Как проверить двигатель мотор тестером

Мотор-тестер. Профессиональная диагностика двигателя. Компьютерная диагностика.

АВТОЭЛЕКТРИК-ДИАГНОСТ т.+37529-9564090 МИНСК
Введение: Автоэлектрик-диагност это моя профессия, которой я посвятил более 20 лет.На данный момент это моё хобби, и в силу своих возможностей и свободного времени стараюсь помочь людям которые попали в трудную ситуацию. Далее в небольших статьях я постараюсь поделиться своим опытом, чтобы уберечь вас от самых распространенных ошибок и бесполезной траты денег и времени.
Компьютерная диагностика
Эти слова производят на неискушенного человека почти магическое действие, и он искренне уверен, вот подключится компьютер, считаются ошибки, сотрутся из памяти ЭБУ, и всё, машина исправна! Чем и пользуются мошенники(объявлений в инете о предоставлении таких услуг великое множество ), сосчитал ошибки, стер, для важности произнес несколько слов на английском якобы объясняющих причину возникновения проблемы, с умным видом посоветовал поменять то или это, взял деньги и исчез в неизвестном направлении. И как говорил один из моих посетителей «И только тогда до меня дошло, что я лох, и меня только что развели на энную сумму». Но это личный выбор каждого и переубеждать вас у меня нет ни малейшего желания.
Компьютерная диагностика –точнее чтение ошибок из памяти ECU, просмотр параметров, облегчает поиск одних, , но затрудняет поиск других проблем. Диагност способен при помощи сканера может обнаружить 40-60% неисправностей, остальные сканер не отслеживает или указывает на несуществующие. Так происходит, когда неисправность не относится к электрике, либо не укладывается в предусмотренный разработчиком алгоритм самодиагностики, по которому ECU формирует набор кодов ошибок. Потеря одной функции обеспечения приводит к невозможности исполнения нескольких функций исполнения. Последние просто не будут работать, будучи полностью исправными, именно поэтому такие неисправности принято называть наведенными.
Хочу дать несколько советов( если вы решили ремонтировать машину самостоятельно) думаю, они будут полезны и уберегут вас от ошибок.
1) Всегда нужно помнить, ошибки ECU это информация к размышлению, а не к действию
2) Всегда нужно знать принцип работы того или иного проблемного датчика или исполнительного механизма и его параметры.
3) Всегда проверять питающие напряжения, состояние массы, исправность проводки.
4) Всегда под рукой иметь электросхему, и внимательно её изучить.
5) Всегда руководствоваться правилом « Не уверен, не делай!»
6) Всегда нужно помнить, любую неисправность нужно доказать, никогда не торопитесь сразу менять.
7) Никогда не слушайте совета друга и соседа по гаражу, всегда помните, это ваша машина, и деньги тоже ваши.
8) Всегда можно задать вопрос на профильном форуме, но вопрос нужно сформулировать точно и кратко, из-за массы подробностей и многословия вас могут просто не понять. НО, подавляющее большинство советчиков это диванные спецы, настоящие профи всегда в работе, им просто некогда читать и писать посты, и общаются они на узко- специализированных форумах.
Всегда необходимо помнить( если вы всё-таки решили обратиться на СТО) громкое название, обилие рекламы, чай, кофе в офисе, не всегда соответствует профессиональному уровню персонала, а вот ценник на услуги будет запредельным.
Я не веду статистику, но по моим наблюдениям, за последние два года количество обращений ко мне за помощью, после посещений СТО, удвоилось . Даже был забавный случай, клиент потратил на эвакуаторы 350$, просто перевозя свою машину с одного СТО на другое, с отстоем на каждой от 3 дней до недели. Везде сначала брались за работу, надеясь её завести, но столкнувшись с трудностями, поняв что по быстрому бабло срубить не получиться, отказывались от работы. Я очень пожалел, что не записал речь разгневанного клиента в адрес всех СТО куда он обращался, после того как машина была заведена, это был шедевр русского мата!(Машина была заведена через 2 часа)
