Как подобрать у мотора ногу для лодки

Как выбрать лодочный мотор (ПЛМ)

Перед выбором и покупкой лодочного мотора (ПЛМ далее по тексту), вы можете просто запутаться в том огромном ассортименте, который представлен сейчас на рынке. Для правильного выбора необходимо отчетливо понимать, насколько точно характеристики ПЛМ будут соответствовать техническим условиям вашей лодки (катера) и будущей эксплуатации.

Мощность, высота дейдвуда (ноги)

Это нужно для того, чтобы смотреть критерии того мотора, который вам подойдет. Т. е. если ПЛМ будет меньшей мощности, то он просто не потянет вашу лодку. Если ПЛМ будет больше заявленной мощности, то вы просто не поставите ее на учет в ГИМС (иногда производители дают разрешительные письма, на увеличение мощности, но только сил на 10, причем не все). Величина транца заявлена в характеристиках, и поставить другой ПЛМ никак нельзя. Вообще-то, поставить можно, только лодка не будет ходить никак. Ниже мы приведем четыре стандартных варианта длины дейдвуда (ноги) ПЛМ.

  • Длина 381 мм — «короткая нога» (как правило, обозначается S);
  • Длина 508 мм — «длинная нога» (как правило, обозначается L);
  • Длина 635 мм — обозначается UL или же XL;
  • Длина 762 мм — обозначается XX.

Выбор длины дейдвуда зависит от высоты транца моторной лодки. Существуют моторные лодки, которые выпускаются с различными вариантами транца. Кроме того, существуют транцы, которые могут быть сконфигурированы как под короткую, так и под длинную ногу.

Тип двигателя (ПЛМ) и тип движителя

  1. ПЛМ с бензиновым двигателем — подвесной лодочный мотор, использующийся в качестве двухтактного или четырехтактного двигателя.
  2. ПЛМ с электрическим двигателем — подвесной лодочный мотор, у которого в качестве силового агрегата используется электрический мотор, запитываемый от аккумулятора.
  3. ПЛМ с гребным винтом.
  4. ПЛМ с водометом.

Мы думаем, что с бензиновым двигателем все ясно. Классика жанра. Это наиболее распространенный вид моторов, который может удовлетворить потребности любого покупателя. Мощность данных моторов варьируется от 2 до 400 л. с.

А вот электромоторы, на сегодняшний день, действительно распространены (чаще всего используются, как вспомогательные или троллинговые). Самое главное, чтобы вы не ошиблись, совершая покупку. Электродвигатели отличаются друг от друга по мощности, емкости аккумулятора, наличию или отсутствию возможности движения по мелководью, наличию или отсутствию возможности приведения плавательного средства в глиссирующий режим. Будьте внимательны, совершая покупку, и можете не сомневаться, что выбранное устройство долгое время сможет прослужить вам верой и правдой, не требуя заправки бензином и работая исключительно на заряде аккумулятора.

Водомётные моторы разрабатываются на основе двухтактных и четырёхтактных двигателей, специально для движения по мелководью и перекатам, благодаря чему, лодку можно подводить прямо к берегу. Они более безопасны для пловцов и любителей водных лыж.

Тип бензинового двигателя (ПЛМ)

  1. Двухтактный (в обозначении литера М). ПЛМ такого типа более компактны, просты в обслуживании и перевозке, менее прихотливы к качеству топлива и имеют малый вес, что позволяет быстро демонтировать их с лодки. Рабочий цикл двигателя состоит из двух тактов, система смазки совместная (бензин смешивается с маслом и заливается в один бак), благодаря чему, мотор обладает большей удельной мощностью по отношению к четырехтактным.
  2. Четырехтактный (в обозначении литера F). Такой двигатель имеет более высокий ресурс работоспособности и надёжности, меньше загрязняет окружающую среду, тише работает по сравнению с двухтактным двигателем. Несмотря на больший вес и возможность перевозки только на боку или в вертикальном положении, чтобы избежать вытекания масла из картера двигателя. Модели этого типа обладают рядом преимуществ. Мотор с четырёхтактным двигателем стабильно работает на холостых оборотах, экономичнее на 20–39% в расходе топлива, за счет более рационального расхода энергии внутреннего сгорания. Рабочий цикл двигателя из четырёх тактов, часто с использованием противовеса для компенсирования вибрации, очистка и наполнение цилиндров происходит после полного хода поршня, максимально эффективно расходуя топливо. Система смазки раздельная.

