Как правильно крепить лодочный мотор при перевозке

Как перевозить 4 тактный лодочный мотор — статья о сложностях и советах о их решении.

Появившись на рынке, четырехтактные моторы составили серьезную конкуренцию двухтактным сородичам. Общая тенденция подорожания горючего и экономичность двигателя выходит не на последний план. Четырехтактные агрегаты считаются более экономичными, особенно когда идёт речь о моторах от 30 лошадок. Кроме того, загрязняют экологию они меньше. При значительных плюсах есть у данного вида моторов один больной вопрос: как перевозить 4 тактный лодочный мотор?

Сложности перевозки 4 тактного лодочного мотора.

Среди клиентов 5Шоп, которые собирались купить четырехтактный лодочный мотор сложилось устоявшееся мнение, что перевозка таких моторов крайне сложна. Разберемся детальнее.

Четырехтактные двигатели действительно требуют особой перевозки. Требования связаны с конструкционными особенностями двигателя. В двухтактном моторе масло перемешивается с горючим, а четырехтактные модели хранят масло в картере и его переливание нежелательно.

Перевозка четырехтактного лодочного мотора: в чем проблема.

Перевозка четырехтактного лодочного мотора осуществляется несколькими способами. Каждый производитель имеет рекомендации для перевозки двигателя.

Общий принцип — масло не должно попасть в камеру сгорания. В противном случае необходимо ждать пока оно стечет или даже выкрутить и прочистить свечи. Иногда, когда масло заливает свечи, после их прочистки понадобится время пока двигатель «прочихавшись» заведется.

Как перевозить 4 тактный лодочный мотор — что советуют производители.

Подходящий для всех видов моторов способ транспортировки — перевозка в вертикальном положении.

Обратите внимание! Подавляющее большинство четырехтактных лодочных моторов нельзя перевозить на боку. Например, их нельзя положить в багажник автомобиля.

Некоторые модели четырёхтактных лодочных моторов позволяют перевозку на одном из боков. То есть на одном боку можно безболезненно перевозить, а если перепутать и положить на другой бок, можно столкнуться с последствиями. Чаще всего это бок со стороны румпеля. Производители, чтобы было сложнее спутать и для удобства транспортировки, устанавливают с необходимой стороны дополнительные транспортировочные ножки.

Некоторые модели допускают возможность перевозки вверх тормашками, на голове. Двигатель перевозят в прицепе, однако нужно убедиться, допускается ли такая транспортировка для конкретной модели.

Традиционно мы подобрали несколько полезных видео от пользователей в интернете на тему перевозки 4 тактного лодочного мотора. Смотрите, кликнув по каждому из них.

Перевозка четырехтактного лодочного мотора вызывает наибольшие вопросы у пользователей. Неудобная доставка к месту ловли останавливает многих от приобретения данного агрегата.

Существуют специальные тележки для закрепления двигателя в вертикальном положении. Так двигатель можно перевозить в прицепе. Тележка оснащена колёсиками, и с ее помощью двигатель легко доставить к воде и к лодке. На таких тележках удобно проводить техническое обслуживание мотора.

Если устанавливать каждый раз двигатель проблематично, предпочитают не снимать двигатель с лодки.

Как перевозить четырехтактный лодочный мотор вместе с лодкой?

Для перевозки четырехтактного лодочного мотора вместе с лодкой пользуются специальным лодочным прицепом — лафетом.

Реалии украинских дорог таковы, что мотор можно оставить по пути, оторвав от транца. Чтобы минимизировать удары, и не разбить мотор при перевозке, его дополнительно закрепляют. Можно воспользоваться специальным упором, который крепится к поперечине прицепа.

Правильно организовав перевозку четырехтактного лодочного мотора Вы не только продлите ему жизнь, но и избавите себя от огорчения того, что он в нужный момент не заведётся или потеряется, оторвавшись от транца. Ещё хуже — залив маслом багажник авто или днище лодки.

Надеемся, что данные советы помогут Вам избежать самых распространённых ошибок при перевозке. Самое лучшее — читайте инструкции, там есть все меры безопасности по перевозке.

Транспортировка четырехтактного лодочного мотора

Лодочный мотор – агрегат сложный и дорогостоящий. К тому же, некоторые его узлы могут легко выйти из строя при неправильном обращении. Поэтому ведите себя с ним на 100% аккуратно как в воде, так и на суше – во время транспортировки. Сегодня поговорим о том, как правильно перевозить лодочный мотор, чтобы избежать поломки.

В зависимости от ситуации и особенностей двигателя, существует масса способов транспортировки: на транце, в тележке, в автомобильном багажнике и так далее. Ключевые моменты перевозки силового агрегата:

  • правильное положение – оно бывает горизонтальным или вертикальным;
  • корректное крепление – важно, чтобы агрегат был хорошо зафиксирован, не поддавался лишним вибрациям и механическим воздействиям во время транспортировки;
  • рекомендации завода-производителя двигателя – каждый бренд прилагает к лодочному движку инструкцию, в которой указаны оптимальные способы его перевозки. Не забудьте ознакомиться с ними предварительно.

