Как правильно обкатать лодочный мотор в бочке

Обкатка нового лодочного мотора. Статья о том, как правильно обкатать.

Вы приобрели новый двигатель для моторной лодки, и вам не терпится его опробовать? Первое, что нужно сделать с мотором после покупки – это его обкатать. Ни один производитель не может гарантировать идеального совпадения внутренних цилиндров с поршневыми кольцами и прилегания других деталей друг к другу.

Важно! Не бывает единого пособия по обкатке лодочного мотора на все модели. В данной статье рассмотрены общие рекомендации и важные моменты. Про обкатку Вашего мотора и пропорции масла читайте в инструкции производителя!

Правильная обкатка нового лодочного мотора способствует притиранию всех частей двигателя. Это снижает риск клина мотора, и увеличивает срок его эксплуатации.

Обкатка лодочного мотора — приготовления.

Некоторые покупатели допускают серьёзную ошибку и делают первый запуск мотора без подачи воды. Это может быть отделение курьерской службы, или не терпится уже завести дома. Если мотор новый и не сделан первый запуск в сервисном центре – такие манипуляции делать категорически запрещено!

Некоторые двигатели уже прошли обкатку на производстве. Об этом будет указано в инструкции. Если мотор покупается с доставкой по Украине и с предоплатой, продавец зачастую делает первый запуск в фирменном сервисном центре за свой счёт. Например, покупая лодочный мотор в 5Шоп по предоплате, Вы получаете в отделении мотор с отметкой о первом запуске. Естественно, если оплата при получении, то никто не будет рисковать и ставить все отметки в сервисной книге с Вашей фамилией до момента оплаты.

Если пометок в сервисной книге и инструкции нет, Вам необходимо провести пробный заплыв самостоятельно.

Распаковав и поставив двигатель, залейте масло в редуктор. Оно должно быть качественным, оригинальным и, главное, для лодочных моторов. Обычно в инструкции прилагается рекомендация по марке топливной жидкости.

Внимание! На рынке Украины подавляющее большинство лодочных моторов продаются с уже залитым трансмиссионным маслом с завода. Его менять нужно только после обкатки.

Для самостоятельной заливки масла установите двигатель перпендикулярно земле, и открутите крышки сверху и снизу. Заливайте жидкость шприцем снизу-вверх до тех пор, пока она не начнет выливаться сверху. После этого закрутите сначала верхнюю крышку, а потом нижнюю.

Обкатка двухтактного лодочного мотора происходит с добавлением масла в бензин в соотношении 1 к 25. В 4-х тактный двигатель также можно добавить пару капель масла.

Подробная инструкция по обкатке лодочного мотора.

Процесс обкатки нового лодочного мотора занимает около 10 часов. Поэтому лучше не планировать в этот день порыбачить. Все манипуляции производятся на водоеме. Для моторов небольшой мощности (до 15 л.с.) допустим тестовый заплыв в емкости с водой. Обкатка четырехтактного лодочного мотора немного отличается от обкатки двухтактного движка.

В интернете множество полезных видео об обкатке лодочного мотора. Чтобы Вам не тратить время на их поиски – вот некоторые из них, в которых всё наглядно показано:

Обкатка двухтактного лодочного мотора.

Большинство рекомендаций основаны на том, что для обкатки достаточно выкатать первый бак топливной смеси с повышенным в 2 раза от нормы содержанием масла. Если обычная эксплуатация предполагает соотношение масла к бензину 1:50, то для обкатки используется 1:25. Но если отбросить такую узкую теорию, специалисты 5Шоп рекомендуют следующую схему обкатки:

  1. После запуска мотора в течение 15 минут двигатель должен работать на минимальных оборотах. Контролируйте работу системы охлаждения. Наличие излишнего задымления является нормой, т.к. вы используете увеличенное количество масла.
  2. Постепенно повышайте обороты до 40% от максимальной мощности. В таком режиме двигатель должен работать около часа.
  3. В начале следующего часа начните постепенно прибавлять мощность каждые 60 минут в течение 6-ти часов. Доведите обороты до 75% от максимума.
  4. В течение последних 3-х часов попеременно давайте полный ход двигателю. Не повышайте обороты до 100% более чем на 5 минут. После, до 30 минут движения на мощности в 3/4 от максимума.
  5. Перед глушением дайте мотору поработать на холостых несколько минут.

Обкатка четырехтактного лодочного мотора.

Несколько нехитрых рекомендаций подскажут Вам, как лучше всего обкатывать четырехтактные лодочные моторы.