Цена зависит, прежде всего, от типа двигателя. Самые дешёвые в своём классе — электромоторы, дороже идут ПЛМ с двухтактным двигателем, самые дорогие четырехтактные, но они намного экономичнее и выгоднее (особенно, если часто будите на воде).

Управление ПЛМ

  1. Румпельное — газ регулируется ручкой мотора, через рукоятку управления. Управление также осуществляется румпелем.
  2. Дистанционное — газ регулируется дистанционно через пульт управления газом и реверсом. Направление — рулевым колесом, или рычагом. Управление дистанционного типа рекомендуется для лодок длиннее 3,5 метров из соображений безопасности, так как наибольший угол обзора, особенно при выходе на глиссирование, возможен только при смещении управляющего к носу лодки.

Тип ПЛМ по механизму подъема из воды

  1. ПЛМ с ручным механизмом.
  2. ПЛМ с гидравлическим механизмом (обычно литера «Т» в обозначении, управление ПЛМ как с контроллера, так и с двигателя).
  3. ПЛМ с электрическим механизмом.
  4. ПЛМ с электрическим механизмом и регулировкой угла наклона.

По типу стартера

  1. ПЛМ с электрическим стартером.
  2. ПЛМ с ручным стартером.
  3. ПЛМ с ручным и с электрическим стартером.

По направлению вращения гребного винта

  1. ПЛМ с прямым направлением вращения гребного винта (по часовой стрелке).
    При работе, ПЛМ создает на мотолодке момент, который приподнимает правый борт судна. Этим обусловлено размещение рулевого, именно с правой стороны кокпита, что компенсирует силу кручения корпуса лодки при поездке в пустой лодке.
  2. ПЛМ с обратным (противоположным) направлением вращения гребного винта (против часовой стрелки).
    Обратное направление вращения гребного винта используется при установке пары подвесных лодочных моторов.

По производителю

Сегодня на рынке представлено огромное количество производителей ПЛМ, и поэтому, сделать выбор в пользу конкретной модели, зачастую очень сложно.

Существует несколько стран производителей — это Япония, США, Китай, Россия. Давайте Россию брать не будем (если не хотим идти на веслах 20 км до стоянки машины, к тому же наши моторы найти в продаже новыми труднее всего), с подозрением относимся к Китаю, если конечно вам ненужен ПЛМ малой мощности (лошадки две) и выход на воду одному, два раза в навигацию. Остается Япония и США. Споры про то, что Suzuki — надежнее, Yamaha — тише, Honda — технологичнее, имеют место быть, но это скорее дело вкуса. Главное, чтобы ПЛМ выполнял функциональные задачи, и конечно вам нравился.

Новый или б/у?

Тут формула проста:
НОВЫЙ или Б/У = ЦЕНА

К этому нужно относиться очень серьёзно. Не торопитесь, всё тщательно проверьте. Иногда ПЛМ продают потому, что срочно нужны деньги. Как повезёт. Если не хотите ошибиться и сделать неправильный выбор, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • отдавайте предпочтение исключительно надежным моделям устройств от известных производителей;
  • выберите вариант, который будет не самым доступным, но и не самым дорогим по цене;
  • перед покупкой ПЛМ посоветуйтесь с механиком, или посетите сервис;
  • ознакомьтесь с документами на мотор, а то, можно и не поставить его на учет в ГИМС.

Соблюдая все перечисленные правила, вы сможете рационально вложить свои деньги.

Заключение

Прежде всего, нужно определиться с мощностью, которая необходима для того, чтобы двигатель работал в нормальном режиме. Также имеет большое значение дейдвудное устройство, которое определяет высоту погружения винта в воду. Для каждого типа лодки разработаны подходящие типы размеров двигателей, которые обеспечивают правильную работу винта. Также следует учитывать тип управления двигателем, который может быть удалённым или непосредственным при помощи рычага на моторе.

Искренне ваш,
коллектив «Море лодок»

Как подобрать у мотора ногу для лодки

Консультации по телефону: +7 (911) 920-63-40

РЫБАЛКА ОТ ПРОФИ: ВЫБИРАЕМ МОТОР

Любой серьезный рыболов рано или поздно сталкивается с проблемой выбора лодки и мотора для поездки на рыбалку. И чем раньше рыболов для себя определится с выбором и подготовкой мотолодки, тем дольше он будет находиться на воде, наслаждаясь рыбалкой.

Допустим, лодка уже у вас имеется, дело осталось за подвесным двигателем. На что в первую очередь необходимо обратить внимание при выборе двигателя? Тип, мощность подвесника? Двухтактный или четырехтактный лодочный мотор?