Ниже рассмотрим особенности транспортировки двухтактных и четырехтактных моторов в разных положениях.

Вертикальная перевозка лодочных двигателей

Оптимальный вариант для хранения и транспортировки двухтактных/четырехтактных двигателей – в вертикальном положении. Это связано с тем, что во время работы движок тоже крепится вертикально: это естественное условие его функционирования.

Перевозка лодочных моторов вертикально возможна как без снятия с лодки, так и отдельно от нее. Но помните: очень важно избежать повреждений винта. Убедитесь, что между ним и дорогой достаточно места. Если этого не сделать, то двигатель может пострадать уже на первой кочке.

Вне зависимости от того, какой мотор вы перевозите вертикально – двухтактный или четырехтактный – существуют определенные правила, которых нужно придерживаться. Запомните:

  • Если ваша модель лодочного двигателя обладает встроенным топливным баком, то не следует наполнять его до предела перед перевозкой. Расширение при нагревании и увеличении внутреннего давления бака во время транспортировки создают потенциально опасную ситуацию: риск утечки бензина, его возгорания.
  • Перед перевозкой, обязательно перекройте кран подачи топлива. Это необходимо сделать по такой же причине, которая указана в предыдущем пункте.
  • Позаботьтесь о надежном креплении мотора во время перевозки (с помощью троса, дополнительного упора). Это поможет избежать его механических повреждений.

Обратите внимание: вертикальное положение – идеальный вариант для транспортировки лодочного двигателя (четырехтактного или двухтактного) на длительные расстояния.

Транспортировка горизонтально: перевозим четырехтактный и двухтактный мотор правильно

Второй способ перевозки – это горизонтальное положение. Тут есть несколько принципиальных отличий для моторов разной конструкции.

Как перевозить четырехтактный лодочный мотор горизонтально:

  • Укладывать двигатель следует исключительно на правый борт. В противном случае возможны такие проблемы: вытекание топлива из карбюратора, ненадлежащее закрепление двигателя, наличие дополнительной вибрации при перевозке.
  • Желательно подстелить под четырехтактный двигатель лоскут плотного материала. Это послужит дополнительным сцеплением с багажником, исключит проскальзывание агрегата.
  • Редуктор мотора во время транспортировки должен находиться выше, нежели сам силовой агрегат.

Перевозка двухтактного силового агрегата – задача более простая. Укладывать такой двигатель можно на любой бок, это никак ему не навредит.

Важно: транспортировать двигатель лодки в горизонтальном положении можно только на короткие дистанции. Если предстоит длительная поездка, вас выручит дополнительный упор, который поможет разместить мотор вертикально. Кроме того, хранить силовой агрегат в таком положении категорически запрещено.

Зачем нужна тележка для лодочного мотора?

Поговорим о полезном приспособлении, которое облегчает доставку лодочного мотора от транспорта к воде. Это – тележка для перевозки двигателя. Она обладает оптимальной конструкцией, которая гарантирует простую транспортировку даже в условиях ограниченного пространства. Благодаря тележке, вы можете легко доставить двигатель не только к воде, но и к месту хранения: в гараж, на балкон или в кладовую через узкую дверь.

На водоеме, при помощи тележки легко выгрузить лодочный мотор, чтобы навесить его на транец, не прилагая много усилий. Некоторые модели тележек – универсальные. Они позволяют перевозить двигатели любого веса/размера.

Качественная тележка для перевозки мотора должна обладать следующими характеристиками:

  • Легко складываться и раскладываться. Это облегчит не только транспортировку мотора, но и хранение самой тележки в период, когда она не используется. Некоторые тележки также легко разбираются на отдельные элементы.
  • Быть выполненной из прочного материала. Оптимальное решение тут – профильная труба с толщиной металла не менее, чем 3 мм. Это гарантирует высокую надежность всей конструкции.
  • Быть покрытой антикоррозийным составом, которое исключит влияние на тележку влаги и других внешних факторов.

Вес тележки для перевозки, в идеальном варианте, достигает не более 10-15 килограмм. Транспортировать особо тяжелые четырехтактные моторы помогают усиленные тележки.

Совет: если вы перевозите мотор, не снимая его с лодки, то лучше делать это в откинутом положении с помощью транцевого бруса.

Особенности транспортировки лодочного мотора на транце

Перевозка мотора на транце требует особого внимания. Во-первых, важно правильно зафиксировать двигатель: это поможет избежать повреждений агрегата при наезде на неровности дороги. Используйте для этой цели специальные фиксаторы, которые легко найти в свободной продаже.

Чтобы снять нагрузку с транца и днища лодки, воспользуйтесь упором – еще одним вспомогательным приспособлением. Оно поможет правильно распределить вес мотора. И, конечно же, не забудьте ознакомиться с инструкцией завода-изготовителя двигателя. Там будут указаны основные нюансы касательно его перевозки в разных положениях.

