12 угол поворота приводного вала насоса должен составлять

Регулировка подачи топлива

Регулировка момента начала подачи топлива является одной из ответственных операций технологического процесса ремонта топливных насосов. От точности установки угла начала подачи топлива в значительной степени зависит экономичность и надежность работы дизеля. Для того чтобы обеспечить полное сгорание рабочей смеси в цилиндре, впрыск топлива через форсунку должен производиться в строго определенный промежуток времени в конце хода сжатия. Так, например, для быстроходного 12-цилиндрового дизеля типа B2-300 и Д12А подача топлива насосом начинается за 28° до в. м. т. поршня. Фактически топливо впрыскивается форсункой в цилиндр за 20—22° до в. м. т. Продолжительность впрыска составляет около 20°.

При большом опережении подачи топлива относительно в. м. т. поршня топливо впрыскивается преждевременно, дизель работает жестко. Это происходит потому, что давление в цилиндре нарастает резко; повышается наибольшее давление сгорания, поэтому увеличивается нагрузка на детали кривошипно-шатунного механизма. Иногда наблюдается вибрация дизеля. Кроме того, несколько увеличивается удельный расход топлива.

При поздней подаче топлива задерживается процесс образования рабочей смеси в цилиндре. Значительная часть топлива догорает при такте расширения. Вследствие того, что топливо догорает в большом объеме, уменьшаются скорость нарастания давления и наибольшее давление цикла; падает температура в цилиндре. Такой дизель обычно работает с дымным выпуском и перегревается. Уменьшается мощность дизеля и увеличивается удельный расход топлива.

Четкая работа многоцилиндрового дизеля в значительной степени зависит от одинакового протекания рабочего процесса во всех цилиндрах. Это возможно в том случае, если моменты начала впрыска и продолжительность впрыска топлива одинаковы во всех цилиндрах. Разница в чередовании моментов начала подачи топлива секциями не должна превышать 0,5—1,0°. Момент начала подачи топлива при регулировке топливного насоса определяют по углу поворота кулачкового вала насоса в момент перекрытия кромкой плунжера всасывающего окна гильзы и по впрыску топлива форсункой.

Момент перекрытия кромкой плунжера впускного отверстия гильзы определяют по движению мениска топлива в стеклянной трубочке при медленном поворачивании кулачкового вала насоса.

Для новых плунжерных нар, диаметральный зазор которых не более 3 мк, погрешность в определении момента начала подачи топлива не превышает 0,5° по углу поворота кулачкового вала топливного насоса.

При увеличении (более 5 мк) диаметральных зазоров плунжерных пар неравномерность углов чередования моментов начала подачи топлива значительно повышается. Это объясняется тем, что увеличиваются утечки топлива через активную щель между плунжером и гильзой; поэтому давления в системе нарастают медленно и впрыск топлива в цилиндр начинается позднее.

Другим существенным недостатком этого способа является то, что точность определения момента начала движения мениска топлива зависит от лица, производящего регулировку.

Более совершенным является определение момента впрыска топлива форсункой. Для этого стенд для регулирования топливных насосов оборудуют специальным прибором — стробоскопом.

Регулировку подачи топлива насосом НК-10 по движению мениска в стеклянной трубочке на стенде с ручным приводом производят следующим образом. Рейку насоса выдвигают на 14 мм от положения «Стоп» и, вращая кулачковый вал, прокачивают топливо до полного удаления пузырьков воздуха. Затем второй плунжер устанавливают в верхнее положение и регулируют зазор величиной 0,6 мм между торцом плунжера и седлом клапана. Для этого измеряют щупом зазор между болтом толкателя и пятой плунжера. Когда зазор отрегулирован, на нажимной штуцер секции навертывают гайку моментоскопа. Повертывая вал насоса вручную против часовой стрелки, замечают начало движения мениска топлива и определяют момент подачи по градуированному диску приводного шкива по стрелке, которая прикреплена к стенду. Для повторного контроля вал насоса поворачивают назад на ¼ оборота и вторично, повертывая вал против часовой стрелки, определяют момент начала движения топлива в стеклянной трубке.

Результаты проверки считаются верными, если оба измерения совпадают или отличаются одно от другого не более чем на 30°.

Момент подачи всех остальных секций насоса НК-10 проверяют в порядке последовательности их работы ( табл. 42 ).