Причина всего этого одна- низкий уровень квалификации диагностов на СТО, и очень высокое самомнение.
Если вы все-таки приехали на СТО, всегда помните»Считывание ошибок-это не диагностика, стирание ошибок -это не ремонт» Если вам сказали»Ошибки мы стерли, теперь будет все нормально» не верьте, они появятся снова, возникновению их всегда есть причина, и её нужно найти. Настоящий диагност всегда найдет причину неисправности, но на её поиск иногда уходит много времени, но это все равно дешевле чем искать проблему методом подмены катушек, свечей, расходомеров, и прочих датчиков. Если же в памяти ЭБУ ошибок нет, то вам именно это путь и предложат, тогда смело говорите им до свидания! Сарафанное радио ещё никто не отменял, всегда есть отзывы о квалифицированных специалистах. Всегда помните, за пиво вам никто ничего не будет делать, диагност это в первую очередь высококвалифицированный специалист, к этому идут годами, плюс очень много денег вложено в оборудование, сканеры, инструмент, программное обеспечение. Соответственно и стоимость услуг соответствующая, но не запредельная как на фирменных СТО.
Не стесняйтесь спросить сколько будет стоить устранить проблему, вам ответят сколько будет стоить час работы, но никто не озвучит всю сумму, проблема может быть найдена за 5 минут или за пять часов, все зависит от неисправности. Никогда не соблазняйтесь дешевизной, всегда помните, неправильно поставленный диагноз влечёт за собой неоправданные финансовые затраты. Никогда не торгуйтесь, вы не на базаре, не устраивает цена, ищите дешевле, это ваша машина и проблемы тоже ваши.
Сейчас очень популярно делать компьютерную диагностику самому, этому усиленно помогает реклама типа» Сэкономь деньги, сделай диагностику самостоятельно» и наши китайские товарищи, выпускающие различные недорогие сканеры типа ELM с выходом на Андроид. Это по моему мнению, приняло размер эпидемии, все стараются диагностировать сами, к радости продавцов, продажи растут как грибы. Но самое печальное, на основании ошибок пытаются сами ремонтировать, и в результате головная боль и денежные расходы. Пример: один человек по советам в инете, неравномерность работы двигателя пытался устранить заменой топливной рампы с форсунками, на момент приезда ко мне, у него в багажнике уже лежало две, и намеревался купить ещё одну. У второго, тоже в багажнике, лежал комплект свечей, расходомер, датчики коленвала и распредвала, бензонасос, и ЭБУ, катушка зажигания и комплект высоковольных проводов. Ну и как их назвать? Но есть и другие, человек обратился с проблемой повышенного расхода топлива, но ходовые характеристики его устраивали. Рекомендовано заменить катушку и лямбда-зонд, параметры их были не в норме, но в данных случаях я всегда сохраняю осциллограммы и описание проблемы, это на случай предьявления претензий. Парень всё внимательно выслушал, предложил проверить ещё раз машину после замены проблемных деталей. Через два дня он появился снова и рассказал, что о результате диагностики поделился с друзьями, а они его подняли на смех, типа машина ведь работает, диагноз неправильный, ничего менять не надо. Но катушку и лямбда-зонд он поменял, и сразу же почувствовал что машина стала ещё резвее и расход топлива упал. Были сняты осциллограммы с катушки и лямбда-зонда и сравнены со старыми- результат как говорится налицо. Парень попросил результаты сохранить на флешку и потом уже прощаясь с улыбкой сказал» Ну а теперь, я над ними поиздеваюсь!«
К чему я это все так подробно рассказываю? А к тому, что каждый должен заниматься своим делом, наша народная забава, сэкономить или нахаляву просто неистребима, ведь все прекрасно знают» Скупой платит дважды» и все равно делают это.

