятий и подготовки;
  • Отличается малыми габаритами, не занимает много места при транспортировке;
  • Стоимость электродвигателя и аккумулятора примерно в 2 раза меньше, чем у аналогичного бензинового варианта.

Некоторые минусы

  • Невысокий запас хода. Опытом эксплуатации таких двигателей определено, что одной зарядки аккумулятора хватит примерно на 1,5-2 дня активной рыбалки;
  • Небольшая скорость передвижения, которая как правило, ограничена 6-8 км/ч;
  • Отсутствие достаточной мощности для движения в условиях сильного течения или серьезных порывов ветра.

Эти недостатки имеют место быть только в том случае, если электрический двигатель применяется, как единственный на лодке. Если же он будет использоваться в паре с бензиновым, то указанных недостатков просто не будет существовать.

Как устроен электрический мотор

Электрический двигатель для лодки отличается своей надежностью и долговечностью. Почему же это возможно? Все это из-за того, что конструкция отличается своей простотой, да настолько, что поломаться в конструкции просто нечему.

На верхней части двигателя располагаются электронные системы для управления, при помощи которых можно контролировать скорость вращения винта или переключать его в реверс. Такой румпель обычно дополнительно комплектуется рукоятью телескопической конструкции, что позволит настроить длину индивидуально.

Нижняя часть состоит собственно из электрического двигателя, который устанавливается непосредственно на нал винта лодки. Единственные детали мотора, которые могут износиться – это графитовые щетки, которые достаточно легко меняются даже без специального опыта.

Для соединения между блоком управления и электродвигателем применяется специальная нога-штанга, которая часто выполняется из композитных материалов (как, например, в электромоторах производства Mercury Motorguide). Она отличается хорошим уровнем пружинистости, что позволит избежать поломок даже в случае столкновения с подводным препятствием.

Еще один нюанс, который касается электрических двигателей – это легкость регулировки на необходимую глубину. Это реализовано посредством опускания или подъема специальной скользящей штанги. Это будет очень удобно, если на пути встретится отмель или заросли водорослей.

Гребной винт

Обычно, в описаниях популярных электрических лодочных двигателей, можно встретить упоминание о том, что они имеют винт, состоящий из двух лопастей, чрезвычайно устойчивый к наматыванию водорослей и травы. На самом деле, трава, конечно же будет собираться на лопастях, но этот процесс будет куда менее выражен, чем для бензиновых моторов.

Система управления

Для электрических двигателей обычно предусматриваются два варианта управления – ножной или ручной.

Ручной вариант сходен с таковым для стандартных бензиновых двигателей подвесного типа – поворот направления румпелем, взаимодействие с вращающейся ручкой газа позволяет добавлять или уменьшать ход (переключать скорость работы мотора). Если предусмотрено управление через механизм вариатора, то скорость будет увеличиваться плавно без рывков и щелчков. Важное отличие от бензиновых двигателей – отсутствие необходимости заводить, достаточно просто включить мотор и начать движение.

Более интересная конструкция для электрических моторов, которые оборудованы ножным механизмом управления. Повороты, а также регулировка скорости будет выполняться ногой при помощи педалей. Несмотря на кажущуюся сложность, с таким управлением легко освоиться. Преимущество тут одно – за счет свободных рук открывается больше возможностей для рыбалки, например, со спиннингом.

Установка на плавсредство

Для того, чтобы оборудовать лодку электромотором, не потребуется каких-то специальных технических средств. Установка допускается даже на лодки с самой простой конструкцией. Имеется также возможность установки и на надувные лодки, но нужен специальный навесной транец.

Если на лодке уже есть бензиновый двигатель, то электрический мотор может быть установлен рядом с основным, либо же в противоположной позиции – на корме. Для крепления на носовой части есть модели со специальными адаптерами.

Как выбрать требуемую мощность

Если вы выбираете электрический двигатель для лодки впервые, то можете быть удивлены тем фактом, что мощность обозначается не в привычных лошадиных силах, в развиваемом тяговом усилии. Эта традиция была заложена компаниями-производителями из США, где тяга электрического мотора обозначалась в фунтах. Если упростить, то для понимания этой величины можно воспользоваться рычажными весами (кантор, безмен), которые фиксируются с одной стороны к лодке, а с другой к неподвижной опоре. Электродвигатель активируется, уровень мощности выставляется на максимум. Значение на безмене в килограммах и будет искомым тяговым усилием этой модели электродвигателя.

В некоторых случаях, производители и вовсе отказываются от характеристики «тяговое усилие», не указывая его в паспорте мотора. Вместо этого они пишут максимальную массу лодки, которую данная модель сможет сдвинуть с места. Чтобы определить вес для данной характеристики, необходимо взять массу плавстредства, прибавить к нему вес аккумуляторной батареи с мотором, собственную массу тела, а также вес всего снаряжения. От этого значения и нужно исходить при выборе мотора.

Если же производитель указал в характеристиках к мотору только «тягу» в килограммах или фунтах, то при выборе воспользуйтесь таблицей ниже (она составлена из расчета, что 1 фунт равняется 0,454 килограммам).