Перевозка мотора для лодки: подведем итог

Правильная транспортировка двигателя – залог его долгой и бесперебойной эксплуатации. Придерживаясь простых правил, вы сможете избежать случайных поломок мотора лодки во время перевозки. По возможности, выбирайте вертикальную транспортировку, так как именно такой способ считается оптимальным для силовых агрегатов разных моделей, включая четырехтактные.

Главное во время перевозки – это, конечно же, безопасность. Поэтому прежде чем отправляться в дорогу, проверьте, закрыты ли клапаны подачи топлива, и находится ли редуктор мотора в правильном положении. Это поможет избежать потенциально опасных ситуаций, связанных с утечкой топлива.

Читайте также  Как понять что мотор задушен

Приобрести лодочные моторы и необходимые аксессуары к ним вы можете в нашем интернет-магазине. Специалисты aquamania.ua с радостью подберут оптимальную продукцию под ваши потребности и бюджет, проконсультируют по всем сопутствующим вопросам.

В замен безвременно спёртого в 2014 году мотора взял в перед прошедшим сезоном новый. И снова пришлось столкнуться со вторым после веса недостатком четырехтактников — ограничениями в позициях в которых их можно перевозить. Вариантов всего два, максимум три. Причем вариант лёжа не понравился тем, что учитывая бездорожье вполне допустимы ситуации когда мотор оказывается наклонен головой вниз. Т.е. масло полюбому желательно сливать. Альтернатива единственная — возить вертикально.
Предыдущий перевозил в багажнике стоя, закрепив в специальной тележке производства Morlab, в которой всё прекрасно, кроме цены которая теперь удвоилась. А еще стало жалко места и веса.
И я решил всё это экономить. 🙂
Тележку решено было сделать самому. Ну почти. Со сваркой договорился с товарищем, остальное сам.
Сварная рама из квадратной трубы 20мм. Кронштейны крепления колёс сделаны по образцу аналогичного крепления к лодке (производитель колёс к сожалению не продает их отдельно).
По мотивам многочисленных самодельных и фабричных тележек для мотора была сделана вот такая конструкция.

Установка на лодку. Подкатываем и опускаем на транец.

Что отличает от других вариантов —
— У меня уже были транцевые колёса для лодки. Зачем возить еще колёса от мотора если в один момент используются только одни? Колёса к тележке пристегиваются лодочные. Из-за этого получилась такая высота конструкции. Одновременно экономится вес комплекта в целом и объем который занимали бы колёса у покупной тележки.
— Колёса могут быть отстёгнуты и мотор может стоять только на раме тележки при хранении дома или пока перевозится лодка.

Транспортное положение при перевозке. Колёса внутрь.

Почти всё погружено.

— Колёса могут быть развернуты внутрь и наружу относительно их крепления. При перевозке они перевешиваются ближе друг к другу. В УАЗе мотор встает к спинке заднего сиденья и может быть зафиксирован к спинке и к верхней ручке пассажира. Высота потолка УАЗа идеальна для перевозки мотора стоя.
— Вилка вверху рамы обеспечивает лучшее распределение нагрузки и фиксации мотора. Мы же собираемся со всем этим на бездорожье?
— Фанерная площадка может быть вырезана по форме любого мотора.
— Мотор можно обслуживать не снимая с рамы. Винт, кстати, вращается.
— Общий вес около 7.5 кило. Из них колёса около 4.5кг.

Вот такое получилось решение. А площадку фанерную к сезону надо будет конечно улучшить и выпилить аккуратнее.

Прицеп и надувная лодка. Перевозка надувной лодки на прицепе

Альянс надувной лодки длиной до 3,6-3,8 м и подвесного мотора мощностью 15-30 л. с. называют «мобильным комплектом», поскольку его можно успешно перевозить в автомобиле, а собирать и разбирать на лоне природы без особого ущерба для организма. Однако не всем нравится постоянно разворачивать «шкуру» лодки и потом, после приятно проведенного времени, сворачивать ее обратно, заниматься установкой пайолов, стрингеров и навешивать мотор. При длине лодки 2,8 м и мощности мотора около 5 л. с. эти процедуры не составят труда, а вот если вес лодки превышает 70-80 кг и вес мотора — более 40 кг, то много физических сил будет уходить на сборку-разборку такого «мобильного комплекта», его спуск на воду и установку мотора. Поэтому в последнее время обладатели лодок из ПВХ или «хайпалона» все чаще задумываются о ее перевозке в собранном виде на прицепе, что имеет свои плюсы и минусы. Попробуем на известных примерах разобраться в том, какой прицеп лучше приобрести для этих целей, как закреплять на нем лодку и как при этом избежать неприятностей. Упор, разумеется, сделаем на описание модернизации прицепа для перевозки надувной лодки.