Двухтактные двигатели более распространены и имеют большую удельную мощность (в расчете на килограмм веса). В большинстве случаев параметров их работы вполне достаточно для рядового рыболова. Однако если в поисках рыбы вам иногда приходится перемещаться на дальние расстояния — до 250 км в день, для того, чтобы не остаться без бензина на воде в самый неподходящий момент, если требуется повышенная экономичность и «чистота» эксплуатации, минимальные шум и вибрация, имеет смысл обратить внимание на четырехтактные модели лодочных моторов.

Читайте также  2 такта или 4 такта для лодочного мотора

Также необходимо подобрать мощность двигателя. Недостаток мощности для глиссирующей лодки не позволит ей развить максимальную скорость или даже вовсе выйти на глиссирование при большой нагрузке. Однако необходимо соблюдать и меру — при избыточной мощности глиссирующая лодка может оказаться недостаточно устойчивой (резко возрастет риск опрокидывания, которое часто приводит к фатальным последствиям).

Были выработаны специальные рекомендации (за рубежом они сведены в стандарт), ограничивающие мощность устанавливаемого двигателя в зависимости от произведения длины лодки (L) на максимальную ширину транца (B) (кормовой пластины, на которой крепится двигатель). Так, к примеру, ограничения для лодок с размерами L x B составляют: 3 x 1,18 м — 3 л. с., 4 x 1,4 м — 30 л. с. По этим же рекомендациям для лодки размерами 4,6 x 1,8 м максимальными являются сравнительно большие — 85 л.с. Согласно опыту, «пятидесятка» на 4,5-метровой лодке идеально подходит для рыбака в Татарстане.

Но есть еще один фактор, который, к сожалению, ограничивает состоятельных любителей скорости. Предельная мощность ограничивается и прочностными характеристиками корпуса, который может пострадать (и часто страдает!), от сильных и частых ударов о волны. Поэтому, определяя максимально допустимую мощность устанавливаемого лодочного двигателя, обязательно ознакомьтесь с ограничениями, указанными в паспорте лодки или катера.

Еще одно обстоятельство, с которым необходимо определиться при выборе мотора — это высота транца. Короткая или длинная «нога»? Несколько комичное название как нельзя лучше характеризует внешний вид этой части двигателя, объединяющей дейдвудную трубу (в которой находится вертикальный вал и каналы системы выхлопа), обтекатель редуктора и выступающий из него вал гребного винта. Основное назначение «ноги» — обеспечить оптимальное заглубление гребного винта и выходного отверстия выхлопа. В связи с этим подходящий размер «ноги» однозначно зависит от высоты транца лодки, катера или яхты. Так, для небольших низкобортных или надувных лодок или лодок, имеющих глубокий вырез в транце, вполне подойдут моторы с короткой или обычной (обычно S в обозначении). На лодках, которые в изобилии наклепала советская промышленность, высота транца соответствует «короткой ноге» — 381 мм.

Однако выбор мотора зависит и от способа рыбалки, которым вы хотите заняться. Например, для ловли рыбы троллингом существует закономерность — чем медленней и тише скользит лодка по воде, тем крупнее и больше рыба, пойманная на воблер. По тихому ходу приманка идет ровно и не срывается в «штопор» разгоняя всех подводных обитателей.

Подытоживая вышесказанное, можно порекомендовать, как дающие наиболее большой выбор возможностей, лодочные моторы японских фирм. Качество их сборки настолько высоко, что, думаю, его не стоит обсуждать. Кроме того, специалисты отмечают их устойчивую работу на низких оборотах (670 в минуту). И только на японских моторах на короткую ногу ставят так называемый «тримм» — гидроподъем мотора с коммандера (дистанционного управления) капитана мотолодки.

Напоследок добавим еще следующее: прежде чем насладиться скоростью и прокатиться «с ветерком», внимательно ознакомьтесь со сведениями о последовательности и продолжительности этапов обкатки. Постепенный и правильный ввод в эксплуатацию значительно продлит ресурс двигателя и поможет избежать серьезных поломок, связанных с излишней нагрузкой в первые недели и месяцы работы.

Как и где выбрать лодочный мотор? Лучшие лодочные моторы – какой купить, рейтинг в статье.

Приобретение лодки для рыбалки, охоты и отдыха влечет за собой второй немаловажный вопрос – как подобрать лодочный мотор, чтобы судно хорошо и быстро ходило.