  1. Запустите мотор, и дайте поработать ему на холостых или минимальных оборотах, пока не закончится первый бак топлива. Периодически прибавляйте газа до 50% от максимальной мощности.
  2. В течение следующего часа повысьте обороты до 70%.
  3. Далее 8 часов обкатка 4 х тактного лодочного мотора проходит при средней нагрузке с периодическим повышением оборотов до максимума.

Что делать после обкатки нового лодочного мотора.

После проведения тестового заплыва обязательно замените трансмиссионное масло в редукторе. Самостоятельно производить первую замену масел не рекомендуется, иначе двигатель слетит с гарантии. Для первой замены топливной жидкости обратитесь в гарантийный сервисный центр. Специалисты проведут полное ТО, проверят состояние мотора и поставят соответствующую отметку в сервисной книге.

После обкатки 4 х тактного лодочного мотора масло нужно менять еще и в картере на неостывшем двигателе. Если тестовый заплыв производится в зимнее время, требуется замена свечей зажигания.

Обратите внимание на то, что в оставшемся бензине повышенное содержание масла. Не забудьте разбавить топливо до нормальных показателей.

Ещё раз напомним, что правильная обкатка каждой модели лодочного мотора индивидуальная и описана в техническом паспорте. Единственное чего там нет — это данных полезных советов, рассмотренных в статье.

Как правильно обкатать лодочный мотор в бочке

Если вы хотите снизить вероятность поломок к минимуму, необходимо при покупке узнать, как правильно обкатать лодочный мотор Ямаха. Обычно на этот счет менеджеры предоставляют устные консультации, а в письменном виде все это есть в инструкции по эксплуатации. Нужно лишь следовать рекомендациям производителя.

ВНИМАНИЕ:

Несоблюдение правил обкатки обычно ведет к сокращению нормального срока службы двигателя. Возможны поломки, которые не покрывает гарантия.

Обкатка лодочного мотора Ямаха: основные этапы

Какие действия предусматривает стандартный обкаточный режим:

  1. Проверка технического состояния узлов и переключателей.
  2. Заправка топливной смесью (бензин и масло в специальной «обкаточной» пропорции).
  3. Первый холодный пуск.
  4. Прогрев на холостом ходу.
  5. Работа под нагрузкой (на передаче) с дифференцированным усилием.
  6. Замена масел и топливной смеси, чистка свечей.

Что нужно сделать перед тем, как обкатать лодочный мотор Ямаха

Сначала необходимо решить вопрос топлива. В случае с четырехтактным вариантом все просто – жидкости льются отдельно, используется либо встроенный бак с последующей доливкой бензина, либо большой выносной бак. При выходе на обкатку следует взять горюче-смазочных материалов с запасом, чтобы сделать все за один день.

Если у вас двухтактная система с совмещенной смазкой, то нужно учитывать пропорции. Для обычной эксплуатации применяют соотношение 1:50 (одна часть масла и 50 бензина), но для обкатки необходимо больше лубрикантов, поэтому часть масла увеличивается вдвое: 1:25.

Нужно обеспечить свободное поступление топливной смеси из выносного бака (сперва нагнетается грушей) либо высвободить воздушный клапан в штатном бачке, чтобы не образовалось отрицательного давления.

Проверьте перед первым запуском, как работает поворотный механизм. Не заедает ли рулевая система, усилие должно быть умеренным. При необходимости этот показатель можно отрегулировать, в том числе под собственные предпочтения, с помощью регулировочного болта.

Для холодного пуска тросик дроссельной заслонки (подсос) вытягивается до упора. Это означает закрытие входного отверстия карбюратора для обогащения смеси кислородом. Запуск выполняется только на нейтрали. Но даже если вы забыли переключить рычаг в положение N, запустить двигатель кикстартером не выйдет, так как этому помешает фирменный предохранитель.

ВАЖНО:

Запуск лодочного мотора Ямаха, тем более первый, нельзя выполнять без погружения в воду нижней части дейдвуда. Не подходит для этого и маленькая емкость вроде ведра или бочки.

Лодочный мотор Yamaha: как завести в первый раз

Идеальные условия для обкатки – водоем. Специалисты рекомендуют выполнять приработку трущихся пар в реальных условиях эксплуатации, установив мотор на транец. В таком случае на винт будет приходиться оптимальное сопротивление, большое количество воды сможет эффективно отводить частицы несгоревшего масла, вместо того чтобы забивать им систему охлаждения.

СОВЕТ:

Если обкатка на воде для вас становится реальной проблемой, то используйте специально оборудованные для таких целей резервуары большой кубатуры. В бассейн должна подаваться проточная вода. Повышенное внимание следует уделять прочности транца (его эквивалента), так как в случае срыва будет поврежден винт, а возможно, и редуктор.