Надувная лодка и бортовой прицеп

«Обычных» прицепов сегодня в магазинах довольно много, однако не все они подходят для транспортировки надувных лодок без предварительной подготовки. Острые кромки откидных бортов, торчащие головки болтов или саморезов, а также общая конструкция с откидным задним бортом провоцируют повреждение баллонов и днища. Поэтому после приобретения «обычного» прицепа придется озадачиться его «тюнингом». Самая простая доводка прицепа – это приобретение «уличного» ковролина (можно заменить линолеумом), нового или «б/у», и его установка не только в критических местах (острые кромки и т. д.), но и по всей площади грузовой платформы. После этого лодку можно перевозить как в перевернутом положении (килем кверху), так и в положении «килем вниз». Разумеется, если мотор при этом перевозится отдельно от лодки.

Чтобы при езде по нашим дорогам, которые и дорогами-то трудно называть, ткань ПВХ (хайпалон) не протерлась, необходимо хорошо закрепить лодку. Для этого подойдут специальные стропы с механизмом затяжки, широкий ассортимент которых представлен как в специализированных автомобильных и лодочных магазинах, так и в больших сетевых супермаркетах. Цена одного стропа стартует с отметки 45 руб. Оптимальный вариант с приличным механизмом натяжки и фиксации, оснащенный хорошими крючками, стоит от 70 до 100 руб. за один строп. Для успешного крепления лодки длиной более 3,5 м имеет смысл использовать три стропа(«с запасом»). Два стропа крепятся поперек лодки: один — в том месте, где носовая часть крепится к баллонам борта (но не по шву), другой — в районе транца таким образом, чтобы строп проходил в тех местах, где ткань не сомнется. Речь идет о тех случаях, когда лодка перевозится килем вверх. Третий строп (на всякий случай при больших перегонах) должен удерживать лодку от продольных перемещений, т. е. проходить по линии киля от кормы до носа.

Возможная схема крепления надувной лодки на прицепе

Продольные крепления обеспечат лодке сохранность при движении на большой скорости и по бездорожью. При перевозке мотора в таком положении
его надо крепить к прицепу.

Если лодка перевозится килем вверх, то не грех подумать и о том, чтобы под ней перевозить мотор. Перевозка мотора «под лодкой» также потребует установки некоторого оборудования для крепления. В принципе, для мотора весом до 50 кг будет достаточно четырех надежных рымов и одного-двух стропов с механизмом затяжки.

При перевозке лодки «килем вниз», если с прицепом кроме укладки ковролина ничего не делали, придется «приспускать» киль, чтобы лодка опиралась на баллоны бортов. При этом некоторые лодки придется размещать так, чтобы транец не создавал угрозы для ткани днища, т. е. не возникали перегибы и заломы. Для большей уверенности можно использовать различные подкладки. К слову, о подкладках: для надежного крепления лодки в положении «килем вниз» можно использовать специально склеенные по форме баллоны из ПВХ. Есть два варианта. Первый вариант заключается в создании длинного фигурного баллона (баллонов) в форме клина (торец баллона представляет треугольник со скругленными углами) или в форме овальной «сосиски». Лодку кладут в прицеп, у которого вдоль бортов размещены эти приспособления, и, после того как лодка будет притянута к прицепу стропами, их (изготовленные баллоны), можно подкачать до нужного давления, чтобы лодка не могла во время движения перемещаться по прицепу.

Если перевозить лодку с приспущенным килем (килевой секцией) без каких-либо подкладок, то возникает опасность (на некоторых моделях) протирания ПВХ-ткани внутри лодки, так как фанерные или алюминиевые пайолы неизбежно будут скользить по ее внутренней части, даже если они хорошо зажаты баллонами бортов. Лодки с надувным днищем (низкого давления) в этом отношении удобнее, так как не имеют пайолов.

При перевозке лодки «килем вниз», в нее не надо класть тяжелых предметов, а баки и другие крупные элементы необходимо как следует закрепить. Также стоит позаботиться о транспортировочном чехле, который можно закрепить так, чтобы и грязь во время движения не попадала внутрь лодки и предметы (сумки и т. д.) не выпали наружу.

Перевозка лодки с установленным на транце мотором небольшого веса (до 40 кг) в этом случае возможна, но только на небольшие расстояния и по хорошим дорогам. Мотор придется каким-то образом хорошо закрепить, чтобы он не нагружал во время движения швы крепления лодки к транцу, имел приличное расстояние от «шпоры» до дорожного полотна, а место крепления ткани днища к транцу не пострадало.

В любом случае, используя для перевозки надувной лодки обычный прицеп, стоит помнить о том, что спустить лодку на воду можно, только сняв ее с прицепа. То есть о спуске лодки в одиночку, используя автомобиль и прицеп, речи не идет.

Надувная лодка и «лодочный» прицеп

Прицепы с роликами при перевозке лодки из ПВХ отпадают сами собой по вполне понятным причинам. Остаются прицепы с ложементами (или сланями, как иногда их называют). Естественно, что лодку на прицепе с ложементами можно перевозить только в положении «килем вниз». Но даже в этом случае лодку, особенно больших размеров (4,5 м и более), не стоит в некоторых случаях затаскивать на прицеп с помощью лебедки — есть риск испортить ткань днища, так как большинство подобных прицепов «грешат» острыми торцами балок. Если прицеп имеет загибы ложементов, то в этом случае задача немного упрощается, правда, все зависит от конкретной конструкции лодки и прицепа.