Моторная диагностика
А вот на этом методе диагностики ДВС остановимся подробнее, поскольку компьютерной диагностикой состояние механики самого двигателя проверить невозможно, а вот при помощи мотор-тестера USB Autoscope очень просто. Я бы сказал больше, это просто подарок для диагноста, то, на что я раньше тратил часы, теперь уходит минуты.

Перед вами график давления в исследуемом цилиндре, и на основании этого графика, можно точно определить состояние самого цилиндра, какова его степень износа, как работают клапана и компенсаторы, как установлен ремень ГРМ, угол опережения зажигания, компрессию в цилиндре, степень наполнения цилиндра на впуске, противодавление катализатора, и многое другое. Точнее сказать, я визуально могу просмотреть процесс работы исследуемого цилиндра, и вынести точный диагноз, не словами» может быть, я так думаю, мне кажется а сказать именно причину неисправности. Но ещё очень важная деталь, график можно сохранить, а это очень важно.

Читайте также  Как правильно глушить турбированный мотор

Мотор-тестер позволяет диагностировать любую систему зажигания, а записав осциллограмму можно просмотреть как она работает на различных оборотах и под нагрузкой, и уверенно сказать об неисправности.
Пример:Nissan Murano 3,5L V6 жалоба на легкую вибрацию по кузову, ошибок по пропускам зажигания нет, катушки зажигания индивидуальные, на каждый цилиндр. Катушки были проверены мотор-тестером, две моментально забраковал. Клиент вынимает из багажника две катушки, одна куплена на разборке, вторая новая, в упаковке. Проверяю, БУ нормальная, новая явный брак. Клиент смотрит недоверчиво, ведь она-же новая! На проверку всех катушек ушло 10 минут, а на обьяснения, почему я забраковал новую катушку, ушло 15 минут. Вроде убедил, клиент после моих обьяснений стал технически подкован, уехал менять. Через час приезжает с новой катушкой, проверяем- конкретный брак.(ошибок по пропускам зажигания нет) Но на этот раз он процесс проверки снимает на камеру и опять уезжает. Через час приезжает радостный, катушку после боданий с продавцом ему поменяли и он поставил её на двигатель возле магазина, вибрации по кузову пропали. Не имея мотор-тестера эту проблему я бы не решил никогда, потому что так-же как и клиент считал бы, новая-значит хорошая! Это самая распространенная ошибка, и специалистов СТО и тех, кто ремонтирует машины самостоятельно, всегда нужно помнить, » Неисправнсть нужно доказать, а всё новое проверить.
80% машин которые приезжают ко мне, вообще не имеют ошибок по двигателю, несмотря на то, что машины довольно свежие или в силу своей древности их и сосчитать то нет возможности, или световой код. Вот тогда мотор-тестер неоценимый помощник, принцип работы всех датчиков и исполнительных механизмов практически одинаков, несмотря на то, что одна машина выпуска 90-х годов, а вторая уже в 21 веке.
Как говорил ранее, осциллограмму можно записать, и внимательно просмотреть, очень удобно.

Признаюсь честно, когда я первый раз увидел этот скрипт был немного шокирован, увидеть процесс работы двигателя в реальном времени, с прорисовкой каждого цилиндра, и как они работают на различных оборотах . Я всегда диагностику двигателя начинаю с компьютерной диагностики, считывание ошибок и внимательный просмотр параметров, и никогда не спешу, всегда проблему нужно обдумать. Напомню ещё раз, диагност работает не руками а мозгами, и огромную роль здесь играет именно опыт работы. Главная ошибка начинающих, это тупое следование ошибкам считанных из памяти ЭБУ, но вот мозг включить не пытаются, а нужно просто проанализировать, почему и что было причиной этих ошибок. В данном случае, график работы двигателя даёт направление, что проверять, на что обратить пристальное внимание. И главное, график дает возможность просмотреть, как ведет себя двигатель на различных оборотах, если он ровно работает на холостых, а на повышенных или переходном режиме подтраивает, то график указывает на возможную причину неисправности. Но оговорюсь сразу, мотор-тестер это прекрасный инструмент, но это только инструмент которым нужно уметь пользоваться, и если вы считаете, что он даст ответ на все вопросы, то таки да, но в силу вашего малого опыта вы можете просто не понять, или того хуже неправильно интерпретировать. К слову, приходилось сталкиваться с так называемыми диагностами, понтов немеряно, ну все он знает и умеет, но когда начинаешь как бы невзначай задавать вопросы по принципу работы и механике двигателя, то он просто этого не знает, про фазу перекрытия клапанов он вообще не слышал, а УОЗ вообще тёмный лес. А один вообще заявил, что всю механику двигателя он запросто просмотрит сканером, а на вопрос как, и в каких параметрах, то тут-же слинял, типа извините, много работы, занят.

Разработчики программного обеспечения не стоят на месте, и постоянно заняты расширением функционала мотор-тестера. А.В Шульгин выпустил новый релиз ПО в котором есть отчёт в текстовом варианте. Теперь даже неискушенному автовладельцу понятно о проблемах его автомобиля, в придачу это распечатывается. (как только вышло обновление, я моментально купил принтер) Мотористы, которым отправляю машины на сложный ремонт, сначала были в шоке от увиденного, а теперь обязательно требуют распечатку-к хорошему быстро привыкаешь.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Электродвигатель – основная составляющая любой современной бытовой электротехники, будь то холодильник, пылесос или другой агрегат, использующийся в домашнем хозяйстве. В случае выхода какого-либо прибора из строя в первую очередь необходимо установить причину поломки. Чтобы узнать, в исправном ли состоянии находится мотор, его необходимо проверить. Нести аппарат в мастерскую для этого необязательно, достаточно располагать обычным тестером. Прочитав эту статью, вы узнаете, как проверить электродвигатель мультиметром, и сможете справиться с этой задачей самостоятельно.