Уровень погружения должен быть достаточным для нормальной работы помпы. Ни в коем случае нельзя запускать блок цилиндров без погружения выше пластины, так как в таких условиях необратимо наступит перегрев поршневой группы вплоть до клина. Также это негативно влияет на крыльчатку помпы, может существенно урезать ресурс агрегата.

Читайте также  Как проверить катушки зажигания лодочного мотора мультиметром

Чтобы двигатель завелся, может потребовать серия рывков с помощью шнура кикстартера. Если комплектация двигателя предусматривает электрический стартер, то можно воспользоваться им.

Первый этап обкатки

Необходимо запустить двигатель и дать ему прогреться. По мере стабилизации работы дроссельную заслонку можно немного приоткрыть. Около десяти минут мотор работает на минимальной скорости без включения передачи. Если произошло заглохание в процессе прогрева, нужно повторить действия для холодного пуска. Когда обороты стабилизируются, можно включать передачу.

Обкатка лодочного мотора Yamahaна передаче

Последующие 50 минут производитель рекомендует провести в щадящем режиме, когда обороты не поднимают выше 3000 об/мин, а усилие на акселераторе регулярно меняется. Необходимо имитировать многорежимность хода – просто время от времени изменять угол поворота рукоятки. Для лодок с легким выходом на глиссер допустимы кратковременные разгоны в режиме «газ в пол»: после каждого такого ускорения обороты быстро сбрасываются до вышеуказанного ориентира.

ВАЖНО:

Первый час работы дроссельная заслонка не должна открываться больше, чем на ½ хода.

Второй час обкатки проходит под эгидой открытия дроссельной заслонки до ¾ хода. При этом необходимо каждые десять минут устраивать двигателю штурм с полным газом. Основное время водитель удерживает обороты в районе 4000 об/мин.

Следующая фаза длится с третьего по пятый часы. Продолжительность «вечеринки» можно увеличить до пяти минут, но после каждого ускорения давайте мотору остыть, опираясь на рекомендации для второго часа. Важно не забывать варьировать число оборотов и следить за температурным режимом. Если мотор перегревается, снимите с него кожух.

ВНИМАНИЕ:

Следите за работой помпы. Из контрольного отверстия должна бить струя воды. В зависимости от мощности двигателя ее сечение может отличаться, но вода должна быть обязательно. В противном случае проверьте, не забился ли канал, нет ли на впускной решетке водорослей, полиэтиленового пакета.

Последние пять часов обкатки в Yamaha рекомендуют провести в нормальном эксплуатационном режиме, но с использованием смеси 1:25. По прохождении этого отрезка следует заменить масло в редукторе. Оно будет грязным и со стружкой – это нормально. Если двигатель четырехтактный, то дополнительно потребуется замена смазки в картере. Никаких промывок компания не рекомендует, поэтому лучше воздержаться от таких средств. Единственное, что желательно еще сделать – это чистка свечей, так как повышенная концентрация масла неизбежно вызовет их загрязнение.

Следуя вышеизложенным рекомендациям, вы сможете профессионально обкатать лодочный мотор, сохранив все преимущества японского качества.

Как правильно обкатать лодочный мотор

Хотите, чтобы лодочный мотор служил долго и безотказно, с экономным расходом бензина и масла? Внимательно изучите инструкцию по обкатке и скрупулезно выполняйте каждый пункт – только в этом случае пары трения (цилиндр/поршневые кольца и коленчатый вал/подшипники, шестерни редуктора) приработаются друг к другу с оптимальными зазорами, без образования царапин и задиров на поверхностях.

Для обкатки и последующей эксплуатации лодочного мотора используйте масло, предназначенное для водного транспорта (для двухтактника – с маркировкой TC-W3, для четырехтактника мощностью до 30 л.с. – полусинтетику 10W30 или 10W40, свыше 30 л.с. – синтетику 5W30 или 0W30). Оно сохраняет рабочие свойства при попадании воды в карбюратор и содержит присадки, препятствующие коррозии и ускоренному износу деталей при работе в высокоскоростном режиме.

Пропорция топливной смеси для обкатки двухтактного двигателя с совмещенной системой смазки – 1 л масла на 25 л бензина.

Запуская мотор, убедитесь в нормальной работе системы охлаждения: из контрольного отверстия в дейдвуде должна выходить струя воды.