Таблица 42 . Последовательность работы секций насоса НК-10

Начало подачи в градусах

Если начало подачи какой-либо секции отклонится от заданного угла по отношению ко второй секции более чем на 30°, то такую секцию регулируют снова. При поздней подаче топлива регулировочный винт толкателя вывертывают, при ранней подаче ввертывают.

Последовательность подачи топлива секциями насоса дизеля типа Д6 следующая ( табл. 43 ).

Таблица 43 . Последовательность подачи насоса секций шестиплунжерного насоса

Начало подачи в градусах

В процессе регулировки момента подачи вторично проверяют зазор между торцом плунжера и седлом клапана, который после регулировки момента подачи должен быть 0,4—1,0 мм. Закончив эту регулировку, повертывают вал насоса в положение, соответствующее началу подачи второго плунжера, и наносят риску на буксе против метки на кулачковой муфте.

Для четкой и экономичной работы дизеля необходимо, чтобы во все цилиндры впрыскивалось одинаковое количество топлива. При неравномерном впрыске топлива по цилиндрам ухудшается работа дизеля. Например, на режиме полной нагрузки отдельные цилиндры, получающие увеличенное количество топлива, могут оказаться перегруженными за счет недогрузки остальных. Кроме того, перегруженные цилиндры вследствие неполного сгорания топлива работают с дымным выпуском. Поэтому повышается удельный расход топлива.

При регулировке насоса на равномерность подачи добиваются подачи каждой секцией установленного количества топлива. На регулировочном режиме разница в подаче между любыми плунжерными парами должна быть но более 3%. На режиме малых подач и низких оборотов допускается значительное повышение этой неравномерности.

Неравномерность Н подачи топлив секциями топливного насоса определяют по формуле

где q max — наибольшее количество топлива, поданное одной из секций, в см3 (г); q min — наименьшее количество топлива, поданное одной из секций, в см3 (г).

Необходимо соблюдать технические условия на регулировку насосов по количеству и равномерности подачи топлива. При ходе рейки 13,5 мм от положения «Стоп» на регулировочном режиме работы насоса (n — 850 об/мин) за 400 ходов плунжера секция насоса типа НК-10 должна подавать 64±1,0 см3 топлива. На малых (n = 300 об/мин) оборотах кулачкового вала насоса количество подаваемого топлива секцией равно 12 +2,5 -2,0 см3.

Количество топлива, подаваемого секциями топливного насоса, изменяют следующим образом. В случае заниженной подачи топлива одной из пар насоса освобождают стопор и перемещают поворотную втулку влево. При повышенной подаче топлива втулку поворачивают вправо, после чего вновь стопорят.

При большой неравномерности подачи топлива секциями насоса (при уменьшении хода рейки) допускается регулирование насоса на режиме малой подачи. После этого повторно проверяется точность регулировки на рабочем (регулировочном) режиме. Если точность регулировки на рабочем режиме будет нарушена, подбирают другую плунжерную пару.

Если неравномерность подачи топлива секциями топливного насоса будет в пределах нормы, а общее количество подаваемого топлива больше или меньше нормы, разрешается изменять величину хода рейки на 0,5—1,0мм. Не разрешается регулировать топливный насос на равномерность подачи топлива при малом числе оборотов кулачкового вала, потому что такой насос при работе дизеля будет подавать топлива больше нормы. Кроме того, изменится равномерность подачи топлива отдельными секциями.

Для регулировки топливных насосов применяют дизельное топливо вязкостью 5,1±0,05 ccт при температуре 20° С. Температура топлива при испытании насоса поддерживается в пределах 18-20° С.

При регулировке топливных насосов применяют два способа измерения расхода топлива: 1) объемный в см3 и 2) весовой в г. Более точным является весовой способ, но он требует дополнительного оборудования (весы и разновес). В ремонтных предприятиях для регулировки многоплунжерных насосов применяют объемный способ измерения топлива. Пробу топлива отбирают в цилиндры (мензурки) с внутренним диаметром 20 мм и емкостью до 100 см3, градуированные через 0,2 см3.

Большое значение имеют точность отсчета числа ходов плунжера и своевременное переключение слива топлива в мерные мензурки или в топливный бак. Высокая точность отсчета числа ходов плунжера и своевременность переключения топливных лотков достигаются применением специальных автоматов. Требуется высокая точность в регулировке числа оборотов вала насоса. Заданные обороты должны быть установлены с точностью ±5 об/мин.