Какие электромоторы можно проверить мультиметром?

Существуют разные модификации электрических двигателей, и перечень их возможных неисправностей достаточно велик. Большинство неполадок можно диагностировать, воспользовавшись обычным мультиметром, даже если вы не специалист в этой области.

Современные электродвигатели разделяются на несколько видов, которые перечислены ниже:

  • Асинхронный, на три фазы, с короткозамкнутым ротором. Этот тип электрических силовых агрегатов является самым популярным благодаря простому устройству, которое обеспечивает легкую диагностику.
  • Асинхронный конденсаторный, с одной или двумя фазами и короткозамкнутым ротором. Такой силовой установкой обычно оснащается бытовая техника, запитывающаяся от обычной сети на 220В, наиболее распространенной в современных домах.
  • Асинхронный, оснащенный фазным ротором. Это оборудование имеет более мощный стартовый момент, чем моторы с короткозамкнутым ротором, в связи с чем его используют как привод в крупных силовых устройствах (подъемники, краны, электростанки).
  • Коллекторный, постоянного тока. Такие двигатели широко используются в автомобилях, где они играют роль привода вентиляторов и насосов, а также стеклоподъемников и дворников.
  • Коллекторный, переменного тока. Этими моторами оснащается ручной электроинструмент.

Первый этап любой диагностики – визуальный осмотр. Если даже невооруженным взглядом видны сгоревшие обмотки или отломанные части мотора, понятно, что дальнейшая проверка бессмысленна, и агрегат нужно везти в мастерскую. Но зачастую осмотра недостаточно, чтобы выявить неполадки, и тогда необходима более тщательная проверка.

Ремонт асинхронных двигателей

Наиболее распространены асинхронные силовые агрегаты на две и на три фазы. Порядок их диагностики не совсем одинаков, поэтому следует остановиться на этом более подробно.

Трехфазный мотор

Существует два вида неисправностей электрических агрегатов, причем независимо от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.

В состав трехфазного мотора, работающего от переменного тока, входит три катушки, которые могут быть соединены в форме треугольника или звезды. Имеется три фактора, определяющих работоспособность этой силовой установки:

  • Правильность намотки.
  • Качество изоляции.
  • Надежность контактов.

Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра, но если его нет, можно обойтись обычным тестером, выставив на нем максимальное значение сопротивлений – мегаомы. Говорить о высокой точности измерений в этом случае не приходится, но получить приблизительные данные возможно.

Перед тем, как измерить сопротивление, убедитесь, что двигатель не подключен к электросети, иначе мультиметр придет в негодность. Затем нужно произвести калибровку, поставив стрелку на ноль (щупы при этом должны быть замкнуты). Проверять исправность тестера и правильность настроек, кратковременно касаясь одним щупом другого, необходимо каждый раз перед измерением величины сопротивление.

Приложите один щуп к корпусу электромотора и убедитесь, что контакт имеется. После этого снимите показания прибора, касаясь двигателя вторым щупом. Если данные в пределах нормы, соединяйте второй щуп с выводом каждой фазы поочередно. Высокий показатель сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.

Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:

Затем необходимо убедиться, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, которые выходят в коробку выводов электродвигателя. Если обнаружен обрыв какой-либо обмотки, диагностику следует прекратить до устранения неисправности.

Следующий пункт проверки – определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если внешне обмотки выглядят нормально, то установить факт короткого замыкания можно по неодинаковому потреблению электротока.

Двухфазный электрический двигатель

Диагностика силовых агрегатов этого типа несколько отличается от вышеописанной процедуры. При проверке мотора, оснащенного двумя катушками и запитывающегося от обычной электросети, его обмотки нужно прозвонить при помощи омметра. Показатель сопротивления рабочей обмотки должен быть на 50% меньше, чем у пусковой.

Обязательно должно измеряться сопротивление на корпус – в норме оно должно быть очень большим, как и в предыдущем случае. Низкий показатель сопротивления говорит о необходимости перемотки статора. Конечно, для получения точных данных такие измерения лучше проводить при помощи мегомметра, но такая возможность в домашних условиях имеется редко.

Читайте также  Электрические лодочные моторы тесты

Проверка коллекторных электромоторов

Разобравшись с диагностикой асинхронных моторов, перейдем к вопросу о том, как прозвонить электродвигатель мультиметром, если силовой агрегат относится к коллекторному типу, и каковы особенности таких проверок.