Сколько обкатывать лодочный мотор

В идеале – 10 часов на открытой воде при минимальной загрузке лодки в следующем режиме:

  • — первые 10÷15 минут погоняйте двигатель на самых малых оборотах холостого хода, чтобы движущиеся детали равномерно прогрелись и покрылись маслом (двухтактный лодочный мотор с совмещенной системой смазки на этом этапе сильно дымит из-за увеличенного содержания масла в топливной смеси);
  • — после прогрева двигатель должен работать 50÷60 минут при положении ручки менее чем на ½ полного газа (начинайте движение с минимальной скорости, постепенно наращивая обороты);
  • — следующие 60 минут – перемещение при положении ручки менее ¾ полного газа, с включением полного газа на 1 минуту каждые 10 минут;
  • — в течение оставшихся 8 часов – движение при положении ручки на ¾ полного газа, с включением полного газа на 2 минуты каждые 10 минут;
  • — по окончании обкатки дайте мотору 3÷4 минуты поработать на холостых оборотах – это предотвратит заклинивание поршней и деформацию деталей из-за неравномерного остывания.

На каждом этапе обкатки нельзя долго держать двигатель на одних оборотах – необходимо постоянно плавно добавлять и сбрасывать газ в рамках допустимого диапазона.

После обкатки обязательно пройдите ТО в сервисном центре – требуется замена масла в редукторе (а у четырехтактников – и в картере).

Время обкатки на открытой воде можно сократить, если на холостых и малых оборотах обкатать лодочный мотор в бочке. Правда, этот способ подходит только для двигателей мощностью до 3,5 л.с. и несет опасность засорения каналов системы охлаждения отработанным маслом (если это обнаружится при сервисном обслуживании, мотор снимут с гарантии). Стоит ли рисковать – решать вам. Мы же советуем делать обкатку лодочного двигателя только на водоемах.

Где обкатать лодочный мотор в Подмосковье

Чтобы избежать засорения системы охлаждения и поломки гребного винта, обкатку следует делать в водоемах с глубиной не менее 0,5÷0,8 м (зависит от модели двигателя). Ее желательно проводить в тихую погоду – при отсутствии сильного волнения легче контролировать скоростной режим.

Лодочный мотор в Подмосковье можно обкатать на реке, озере, водохранилище. Чтобы во время обкатки вас не оштрафовали, уточните в ГИМС перечень водоемов, на которых разрешено ходить на плавсредствах с двигателями внутреннего сгорания.

Обкатка лодочных моторов. Зачем она нужна и порядок действий

В практике нередко встречаются моторы, умерщвленные по причине «необкатанности». Стоит ли вообще серьезно подходить к этому? Ведь, нередко, у пользователя совсем нет в запасе 6-10 часов для полного цикла обкатки, как этого требуют производители подвесных лодочных моторов.
Разные производители по-разному регламентируют порядок обкатки, количества масла в топливе и т.д. Некоторые производители рекомендуют лить больше масла и придерживаться щадящего режима с постепенным увеличением нагрузки. Некоторые просто настаивают на постепенном увеличении оборотов.
Попробуем разобраться, зачем все это нужно.
И, естественно, предполагаем, что добросовестный покупатель все же прочитает инструкцию по эксплуатации (кому досталась инструкция на английском — может просто картинки посмотреть — обычно нарисовано доходчиво) и поинтересуется у продавца о порядке прохождения обкатки лодочного мотора.
Для своего собственного спокойствия, что бы по ночам спать крепко и не думать о моторе, усвоим, что происходит в нем после первого запуска.

Процессу приработки подвергаются три узла. Это:
— коленчатый вал с его подшипниками;
— пара цилиндр и поршневые кольца;
— шестерни редуктора.

Коленчатый вал подвесного лодочного мотора может быть собран либо на подшипниках качения (обычно двухтактные моторы), либо на подшипниках скольжения (обычно четырехтактные моторы). Учитывая высокое качество подшипников качения — шариковых, роликовых, игольчатых — обкатывать их желания не возникает — в них нет особых усилий на трение. Исключение могли бы составить роликовые подшипники, имеющие «колотые» обоймы (обойма подшипника изготавливается в размер и раскалывается по насечкам или отверстиям — такие подшипники устанавливаются на неразборных коленчатых валах). Но из практики достоверно известно, что ныне выпускаемые роликовые подшипники с колотыми обоймами работают дольше шариковых за счет большего пятна контакта, передающего усилие. Качество скола обоймы при этом таково, что ступеньки не остается при сборке.
На четырехтактных моторах, как правило, используются подшипники скольжения. При этом между движущимися частями находится масло и непосредственного контакта металлических деталей не происходит. Средние и большие подвесные четырехтактные моторы имеют масляный насос, подающий масло для смазки под давлением. Малые четырехтактные моторы насоса не имеют и смазка осуществляется масляным туманом, создаваемым вращающимся коленвалом. При этом нужно иметь ввиду, что применение рекомендованного масла обязательно. Двухсильный подвесной лодочный мотор Honda работает на промывочном масле примерно 1 минуту. Дальше клин со всеми вытекающими последствиями.