От правильного выбора зависит не только скорость перемещения по воде, но и частота выполнения ремонтных работ. Выбор правильного лодочного мотора и должное обслуживание, организованное Вами, позволят продолжительное время обходиться без лишних хлопот.

Естественно, качественные характеристики от различных производителей отличаются, но все моторы объединяет несколько общих вопросов, возникающих у каждого, кто решил сделать такую покупку.

Как подобрать самый лучший лодочный мотор и что предпочесть?

Первое сомнение – купить самый лучший новый мотор или бывший в пользовании. Нет желания переплачивать деньги, когда понравившуюся модель можно приобрести по более привлекательной цене. Но насколько правильным окажется данное решение?

Популярные модели подвесных двигателей и длина ноги мотора на лодке

Считается, что от того, с какой длиной ноги купить лодочный мотор, будет зависеть проходимость и возможность маневрирования водного транспорта. Моторная нога на лодке не должна представлять собой помеху движению.
Идеальный вариант, если расстояние от кронштейна до кавитации совпадает с размерами транца, либо отличается на пару сантиметров. Если Вы не в курсе, то транец – это высота от верхней кромки лодочного борта до ее днища. Встречаются популярные модели плавсредств, у которых имеется возможность для регулирования транца под имеющийся мотор. Но все же рекомендуется удостовериться, что мотор выставлен правильно, помех во время поездки не создаст.

Какой лодочный мотор купить – новый или бу?

Выбор лодочного мотора – дело непростое. Рынок наполнен большим количеством разнообразных моделей в различных ценовых и качественных сегментах. Хочется приобрести качественную вещь потратив на нее небольшие деньги. Тогда взгляд может пасть на вторичный рынок и появится соблазн купить лодочный мотор с рук. Но какой лодочный мотор купить резоннее: новый или бывший в употреблении.

Что может ожидать внутри бывшего в употреблении лодочного мотора

Покупка бу лодочного мотора – это лотерея. Как подобрать лодочный мотор с рук? Нужно обязательно посмотреть внутрь. Потому что даже самые красивые по внешнему виду экземпляры могут оказаться «убитыми» внутри. Если у двигателя большая выработка, то его рабочий ресурс неизвестен, и он может сломаться в любой момент. Часто покупая вещь с рук, задав продавцу вопрос о причинах продажи, можно услышать что-то на подобии: » Валяется дома (в гараже) без дела» или «Купил себе новый, старый решил продать». Однако обычно умалчивается, почему было принято решение купить новый мотор. Может быть качество и работа старого не устраивали?

Лодочный мотор необходимо регулярно обслуживать, смазывать и так далее. Многие хозяева техники для экономии средств предпочитают делать это собственноручно. Однако не всегда это делается правильно и грамотно. Некоторые совершенно не обслуживают свои аппараты, а некоторые действуют по принципу «кашу маслом не испортишь», запихивая куда нужно и не нужно солидол. Однако практика показывает, что такой подход все-таки оказывается ущербным. Стоит об этом помнить, выбирая какой лодочный мотор купить.

Лучшие лодочные моторы для надувной лодки или утопленники?

Даже лучшие лодочные моторы для надувной лодки с большим запасом прочности могут быть испорчены затоплением. Почти все современные модели лодочных агрегатов пичкаются электроникой. Она и горит в первую очередь при утоплении мотора.

В поисках, где купить лодочный мотор можно попасть на объявления в интернете, что мотор не «не бит, не крашен». Однако проверить это сложно, а последствия утопления могут вылезти только через время. Например, подкисание контактов внутри двигателя. Или же оставшаяся в блоке цилиндров влага повлечет за собой образование ржавчины и нежелательное проворачивание коленвала. Ремонтировать подобные поломки не имеет смысла, легче сразу продать его на запчасти. Учитывайте это, делая выбор лодочного мотора.

Где купить лодочный мотор, чтобы не иметь проблемы с законом?

Выбирая где купить лодочный мотор, нужно быть особенно внимательным к рынкам и базарам. К сожалению, многие перекупщики не гнушаются скупать ворованные двигатели и продавать их. А многие владельцы лодок не упустят купить двигатель получше и подешевле, хоть он и без документов, и со срезанными номерами.
Хотя сейчас совершенно нет контроля за ворованными лодочными двигателями, а получить регистрацию можно просто заплатив нужным людям деньги, стоит помнить, что ситуация очень изменчива. Нечто подобное произошло с авторынком, когда в начале девяностых рынок заполонили ворованные автомобили из Европы. Под давлением Евросоюза государству пришлось взять проект вторичных автомобилей под более жесткий контроль. Если это произойдет с лодочными моторами, что делать владельцам ворованных моторов – не ясно.

