Как правильно выпрямить винт лодочного мотора

Периодическое обслуживание подвесного лодочного двигателя

Приводимые рекомендации адресованы, в основном, начинающим судоводителям-любителям. Для поддержания вашего мотора в наилучшем рабочем состоянии и обеспечения надежности его эксплуатации совершенно необходимо проводить периодический осмотр с целью обнаружения всякого рода неисправностей, изношенных или поврежденных деталей. Для предупреждения выходов мотора из строя обнаруженная неисправность должна быть немедленно устранена. Завод-изготовитель настаивает на регулярном проведении такого осмотра и обслуживания, необходимого для бесперебойной и экономичной работы мотора. Соблюдение сроков и тщательность при выполнении оговоренных заводской инструкцией регламентных работ во многом определяют и срок службы, и исправное техническое состояние мотора.

Осмотр перед поездкой
Осмотр должен проводиться владельцем перед каждым выходом в плавание — перед запуском мотора. Это поможет гарантировать безопасность плавания. Владелец должен тщательно осмотреть свой мотор и убедиться, что в нем отсутствуют неисправности. Он находится в рабочем состоянии. Помните, что самая незначительная неисправность может привести к неожиданным серьезным последствиям.

Проверка правильности установки мотора
Убедитесь в том, что установочные зажимные винты опор подвески затянуты надлежащим образом. Проверьте, не имеет ли повреждений транцевая опора. Проверяйте затяжку зажимных винтов вручную. Слишком сильное затягивание может привести к повреждению транца лодки или к повреждению самого зажимного винта.

Проверка гребного винта
Проверьте, не имеет ли гребной винт повреждений, медленно поворачивая его рукой при установке рукоятки переключения реверса в нейтральное положение. Проверьте, правильно ли установлен гребной винт, не имеет ли повреждений шплинт, герметичны ли масляные уплотнения вала гребного винта. При наличии на кромке лопастей винта следов удара или вмятин необходимо зачистить их напильником, выправить контур (осторожно, чтобы не сломать лопасти) молотком. Значительные вмятины и сколы желательно, по возможности, заварить аргонодуговой сваркой.

Проверка электрических соединений и аккумулятора
Проверьте провод высокого напряжения и места соединения проводов. Проверьте состояние кабелей аккумуляторной батареи и клемм. Проверьте уровень электролита в батарее (на 5-10 мм выше пластин).

Проверка бензосистемы
Не перекрыто ли и не засорено ли суфлирующее отверстие в пробке бензобака, иначе через некоторое время мотор заглохнет (подчас это происходит в самые неподходящие моменты). Проверьте, не загрязнен ли топливный фильтр; не собралась ли в стакане бензонасоса вода и грязь (если он выполнен прозрачным). Проверьте исправность и надежность соединений топливных шлангов при подкачивании топлива грушей бензошланга.

Проверка правильности работы органов управления
Убедитесь в плавности вращения рукоятки румпеля, отсутствии заедания при перемещении тяги воздушной заслонки и привода к дроссельной заслонке, легкости вращения шкива пускового механизма, в безотказности действия рулевого и дистанционного управления мотором.

Регламентные работы

Через каждые 20-25 часов работы ПМ необходимо:

— Проверять наличие смазки в полости реверс-редуктора.
— Проверять затяжку наружных болтов, винтов и гаек; при необходимости подтягивать их. В первую очередь болты крепления головки блока цилиндров.
— Осмотреть и при необходимости очистить и промыть свечи зажигания.
— Регулировать зазор между электродами (оптимальный — 0,8мм).
— Проверять и при необходимости регулировать обороты холостого хода.
— Проверять узлы крепления мотора к судну.

Через каждые 50 часов работы ПМ необходимо:

— Проверять затяжку гайки маховика. Допускается затяжку гайки маховика производить легкими ударами молотка по рукоятке ключа.
— Осматривать и при необходимости очищать контакты прерывателей магнето.
— Регулировать зазор между контактами прерывателей.
— Производить смазку деталей магдино (для контактного зажигания).
— Менять смазку в редукторе гребного винта.

Через каждые 100 часов работы ПМ необходимо:

— Очищать и промывать отстойник и фильтр топливного насоса, поплавковую камеру карбюратора, топливный бак, топливопроводы.
— Проверять затяжку гаек проставки подводной части редуктора, подвески.
— Смазывать наружные трущиеся поверхности, детали пускового механизма, посадочное место магдино (см. “Карту смазки мотора”).
— Очистить от нагара цилиндры, головку блока, поршни, поршневые кольца, выхлопную полость (см. “Полезный совет”).

Для моторов с электрозапуском:

— Проверять уровень электролита в батарее, удельный вес электролита, состояние клемм батареи.
— Проверить состояние деталей пускового механизма.

Полезный совет по очистке нагара

Не разбирая кривошипно-шатунного механизма, можно проверить наличие нагара и закоксованность поршневых колец. Снять головку блока цилиндров и крышку выхлопа (или глушитель). Делается это так: установите поршень в положение, в котором поршневые кольца видны через выпускные окна. Если кольцо свободно утопает в канавке поршня при надавливании концом отвертки и потом возвращается до соприкосновения с зеркалом цилиндра, можно обойтись без снятия блока цилиндров. Если на поверхности камеры сгорания и на днище поршня есть большие отложения нагара, отмочите их в керосине и счистите. Если на поршнях в зоне выхлопных окон имеются надиры или отсутствует подвижность поршневых колец, необходимо снять блок цилиндров, осмотреть состояние поршней, надиры зачистить и промыть поршни топливной смесью.

При закоксовывании поршневого кольца в канавке поршня его надо осторожно, чтобы не поломать, вынуть из канавки, очистить и промыть вместе с поршнем. Если канавка в поршне под кольцом забита нагаром, прочистите ее (лучше всего кусочком поршневого кольца).