Чтобы правильно проверить работоспособность этих двигателей при помощи мультиметра, нужно действовать в следующем порядке:

  • Включить тестер на Ом и попарно замерить сопротивление коллекторных ламелей. В норме эти данные различаться не должны.
  • Измерить показатель сопротивления, приложив один щуп прибора к корпусу якоря, а другой – к коллектору. Этот показатель должен быть очень высоким, стремиться к бесконечности.
  • Проверить статор на целостность обмотки.
  • Измерить сопротивление, прикладывая один щуп к корпусу статора, а другой – к выводам. Чем выше будет полученный показатель, тем лучше.

Проверить электродвигатель при помощи мультиметра на межвитковое замыкание не получится. Для этого используется специальный аппарат, с помощью которого производится проверка якоря.

Подробно проверка двигателей электроинструмента показана в этом видео:

Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

Зачастую электрические силовые установки оснащаются дополнительными компонентами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации его работы. Наиболее распространенными элементами, встраивающимися в мотор, являются:

  • Термопредохранители. Они настроены на срабатывание при определенной температуре таким образом, чтобы избежать сгорания и разрушения изолирующего материала. Предохранитель убирается под изоляцию обмоток или фиксируется к корпусу электрического мотора стальной дужкой. В первом случае доступ к выводам не затруднен, и их без проблем можно проверить с помощью тестера. Также можно мультиметром или простой индикаторной отверткой определить, к каким разъемным ножкам выходит защитная схема. Если температурный предохранитель находится в нормальном состоянии, то он должен показывать при измерении короткое замыкание.
  • Термопредохранители могут быть с успехом заменены температурными реле, которые бывают как нормально разомкнутыми, так и замкнутыми (второй тип более распространен). Марка элемента проставляется на его корпусе. Реле для различных типов двигателей выбирается в соответствии с техническими параметрами, ознакомиться с которыми можно, прочитав эксплуатационные документы или найдя нужную информацию в интернете.
  • Датчики оборотов двигателя на три вывода. Обычно ими комплектуются моторы стиральных машин. Основой принципа работы этих элементов является изменение разности потенциалов в пластинке, через которую проходит слабый ток. Питание подается по двум крайним выводам, которые обладают небольшим сопротивлением и при проверке должны показывать короткое замыкание. Третий вывод проверяется только в рабочем режиме, когда на него действует магнитное поле. Не следует измерять величину электропитания датчика при включенном двигателе. Лучше всего вообще снять силовой агрегат и подать ток отдельно на датчик. Для возникновения импульсов на выходе датчика покрутите ось. Если ротор не оснащен постоянным магнитом, придется на время проверки установить его, сняв предварительно сенсор.

Обычного мультиметра, как правило, достаточно для диагностики большинства неполадок, которые могут возникать в электромоторах. Если установить причину неисправности этим прибором не представляется возможным, проверка производится с помощью высокоточных и дорогостоящих аппаратов, которые имеются только у специалистов.

В этом материале содержится вся необходимая информация о том, как правильно проверить электродвигатель мультиметром в бытовых условиях. При выходе любой электротехники из строя самое главное – прозвонить обмотку мотора, чтобы исключить его неисправность, поскольку силовая установка имеет наиболее высокую стоимость по сравнению с другими элементами.

Консультация On-line

в нашей группе вконтакте

ДИАГНОСТИРУЙТЕ ВАШЕ АВТО САМИ!

Последние новости

  • Настройка ГБО своими руками.
  • Газобаллонное оборудование (ГБО)
  • Горит check engine
  • Свечи зажигания
  • Snooper+
  • Регулятор холостого хода

Интерактивное меню

Самые читаемые

  • Выбор автотестера
  • Daewoo список кодов ошибок
  • Toyota список кодов ошибок
  • Р0300
  • Audi, VW,Skoda,Seat список кодов ошибок часть1
  • Обучение

Мотор-тестеры

Мотор-тестеры это универсальные электронные приборы, предназначенные для проведения измерений параметров работы двигателя. Параметры измеряются с помощью специальных датчиков и пробников, входящих в комплект прибора. Как правило, мотор-тестеры позволяют измерять следующие параметры:

— частота вращения коленчатого вала;

— напряжения в первичной и вторичных цепях системы зажигания;

— пульсации напряжения генератора;

— угол замкнутого состояния контактов;

— время накопления и ток размыкания в первичной цепи катушки зажигания;

— частоту, длительность и скважность импульсов,

— угол опережения зажигания;

— величину разряжения/давления во впускном коллекторе.