Преимущества нового двигателя

Думая, как подобрать лодочный мотор логичнее задуматься о покупке у официальных дилеров и магазинов. Такие фирмы располагают в своем штате экспертами, которые помогают подобрать лучшие лодочные моторы по необходимым характеристикам. Официальные компании предоставляют гарантию на свои изделия. А данные дилеры готовы обеспечить качественное постгарантийное обслуживание.

Читайте также  150сс моторы для скутера

Чтобы не допустить ошибку в выборе, выполняйте правильно расчеты. На каждые двадцать пять килограмм массы потребуется одна лошадка. Вполне достаточно, чтобы выйти на глиссер и полностью минимизировать расходы в ресурсах по соотношению потребляемости к показателю мощности.

Специалисты 5Шоп рекомендуют выбрать и поставить надежные, проверенные модели. Понимая причины, по которым стоит смотреть новые лодочные моторы предлагаем познакомиться более детально с выбором в каталоге 5Шоп.

Как подобрать лодочный мотор

Любой заядлый рыбак или просто любитель водных перемещений на плавательном средстве, скорее всего, задавался следующим вопросом: «Как выбрать мотор для лодки?» Это, действительно, весьма сложная тема, особенно для неопытных в таких делах людей. Однако, данная статья создана специально для разрешения большинства вопросов, которые возникают при выборе мотора.

Прежде всего, следует чётко понимать отличие перемещения по воде и твёрдой поверхности. Когда человек едет на машине, он может быть уверен в том, что, увеличивая обороты двигателя, а, следовательно, и затрачиваемую мощность, он повышает свою скорость. При этом зависимость абсолютно прямо пропорциональная. То есть, если на одном показателе мощности машина развивает двадцать километров в час, то на другой, вдвое большей, показатель достигнет сорока. Соответственно, троекратное повышение мощности даст скорость шестьдесят километров в час. На воде всё абсолютно иначе. Причиной тому служит сила трения о поверхность, которая значительно изменяется на различных скоростях. Так, при движении по асфальту, последний остаётся твёрдым и не изменяет своей формы. Вода же расступается под действием днища лодки, что приводит к образованию волны.

Таким образом, начиная подбирать лодочный мотор, следует знать скоростное предназначение своего плавательного средства. Есть лодки, которые предназначены для скольжения по воде. Они идеально предназначены для движения на большой скорости (для глиссера). Однако, на низких они расходуют большее количество топлива. Есть лодки, которые имеют конструкцию и форму, позволяющую идеально маневрировать и перемещаться на низких скоростях, однако, для скольжения они приспособлены мало. Плавательное средство, которое имеете Вы, скорее всего, имеет универсальную форму.

Самый первый вопрос, который возникает при выборе лодочного мотора — это вопрос о том, какая у него должна быть мощность. Считается, что оптимальным будет показатель в 35 лошадиных сил на одну тонну массы. Однако, при подсчёте веса лодки, следует учитывать не только саму конструкцию, но и дополнительную нагрузку. Обычно, в стандартном плавательном средстве может находиться от одного до четырёх человек. Кроме того, стоит учесть массу сумок, самого двигателя, вёсел и других предметов, которые находятся на лодке. В итоге, можно получить прибавку к общему весу вплоть до полутонны. Профессионалы советуют выбирать двигатель несколько мощнее, чем требуется. Это требуется для преодоления дополнительных сил, действующих на лодку, таких как встречное течение и ветер.

В категории маломощных двигателей (до 30 лошадиных сил), с большим отрывом идёт продукция марки Honda. Эта японская фирма вот уже много лет производит одни из самых высококачественных двигателей в мире. Кроме того, они имеют целый ряд преимуществ:

Маломощный двигатель вполне может быть выбран по весьма доступной цене.

Немаловажное значение, при выборе мотора лодки, играет способ её управления. Среди основных можно выделить два – румпельное и дистанционное. Есть ещё парусное и вёсельное, но они нас не интересуют. Румпелем называют специальный рычаг, которым можно осуществлять поворот баллера. Эта ось, в свою очередь, крутит перо руля. Таким образом осуществляется задание направления движения лодкой. Румпельное управление оптимально подходит для небольших лодок с моторами невысокой мощности. Установка такой системы на крупное плавательное средство, способное развивать значительную скорость, чревато потерей управления. Именно по этой причине для данного вида лодок широкое применение получили другие технологии осуществления корректировки движения. Дистанционное управление осуществляется не румпелем, а специальным рулём в передней части плавательного средства. Это диктуется не только удобством, но и техникой безопасности. Его установка оправдана в следующих случаях:

  1. Скорость движения лодки более 80-90 км/ч;
  2. Мощность двигателя более 50 лошадиных сил;
  3. Масса плавательного средства более одной тонны. При этом сюда входит вес пассажиров и груза, перевозимого лодкой.