Существует способ очистки от нагара без разборки двигателя. Для этого в каждый цилиндр горячего двигателя, установленного свечными отверстиями вверх так, чтобы поршни закрывали выхлопные окна обоих цилиндров, заливают смесь, состоящую из 80% керосина и 20% масла для двигателя. После этого выворачивают свечи и оставляют двигатель в таком положении на 10-12 часов. Затем смесь сливают и включают двигатель на 20-30 мин. За это время размягченный смесью нагар выгорает. Полное удаление нагара рекомендуется производить после 200 часов наработки мотора.

Е. Фишбейн, г. Ульновск
© Aquastar 2010

Вторая жизнь «убитого» винта

Мало кто из водномоторников не проходил нечто подобное: из-под транца доносится глухой удар, лодка резко вздрагивает и мотор отзывается обиженным ревом. Приехали. Что это было — камень, свая или просто плывущий по течению топляк — теперь без разницы. Ясно одно: винт серьезно поврежден, и очень повезло, если оставшиеся огрызки лопастей позволят потихоньку догрести до базы. Не секрет, что при этом сразу же припоминается трехзначная сумма в заморской валюте, выложенная за него в свое время в магазине. Но все не так плохо — как утверждает наш консультант Александр Беляевский, восстановить можно даже совершенно “убитый” винт. Больше того — после второго рождения он может стать лучше прежнего!

В мастерской Александра собрана целая коллекция совершенно невероятных винтов-уродов, ждущих своего часа. Первое, что бросается в глаза — это жутким образом загнутые, а то и полностью отломанные лопасти. Кроме видимых повреждений, терзающих сердце водномоторника, как правило, присутствуют и не столь заметные, но не менее неприятные — например, одна из лопастей, на вид лишь слегка поцарапанная, может оказаться после удара не под тем углом к вертикальной плоскости, который был заложен конструктором (эту характеристику винта специалисты называют “отброс”).

Скорость лодки в момент удара о подводное препятствие, конечно, оказывает свое влияние на тяжесть последствий, но серьезно повредить винт можно и на самом малом ходу — объясняется это высокой частотой его вращения. Больше того — по словам Александра, чтобы изменить геометрию винта, достаточно просто выронить его из рук на твердый пол. При столкновениях с подводным препятствием страдают только лопасти — ступица и ее детали, как правило, остаются целы.

Резиновый демпфер в ступице, увы, защите винта практически не способствует — он лишь смягчает удары при включении переднего хода или реверса. Как показывает опыт, проворачиваются резиновые втулки в основном лишь на винтах меркрузеровских колонок, немного уменьшая последствия столкновения.

Технология восстановления винтов практически не зависит от материала, из которого они изготовлены — для алюминиевых и стальных она различается лишь в мелочах. Поддается восстановлению даже бронза. Недавно к Беляевскому обратился владелец моторной яхты из Финляндии, повредивший при посадке на мель бронзовый винт почти метрового диаметра. Деталь была произведена в Аргентине, заказывать ее на другой стороне земного шара и долго, и дорого. Два дня работы — и финны не смогли отличить винт от нового. Единственно, предупреждает Александр, проблемы могут возникнуть с дешевыми алюминиевыми винтами, изготовленными по порошковой технологии — при попытке нагреть их горелкой металл попросту выгорает. Но цена подобных винтов такова, что действительно проще купить новый. Сразу скажем, что среди оригинальных запчастей к импортному мотору той или иной марки таких винтов нет.

Итак, починить можно действительно почти любой винт, но все же желательно, чтобы оставшаяся площадь лопастей, пусть и покореженных, составляла хотя бы 50% от имевшейся ранее — то есть обломаны они должны быть не более чем наполовину.

Предварительный нагрев поврежденных лопастей требуется перед их рихтовкой — все, что можно, лучше выправить, считает мастер, чтобы уменьшить объем сварочных работ. И алюминиевые, и стальные винты неплохо рихтуются, только стальные лучше править вхолодную, ведь после отпуска сталь придется опять закаливать, что сопряжено с рядом сложностей — например, закаливаемую деталь может “повести”. С алюминием проще, поскольку после отпуска этот металл обретает первоначальные характеристики сам собой.

Загнутую часть лопасти необходимо постепенно нагреть газовой горелкой, контролируя “готовность” деревянной палочкой — как только ее кончик, приложенный к металлу, начнет обугливаться, температура достаточна. Дальше винту надо дать остыть и только потом подходить с молотком к наковальне. Имейте в виду, в вашем распоряжении не более часа — потом винт станет таким же “стеклянным”, как и раньше. Работая с горелкой, нагревайте лишь тот участок, который вы намерены править — уменьшите риск спалить резиновые демпферы, особенно на винтах небольшого диаметра. (Совершеннейшие малютки по этой причине иногда приходится править вхолодную).

Черновая правка выполняется на глазок. Когда лопасти обретут форму, более-менее близкую к первоначальной, винт нужно проверить на шаговой плите по всем диаметрам и при необходимости дорихтовать (лекала, соответствующие шагу винта, указанному обычно на его ступице, лучше приготовить и установить в канавки плиты заранее).

Пока материал винта еще более-менее пластичен, проверьте “отброс” — угол наклона лопастей относительно вертикальной плоскости. Если этот показатель “гуляет”, откорректируйте его по наименее пострадавшей из лопастей. Не страшно, если он будет немного отличаться от первоначального — главное, чтобы все лопасти были одинаковы. Если все в порядке, их можно зачищать под сварку.

Александр рекомендует восстанавливать их утраченные фрагменты наплавкой, а не приваркой готовых пластин. Да, второй способ заметно менее трудоемок, особенно при значительных повреждениях, но прочностные характеристики восстановленных таким образом лопастей оставляют желать лучшего. Наплавка обеспечивает большую однородность и прочность восстанавливаемой лопасти, хотя когда от лопастей остались одни огрызки, наплавка металла электросваркой в аргоновой среде чем-то напоминает работу скульптора — требуется немалый опыт и “чувство” винта.