Читайте также  Как поменять моторы местами betaflight

Если на лодке имеется усиление в виде полос ПВХ, проходящих вдоль баллонов в местах стыка днища и бортовых баллонов, то вытащить лодку из воды можно, воспользовавшись лебедкой, если, конечно, ложементы не погружены в воду.

Для того чтобы лодка прожила как можно дольше, прицеп стоит подготовить к ее перевозке. Опыт показывает, что правильное расположение ложементов относительно киля поможет сохранить лодку при долгих перевозках по неровным дорогам. Ложементы должны находиться в таком положении, чтобы большая часть бортовых баллонов опиралась на них. При этом транец лодки не должен выступать за кромки ложементов, особенно если лодка транспортируется вместе с мотором.

При транспортировке лодки с установленным на транце мотором его надо прочно крепить в раме прицепа либо фирменной штангой-фиксатором, либо каким-нибудь самодельным устройством, которое не позволит ему «болтаться» вместе с транцем. Для этого достаточно сделать простейший упор из фанеры или доски, который одним краем будет упираться в раму прицепа, разумеется, с фиксацией, а другой — фиксировать «ногу» мотора.

Если позволяют средства и есть навыки, то можно изготовить специальные, большой площади и длины, накладки на ложементы — свеобразные кильблоки. Это поможет хотя бы немного уменьшить давление на лодку в местах соприкосновения с ложементами и устранить возможность перетирания ПВХ-ткани во время движения.

На прицепе с ложементами лодку также надо хорошо закреплять и во время перевозки периодически проверять крепление. Это важно, так как при перепадах температуры воздуха давление в баллонах изменяется достаточно быстро, и крепеж будет ослабевать.

Полезно лодку закрыть транспортировочным тентом, который, конечно, следует прочно закрепить. Его наличие позволит перевозить в лодке легкие, но объемные грузы, разумеется, если они также будут как-то закреплены.

Два слова о самом прицепе. Для перевозки надувной лодки надо приобретать прицеп с достаточно мягкой подвеской. То есть, если прицеп рессорный, то рессоры должны быть длинными и «мягкими», если подвеска основана на резиновых жгутах, то стоит посмотреть, насколько она мягко работает.

Если же подвеска жесткая, прицеп будет скакать по всем выбоинам, что создаст не только сложности с управлением, но и самой лодке достанется, как говорится, на орехи. Исправность амортизаторов, если они предусмотрены конструкцией, и их жесткость также имеет смысл проверять регулярно.

На самом деле перевозка надувной лодки на лодочном прицепе может кому-то показаться нонсенсом, в этом случае проще использовать, к примеру, РИБ. И на волнах он ведет себя спокойнее, и в обслуживании немного проще. Но каждый делает свой выбор сам, поэтому и появился этот краткий материал, содержащий практические советы, тем более что в современных экономических условиях многим не по средствам покупка дорогой лодки из стеклопластика.

И. Лагутин, «КиЯ», 2009 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Эксплуатация лодочного мотора. Установка. Подключение. Обкатка

Лодочный мотор не зря называют сердцем лодки. От его мощности и слаженной работы зависит не только сохранность судна, но и жизнь экипажа. Компания Лодки Поволжья расскажет, как установить лодочный мотор на лодку, как подключить двигатель, как обкатать его при первом запуске и как правильно перевезти движок.

Как установить лодочный мотор

Те, у кого появляется лодка, рано или поздно стремятся купить лодочный мотор . Практически все надувные лодки ПВХ комплектуются легкими веслами. Но для дальних расстояний и в акватории с течением на веслах далеко не уплыть. Лодочный мотор может решить многие задачи, поставленные на воде. Но прежде чем активно пользоваться двигателем на лодке, необходимо правильно установить лодочный мотор.

Должным образом установленный на лодку мотор – это непростая работа, которая может показаться с первого взгляда пустяковой. Неправильная установка лодочного мотора сулит неприятностями на воде: повреждением лодки, конструкции самого двигателя или потерей движка в водоеме.

Для правильной установки лодочного мотора важно учитывать:

• Высоту лодочного транца;

• Центровку лодочного мотора;

• Длину ноги лодочного дейдвуда;

• Мощность двигателя и габариты лодки.

Высота транца

Моторно-гребные лодки оборудованы стационарным транцем. В случае с надувными лодками ПВХ стационарный транец надежно приклеен к лодочным баллонам. В каркасных лодках транец является частью корпуса.

Какой бы ни была лодка, перед установкой лодочного двигателя, стоит убедиться, что лодочный транец соответствует по размеру для мотора. Длину «ноги» мотора производитель указывает в паспорте или в характеристиках к товару. Принято указывать длину дейдвуда мотора в самом названии – аббревиатуре двигателя.