Пара трения — гильза и поршневые кольца.

Сначала заметим, что при правильно выбранном зазоре и сохранении теплового режима (в чем приличных производителей лодочных моторов не упрекнуть) поршень не изнашивается, поэтому и не обкатывается. В процессе эксплуатации изнашивается пара гильза и кольца. Здесь важным моментом при обкатке является наличие просвета между кольцами и гильзой. Теоретически, кольца могут иметь отклонение от правильной окружности, в результате может быть просвет. При этом величина просвета (неприлегания к гильзе) колец более 30 градусов от всей окружности критична и считается браком. Сделаем чудовищное предположение, что производитель подвесных лодочных моторов, к примеру, Yamaha выпускает бракованные кольца. В таком случае, действительно, при несоблюдении режима обкатки может появиться проблема. Как это происходит. При наличии просвета во время рабочего хода поршня, после воспламенения газ, образовавшийся после сгорания топлива, создает большое давление (которое и заставляет вращаться коленчатый вал мотора) и имеет высокую температуру.

Читайте также  Электропривод с мотор редуктором

Если кольца прилегают хорошо, то они:
1. Хорошо отдают тепло цилиндру (который, в свою очередь, охлаждается водой);
2. Не пропускают выхлопные газы, имеющие высокую температуру, соответственно, особенно и не нагреваются.

В противном случае поршневые кольца подвесного мотора сильно нагреваются, в результате чего происходит изменение структуры металла, из которого они изготовлены — происходит «отпускание». Металл становится мягче, переставая прижиматься должным образом к цилиндру. В результате — снижение компрессии, прорыв выхлопных газов, падение мощности, при запущенном процессе — заклинивание поршня. Поэтому. Обкатывать этот узел необходимо.

Шестерни редуктора практически всеми производителями выпускаются из качественного металла путем нарезания зубьев. Такие шестерни дают при обкатке минимальное количество металлической стружки, и выход из строя редуктора вряд ли возможен. Есть, конечно, отклонения. Например, Mercury производит некоторые шестерни, используя метод порошковой металлургии. Т.е. шестерни спекаются из металлической крошки. Это быстро и технологично, но поверхность зубьев после спекания не обрабатывается и остается достаточно шероховатой. Поэтому редукторы с такими шестернями дают во время приработки большое количество металлической стружки, которая не сказывается благоприятно на дальнейшую жизнь этого узла. Помереть, может быть, сразу и не помрет, но, пережевывая металлические крупинки, сократит срок своей службы. В принципе, каким бы образом не были выполнены редукторы, сама по себе обкатка или отсутствие таковой практически не сказывается на процессе приработки. Частицы металла, которым суждено стереться с шестерен, сотрутся, все равно за какой срок это произойдет — при меньшей нагрузке позже или при большей нагрузке быстрее. Главное здесь отношение владельца лодочного мотора. Для облегчения жизни редуктора нужно соблюдать несколько простых правил. Первое. Вовремя менять масло. Первый раз сразу после обкатки подвесного мотора, далее два раза в сезон. Второе. Использовать при смене масло специально для этого предназначенное. Объем требуемого масла очень мал, экономить тут нет никакого смысла (кроме того, использование специализированных масел, чаще всего, снижает расход топлива — до нескольких процентов). Третье. Для некоторых редукторов выпускаются пробки со встроенным магнитом. Если в масло попадают частички металла, то они прилипают к пробке и легко могут быть удалены после выкручивания. При возможности используйте их.
Учитывая вышесказанное, предполагаем, что вряд ли с Вашим лодочным мотором случится что-либо, если Вы не выдержите режим обкатки до конца. Но, все же, рекомендуем придерживаться его.