Обычно мотор-тестер в своём составе имеет цифровой осциллограф, представляющий измеряемые величины (ток, напряжение, частота вращения коленчатого вала, разряжение и т.д.) в графическом виде, а также в виде гистограмм. Некоторые мотор-тестеры имеют возможность записи кадров изображения в память прибора для последующего сравнения и анализа. Настройка параметров развёртки осциллографа производится автоматически при выборе режима измерений. Цифровой осциллограф — это мощный инструмент в руках опытного диагноста. Например, по форме осциллограммы во вторичной цепи зажигания можно выявить неисправные элементы тракта (свечи зажигания, высоковольтные провода, крышка распределителя…) и даже отклонения состава смеси в цилиндрах.

На некоторых мотор-тестерах (DSN-PRO) реализован также режим имитации сигналов датчиков.

Мотор-тестеры условно можно разделить на три группы: большие или консольные, средние и портативные.

Консольные мотор-тестеры (SUN, DASPAS) — это стационарные устройства, выполненные на базе персональных компьютеров, в котором датчики, как правило, располагаются на специальной поворотной консоли. Эти мотор-тестеры имеют большое количество измерительных входов, позволяющих проводить измерения нескольких однотипных параметров одновременно и анализировать их с помощью многоканального осциллографа.

Например, в режиме проверки запуска двигателя проверяются: изменения напряжения на клеммах 1 и 15 катушки зажигания и клеммах аккумуляторной батареи, обороты, развиваемые стартером, ток поотребления стартера, а также величина разряжения во впускном коллекторе.

Принципиальное отличие мотор-тестеров высшей группы сложности состоит в реализации некоторых специальных функций, таких как:

— измерение относительной компрессии по цилиндрам;

— измерение мощностного баланса цилиндров;

— наличие встроенной базы данных заводских допусков измеряемых

параметров для различных моделей двигателей автомобилей;

— наличие экспертной системы, анализирующей результаты измерений

(в случае полного заполнения протокола измерений). Экспертная система

подсказывает также возможные пути поиска неисправностей.

Следует отметить, что функции измерения относительной компрессии и мощностного баланса могут быть реализованы в полном объёме только на автомобилях с механическим распределителем зажигания, а поскольку в настоящее время такие системы практически не применяются, то эти режимы утратили своё практическое значение.

Косвенно мощностной баланс цилиндров можно оценить по неравномерности вращения коленчатого вала двигателя.

В состав мотор-тестеров высшей группы сложности входит 4 или 5-компонентный газоанализатор. Результаты его измерений тоже используются анализирующей программой.

Мотор-тестеры средней группы сложности отличаются от консольных отсутствием базы данных, анализирующей программы, а также меньшим количеством измерительных входов и режимов измерений. Например, может отсутствовать режим измерения разряжения во впускном коллекторе или, вместо многоканального, встроен одноканальный осциллограф.

Портативные мотор-тестеры по своим функциям аналогичны, а иногда и превосходят мотор-тестеры среднего класса. Они выполняются в виде переносных устройств с жидкокристаллическим экраном. Питание приборов осуществляется от сети 220В или бортовой сети автомобиля, что позволяет их использовать даже в «полевых условиях».

Для более качественного отображения и анализа результатов измерений портативные мотор-тестеры имеют возможность передавать данные на персональный компьютер, или непосредственно на принтер для распечатки. Возможно также сопряжение с газоанализатором через персональный компьютер. Многие производители ввиду большой конкуренции стремятся оснастить свои приборы оригинальными режимами анализа. Например, статистический анализ изменений параметров работы высоковольтного тракта для различных режимов работы двигателя.

Работаем мотор-тестером

Знаете ли вы, какой дефект двигателя самый сложный в диагностике?

Опытные мастера скажут не задумываясь. Да, все верно: спорадический. То есть любой, вызванный какой угодно причиной, но проявляющийся не постоянно, а случайно. Зачастую во время визита на СТО дефект себя не выдает. Какие шаги предпринять для поиска, что делать, какой элемент заменить – вопросы не самые простые.

Однако находить спорадические дефекты можно. Для этого лучше всего использовать самый интересный диагностический прибор мотор -тестер . К интересующим нас датчикам либо электрическим цепям системы управления двигателем подключаем щупы мотортестера, запускаем съем и ждем, когда дефект проявит себя «во всей красе». После чего останавливаем съем и анализируем полученную осциллограмму.