Помимо руля, осуществляющего управление пером, устанавливаются дистанционные рычаги газа и реверса.

Если с рекомендациями к установке на суда с малой и высокой мощностью все более или менее понятно, то затруднения в выборе системы управления, чаще всего, возникают у плавательных средств, имеющих средние параметры. В данном случае следует опираться на следующие показатели:

  1. Опыт управления на той или иной системе.
  2. Бюджет. Не всегда можно позволить себе установку дистанционного управления, однако, в интернете можно найти способы её самостоятельно изготовления. Настоятельно не рекомендуется этим заниматься без должного опыта.
  3. Скорости, на которых будет происходить передвижение на лодке. То есть, если мотор может развить 90 км/ч, а Вы не собираетесь передвигаться быстрее 40, то возможна установка румпельной системы.

Все двигатели могут иметь две системы запуска: ручную и электрическую. В первом случае придётся потянуть за специальный шнур, который начнёт обороты двигателя. Данный тип запуска отличает высокая надёжность и низкая стоимость такого мотора. Всё это делает его оптимальным для бюджетного варианта. Электрозапуск же гораздо быстрее и удобнее. С ним можно осуществить комфортное передвижение.

Прежде, чем рассмотреть следующую характеристику, следует дать определение нескольким терминам.

Дейдвуд – это часть судна, расположенная близко к корме. Через специальную трубку в него выводится наружу гребной вал. Под его длиной обычно понимают длину ноги.

Длина ноги – это термин, который относится к мотору. Он считается по расстоянию от места крепления двигателя к лодке и началом крепления винта.

Всего бывает три маркировки длины ноги мотора:

  1. короткий S
  2. длинный L
  3. ультрадлинный X

От этого параметра зависит эффективность работы двигателя. Если длина ноги невелика – то винт может цеплять воздух и толкающее усилие снижается. Это приводит к уменьшению скорости при прежнем потреблении топлива. Если винт расположить слишком низко, толкающее усилие, так же, пропадёт.

Постоянное пребывание любого плавательного средства в воде отрицательно сказывается на его сроках эксплуатации и скоростных качествах. Чтобы сохранить изделие в хорошем состоянии необходимо хранить его в сухом месте. Для извлечения лодок из воды используются специальные электрические подъёмники. Их стоимость относительно велика, однако они позволяют увеличить срок службы плавательного средства.

Выбор мотора для лодки – это сложная процедура. Но её облегчению способствует точное осознание целей, для которых необходимо это оборудование. Если Вы новичок и имеете стандартную лодку на двоих-троих человек, то оптимальным выбором будет маломощный мотор фирмы Honda с коротким размером ноги и румпельным управлением.

Выбор лодочного мотора

Выбор лодочного мотора

Безусловно, физические нагрузки очень полезны для поддержания организма в тонусе. Однако, преодолев некоторое расстояние на воде при помощи весел, многие заядлые рыбаки и любители водного досуга невольно задумываются о том, что желают доукомплектовать свою лодку мотором.
Блестяще сочетая в себя хорошую мощность и малый вес, лодочные моторы являются отличным вариантом использования в качестве главного двигателя на легких быстроходных катерах и небольших лодках.
Зачастую, процесс выбора мотора становится симбиозом противоречий:

  • Российский или импортный?
  • Двухтактный или четырехтактный двигатель?
  • Ручной или электрический стартер?

Вопросов очень много и крайне важно найти на них правильные ответы в соответствии с задачами, целями и ожиданиями владельца. Именно это и будет являться залогом рационального выбора.
Но первый и самый важный вопрос, на который необходимо ответить, выбирая лодочный мотор – на каком судне он будет использоваться. Обладая хотя бы базовым набором информации и обращая внимание на особенности эксплуатации определенного типа судна, можно найти оптимальный вариант двигателя, который бесперебойно прослужит долгие годы, оправдывая все ожидания пользователя.