Регулировку насосов на равномерность подачи производят с эталонными форсунками или специальными дозаторами (форсунки с регулируемой пропускной способностью).

Для регулировки насосов применяют эталонные форсунки с однодырчатыми распылителями диаметром 0,8 +0,02 мм. Эти форсунки регулируют на давление подъема иглы 200 кг/см2. Разница в подаче эталонных форсунок от одного плунжера на регулировочном режиме насоса должна быть не более 1%. Производительность их должна быть 64 см3 за 400 ходов плунжера при 850 об/мин кулачкового вала насоса. Контроль этих форсунок производят через каждые 100 отрегулированных насосов.

Внутренний диаметр трубок высокого давления стенда должен быть 2±0,3 мм, все трубки должны иметь одинаковую длину. Гидравлическая характеристика трубок должна быть одинаковая.

Точность настройки стенда для испытания насосов следует проверять по эталонному насосу через каждые 50—60 отрегулированных насосов. Отклонение подачи топлива секциями насоса не должно превышать 2 см3.

Регулировка всережимного регулятора заключается в установке наибольших и наименьших чисел оборотов. В процессе регулировки механизма добиваются устойчивости работы и постоянства числа оборотов на всех рабочих режимах. Такая проверка работы регуляторов производится на стенде с электрическим приводом, обеспечивающим плавное изменение числа оборотов насоса от минимальных до максимальных.

Желательно, чтобы стенды были оборудованы специальным контрольным устройством, фиксирующим начало выключения рейки. Для топливных насосов дизелей B2-300 и Д6 число оборотов начала выключения рейки принято равным 910 +10 в минуту. Число оборотов полного выключения рейки равно 1050 +25 в минуту. Если при проверке работы регулятора выключение рейки начинается при числах оборотов, меньше указанных, то следует нижний винт отвернуть нa 0,5—1 оборот. При выключении рейки на числах оборотов, больше указанных, винт соответственно завинчивают.

НДП — насос-дозатор планетарный и НДМ

Назначение изделий
Насосы-дозаторы гидрообъемного рулевого управления самоходных машин и тракторов, максимальная скорость которых не превышает 50 км/ч, предназначенных для изменения направления и изменения расхода рабочей жидкости от питающего насоса к исполнительному рабочему органу – гидроцилиндру поворота колес, пропорционально углу поворота приводного вала и для подачи рабо- чей жидкости к исполнительному рабочему органу при неработающем питающем насосе.

Основные технические характеристики

  • Насосы-дозаторы выпускаются в зависимости от модификации и типоразмера с рабочим объемом от 80 до 600 см3/об.
  • Насосы-дозаторы предназначены для работы на минеральном масле с кинематической вязкостью от 10 до 120 мм2/сек (сСт), номинальной тонкостью фильтрации 25 мкм и классом чистоты не ниже 15 по ГОСТ 17216, с температурой от 0 до 80°С при температуре окружающей среды от минус 50°С до плюс 50°С.
    Рекомендуемая вязкость от 30 до 35 мм2/сек (сСт), температура от плюс 30°С до плюс 60°С.
  • Давление заводской настройки предохранительного клапана при номинальном расходе: 6,3; 10; 12,5 и 16 МПа. Давление настройки противоударных клапанов на величину от 4 до 6 МПа выше давления настройки предохранительного клапана.
  • Допускается регулировка клапанов потребителем в процессе эксплуатации, при этом давление настройки предохранительного клапана не должно быть выше 16 МПа, а давление настройки противоударных клапанов должно быть на 4..6 МПа выше давления настройки предохранительного клапана.
  • Насосы-дозаторы серии НДП по техническим характеристикам и присоединительным параметрам унифицированы с насосами фирм «Данфосс», «Итон», «Лифам».
  • Полные технические характеристики, отличительные особенности по присоединительным параметрам, габаритам по всем типам и модификациям приведены в листах данного каталога.
Читайте также  Шрус карданного вала 2121 2123