Именно таким образом была обнаружена неисправность на автомобиле ВАЗ 2110 с двигателем 21114, объемом 1.6 л, 8 клапанов, оснащенным системой управления Январь 7. Проблема заключалась в том, что двигатель мог в любой момент заглохнуть. После остановки легко запускался вновь и работал, как ни в чем не бывало. Ладно, если это происходит на месте, а в движении управлять таким автомобилем не только некомфортно, но и просто опасно. Забегая вперед, скажем, что неисправность была откровенно банальной, но найти ее оказалось не так-то просто.

Читайте также  271 мотор мерседес система охлаждения

Ну что ж, автомобиль на посту диагностики, начинаем. Совершенно очевидно, что для нормальной работы двигателю необходимы топливо, надежное искрообразование и компрессия в цилиндрах. Последняя никак не может спорадически пропадать, поэтому будем исследовать системы подачи топлива и зажигания.

Так как обе эти системы получают управляющие сигналы от блока управления двигателем, самое первое, что приходит в голову, это подключить сканер и оценить параметры потока данных. Подключаем Сканматик. В первую очередь нас интересуют частота вращения и время впрыска. Если в момент проявления дефекта они есть, то блок управления «видит прокрутку» и пытается открыть форсунки. Откроются они или нет – второй вопрос, но главное – пытается ли это сделать блок. Быстро выяснилось, что в момент остановки двигателя до самого конца сканер отображает частоту вращения, УОЗ и время впрыска. Ага, взять крепость с налета не удалось. Переходим к осаде.

Будем использовать мотор-тестер USB Autoscope III, больше известный как осциллограф Постоловского. Для начала исследуем систему зажигания. Как известно, на этом двигателе имеет место система зажигания типа DIS с двумя катушками, конструктивно расположенными в одном корпусе. Ключи управления катушками и цепи контроля тока находятся внутри ЭБУ. Разъем блока катушек имеет три вывода: на один из них подается +12 В из бортовой сети при включении зажигания, еще два – это выводы первичных катушек, коммутируемые на «массу» внутри ЭБУ. Подключив щупы мотортестера к этим трем выводам, мы сможем контролировать питание катушек и первичное напряжение. Тем самым выясним, не в системе ли зажигания кроется дефект, приводящий к внезапной остановке мотора.

Итак, канал 4 осциллографа (осциллограмма зеленого цвета) подключаем к выводу питания, канал 5 (красный) – к первичной цепи цилиндров 1-4, канал 6 (фиолетовый) – к первичной цепи цилиндров 2-3. Запускаем двигатель и ждем. Ура, заглох! Теперь нужно внимательно рассмотреть полученную осциллограмму и выяснить, виновна ли в остановке двигателя система зажигания.

История болезни: как недорого проверить состояние двигателя

C необходимостью всесторонней проверки здоровья мотора я столкнулся, выбирая себе подержанный Subaru. Было очевидно, что продавец не захочет тратить целый день на тщательную экспертизу и уж тем более не позволит вскрывать агрегат. Компьютерной диагностики, проверки компрессии или диагностики на слух явно недостаточно, чтобы вынести точный вердикт о состоянии двигателя. Что еще могут предложить сервисмены?

ЛИКБЕЗ

Лик-тест (англ. leak — течь) — проверка утечек в цилиндре. Операция напоминает замер компрессии, только результаты точнее. Рампу с двумя манометрами подключают с одной стороны к свечному отверстию, с другой — к компрессору. Поршень стопорят в верхней мертвой точке (ВМТ), когда закрыты все клапаны. С помощью первого манометра выставляют давление воздуха (обычно 4–8 бар), поступающего в цилиндр от компрессора, второй фиксирует утечки в цилиндре, показывая, насколько он герметичен. Таким образом определяют, насколько изношены поршневые компрессионные кольца, не повреждены ли клапаны, есть ли трещины в цилиндре или головке блока. Например, утечки для цилиндров нового или только что отремонтированного мотора после обкатки составляют 2–5%. Для двигателя, пробежавшего 100 000 км, нормальный показатель — 10%. А вот если утечки вдвое больше, нужно серьезно задуматься, покупать ли эту машину.

Почему лик-тест точнее замеров компрессии? В первую очередь потому, что его проводят при неподвижном поршне. Ведь у многих подержанных машин стартер часто не раскручивает коленчатый вал до требуемых оборотов, из-за чего поршень не может создать в цилиндре требуемое давление — и компрессия оказывается заниженной.