СПРАВКА “КиЯ”: КАК ПРАВИЛО, СУММА, КОТОРУЮ ПРИДЕТСЯ УПЛАТИТЬ ДАЖЕ ЗА ДОСТАТОЧНО СЛОЖНЫЙ РЕМОНТ ГРЕБНОГО ВИНТА, ВЫПОЛНЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТОМ, НЕ ПРЕВЫШАЕТ ПОЛОВИНЫ СТОИМОСТИ НОВОГО. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТАЛЬНЫХ ИЛИ БРОНЗОВЫХ ВИНТОВ, ЕСТЕСТВЕННО, ОБХОДИТСЯ ДОРОЖЕ, НО УКАЗАННАЯ ПРОПОРЦИЯ СОХРАНЯЕТСЯ.

После наплавки проводится механическая обработка поверхностей с постоянным контролем на шаговой плите. Вчерне это можно сделать наждачным кругом или “болгаркой”, но для окончательной доводки придется поработать руками, вооружившись напильником. При этом сначала доводят до ума рабочие (нагнетающие) поверхности лопастей — обеспечить здесь точность гораздо важнее, тем более что толщина лопасти, неизбежно уменьшающаяся при механической обработке, не безгранична.

Читайте также  Ямаха эндуро что такое эндуро лодочный мотор

И шаг, и ряд иных важных характеристик винта приведены в норму. Остается обеспечить правильную конфигурацию контуров лопастей. Если при ударе одна из них уцелела, с нее снимается бумажный шаблон, по которому лишний наплавленный металл удаляют с остальных — вначале на круге, а потом напильниками. Если образца нет, придется изобразить нечто подобное “из головы”, ориентируясь на первоначальный диаметр винта, указанный на его ступице.

Винт практически готов — остается только проверить и при необходимости откорректировать его балансировку. Статической балансировки для “потребительских” винтов вполне достаточно. Здесь понадобится довольно примитивное приспособление, представляющее собой гребной вал (естественно, не гнутый), легко вращающийся на подшипниках — например, на четырех, как в мастерской у Александра. С помощью такого станочка, кстати, можно проверить диаметр винта и длину восстановленных лопастей, которая должна быть одинаковой. Выявив более “тяжелую” лопасть, с ее нерабочей поверхности, по возможности поближе к наружному диаметру, постепенно снимают напильником часть металла.

Далее остается навести окончательный блеск — ошкурить, загрунтовать и при необходимости зашпаклевать восстановленный винт (в процессе механической обработки могут вскрыться литьевые раковины), а в завершение всего покрасить его водостойкой эмалью. Вот и все — “убитый” винт обрел новую жизнь и готов к новым подвигам.

Не было бы счастья, да несчастье помогло — Александр утверждает, что ремонтом стоит заодно воспользоваться для того, чтобы привести винт в соответствие конкретной лодке. Для опытного мастера это не проблема, если известен основной показатель — число оборотов мотора при разной нагрузке. В ходе ремонта можно в некоторых пределах изменить и шаг, и “отброс”, и площадь лопастей за счет изменения диаметра и подрезки кромок, увеличить или уменьшить интерцепторы на выходных кромках… Но это уже тема отдельного разговора. Пока же, если вы хотите задать Александру Беляевскому какие-либо вопросы, касающиеся гребных винтов — пишите в редакцию. Ответы на них лягут в основу нашей следующей консультации.

Определение шага винта лодочного мотора

Любая двигательная деятельность на судах становится возможной только при наличии вращательного элемента, создающего тягу при давлении на воду. Гребной винт в это время передает силу, действующую при этом, мотору, который, как правило, закреплен на лодочной конструкции. Чем больше движений на водной глади он сделает за определенный промежуток времени, тем выше будет скорость лодки. При этом размеры, внешний вид и форма должны полностью соответствовать требования определенной лодки, а именно ее физическим возможностям.

Сделав покупку винта, не зная его габаритов, параметров или не имея паспорта, можно ошибиться с выбором правильного, значительно навредив мотору. Помимо этого, перед тем как установить обновку, важно сделать тест на определение его шага.

Шаг винта – это расстояние в осевом направлении, которое может пройти хорда сечения лопастей при определенном угле установки за одно вращение. Визуально это легко изображается, если представить, что вода – это древесина, а лопасти – это шуруп.

  1. Как определить шаг винта лодочного мотора
  2. Достоинств винтов из нержавеющей стали
  3. Недостатки винтов из стали
  4. Преимущества алюминиевых винтов
  5. Недостатки винтов из алюминия
  6. Принципы подбора винтов для лодок
  7. Заключение

Как определить шаг винта лодочного мотора

Для того, чтобы определить шаг винта, необходимо осмотреть все грани лопастей. Благодаря этому действию можно увидеть, что грань – это не ровная плоскость, а согнутая по определённому алгоритму. Например, если в движении закрепить горизонтально расположенную планку из дерева на вертикальном упоре, параллельно раскручивая ее и поднимая с единой скоростью, то и любая точка, расположенная на планке, будет двигаться по траектории. Множество таких траекторий создают винтовую поверхность. При этом конец планки будет вращаться по поверхности цилиндра с тем радиусом, что имеет равное значение в сравнении с ее длиной. Вместе они образуют направляющую поверхности.

Если представить все это на листке бумаги, то направляющая будет визуально выглядеть как прямая с небольшим наклоном. Следовательно, общее расстояние между двумя точками А и Б будет носить название винтового шага. А расстояние между точками Б и В будет называться шаговым углом (рис.1).

Таким образом, если вращать планку, поднимая с единой скоростью, то каждый раз все точки на планке будут подниматься на единую величину. Но шаговый угол для каждой из точек будет различным. То есть чем дальше планка будет располагаться от вращающейся оси, тем ниже будет величина угла.

Для самостоятельного замера винтового шага можно использовать цилиндр, иголку, циркуль, угольник и лист бумаги А4. Для начала необходимо установить остриё на бумаге, далее циркулем начертить окружность с тем радиусом, что будет составлять 0,6 R. В данном случае величина R является наивысшим радиусом угла. Затем в центр начерченного круга ставится цилиндр, по всем сторонам лопастей ставятся треугольники таким образом, чтобы образованная дуга была пересечена. Точки пересечения помечаются карандашом, при этом сразу же измеряют величину высоты, на которой находится соответствующие точки на самих лопастях (рис. 1).