Как обкатать?!
Используйте только качественное, по возможности рекомендованное производителем масло. Если Вы еще не знаете, чем отличаются масла для подвесных лодочных моторов, поинтересуйтесь.
Придерживайтесь рекомендованного режима обкатки. Примерный режим, в котором можно обкатывать практически все моторы. 2 часа — холостой ход, 2 часа под нагрузкой на малых оборотах, 2 часа на средних оборотах, 2 часа в 3/4 газа, 2 часа периодически на полных оборотах. Порядок обкатки, как правило, указан в мануалах, для моторов Тохатсу его можно найти здесь:
После этого обязательно проведите техническое обслуживание подвесного мотора. Смените масло в редукторе. Не помешает проверка компрессии, величины холостых оборотов.
При обкатке в холодное время года с увеличенным содержанием масла в топливе, возможно, потребуется чистка свечей зажигания или их замена. Если Вы обкатываете мотор в холодное время и в инструкции по эксплуатации рекомендовано увеличение содержания масла — установите более горячие свечи зажигания. Например, вместо штатных свечей зажигания NGK B8HS-10 можно использовать B7HS-10 (на период обкатки). Даже если в Вашем моторе установлен термостат, средний температурный режим будет ниже, а масла больше. Установка более горячих свечей предотвратит усиленное нагарообразование.
Ну и, в целом, относитесь к мотору по-доброму. После запуска — прогрейте его, во время обкатки не допускайте резкого изменения оборотов и нагрузки, после движения на больших оборотах дайте мотору немного поработать на холостых.
Как правильно обкатать лодочный мотор Suzuki, Mercury,Yamaha, Honda, Tohatsu.

В названии статьи не зря упомянуты все бренды, ведь процесс обкатки одинаков для двигателя любого из производителей вне зависимости от мощности и тактности.
Все, что написано ниже относится как к 2-х, так и 4-х тактным моторам, любого из производителей, любой мощности.
Что можно, что нельзя во время обкатки.
1. Если это Ваш первый выход на воду на новом моторе — не рассчитывайте в этот день на полноценную рыбалку (отдых) уделите этот день двигателю и потом он отблагодарит Вас за это.
2. Обкатка двигателя в бочке не представляется возможной. Не верьте продавцам, и сервисам, которые предлагают либо уже обкатанный мотор, либо провести эту процедуру за дополнительные деньги. Ведь полноценная обкатка двигателя должна проходить только под нагрузкой, а не просто на холостых либо средних оборотах в какой либо емкости.
3. Во время обкатки и после нее пользуйтесь только качественными маслами. Это очень важно! Современные двигатели крайне чувствительны к качеству ГСМ. На заметку: например если в инструкции (либо в наклейке на моторе) к 4-х тактному двигателю Suzuki указано лить масло Suzuki 10-W40 не обязательно объезжать весь город, чтобы найти масло именно с такой надписью на банке. Достаточно купить масло с таким же индексом (10W40) другого проверенного производителя и конечно очень желательно, чтобы оно было с пометкой «Для водного транспорта». Обычно такое масло отличается от простого автомобильного способностью сохранять рабочие свойства при попадании большего количества влаги в само масло. И еще не забывайте, что все ваши самостоятельные действия с маслами влекут к снятию мотора с гарантийного обслуживания.
Какие масла лить? Обычно сколько и какие указанно в инструкции — почитайте не ленитесь, но если таковая отсутствует, рекомендуем действовать так: для 2-х тактных двигателей любых кроме моторов с поуровневым сжиганием смеси (системы Optimax от Mercury и E-tec от Evinrude) масло с индексом TC-W3. Для 4-х тактных моторов до 30 л.с. можно полусинтетику (10W30, 10W40) свыше — синтетику 5W30, 0W30.
Какое масло лить в редуктор? До 30 л.с. с индексом SAE 90 (полусинтетика), свыше 30 л.с. с индексом 75W-90 либо другое (синтетика). Причем в редуктор необходимо заправлять, только масло со специальной меткой «Для водного транспорта» — не автомобильное. Сколько лить? В редуктор любого двигателя лить через нижнее отверстие в редукторе пока не польется из верхнего (мотор должен висеть в строго вертикальном положении). Если нет специального прибора — купите в аптеке самый большой одноразовый шприц и пользуйтесь им. В картер 4-х тактного мотора — только по инструкции или по щупу. Потому как моторов много и единого критерия нет.
Сколько добавлять в бензин для обкатки 2-х тактного двигателя? В пропорции: на 25л. бензина один литр масла на обкатке. После обкатки рекомендую пропорцию на 70л. бенза 1 литр масла — не меньше. Если у вас мотор с раздельной смазкой (отдельный бачок для масла в двигателе, например, Yamaha 40VEOS) — во время обкатки дополнительно добавьте в бензин масла в пропорции на 50 литров 1 литр масла.