Во‑вторых, если залегли или изношены маслосъемные кольца, на стенках цилиндра при движении поршня остается много смазки. Она частично препятствует утечке газов через компрессионные кольца, которые могли и сами уже подустать. В результате замер компрессии даст завышенные показания, создавая иллюзию здоровой поршневой группы. Кроме того, конкретные места утечек при лик-тесте найти проще. При высоком давлении убегающий из цилиндра воздух свистит. Если звук идет из заливной масляной горловины — изношены компрессионные кольца, пропускающие воздух в поддон двигателя. Свист из воздушного фильтра укажет на треснувшие или прогоревшие впускные клапаны. Негерметичные выпускные клапаны рождают звуки из выхлопной системы.

Интересный способ используют, чтобы найти ВМТ. Выставляют давление в цилиндре не более 1–1,5 бара на первом манометре и проворачивают коленвал за шкив, пока показания утечек на втором приборе не станут минимальными. Значит, в этом положении поршень наверху и клапаны закрыты. Далее фиксируют шкив коленчатого вала и повышают давление до 4–8 бар.

У автомобиля, который я собирался купить, утечки в двух цилиндрах были в пределах нормы, а в двух других перевалили за опасную планку и составили 10–13% и 16% соответственно. Причину нашли с помощью автомобильного эндоскопа.

ТО, ЧТО СКРЫТО

Tester

  1. Шприц для проверки наличия СО в системе охлаждения (примерно 7000 рублей). В него входит жидкость-индикатор (1200 рублей за бутылку). Сервисмены просят за такую операцию в среднем 600 рублей.
  2. Цена современного эндоскопа с дополнительными функциями — от 12 000 до 200 000 рублей и даже выше. В сервисах берут около 600 рублей за осмотр одного цилиндра.
  3. Такой набор для лик-теста стоит около 6500 рублей. А за собственно лик-тест сервисмены просят около 350 рублей за цилиндр. Многое зависит от конкретного мотора: чем сложнее доступ к элементам, тем дороже.

Эндоскоп подключают к ноутбуку или оценивают состояние внутренностей мотора на встроенном экране. Такие приборы делают четкие снимки и даже качественную видеозапись, а их подвижные камеры способны показать элементы двигателя под всевозможными углами. Однако достоверность результатов такой диагностики сильно зависит от уровня специалиста. Например, износ стенок цилиндра (небольшие вертикальные царапины) для некоторых моторов даже с маленьким пробегом — нормальное явление, а сервисмен может сделать необоснованный вывод о скорой кончине агрегата. Поэтому надежнее обращаться в техцентры, специализирующиеся на машинах конкретной марки.

Эндоскоп выявил в интересовавшем меня моторе трещины в головке блока как раз у той пары подозрительных цилиндров. Самые значительные — там, где лик-тест показал 16% утечек. Трещины шли от свечного отверстия к клапанам. Но я не отказался от машины, а обоснованно выторговал себе приличную скидку в счет будущей замены двух головок оппозитного блока цилиндров.

ВНИМАНИЕ: ГАЗЫ!

Некоторые моторы из-за конструктивных особенностей склонны к быстрому перегреву, из-за чего иногда ведет контактные плоскости блока и головки цилиндров и в итоге прогорает прокладка между ними. Прорыв масла в антифриз легко обнаружить по эмульсии на щупе двигателя, а вот попадание выхлопных газов в охлаждающую жидкость выявить сложно, особенно на ранних стадиях.

Проверить наличие СО в антифризе помогает так называемый шприц. Этот прибор состоит из двух колб, расположенных друг над другом и заполненных жидкостью-индикатором, которая при взаимодействии с выхлопными газами меняет цвет. Две колбы нужны, чтобы исключить ошибку в результатах. Лишь когда появляются газы в верхней, нужно раскошелиться на ремонт. В зависимости от конструкции системы охлаждения, газ (именно газ, а не антифриз) забирают из расширительного бачка либо прямо из радиатора. Перед этим мотор прогревают и многократно повышают обороты до 4000–5000, чтобы поднять давление в цилиндрах.

При сильном прорыве выхлопных газов индикаторная жидкость быстро меняет цвет. Виновница — прогоревшая прокладка головки блока. Индикатор выявил утечку лишь через несколько часов? Значит, прокладка только начинает терять герметичность. Либо виноваты микротрещины в цилиндре, которые расширяются при нагреве и пропускают выхлопные газы в систему охлаждения.

Эти тесты в большинстве случаев себя оправдывают, особенно при выявлении неисправностей, требующих дорогостоящего ремонта. Или, как в моем случае, при покупке автомобиля с солидным пробегом и эксплуатировавшегося в жестких условиях, например вседорожника или заряженной модификации. В целесообразности диагностики я убедился на собственном опыте.

Благодарим за помощь в подготовке материала техцентр Oppozite MAX.