Устройство и принцип работы

  • Насос-дозатор представляет собой сблокированный с насосом-мотором следящий гидрораспределитель, входным сигналом для которого является вращение приводного вала; объем рабочей жидкости, подаваемой от насоса-дозатора к гидроцилиндру, пропорционален углу поворота приводного вала.
  • При неработающем питающем насосе (аварийный режим) насос-дозатор работает как ручной насос вращением приводного вала от рулевого колеса.
  • Насос-дозатор выполнен: «с открытым центром» — при отсутствии управляющего воздействия на приводной вал свободно пропускает рабочую жидкость от питающего насоса на слив; «без реак- ции» — воздействие дороги на колеса через гидроцилиндры не передается на приводной вал и, соответственно, на рулевое колесо.
  • Насос-дозатор имеет различную подачу за один оборот рулевого колеса:
    • серии НДМ, НДП без встроенного усилителя потока имеют постоянную подачу за один оборот рулевого колеса, как при работающем, так и при неработающем питающем насосе. В зависимости от модификации 80 – 500 см3/об.;
    • серия НДМ-У со встроенным усилителем потока при работе без питающего насоса имеет умень- шенную подачу, равную номинальному рабочему объему, обеспечивая возможность управления транспортным средством в этом режиме;
    • серия НДП-01- двухпоточного исполнения:
      • при неработающем питающем насосе 80 см;
      • при работающем насосе: 160, 180, 205, 240, 280 или 330 см3.
    • Встроенные клапаны выполняют следующие функции:
      • предохранительные – защиту питающего насоса от перегрузки по давлению;
      • обратные – предотвращают вытекание рабочей жидкости при обрыве трубопровода питания;
      • противоударные – защиту гидросистемы от скачков давления в результате ударных воздействий дороги на колеса;
      • противовакуумные – подпитку противоположной полости гидроцилиндра при срабатывании противоударного клапана и предотвращения кавитации.

    ПРИМЕЧАНИЕ: При установке насос-дозатора необходимо исключить осевые и радиальные нагрузки на вал.

    Ресурсы. Сроки службы и хранения. Гарантия изготовителя

    • ООО «Завод «Омскгидропривод» гарантирует соответствие насос-дозаторов требованиям технических условий при соблюдении условий транспортирования, хранения, монтажа, установленных указанными ТУ и инструкциями по эксплуатации самоходных машин, на которых установлен насос- дозатор.
    • Гарантийный срок эксплуатации насоса-дозатора составляет 24 месяца со дня ввода его в эксплуатацию. Срок хранения не более 6 месяцев со дня получения потребителем. Гарантийные сроки исчисляются со дня передачи насоса-дозатора потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления.
    • Гарантии не распространяются на насосы-дозаторы, применяемые без предварительного согласования с предприятием-изготовителем и при самостоятельной разборке насосов-дозаторов потребителем.
    • В случаях выявления неисправности насоса-дозатора в пределах гарантийного срока работы при надлежащем хранении и соблюдении правил эксплуатации потребитель должен немедленно сообщить предприятию-изготовителю насоса-дозатора характер дефекта, обозначение насоса-дозатора и заводской номер, а также предприятие-потребитель, тип самоходной машины или трактора, на кото- ром эксплуатировался насос-дозатор, количество моточасов или дней работы машины.

Контактная информация: ГидроМаш

Регулировка топливного насоса высокого давления

Регулировка начала, подачи топлива секциями насоса высокого давления выполняется на стенде СДТА-1 при снятой с насоса муфте опережения впрыска топлива.

На корпусе стенда со стороны вала привода насоса укреплен градуированный диск с делениями через 1°. Соединительная муфта вала привода стенда с кулачковым валом насоса имеет вращающуюся стрелку для отсчета угла поворота вала.

На штуцера секций насоса гайками 4 закрепляют моментоскопы ( рис. 124 ), стеклянная 1 и стальная 3 трубки которых соединены пластмассовой трубкой 2.

Вращением кулачкового вала насоса заполняют топливом стеклянные трубки 1 моментоскопов до половины объема.

Затем медленно вращают вал привода по часовой стрелке и наблюдают за уровнем топлива в трубках.

Начало подачи топлива секциями насоса определяют по началу движения топлива в стеклянных трубках моментоскопов. В это время наблюдают угол поворота стрелки на градуированном диске.