Процесс обкатки: Повторимся, он одинаков для любого двигателя любого из производителей. Обкатка проходит на воде. Мотор закреплен на судне.
1. Первые 15 минут. Заведите мотор и дайте ему поработать на минимально возможных холостых оборотах. После первого старта и в дальнейшем время от времени не забывайте проверять наличие контрольной струи системы охлаждения. Не пугайтесь, если ваш 2-х тактный мотор испускает сизые клубы дыма как автомобиль ГА3-24. Ведь сейчас вы льете масла в бензин в 2,5 раза больше чем нужно, вот оно и дымит.
2. Следующие 50-60 минут. Можно двигаться на оборотах не больше чем 40% от полной мощности. Если нет тахометра, следите по перемещению ручки газ.
3. Следующие 60 минут. Ручка газа в положении не больше чем 75% от полного газа.
4. Последующие 8 часов не давайте полный газ более чем на 5 минут. После 5 минут на полных оборотах 20-30 минут движения на оборотах не более 3/4 газа.

Читайте также  Как правильно зарядить аккумулятор для лодочных моторов

После обкатки необходимо сменить масло в редукторе, а для 4-х тактных двигателей и в картере двигателя. Причем если вы хотите, чтобы ваш мотор оставался на гарантии, делать самому это запрещается, только в автоматизированном сервисном центре.

Обкатка лодочного мотора — как сделать это правильно?

  • 02 08 2019

Покупая новый лодочный мотор, сразу настройте себя на то, что первые часы его работы вам придется подавлять в себе желание ездить так, как вам того хочется, и полностью посвятить это время обкатке. Полный процесс займет 60-100 часов, но самыми важными окажутся первые 10. Сотрудники сервисных центров утверждают, что сталкиваются с немалым количеством двигателей, “убитых” по причине игнорирования необходимости обкатки. Раз уж вы вложили деньги в надежный мотор от известного производителя, имеет смысл добросовестно придерживаться его рекомендаций относительно порядка обкатки, соотношения масла и бензина, режима нагрузки и т. д. Надо сказать, что обкатка в бочке, которую пытаются практиковать некоторые покупатели, — не вариант. Если вы не обкатаете силовой агрегат вовремя и с соблюдением рекомендаций производителя, в эксплуатации первыми пострадают поршневая группа и цилиндры. Проблем не избежать и с газораспределительной системой, и с подшипниками.

Обкатать новенький двигатель нужно, прежде всего, ради вашей собственной безопасности на воде. Правильная выполненная процедура гарантирует длительную бесперебойную эксплуатацию и максимально эффективную работу силового агрегата, в котором все движущиеся узлы и элементы смазаны и притерты. В общем, если хотите спать спокойно, осознайте неизбежность обкатки и приступите к ней сразу после покупки.

Обкатка лодочного мотора — как это должно происходить

Процесс притирки узлов и деталей двигателя должен проходить на воде, когда мотор правильно и надежно закреплен на лодке. Делать это в бочке, непрестанно доливая воду, чтобы не допустить перегрева, просто глупо, поскольку на холостом ходу без нагрузки все эти действия фактически лишены смысла.

Детали нового мотора могут иметь неровности и шероховатости в допустимых производителем пределах. Притирка их происходит именно во время первого запуска. Необходимо выяснить, насколько хорошо редукторные шестерни и цилиндры с поршневыми кольцами, на которые придется нагрузка разной интенсивности, будут взаимодействовать между собой, насколько точно они прилегают, не присутствуют ли какие-либо отклонения в работе коленвала с подшипниками.

Можно ли ограничиться обкаткой в бочке с водой или вовсе обойтись без нее? Этот вопрос часто возникает у новичков, и ответ опытных специалистов однозначен. Они сравнивают процесс обкатки с закладыванием фундамента при возведении строения. Да, постройка может какое-то время удерживаться, но это будет недолго. Рано или поздно дом без фундамента рухнет. Вам хотелось бы оказаться под его обломками? Едва ли.

Если у вас просто не хватает терпения пройти через многочасовой обкаточный цикл (желание сесть в лодку и поехать становится просто неодолимым), покупайте уже обкатанный двигатель или обратитесь в специализированный сервисный центр, оказывающий услуги такого рода.

Как обкатать лодочный мотор от отечественного или импортного производителя

Первые литры бензина отдельные спецы советуют выработать при минимальных нагрузках. Другие же (и их большинство) настаивают, что переходить на малые обороты можно только после десятиминутного холостого прогрева. При этом весь первый час работы двухтактника нужно каждые пару минут менять режим интенсивности для двигателя, то убавляя, то прибавляя газ. После часа такого “катания” нагрузка должна постепенно увеличиваться и так понемногу дорасти до максимума.

Производители четырехтактников дают несколько иные рекомендации:

  • около 30 мин на минимальном газу после короткого прогрева на холостых оборотах;
  • час на частоте вращения до 3000 об/мин;
  • час — на 4000 об/мин;
  • 5 часов в произвольном режиме, не включая максимум дольше, чем на 3-5 минут.