Рис.1 – Схема определения винтового шага при помощи цилиндра, угольника.

Какими бывают моторные винты

На различных судах существуют гребные винты фиксированного шага, коротко обозначающиеся ВФШ. Их производство осуществляется путем выработки единой детали, литой, сварной, штампованной.

В состав основных элементов входят такие детали как:

  • лопасти в количестве от 3 до 6;
  • ступицы.

Самая нижняя часть лопастей, которая соединяет их со ступицей, имеет название корнем лопасти, а верхняя, соответственно, вершиной. Та поверхность, что повернута к корпусу судна, называется засасывающей поверхностью, а обратная сторона – нагнетающей. Как раз соединение этих двух сторон создает кромки лопастей (рис.2).

Также бывают винты регулируемого шага, способные влиять на разворот лопастей в нужную сторону. В данном случае лопасти способны принимать положение «полный вперед» и другие команды. Следовательно, в зависимости от того как развернуты лопасти судно может ехать вперед, остановиться, дать задний ход.

Рис. 3 – Схема изображения гребного винта регулируемого шага вперед/назад.

Подбор гребного винта для лодочного мотора

Для того, чтобы переключать передачи мало применять лишь силу редуктора подвесного мотора. В данном случае следует правильно подобрать гребной винт, чтобы получить максимальную мощность и выдержку мотора.
Правильно подобранные детали способствуют:

  • оптимизации движения по водной глади;
  • получению максимального количества оборотов, соответствующих модели мотора;
  • получению наивысшей скорости (грузоподъемности).

Следовательно, правильно выбранная деталь мотора во многом влияет на качество и срок службы лодки.

  1. Она дает возможность сэкономить топливо.
  2. Сократить шум от мотора, создающийся при движении.
  3. Увеличить технические ресурсы мотора, повысив срок эксплуатации.

В зависимости от требований, нужно выбрать какой именно материал подойдет:

  • нужно увеличить скорость лодки, значительно повысив качество выхода судна;
  • увеличить грузоподъемность судна.

Важно заранее определиться с приоритетами, так как выбор обоих вариантов невозможен. При этом есть возможность таким образом подобрать моторную деталь, что получится сбалансировать желаемое. Но так как его замена – процесс достаточно сложный и трудоемкий, важно заранее выбрать самый подходящий.

Достоинств винтов из нержавеющей стали

Лодочные винты, сделанные из нержавеющей стали, имеют более высокую цену, чем прототипы из алюминия и других материалов (рис.4). Тем не менее, срок эксплуатации, выносливость, а также эффективность во время движения у них значительно выше.

Рис. 4 – Изображение винта из нержавеющей стали.

Значимым достоинством является плотность металла, не позволяющая винту сгибаться при малейшем повреждении. Также в случае обнаружения повреждений при наезде на песчаной или каменистое дно, их можно исправить, восстановив изначальный вид детали.

Недостатки винтов из стали

Самым главным и весомым минусом является завышенная стоимость, значительно превышающая цену аналогов.

К примеру, алюминиевые образцы имеют более низкую цену. Помимо этого весомым недостатком стали является вероятность повреждения при сильном ударе обо что-либо, несмотря на то, что нередко все повреждения легко устраняются выправлением (рис.5).

Рис.5 – Дефекты стального винта.

Зачастую сам стальной винт может остаться целым, но спровоцирует значительные повреждения у редуктора, что в конечном итоге повлияет на общую работу мотора.

Преимущества алюминиевых винтов

Как уже говорилось ранее, алюминиевые винты превосходят стальные в плане своей стоимости (рис.6).

В особенности это прослеживается в каталогах, представляющих на продажу неоригинальные детали, сделанные под популярные фирмы: Honda, Suzuki, Mercury. Как правило, в случае удара или столкновения он берет именно на себя всю силу удара, сохраняя при этом более значимые моторные детали.

Недостатки винтов из алюминия

Главным недостатком является состав материала, являющийся по консистенции более мягким, что способствует повреждению каркаса при столкновении с песчаным дном (рис.7).

От столкновения на винтовой поверхности могут образоваться выщерблены, значительно ослабевающие потенциальный набор скорости, сильно снижающие коэффициент полезного действия. Не менее значимым недостатком является возможность погнуть лопасти винта от столкновения с любым днищем. В данном случае сыграет немаловажную роль мягкий материал, обладающий пластичностью в сравнении со сталью.

Принципы подбора винтов для лодок

Шаг винта – одна из определяющих технических характеристик, имеющая прямое влияние на время, в течение которого судно может набрать наивысшую скорость (рис.8). Также она демонстрирует расстояние, на которое способен выбранный гребневой винт за 1 полный оборот. Как правило, измерение данной величины происходит в дюймах.

Рис.8 – Схема винтового шага за 1 полный оборот.

Считается, что чем выше будет винтовой шаг, тем сильнее будет упор, образующийся при вращении лопастей. Сам упор в дальнейшем переходит в энергию, способную влиять на скорость моторной лодки. Следовательно, он оказывает прямое влияние на количество оборотов мотора за определенный промежуток времени. Если сам шаг будет меньше, то снизится и количество оборотов.

Выбирая конкретный вид нужно понимать, что от него будут зависеть практически все моторные и лодочные характеристики. При этом нужно соблюдать значения показателей, которые должны соответствовать требования к определенной модели лодочного мотора. Это поможет стабилизировать на момент движения работу мотора на лодочных судах, заранее избавляя двигатель от скорой поломки.