Если угол, при котором первая секция начинает подачу топлива, условно принять за 0°, то остальные секции должны начинать подачу топлива в следующем порядке: секция III через 45°, секция VI —90°, секция 11—135°, секция IV 180°, секция V — 225°, секция VII — 270° и секция VIII — 315°.

В случае несоответствия начала подачи топлива техническим условиям его регулируют болтами толкателей. При вывертывании болта толкателя топливо начинает подаваться раньше, при ввертывании — позже.

Рис. 124. Устройство моментоскопа

Регулировка величины и равномерности подачи топлива секциями насоса на стенде СДТА-1.

На стенде установлены электродвигатель для привода испытываемого насоса, механизм изменения скорости вращения приводного вала насоса, два топливных бака 12 и 7 ( рис. 125 ), фильтр 9 грубой и тонкой очистки топлива, топливоподкачивающий насос 8, эталонные форсунки 3, мерные мензурки 4, устройство для отсчета заданного числа оборотов вала привода насоса, позволяющее определять количество впрысков секциями насоса за время его испытания, тахометр, манометр 10, топливные краны 11.

В баке 7 установлены указатель 5 уровня и термометр 6. На рис. 125 приведена схема включения испытываемого насоса 2 в топливо- подающую систему стенда.

В период испытания насоса после пуска стенда включается автоматическое устройство, которое в начале своего действия выводит специальную шторку из-под форсунок, и топливо из них; впрыскивается в мерные мензурки 4.

Рис. 125. Схема топливоподающей системы стенда СДТА-1

Как только кулачковый вал насоса совершит заданное число оборотов, шторка быстро вводится между форсунками и мензурками, и топливо из форсунок будет стекать в сборный лоток, а из него в нижний бак.

По количеству топлива в мерных мензурках определяют величину и равномерность подачи топлива каждой секцией насоса. Насос проверяют при полной подаче топлива и 830 об/мин кулачкового вала.

Насос считается исправным, если в каждой мензурке будет одинаковое количество топлива, а производительность каждой секции будет составлять 105—107 мм 3 за каждый ход плунжера (один оборот кулачкового вала насоса).

В случае неравномерной подачи топлива секциями насоса) следует ослабить стяжной винт соответствующего зубчатого секи тора 35 (см. рис. 29) иповернуть втулку 34 относительно сектора.

Для увеличения подачи топлива втулку вращают по часовой стрелке. Затем завертывают стяжной винт зубчатого сектора и снова проверяют подачу топлива.

Выключение подачи топлива проверяют при работающем насосе, для чего повертывают скобу 9 кулисы от исходного положения вниз на 45°; подача топлива должна полностью прекратиться во всех секциях насоса.

Если подача топлива не прекращается, проверяют легкость хода рейки и устраняют заедание.

Регулировку минимальных оборотов холостого хода коленчатого вала производят при прогретом дизеле, для чего перемещают рычаг 11 управления до упора в болт 13 (см. рис. 29 ) снимают колпачок 30 корпуса 29 буферной пружины, ослабляют контргайку 28 и вывертывают корпус 29 буферной пружины на 2—3 мм.

Потом плавно вывертывают болт 13 до появления улавливаемых на слух перебоев в работе цилиндров дизеля, а затем постепенно ввертывают корпус буферной пружины до тех пор, пока не установится скорость вращения коленчатого вала дизеля, равная 450—550 об/мин.

Регулировку максимальных оборотов коленчатого вала дизеля до 2100 об/мин производят болтом 12. Число оборотов контролируют по тахометру.

Другие виды регулировок насоса и регулятора оборотов выполняют квалифицированные рабочие.

Пожарная техника / Uchebnik voditelya pozharnogo avtomobilya 2007

ступени нормального давления через многодисковую фрикционную муфту и промежуточную (паразитную) шестерню 21. Шестерённый механизм представляет собой повышающий редуктор с передаточным отношением 2,33. Смазка редуктора и опорных подшипников насосов нормального и высокого давления осуществляется из масляной ванны. Уровень масла контролируется с помощью щупа.