Размеры лодочного транца:

• Стандартный транец (S — standart) — 381мм

• Длинный транец (L — long) — 508 мм

• Ультра длинный транец (X — ultra long) – 635мм

• Супер длинный транец (XX — super long) – 762мм

Правильно подобранная высота лодочного транца и длина «ноги» мотора помогут двигателю добиться максимальной отдачи мощности и экономном потреблении топлива.

Подвесной, бензиновый лодочный мотор оборудован противовентиляционной пластиной. Это такая пластина, которая служит своеобразной крышей для лодочного гребного винта. При правильной установке лодочного мотора верным расстоянием от пластины до донной части корпуса лодки должно быть 25 мм.

При большем погружении двигателя в воду и более низкой посадке, на лодочный мотор возрастает давление воды, увеличивается нагрузка на гребной винт и соответственно -расход топлива.

При высокой установке двигателя будет нарастать захват воздуха винтом. Такая последовательность событий неизбежно приведет к потере скорости лодки и уменьшению работоспособности движка.

Центровка лодочного мотора

Лодочный мотор очень важно правильно установить согласно центру транца. Как правило, на большинстве лодок используется один подвесной двигатель. Если судно используется с несколькими лодочными моторами, то расстановка двигателей на транце будет другой.

Если мотор установлен по центру транца, то двигатель не будет уходить в сторону при прямолинейном движении, а шкиперу не потребуется постоянно подруливать, чтобы выровнять курс.

Лодочный мотор может оснащаться дистанционным управлением. В этом случае допускается смещение лодочного мотора от центра напротив стороны увода лодки.

Угол дифферента

Правильная установка лодочного мотора зависит от угла дифферента. Это угол, который образуется между двигателем и корпусом лодки. Настройку дифферента можно произвести опытным путем в зависимости от загрузки лодки и веса самого двигателя. Для регулировки на моторе имеется специальный механизм.

Если двигатель установлен на лодочный транец правильно, то мотор находится перпендикулярно поверхности воды.

В случае с малым углом дифферента, лодочный нос будет углубляться в воду. Если установлен слишком большой угол дифферента, то лодка будет вздыматься над поверхностью воды.

Важный момент установки лодочного двигателя – закрутить на транце барашки винтов струбцины крепежной конструкции мотора.

В комплектацию некоторых моторов входит страховочный трос. Он крепится одним концом к судну, а вторым — к транцевой скобе. Купить страховочный трос для ПЛМ необходимо тем, кто желает обезопасить двигатель от падения в воду.

Как подключить лодочный мотор

Двигатель надежно установлен на лодочном транце и готов к первому старту. Настало время правильно подключить лодочный мотор.

Для правильного подключения лодочного мотора необходимо руководствоваться следующими важными нюансами:

• Необходимо обеспечить присутствие масел в ответственных узлах (трансмиссионного и моторного).

• Для четырехтактного двигателя нужно заправить масляный картер или проверить уровень масла в нем (в вертикально установленный мотор при помощи щупа).

• Для двухтактных моторов приготовить топливную смесь из масла и бензина (1:50 для эксплуатации и 1:25 на период обкатки).

• Для лодочных моторов КНР необходимо проверить надежность скрепляющих элементов (гайки, болты).

• Заполнить топливный бак.

Подключение лодочного двигателя состоит из следующих шагов:

1. Открыть топливный кран.

2. Открыть воздушный вентиль, расположенный на крышке бака для топлива.

3. Установить нейтральную передачу.

4. Потянуть 3-4 раза ручной стартер (для моторов без топливоподачи).

5. Пристегнуть чеку безопасного отключения мотора.

6. Перевести позицию «Газ» на «Старт».

7. Потянуть ручку воздушной заслонки на себя.

8. Запуск двигателя.

9. Убедиться в наличии струи охлаждающей системы.

10. Выбор передачи и старт с места.

Как обкатать лодочный мотор

Главным требование после покупки лодочного мотора является его обкатка. Если не знать, как правильно обкатать лодочный мотор, то можно серьезно нарушить работу внутренних узлов двигателя и сократить жизнеспособность силового агрегата.

Практически все лодочные моторы, поставляемые на рынок водомоторики, проходят сборку на конвейере. В таком темпе невозможно точно сопоставить внутренний диаметр цилиндра с внешним диаметром поршней, а также подшипников коленвала и редукторных шестерней. Чтобы лодочный мотор прослужил долго, обкаткой пренебрегать не стоит.

Главная цель обкатки состоит в притирке деталей мотора друг к другу. И дело не только в диаметре цилиндра и внешних поршневых колец. Все новые детали сами по себе имеют шероховатости и неровности. В новых моторах этот нюанс присутствует и считается нормой в пределах допуска.

Читайте также  Как проверить щеточный мотор

Первый запуск мотора обеспечивает притирание новых деталей. Правильно выполнить обкатку – значит обеспечить гарантийный срок работы двигателя, а также максимально эффективную работу без поломок на воде. Обкатка позволяет рабочим механизмам не только притереться, но и получить необходимую смазку.