Важно также помнить, что винты, имеющий широкий шаг, называются более быстрыми, скоростными. Следовательно, те, у которых шаг меньше – грузовыми. Другими словами, он напоминает шаг резьбы на саморезе. Чем больше резьба, тем он быстрее будет вкручиваться в материал, но и усилий придется приложить намного больше, нежели если бы он имел меньшую резьбу. Это говорит о том, что быстрый или скоростной винт не всегда будет влиять на скорость мотора, зачастую наоборот снизит ее. То же самое касается и диаметра винта, способного либо увеличить скорость, либо значительно ее сократить. Поэтому при покупке деталей для мотора важно учитывать даже незначительные характеристики винтов, чтобы получить желаемый результат.

Заключение

Шаг винта – это величина, являющаяся одной из основных составляющих нормального функционирования лодочного мотора. От выбора его материала зависит то, как долго винт прослужит на определенной лодке в определенных условиях, а также какими характеристиками он наделит мотор. То есть в зависимости от того, алюминиевый он или стальной, винт может увеличить скорость лодки, может ее значительно сократить.

Читайте также  Электромотор с редуктором во владивостоке

Помимо скорости он влияет на работу редуктора в случае получения различных деформаций во время столкновения с песчаным или каменистым дном. В случае с алюминием, редуктор может не пострадать, так как винт возьмет все повреждения на себя. Если это стальная конструкция, то редуктор в зависимости от степени полученных повреждений может получить ущерб, несовместимый с восстановлением.

Таким образом, обновляя детали на моторной лодке, следует внимательнее отнестись к их параметрам, разбираться в свойствах используемого материала, а также знать, что лучше всего подойдет под определенную модель двигателя. Приобретение правильного винта поможет уберечь мотор от множества потенциальных трудностей во время движения.

Особенности гребного винта, его характеристики и выбор

Сегодня лодки вошли в жизнь множества людей. Для одних – это охотничий или рыбацкий транспорт, у других – это просто техника для спокойного отдыха, а для третьих – средство передвижения. Старые лодочные варианты, где нужно было работать веслами уже вышли из моды. Сейчас популярны конструкции, на которых установлены моторы. Но как они работают, и что такое гребной винт, знают далеко не все.

Читайте о том, как сделать транцевые колеса своими руками? Также Вас может заинтересовать наш материал по созданию навесного транца для лодки.

Что это такое и что оно из себя представляет?

Сейчас самым популярным движителем водного транспорта является гребной винт. Такой механизм состоит из двух главных частей – лопастей и ступицы.

Лопасти установлены с равными отступами одна от другой и находятся под одним углом в отношении плоскости крутящего момента.

Вся эта система устанавливается на гребные валы, которые начинают вращаться при включении мотора лодки, мощностью 40-60 л.с.

Когда все элементы начинают двигаться, то лопасти набирают воду и сразу же выкидывают ее назад, придавая ей импульс, который переходит к лопастям, гребному валу, и корпусу лодочного транспорта.

Современные гребные конструкции бывают разных габаритов. Чтобы сделать подбор размера, нужно всего лишь определить два числа.

  • Первым будет диаметр. Если винт оснащен 2 или 4 лопастями, то диаметр определить можно просто вымерив длину участка между краями противостоящих лопастей. Более сложно будет, если установлено 3 лопасти. Тут нужно вымерять участок между серединой втулки и краем одной из лопастей. Полученный результат нужно удвоить, так и получиться диаметр.
  • Размер шага. Вторым числом для определения размера будет шаг (расстояние, которое винт преодолевает за один целый круг).

А значит, если есть винт с диаметром 40 см и шагом 55 см, то размер механизма определит маркировка на борту «40х55».

Также важной деталью считается втулка. Функцией этого компонента становится центровка механизма на приводном валу.

Винты, которые в большинстве современных лодок служат еще и для отвода выхлопа, оснащены также и обоймой вокруг втулки и прикрепленными лопастями.

Принцип работы

Как уже говорилось, винт оснащен лопастями, которые сдвигают поток воды в одну сторону, тем самым придавая движение плавсредству в другую. Это обусловлено законом физики «Любое действие имеет и противоположную реакцию, что перерастает в противодействие».

При крутящем моменте мотора и сдвиганию воды в одну сторону, лопасти конструкции также обеспечивают разрежение на своей поверхности. Причем сила этого процесса может даже создавать потоки воздуха, которые пузырьками уничтожают краску конструкции.

Это происходит из-за того, что поток воздуха входит в состояние вентиляции или кавитации. Но далеко не всем понятна разница между этими процессами.

Вентиляция образуется, когда воздушные пузыри от торца или дна плавсредства начинают окружать гребной винт. Такое же происходит, если он краями лопасти делает подбор воздуха с поверхности.

Кавитация отличается от вентиляции. Она образуется, когда механизм начинает самостоятельно вращаться и создает пузыри воздуха на тыльной стороне каждой из лопастей. С виду это напоминает процесс, когда у застрявшего автомобиля буксуют колеса.

Самым главным признаком таких процессов становится стремительное увеличение скорости вращения лопастей. Чтобы устранить это и не придавать ущерба покраске, нужно снизить обороты мотора, пока гребной винт не станет в положение соприкосновенности с водоемом.

Какие бывают разновидности и как их правильно выбирать?

Вначале, данные механизмы производили в основном из латуни.

Сегодня рынок специализированных магазинов предлагает подбор множества вариантов.

Самыми популярными сейчас считаются стальные, алюминиевые и композитные конструкции. У каждого вида есть свои преимущества и недостатки.

Алюминиевые

Этот вид, чаще всего, используют для подвесного мотора Ямаха и для кормовых приводов. Преимуществами алюминиевых вариантов являются:

  • Доступная стоимость. Поэтому их часто выбирают производители лодок и моторов;
  • Высокая скорость. По сравнению с традиционными винтами из латуни, алюминиевые конструкции вращаются намного быстрее;
  • Легкость механизма. Этот аспект очень важен при транспортировке лодки;

Благодаря современному оборудованию и технологиям, новые алюминиевые конструкции показывают отличные результаты, что позволяет их считать идеальным вариантом соотношения цены-качества.

Поэтому множество маленьких лодок оборудовано именно таким механизмом.