Мощность

Выбор мощности силового агрегата является крайне ответственной задачей. Главный критерий при выборе лодочного мотора – это рациональное сочетание мощности двигателя с весовыми характеристиками лодки. Между недостаточной и слишком большой мощностью для судов с определенными параметрами – очень тонкая грань. То есть, мотор должен быть именно той максимальной мощности, которая предусмотрена для данного типа лодки.
Для того чтобы рассчитать минимально допустимую мощность мотора (имеется ввиду мощность, которой будет достаточно для выхода на режим глиссирования), можно воспользоваться простой формулой:
Вес лодки (включая вес мотора+вес всех пассажиров+вес оборудования и топлива) / 30.
Полученная цифра и будет приближена к рекомендуемой мощности лодочного мотора.
Максимальное значение мощности ни в коем случае не должно превышать максимально допустимого значения, отмеченного на бирке транца. Устанавливая мотор, мощность которого значительно превышает рекомендуемую, вы подвергаете риску и себя и пассажиров.

Читайте также  Как проверить масло в редукторе лодочного мотора гладиатор

Высота

Выбирая подвесной лодочный мотор, необходимо обязательно учитывать такой параметр, как длина ноги двигателя. Это расстояние между местным креплением двигателя и антикавитационной плитой мотора, расположенной под гребным винтом. Эта длина должна быть практически такой же (допускается отклонение в большую сторону, но строго до 10 см), как высота транца лодки.
Поэтому, при покупке обращайте внимание на соответствие высоты транца лодки и длины ноги мотора.
Антикавитационная плита лодочного мотора должна быть на уровне лодки или максимум на 10 см ниже него. Если же плита будет углублена еще ниже, возможны последствия:

  • трудности или даже невозможность выхода лодки в режим глиссирования;
  • большая возможность повреждения винта о подводные объекты, а также трудности с паркованием лодки у берега.

Если же плита будет установлена выше дна лодки, возможен контакт гребного винта с воздухом, что может привести к значительному повышению оборотов лодочного мотора и выхода его из строя.

Тип двигателя

Перед покупкой лодочного мотора также встает вопрос выбора типа двигателя. Что лучше выбрать – электрический мотор или бензиновый, напрямую зависит от задач и целей пользователя.
У электрических моторов нет такого параметра, как мощность. Они не приспособлены для продолжительного и дальнего плавания. Поэтому, такие двигатели лучше покупать тем рыбакам, которым не важна скорость. Электродвигатели идеально подходят для неспешных водных прогулок и для рыбной ловли в местах, недалеко от берега. Также они являются единственным приемлемым решением для плавания на небольших водохранилищах и заповедниках, где запрещено использование шумных, бензиновых моторов.

Тип бензинового двигателя

На современных лодках используются два типа бензиновых двигателей – двухтактный и четырехтактный.
Преимущества двухтактных двигателей:

  • Простота обслуживания и ремонта.
  • Небольшой вес.
  • Хорошая динамика.
  • Отличное соотношение объема, веса и мощности.
  • Низкая цена.

Из недостатков таких моторов можно выделить высокий расход топлива и уровень шума. Следует отметить, что двухтактные лодочные моторы заправляются смесью бензина и масла, которую необходимо готовить вручную, строго соблюдая пропорции.
Преимущества четырехтактных двигателей:

  • Низкий уровень шума.
  • Экономное потребление топлива.

Таким образом, переплата за четырехтактный двигатель целесообразна только в случае его использования на крупных плавательных средствах.

Управление

Управление лодочным мотором осуществляется с помощью румпеля или дистанционно. Также существуют комбинированные приводы, сочетающие в себе оба способа управления.
Конструкция румпеля выполнена в виде рычага, отличается простотой и функциональностью. На румпеле находится ручка дросселя, с помощью которой регулируется подача топлива и кнопка остановки двигателя. Также румпель используется для выбора направления движения судна. Используется на типах судов с установленными двигателями малой и средней мощности.
Дистанционные системы управления устанавливаются преимущественно на дорогих лодках, поэтому перед тем как покупать привод с дистанционным управлением следует убедиться, что его можно смонтировать на вашем судне.

Механизмы подъёма из воды и типы стартера

Как правило, подвесные лодочные моторы не укомплектованы системой подъема из воды. Но это не означает, что владельцу лодки с мотором придется надрывать спину и вытягивать мотор из воды вручную – производители специальных подъемников для подвесных моторов давно позаботились об этом. Опытные рыбаки уже успели оценить все преимущества этого оборудования. Большинство подобных устройств оснащены не только системой подъема и спуска, но и системой регулирования угла наклона мотора по отношению к транцу.

Как обкатать и отрегулировать?