Узлы, которым нужна обкатка для слаженной работы:

• Коленвал и подшипники;

• Цилиндры и кольца поршня;

Сборка лодочного мотора – это использование различных деталей, каждая из которых играет свою роль в работе двигателя. Во время работы мотора эти детали принимают на себя нагрузку, взаимодействую между собой с разной силой. Обкатка показывает, хорошо ли прилегают детали двигателя друг к другу, обеспечена ли работа без отклонений.

Перед обкаткой необходимо внимательно изучить инструкцию производителя лодочного мотора и только потом приступать к манипуляциям. Если в инструкции от производителя даны особые условия и рекомендации, то необходимо строго придерживаться их.

Процесс проведения обкатки может различаться в зависимости от модели лодочного мотора и страны производителя. Но имеется единая последовательность действий для 2-х тактных и 4-х тактных лодочных моторов.

Обкатка двухтактных лодочных моторов

Обкатка 2-х тактного лодочного мотора занимает приблизительно 10 часов. Перед тем, как проводить обкатку, необходимо запастись необходимым количеством топливной смеси. Узнать, сколько потребуется топлива для обкатки, можно из технических характеристик двигателя, где указаны параметры потребления топлива за 1 час работы.

Стоит помнить, что при обкатке соотношение бензина к маслу немного меньше, чем при обычной эксплуатации уже обкатанного двигателя (в среднем, 1:25).

Этапы правильной обкатки 2-х тактного лодочного мотора:

1. Завести двигатель.

2. Прогреть мотор около 10 минут, придерживаясь небольших оборотов и холостого хода.

3. В движении на небольших оборотах обкатать мотор 1 час.

4. На протяжении 6 часов добавлять постепенно газ через 1 час, пока не будет достигнуто ¾ имеющейся мощности.

5. Плавно чередовать уменьшение и увеличение оборотов двигателя.

6. Перед завершением обкатки чередовать на 5-10 минут максимальные и минимальные обороты мотора.

7. Выключить подачу топлива и выработать оставшийся в карбюраторе бензин на тихом ходу мотора.

После обкатки двухтактного лодочного мотора необходимо сохранить свечи сухими, а в редукторе заменить масло. Для замены масла в редукторе следует открыть заглушки и дать стечь маслу в заранее приготовленную емкость. После необходимо залить новое масло.

Обкатка четырехтактных лодочных моторов

Для обкатки 4-х тактного лодочного мотора необходимо подготовить отдельно бензин и масло в картер.

Этапы правильной обкатки 4-х тактного лодочного мотора:

1. Завести двигатель.

2. На малых и холостых оборотах выработать бак с топливом.

3. Менять обороты до 2,5 тысяч с периодичностью в 1 минуту при наполовину открытой заслонке.

4. Периодически открывать заслонку полностью.

5. После 2 часов обкатки разогнать мотор до 3 тыс. оборотов при открытой заслонке на 70%, открывать заслонку полностью.

6. Обкатывать оставшиеся 8 часов на малых и средних оборотах, временно переводя двигатель на полную мощность.

После обкатки 4-х тактного мотора еще в теплом двигателе необходимо заменить масло в картере. На заглушенном моторе нужно снять крышку. Открутить пробку для слива. С помощью приспособления для измерения уровня масла (щупа) произвести замеры масла в картере.

Новое масло влить с помощью лейки влить в отверстие картера. Щуп необходимо вставить на прежнее место и запустить мотор на несколько минут. По истечении 10 минут нужно проверить уровень масла и закрыть крышку.

В редукторе масло меняют так же, как и в двухтактном двигателе.

Стоит помнить, что перед длительным выходом на воду обкатка особенно необходима. Кроме того, обкатка лодочного мотора покажет владельцу возможности двигателя.

Как перевозить лодочный мотор

Лодочный мотор – это дорогостоящая техника, поэтому владельцы двигателей для водного транспорта хотят знать, как правильно перевозить лодочный мотор.

Транспортировка лодочного мотора зависит от габаритов и веса самого двигателя и от приспособлений, которыми обладает владелец силового агрегата. Одни предпочитают использовать для перевозки автомобили и прицепы, другие обходятся телегами и тележками для транспортировки ПЛМ.

Специальные тележки для комфортной перевозки ПЛМ имеют частично разборную конструкцию. Помимо главной работы – перевозка лодочного мотора, в такой тележке можно хранить мотор, подвешивать при проведении ремонта, осуществлять погрузку и разгрузку двигателя с транспортного средства. Такой компактной тележке всегда найдется место в кузове автомобиля.

Транспортировку лодочного мотора рекомендовано производить при полной выработке топлива. Перед перевозкой мотора в нем в идеале не должно быть никакой жидкости. Но даже если жидкость осталась, то транспортировка мотора должна проходить только при полностью перекрытом кране подачи топлива и клапане вентиляции, а также максимально плотно сидящей крышке бака.