Стальные

Нержавеющая сталь, как основа конструкции винта – это идеальный вариант для людей, которые ценят надежность и эффективность.

По результатам исследований, стальные лопасти в 7 раз крепче алюминиевых.

А это позволяет сделать подборболее тонких и легких вариантов.

Также стальной вид отличается высокой прочностью, он может без особых повреждений перенести удар об подводные камни. Но такое столкновение может плохо кончиться для редуктора. Учитывая это, производители стараются решить проблему. Для этого на стальной винт ставят пластиковую втулку.

При аварийных ситуациях она срежется или просто прокрутится, как и в алюминиевом варианте, а не деформируется, как стальное изделие.

Сейчас на рынке лодочных приспособлений можно найти шлифованные и полированные варианты из стали.

Ходит множество слухов о том, что второй вариант более надежный и эффективный, но на самом деле, полировка никак не влияет на работу конструкции, а только на ее внешний вид.

Если взять количественное соотношение, то на 70 лодочных средств, приходится примерно 40 стальных винтов, 20 алюминиевых и 10 остальных.

Композитные

Одной из последних разработок в области гребных конструкций считаются приспособления из композитных материалов.

Успехи современной химии позволяют широко использовать углеродные и нейлоновые волокна в производстве транспортной техники.

По сравнению с алюминиевым вариантом, композитный гораздо надежнее. А при выборе между сталью и композитом, последний может похвастаться устойчивостью к ржавчине.

Количество лопастей

Если с материалами все более-менее понятно, то, как подобрать количество лопастей? Например, для судна ямаха с мощностью мотора 40 л.с. существуют гребные винты с 2, 3 и 4 лопастями. От их количества зависит сила трения с поверхностью. Это можно сравнить с шириной колеса у машины.

В общем, подбор зависит от одного главного критерия – габаритов судна. Например, для круизных яхт и больших лодок длинной от 7 метров и мощностью лодочного мотора больше 40 л.с., лучше всего подойдут гребные винты с 4 лопастями, они смогут обеспечить требуемую мощность для движения.

В четырехлопастном варианте одинаковое количество противостоящих элементов, это делает его работу более плавной, что способствует быстрому разгону.

При глиссировании и крейсерском ходу это позволит даже сэкономить горючее, но при этом максимальная скорость может уменьшиться.

В остальных случаях, подбор трехлопастного винта станет лучшим решением. Это поможет улучшить работоспособность плавсредства и сохранить деньги. Для очень маленьких лодок вполне хватит и двух лопастей.

Многие думают, что лучшие гребные винты идут сразу в комплекте к лодке или мотору. Но это не всегда так. Опять-таки, ситуацию можно сравнить с автомобилем, на заводах его оборудуют колесами для обычной дороги, но уже для бездорожья они не подойдут. Также и с лодкой, гребные конструкции нужно подбирать исходя из целей и размеров судна.

Описание нескольких вариантов

Название Характеристика Цена
Yamaha 40-55/F30-60;3×11-3/4×10, BaekSan; Этот вариант производиться в Южной Корее, компанией BaekSan. Оснащен шлицевой посадкой на вал и тремя лопастями. Диаметр конструкции 11,75. Подходит для подвесного мотора ямаха мощностью 40 л.с., сделан из Алюминия. 5 470 р.
Yamaha 40-55/F30-60;3×10-5/8×13 E.Chance; Производство происходит в Тайване, компанией E.Chanse. Установлено 3 лопасти. Посадка шлицевая. Диаметр конструкции 10,62. Сделан из стали. 13 846р.
PROPULSE #S8 UNIV (МОДЕЛИ 40-140 Л.С. С ВАЛОМ 23 ММ / 13 ШЛИЦОВ, ВАЛОМ 25 ММ / 15 ШЛИЦОВ); Производится шведской компанией ProPusle. Оснащен 4 лопастями. Подходит для множества лодок разных размеров. Материал: композитный пластик. 7 900р.

Особенности ремонта

Если такой процесс, как подбор понятен, то, как сделать ремонт этой конструкции, многие не знают. В первую очередь, нужно периодически осматривать винт на целостность и балансировку.

Даже небольшое отклонение может привести к потере управления и мощности судна. Оценить это можно на внешний вид, без специальных средств.

Среди повреждений, гребные винты чаще всего отличаются деформацией и трещинами. Это возникает из-за ударов о подводные помехи. Сделать ремонт своими руками очень сложно. Например, чтобы выпрямить вал, понадобится как минимум токарный станок.

И надо помнить, что самодеятельность может только навредить. Поэтому лучше сразу же обратиться к специалистам.

Профессионалы для восстановления детали сначала выводят ее по шагу, а после этого обеспечивают балансировку.

Эти процессы помогают вернуть плавность и прямолинейность хода.

Подобрать гребные винты, зная все особенности материала и количества лопастей – несложно.

Но нужно не забывать ухаживать за ними. Надо следить за чистотой конструкции, ведь засорения могут повлиять на работоспособность устройства. Также важна целостность окраски, иначе детали могут начать ржаветь.

Клуб путешественников «Сибирские бродяги»

Форум позитивного общения

Оптимальный винт для лодочного мотора

Мотор — винт -лодка

Сообщение karat » 16 авг 2013, 14:40

Re: Мотор — винт -лодка

Сообщение karat » 16 авг 2013, 14:42

Настройка лодочного мотора. Как выбрать гребной винт.