Переменный режим обкатки ПЛМ с постепенным наращиванием нагрузки практически все единодушно признают наиболее эффективным. Притирка происходит более качественно за счет улучшения доступа масла в области трения и интенсивного вымывания продуктов износа из мест наибольшего сопряжения. Обкатка современных высокотехнологичных двигателей в бочке не даст подобного результата.

Профессионалы считают притирку всех рабочих поверхностей окончательной только после 100 и более отработанных моточасов. Но на практике более стабильную работу двигателя вы сможете реально ощутить уже через 5-6 часов.

Процесс обкатки лодочного мотора — все “можно” и “нельзя”

  1. Счастливым обладателям новенького мотора в первый день на воде нечего рассчитывать на спокойный отдых или на комфортную ловлю рыбы. Посвятите день двигателю и этот труд будет сторицей возвращен вам.
  2. Обкатка в бочке невозможна в принципе! Полноценная притирка деталей и узлов мотора может происходить только под нагрузкой, а не в холостую в емкости с водой. Притирка узлов лодочного мотора требует создания достаточно сложных условий. Не поддавайтесь соблазну упростить себе жизнь и осуществить все в “домашних условиях”. Выполнить это правильно и без лишних проблем можно только в одном месте — на лодочном причале.
  3. Во время обкатки (а лучше и на весь период эксплуатации) используйте только оригинальные брендовые масла, к качеству которых высокотехнологичные современные лодочные моторы проявляют немалую чувствительность. Обратите внимание на индекс масла, прописанный в мануале от производителя, и купите такое же (от “родного” или другого солидного бренда). На масле должно быть написано — “Для водного транспорта”. От автомасел такой продукт отличается, как правило, способностью в полной мере сохранять эксплуатационные свойства при добавлении в масло влаги даже в большом количестве.
  4. После завершения притирки узлов и деталей обязательно потребуется замена масла. Если вы заинтересованы в том, чтобы двигатель оставался на гарантии, обойдитесь без самодеятельности и выполняйте замену исключительно в авторизованном сервисном центре.
  5. Экономить при смене масла абсолютно нецелесообразно, настолько мало требуемое его количество. Кроме того, применение специализированных масел на практике гарантирует вам приятный бонус — снижение расхода топлива на несколько процентов.
  6. В отличие от своих сухопутных аналогов, лодочные моторные агрегаты функционируют преимущественно в тяжелом режиме. Доказано, что лучшие показатели моторесурса и надежности работы дает режим оптимальной мощности — 75% от максимума. При этом регистрируется максимальный КПД, а расход бензина достигает минимальных показателей. Стабилизация расхода топлива, кстати, позволяет судить о том, что активная фаза обкатки подходит к концу.
  7. Перед первым стартом брызните в цилиндр масло (наберите немного в шприц) и пару раз прокрутите маховик без свечи, отключив предварительно кабель аварийной остановки.
  8. Приступайте к обкатке, не перегружая лодку.

Оптимальный режим обкатки, подходящий для большинства моторов

Еще раз напомним, что правильная притирка деталей и узлов мотора должна происходить только на воде, а не в бочке, как советуют некоторые умельцы. Универсальный режим, подходящий для агрегатов любого производителя (за редкими исключениями, указанными в инструкции к конкретному мотору) состоит из следующих этапов:

  1. Заведите мотор и позвольте ему первые 10-15 минут поработать вхолостую. После первого старта и впоследствии периодически контролируйте струю системы охлаждения. Клубы сизого дыма из двухтактника не должны вас пугать — это результат излишка масла.
  2. Целый час можно передвигаться, выжимая не более 40% мощности.
  3. Следующий час — двигайтесь, выжимая 75% от полного газа.
  4. Затем на протяжении 8 часов устраивайте “покатушки” в таком чередовании — полный газ на пару минут, полчаса на 75% газа, снова полный газ на короткий период и опять полчаса на трех четвертях мощности.
  5. При выполнении обкатки зимой с увеличенным процентом масла в бензине скорее всего будет нужна чистка свечей зажигания или даже их придется заменить. Поэтому, если в мануале от производителя написано, что нужно увеличить количество масла, сразу ставьте более горячие свечи на период обкатки. Такая замена эффективно будет препятствовать слишком сильному образованию нагара.

В целом старайтесь относиться к своему мотору по-доброму, с теплом и заботой. Правильная обкатка — залог дальнейшей корректной работы сложного оборудования. Потратив на нее время и силы, вы приближаетесь к исполнению своей мечты — спустить моторную лодку на воду и на мощи всех лошадиных сил вылететь из акватории навстречу новым впечатлениям!