Механизм включения ступени высокого давления состоит из фрикционной муфты 5 (см. рис. 3.39) и механизма включения фрикционной муфты, показанного на рис. 3.44 в положении «Отключено» (рукоятка 1 – в верхнем положении). При переводе рукоятки 1 в нижнее положение «Включено» вилкой 8 (см. рис. 3.39) происходит перемещение втулки 17 влево. В

результате этого сжимаются между собой фрикционные диски муфты 5, и ведомый муфтой зубчатый венец передаёт вращение от вала ступени нормального давления на промежуточную (паразитную) шестерню 21 (см. рис. 3.42) привода ступени высокого давления. Для обеспечения требуемого передаваемого момента (16…18 кгс·м) производится регулирование фрикционной муфты привода ступени высокого давления. Регулирование передаваемого муфтой момента производится гайкой 4 (см. рис. 3.44) через специальное окно в корпусе ступени

которые при регулировке

Пеносмеситель (см. рис. 3.45) обеспечивает подсос пенообразователя и его дозированную подачу во всасывающую полость ступени нормального давления.

Он состоит из эжектора (струйного насоса), крана 1 включения эжектора, дозатора 2 и обратного клапана 4 лепесткового типа. Эжектор состоит из сопла 12, корпуса 11 и диффузора 8. Подача в эжектор осуществляется из напорной полости ступени нормального давления через кран эжектора пробкового типа, закреплённого на напорном коллекторе ступени нормального давления. Диффузор эжектора вставляется в крышку ступени нормального давления, а сопло крепится к крану включения эжектора. Дозатор через патрубок 7 крепится к корпусу эжектора. В дозаторе регулирование подачи пенообразователя обеспечивается изменением проходного сечения подающей магистрали при изменении угла поворота заслонки 5 от 0 до 90 0 . Зубчатая передача, состоящая из колеса 24 и сектора 23 с передаточным числом 3, обеспечивает более плавную регулировку подачи пенообразователя за счёт увеличения угла поворота рукоятки до 270 0 . Угол поворота рукоятки зубчатого колеса ограничивается упором 25. Резиновое кольцо 18 предназначено для увеличения момента трения с целью исключения самопроизвольного разворота регулирующей заслонки 5. Обратный клапан 4 предотвращает доступ воды в пенобак при работе насоса от гидранта

водопроводной сети в тех случаях, когда закрывают пробковый кран эжектора или останавливают насос, не закрыв предварительно кран подачи пенообразователя из пенобака в насос. Рукоятки крана эжектора и дозатора выведены на панель управления 3 (см. рис. 3.38). Рукоятка крана эжектора имеет два положения: «ОТКР» и «ЗАКР». Шкала дозатора имеет несколько фиксированных положений, соответствующих заданной концентрации водного раствора пенообразователя 3% или 6% при работе с разным количеством подключённых пеногенераторов типа ГПС-600 (положения от «1» до «5») или при работе с высоконапорным стволомраспылителем типа СРВД 2/300 (положение «1В»). При необходимости концентрация пенообразователя может быть плавно изменена в любую сторону установкой рукоятки управления в промежуточное положение по отношению к отметкам на лимбе.

Для контроля параметров работы насоса на нём установлены мановакуумметр 19 (см. рис. 3.38) на входе в насос и два манометра 12 и 18 для контроля давления на выходе, соответственно, ступеней нормального и высокого давления. Измерение частоты вращения приводного вала насоса осуществляет тахометр магнитоиндукционного типа. Тахометр состоит из первичного преобразователя 29 (см. рис. 3.38) и указателя (измерительного прибора) 5, соединённых между собой электрическим кабелем. Первичный преобразователь закреплён на корпусе задней опоры вала ступени нормального давления и приводится во вращение от червяка 22 (см. рис. 3.39).

Пожарный насос НЦПК-40/100-4/400 оборудуется автономной вакуумной системой водозаполнения АВС-01Э или АВС-02Э (см. главу 3.5).

Характеристики насоса НЦПК-40/100-4/400 представлены на рис. 3.46 – 3.48.