На автомобиле с ручной коробкой передач мы, обычно, не пытаемся передвигаться на первой передаче на скоростях, для которых она не предназначена. 50 км/ч — и у нас уже как минимум, третья. Да и не хватит передаточных чисел первой передаче. Мотор будет раскручен до предельных оборотов, а машина ехать быстро не сможет.
С лодочным мотором почти все тоже самое. На больших судах роль коробки передач может выполнять дистанционное изменение угла атаки лопастей гребного винта, на наших маленьких лодках мы можем играть нагрузкой на мотор, только переставляя сам винт.
В большинстве случаев, мы выбираем основной гребной винт для крейсерского режима передвижения при средней загрузке лодки и запасной, как правило, грузовой.
Исключая заблуждения о назначении «грузовых» и «скоростных» гребных винтов, основная цель в его подборе — дать возможность работать мотору в его нормальном диапазоне оборотов, выдавать свою полную мощность и крутящий момент.
Для подбора винта необходим тахометр, если определение частоты вращения коленвала мотора на слух является проблемой. Подойдет даже цифровой дешевый китайский, установка которого занимает минуты полторы. Единственная мелочь — не все показывают точное значение, а так же надо смотреть, совместим ли он с четырехтактными или с двухтактными моторами. Впрочем, если нет — то можно изменить схему подключения, либо перемножить значения на два.

Читайте также  120 мотор 16 клапанный ваз гнет клапана или нет

Re: Мотор — винт -лодка

Сообщение karat » 16 авг 2013, 14:43

Re: Мотор — винт -лодка

Сообщение karat » 16 авг 2013, 14:44

Оптимальный винт для лодочного мотора

Сообщение Charskiy » 08 ноя 2013, 23:00

Re: Оптимальный винт для лодочного мотора

Сообщение Charskiy » 08 ноя 2013, 23:00

Несколько элементарных формул позволят на практике выяснить — какой винт нужен именно Вам:
Узнайте из инструкции к мотору Вашего судна, какое максимальное количество оборотов может он развить при полностью открытой заслонке дросселя («полный газ»). Скорость вращения вала лодочного двигателя можно измерять тахометром. Как правило, она не должна превышать 5500 об./мин.
Разгоните свое судно и лодочный мотор с выбранным винтом до максимальных оборотов на «полном газу». Положение лодочного мотора должно быть обычным и рекомендованным для конкретных условий.
Если скорость вращения вала Вашего лодочного мотора, при полностью открытой заслонке, меньше максимальных рекомендованных оборотов, то обратитесь к показаниям тахометра, и запишите их как верхний максимальный диапазон скоростей работы данного типа винта.
Пример:
Паспортные обороты двигателя = 5000-5600 об./мин.
Максимальные обороты двигателя = 5600 об./мин.
Показания тахометра = 4800 об./мин.
Разность = 800 об./мин.

Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200. Получим 4. На этом основании попробуйте использовать винт с шагом на 4 дюйма меньше, чем у данного винта. Теперь все должно быть в порядке.

В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое — для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один винт.
Настоятельно рекомендуется всегда иметь с собой на борту запасной винт с полным комплектом крепежа.

Re: Оптимальный винт для лодочного мотора

Сообщение Charskiy » 08 ноя 2013, 23:02

Размеры гребного винта определяют двумя цифрами. Первая — диаметр. Если у винта две или четыре лопасти, то достаточно просто измерить расстояние между кончиками противостоящих лопастей. Если у винта три лопасти, то следует замерить расстояние от центра втулки до кончика любой лопасти и умножить это число на два. Вторая цифра — шаг, т.е. теоретическое расстояние (в принятых единицах — сантиметрах или дюймах), на которое винт продвинется за один полный оборот.

Итак, если имеется винт диаметром 35 см и шагом 53 см, то конфигурацию винта записывают как «35×53». Центральную часть гребного винта называют «втулка».

Втулка служит для центровки винта на приводном валу. У винтов, через которые двигатель выбрасывает выхлопные газы, как это принято в большинстве современных подвесных моторов и кормовых приводов, вокруг втулки имеется обойма, к которой и крепятся лопасти.

Re: Оптимальный винт для лодочного мотора

Сообщение Charskiy » 08 ноя 2013, 23:03

Лопасти могут иметь самую разнообразную форму. Наиболее распространены лопасти типа «круглое ухо» и эллиптические. Такие гребные винты обеспечивают оптимальное соотношение тяги и скорости. Лопасти других винтов сужаются к кончикам. Это уменьшает трение, и обычно такие лопасти ставят на винты скоростных судов.

Если лопасть отходит прямо от втулки или даже перпендикулярно к ней, то такой гребной винт имеет нулевой гребок. Лопасти с нулевым гребком обеспечивают оптимальный подъем носа лодки, который никак не хочет подниматься при глиссировании. Если лопасть наклонена к хвостовой кромке винта, то это и есть гребок. Если лопасть наклонена в обратную сторону, то говорят, что винт имеет сильный гребок. Такой гребок измеряют в градусах, и, как правило, чем больше гребок, тем больше подъем носа лодки.

Серповидные или полусерповидные винты можно узнать по прямой выходной кромке лопастей. Такая форма предотвращает засасывание воды, и кончики лопастей не захватывают воздух с поверхности, не допуская вентиляции. Пониженное сопротивление движению приповерхностных винтов позволяет при той же установленной мощности достигать более высокой скорости вращения. Винты, лопасти которых закручены в направлении вращения, называются косыми. Такая форма идеально подходит для движения в заросших водоемах, поскольку такие лопасти не склонны накручивать водоросли.

Re: Оптимальный винт для лодочного мотора

Сообщение Charskiy » 08 ноя 2013, 23:04

Для подвесных моторов и кормовых приводов производители обычно используют алюминиевые винты. Последние достижения в технологии, усовершенствование конструкции и производства винтов из алюминия дали такие превосходные результаты, что их характеристики ни в чем не уступают их цене. Именно поэтому на большинстве небольших лодок установлены такие винты из алюминия.

Поскольку алюминий гребного винта — тот же алюминий, из которого сделан дейдвуд подвесного мотора или кормовой привод, то проблемы с коррозией также сведены до минимума.

Однако серьезные удары по алюминиевому винту порой нельзя с легкостью выправить без опасности растрескивания материала. По сравнению с гребными винтами из нержавеющей стали, алюминиевые хуже сопротивляются растягивающим напряжениям. Именно поэтому они изготавливаются с более толстыми лопастями, и как следствие, они примерно на 3 км/ч медленнее стальных при движении на полных оборотах.