Если дорога предстоит с ухабами и обильной тряской, а ПЛМ при этом будет с полным баком топлива, то это чревато протечками, что может привести к возгоранию.

Для транспортировки подвесного лодочного мотора необходимо позаботиться о внешней защите корпуса. Для этого предусмотрены специальные чехлы для лодочного мотора , купить которые можно прямо на сайте Лодки Поволжья. Такой чехол защитит от царапин и будет препятствовать проникновению запаха бензина, который остается в стационарном баке, в окружающую атмосферу (например, из багажника в салон автомобиля).

Правильное размещение лодочного мотора при перевозке зависит от его количества тактов.

Для вертикальной транспортировки мотора в помощь удобно взять фургон или прицеп. Мотор располагают вертикально и фиксируют креплением к тележке. Чтобы обезопасить мотор от деформаций при транспортировке по ухабам, необходимо обеспечить расстояние между винтом и полом не менее 12 см.

Для горизонтальной транспортировки 2-х тактного ПЛМ можно уложить мотор на бок на предварительно подстеленный изолон или пенопласт так, чтобы редуктор двигателя находился выше, чем он сам. Мотор крепится шнуром или тросом.

Горизонтальная транспортировки 4-х тактного ПЛМ должна проходить на правом боку. Перед таким способом перевозки двигателя рекомендуется изучить инструкцию по транспортировке от производителя, которая прилагается вместе с лодочным паспортом. Такое положение предотвратит возможность попадания масла в цилиндр. Мотор должен быть зафиксирован в наивысшем положении редуктора и уложен на более мягкую поверхность, нежели 2-х тактный мотор.

При транспортировке ПЛМ необходимо обеспечить безопасность. В таком случае мотор порадует долгим сроком службы и станет надежной опорой на воде.

Итак, эксплуатация подвесного лодочного мотора включает этапы установки, обкатки и транспортировки. Если соблюдать все рекомендации, предоставленные производителем и общие правила, выработанные опытом пользования других водомоторников, то в распоряжении с лодкой будет надежный и выносливый движок.

Как правильно установить подвесной лодочный мотор

Любой подвесной лодочный мотор имеет стандартные узловые крепления к лодке, которые называются транцевыми скобами. Сам мотор крепится к лодке посредине с помощью зажимов и транцевой скобы. Во время плавания нужно регулярно проверять плотность вкрученных зажимов: от лодочной вибрации они могут ослабевать. Если мотор плохо закреплен, он будет смещаться относительно центра и нарушать процесс управления лодкой.

Установка лодочного мотора

Страховочный трос закрепляется на транцевой моторной скобе. Противоположный конец троса крепится к лодке. Это необходимо, чтобы не потерять мотор, если крепления станут слабыми.

Если мотор оказался в воде, как можно быстрее достаньте его и отдайте мастеру для осмотра.

Перед тем, как отправляться в плавание на лодке, проверьте ее плавучесть в состоянии покоя. Создайте максимальную нагрузку и испытайте лодку на воде. Уровень воды не должен подниматься выше выпускного отверстия глушителя. При нерабочем моторе вода не должна поступать в отверстие глушителя.

Для каждой лодки есть рекомендации относительно выбора мотора к ней. Не стоит выбирать слишком мощный мотор — он способен перегрузить лодку и привести к потере равновесия на воде.

Неправильное крепление подвесного лодочного мотора (слабом креплении, смещении центра, неправильной высоте) приводит к:

Если вы впервые устанавливаете мотор на лодку, проконсультируетесь со специалистом.

Важные нюансы при самостоятельной установке мотора

Подвесной лодочный мотор крепится на центральной лодочной линии (килевой линии). После закрепления мотора лодка не должна потерять равновесие. Если баланс нарушен, лодка может перевернуться. Если у вас безкилевая или ассиметричная лодка – проконсультируйтесь с профессионалом или производителем лодки.

Соблюдайте минимальный угол отклонения плоскости ватерлинии от винта мотора.

Соблюдайте оптимальную высоту крепления мотора. Если мотор находится слишком высоко, возможна кавитация, которая характеризуется:

— снижением скорости движения;

— увеличением числа оборотов мотора;

Если мотор закреплен очень низко, увеличивается сопротивление воды, которое приводит к потере мощности.

Устанавливайте мотор так, чтобы расстояние от устройства до антикавитационной пластины не превышало 1 дюйма.

Обычно, высота подбирается экспериментальным путем. Можно осуществить пробный заплыв и оценить высоту крепления мотора, или проконсультироваться со специалистом.

Как установить оптимальный дифферент?

Регулировка дифферента (тримминг) – это настройка положения лодки относительно поверхности воды. Если дифферент установлен правильно, это позволяет сократить топливный расход и сохранить мощность. При выборе дифферента важно учитывать:

2) Вид мотора и винта;

3) Загруженность лодки;

4) Погодные условия;

5) Скорость движения.

При установке слишком большого угла дифферента лодка становится плохо управляемой. Если угол дифферента отрицательный, нагрузка на мотор возрастает, а скорость движения снижается.