Обкатка лодочного мотора является не просто рекомендуемой, а обязательной процедурой. Если пренебречь обкаткой, то в лучшем случае ресурс двигателя значительно снизится, а в худшем может потребоваться замена блока цилиндров и поршневой системы уже после первой поездки.
В среднем, обкатка занимает около 10-ти часов. Начинать движение следует на минимальных оборотах, ежечасно добавляя газ, не превышая 50 – 75% мощности. Перед тем, как заглушить двигатель, дайте ему поработать несколько минут на холостых оборотах.

Как перевозить и как установить?

Мотор выбран и куплен – далее его необходимо перевезти и установить на судно. Как это сделать? Лодочный мотор – сложное и дорогостоящее оборудование. При его эксплуатации следует неукоснительно придерживаться рекомендаций и руководства по обслуживанию.
Двухтактный мотор может транспортироваться в любом положении, хоть в вертикальном, хоть в горизонтальном – процесс его укладки на бок совершенно некритичен. Чего не скажешь о четырехтактном двигателе – при перевозке такого агрегата его следует жестко фиксировать. Оптимальным вариантом транспортировки четырехтактника является вертикальное положение. Чтобы нижней части силового агрегата не были нанесены повреждения, следует обеспечить достаточный зазор между винтом и поверхностью дороги.
Если вертикальная перевозка не представляется возможной, двигатель следует разместить в соответствии с инструкциями, изложенными в паспорте изделия.
Для того чтобы при транспортировке лодочного мотора избежать пролива и воспламенения топлива, рекомендуется полностью слить его из бака.
Паспорт изделия всегда содержит информацию о том, как установить лодочный мотор. При наличии даже небольших технических знаний и навыков, это не составит большого труда. Все схемы установки практически идентичны – в их основе лежат стандартные привычные узлы крепления к лодке. Мотор крепится на транце с помощью зажимов и винтовых струбцин.
Если у вас возникают сомнения в том, что вы сможете самостоятельно правильно установить мотор, вы всегда можете обратиться к специалистам компании «NorthSilver», которые помогут в этом вопросе и дадут подробные консультации по дальнейшей эксплуатации и обслуживанию силового агрегата.

Производители

На сегодняшний день крупнейшими производителями лодочных моторов являются японские компании TOHATSU, HONDA, YAMAXA, SUZUKI. Также среди почитателей водномоторной техники очень популярен американский бренд MERCURY, производящий лодочный мотор с большим диапазоном мощности от 2-х до 275-ти лошадиных сил.
По большому счету, технические характеристики большинства производителей двигателей для лодок не сильно разнятся. По стоимости они примерно одинаковые, а остальное – дело вкуса. Главное, чтобы мотор работал в соответствии со своей мощностью и не ломался – так рассуждает большинство пользователей судов, оснащенных лодочными моторами.

Новый или БУ. БУ из РФ и Европы?

Разумеется, приобретая новый мотор, можно быть абсолютно уверенным в том, что его эксплуатация будет длительной и безупречной. Новые современные подвесные лодочные моторы заслуживают высшей оценки – при должном уходе, надлежащем сервисном обслуживании и бережной эксплуатации они способны отработать около 5000 часов без капитального ремонта.
И все же, у новых агрегатов имеется один существенный недостаток – их стоимость. Поэтому, если вопрос финансов стоит не на последнем месте, то отличной альтернативой может стать подержанный мотор. А если к тому же, есть возможность его испытать (например, проверить компрессию двигателя), то он способен прослужить ничуть не меньше нового.
К выбору БУ мотора следует подходить со всей ответственностью и осторожностью, поэтому, при покупке обязательно следует обратить свое внимание на некоторые моменты:

  • Внешний вид товара: лакокрасочное покрытие, сколы, потертости, в каком состоянии находится перо руля.
  • Винт у мотора не должен быть гнутым, битым, потертым, иметь люфтов.
  • На пружинах, гайках, болтах не должно быть следов коррозии.

Лучше всего подержанный лодочный мотор покупать у дилеров – официальных распространителей товаров определенной фирмы. Они дают гарантию на свои товары, пусть и не сильно долгую, и осуществляют сервисное обслуживание. А это всегда является дополнительной защитой потребителя.
Что касается вопроса о том, какой стране — производителю отдать предпочтение, РФ или Европа – здесь можно и нужно прислушаться к экспертам, которые уверенно заявляют о том, что надежность узлов и комплектующих российского производства оставляет желать лучшего. Хоть это и не очень патриотично, однако, рассуждая о безопасности и даже жизни пользователей лодочных моторов, лучше придерживаться объективности.