Алюминиевые винты идеальны для тех, кто считает свои деньги, максимальные обороты менее важны, чем экономичная (крейсерская) скорость хода, на которой оба материала ведут себя примерно одинаково.

Винты из полированной нержавеющей стали — лучший выбор, когда, прежде всего, нужны прочность и эффективность. Поскольку стальные винты в семь раз прочнее алюминиевых, то изготовители могут делать винты значительно тоньше без ущерба для их прочности и жесткости. К несчастью, если ваша лодка несет мощный гоночный винт с несъемной втулкой, то винт из стали может выдержать удар о подводное препятствие, но этот же удар может разнести редуктор. В этом причина широкого внедрения пластиковых втулок, которые при ударе или заклинивании винта прокрутятся или срежутся, как это происходит с алюминиевыми втулками.

Распространены два типа стальных винтов: полированные и шлифованные (менее полированные). Несмотря на распространенное мнение, полировка винта не имеет отношения к его характеристикам.

Современные винты, как правило, делают из композитных материалов. Благодаря достижениям химии, нейлоновые и углеродные волокна широко применяются в судостроении. Кроме повышенной относительно алюминия прочности, винты из композитных материалов не подвержены коррозии, а потому поставляются с пожизненной гарантией на втулку или даже со сменными лопастями. По цене они очень близки к алюминиевым винтам.

Re: Оптимальный винт для лодочного мотора

Сообщение Charskiy » 08 ноя 2013, 23:05

Для чего нужен винт с тремя-четырьмя лопастями? По мере увеличения размера лопасти или с увеличением количества лопастей, увеличивается так называемое отношение диаметра к площади. Хотя увеличение площади лопастей увеличивает площадь действия сил, толкающих судно, но увеличивается и трение. Вообразите широкие колеса автомобиля, и сравнение будет полным. Чтобы уменьшить трение, создаваемое лопастями, лопастей должно быть меньше (но не меньше двух, разумеется).

В последние годы существенно возросла мощность лодочных моторов, а конструкторы корпусов современных лодок нашли новые методы уменьшения трения смачиваемой поверхности за счет использования облегченных и композитных материалов, а также придания «ступенчатой» формы днищу лодки. В итоге стало возможным применение четырехлопастных винтов. Если судно и установленный лодочный мотор способны работать с четырехлопастным гребным винтом, то станут доступными еще несколько полезных достоинств. У четырехлопастного винта количество противостоящих лопастей равно, что делает его работу ровной, позволяет быстрее разгоняться с холостого хода, уменьшает минимальную скорость выхода лодки на глиссирование, и даже экономит топливо при движении на крейсерском ходе. Некоторые водномоторники переходят на четырехлопастные гребные винты только из-за одного этого. Следует помнить, что максимальная скорость судна в общем случае не возрастет, а иногда даже слегка уменьшится.

В общем, вывод относительно количества лопастей можно сделать такой: суда длиной более 6 метров вроде легких круизных яхт в общем случае ведут себя лучше с четырехлопастными гребными винтами. Во всех других случаях выбирайте трехлопастной винт, и вы сбережете деньги.

Re: Оптимальный винт для лодочного мотора

Сообщение Charskiy » 08 ноя 2013, 23:05

Для начала замечу, что один гребной винт может иметь преимущества в одной области, но проигрывать в другой. Возможно, это наиболее существенный вывод, который основывается на практическом опыте. Так что, выбирая винт, решение следует принимать по наиболее важным для вас характеристикам винта. Анализируя характеристики, следует иметь в виду, что у разных винтов лопасти разной формы. Можно выбрать винт, эффективно создающий подъем носа лодки, прежде всего, винты для рыбацких лодок, а можно выбрать винт для прогулочных катеров, которые создают оптимальную тягу.

Ключ к выбору подходящего винта — знание оборотов используемого мотора. Если мотор выходит на максимальные обороты при полном газе и при обычной загрузке, то винт, скорее всего, выбран правильно. Если мотор не может развить максимальные обороты, то, пожалуй, следует подобрать винт размером поменьше. Если мотор развивает слишком большие обороты, размер винта можно немного увеличить. Однако в случае превышения максимальных оборотов мотора, следует обратить внимание на загрузку лодки. Если загрузка лодки мала, то, возможно, вам еще рановато менять «коней».

Если нужно больше тяги для тяжелогруженой лодки или для буксировки, то берите винты большего диаметра, как более широкие шины для автомобиля. Если же нужна только быстроходность, то выбирайте винт увеличенного шага, но меньшего диаметра, чтобы мотор смог создать требуемые обороты. Представляйте всегда диаметр и шаг как две чашки весов, которые нужно сбалансировать. Если достигнуты максимально возможные обороты лодочного мотора, то можно только увеличивать шаг при уменьшении диаметра, или увеличивать диаметр, соответственно уменьшая шаг.

Re: Оптимальный винт для лодочного мотора

Сообщение Charskiy » 08 ноя 2013, 23:07

Ремонт алюминиевого винта или покупка бывшего в употреблении — это плохое вложение денег, поскольку при ремонте винт нужно сначала накалить. Нагрев меняет молекулярную структуру материала, резко его ослабляя. Даже если вы всего лишь спрямляете зазубрины или обрезаете лопасти, то тем самым меняете их форму (вместе с характеристиками всего винта).

Винты из нержавеющей стали, с другой стороны, равно как и винты из композитных материалов, можно надежно ремонтировать, так что им вполне можно вернуть первоначальные характеристики. На некоторых современных винтах можно менять отдельные лопасти, что очень удобно.

Винт — не та вещь, на которой имеет смысл экономить деньги. Деньги, потраченные на новый грамотно подобранный мотор, безусловно, окупятся — и через комфорт, и через экономию топлива.

По материалам газеты
«Охотник и рыболов Сибири»
Взято отсюда

Re: Оптимальный винт для лодочного мотора

Сообщение Charskiy » 08 ноя 2013, 23:25

Re: Оптимальный винт для лодочного мотора

Сообщение Charskiy » 08 ноя 2013, 23:42