Технические характеристики пожарного насоса НЦПК-40/100-4/400

1. Параметры ступени нормального давления:

∙ номинальная частота вращения приводного вала насоса – 2700 об/мин; ∙ номинальная подача – 40 л/с;

∙ напор в номинальном режиме (при нормальных значениях подачи и частоты вращения вала) – 100 м;

∙ мощность в номинальном режиме – 90 л/с; ∙ максимальное давление на входе насоса – 6,0 кгс/см 2 ;

∙ максимальное давление на выходе – 15 кгс/см 2 ; 2. Параметры ступени высокого давления (при последовательной работе двух ступеней):

∙ номинальная частота вращения приводного вала насоса – 2700 об/мин;

∙ номинальная подача – 4 л/с;

∙ напор (общий) в номинальном режиме – 400 м;

∙ мощность (общая) в номинальном режиме – 70 л.с.;

3. Параметры насоса при совместной работе двух ступеней:

∙ номинальная подача ступени нормального давления – 15 л/с, ступени высокого давления – 2 л/с;

∙ напор в номинальном режиме ступени нормального давления – 100 м, ступени высокого давления (общий) – 400 м;

∙ мощность (общая) в номинальном режиме – 80 л.с.;

∙ наибольшая геометрическая высота всасывания – 7,5 м;

4. Подача насоса при наибольшей геометрической высоте всасывания и номинальном напоре – 20 л/с

5. Уровень дозирования пенообразователя – 6,0±1,2 и 3,0±0,6 %;

6. Наибольшее число одновременно работающих пеногенераторов типа ГПС-600 или

7. Габаритные размеры (длина × ширина × высота) – 750 × 750 × 800 мм;

8. Масса общая (сухая) – 155 кг.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНОГО НАСОСА НЦПК-40/100-4/400

Порядок работы НЦПК-40/100-4/400

Перед пуском насоса необходимо убедиться, что все краны его коммуникаций, напорные вентили, сливные краны, а также вакуумный кран закрыты, ступень высокого давления отключена (рукоятка находится в верхнем положении), а рукоятки крана эжектора и дозатора находятся в положении «ЗАКР».

Подача воды насосом производится в следующей последовательности :

— подать воду в насос (при подаче воды от гидранта водопроводной сети присоединить к насосу напорно-всасывающие рукава и открыть клапан гидранта; при подаче воды из открытого водоисточника присоединить к насосу всасывающую линию с сеткой на конце, погрузить её в водоём на глубину не менее 300 мм, произвести заполнение насоса и всасывающей линии с помощью вакуумной системы водозаполнения АВС-01Э или АВС-02Э);

— развернуть напорную линию (линии) от ступени нормального давления и со стволом-

распылителем высокого давления от ступени высокого давления (при одновременной подаче воды от обеих ступеней);

— включить привод насоса. Включение привода насоса допускается только после заполнения его водой16. Работа насоса «всухую» допускается только в случае, указанном далее по тексту;

16 На автомобилях, где включение привода производится только из кабины водителя, следует быстро перейти к насосному отсеку и выключить сцепление, после чего производить забор воды.

— плавно открыть напорный вентиль (вентили) 1 (см. рис. 3.38) ступени нормального давления, а при работе со стволом-распылителем высокого давления открыть напорный кран 23 высокого давления и включить ступень высокого давления плавным перемещением рукоятки 13 вниз до упора;

— регулируя частоту вращения вала насоса установить необходимое давление на выходе обеих ступеней и следить за показаниями мановакуумметра 19 (см. рис. 3.38) и манометров 12, 18. Давление на входе в насос должно быть не более 0,6 МПа, давление на выходе ступени нормального давления – не более 1,5 МПа, давление на выходе ступени высокого давления – не более 5,0 МПа.

Подача водного раствора пенообразователя к пеногенераторам и ( или ) стволу — распылителю высокого давления производится в следующей последовательности :

— подать воду в присоединённые к напорным линиям пеногенераторы и (или) стволраспылитель высокого давления с пенным насадком в последовательности, как при подаче воды насосом;

— перевести рукоятку крана включения эжектора 4 (см. рис. 3.38) в положение «ОТКР»;

— регулируя частоту вращения вала насоса, установить необходимое давление воды на

выходе насоса, учитывая, что перепад давлений в эжекторе (разность давлений на выходе и входе ступени нормального давления) должен быть более 0,5 МПа, а минимальный напор в рукавной линии нормального давления должен составлять 60 м. вод. ст.(при подачи пеногенераторов) и 300 м. вод. ст. в рукавной линии высокого давления (при подачи ствола-распылителя высокого давления с пенным насадком);

— подать пенообразователь из пенобака в насос;

— установить рукоятку дозатора 7 (см. рис. 3.38) в положение, соответствующее, во-первых, количеству подаваемых пеногенераторов (положения «1», «2»…«5») или ствола-распылителя высокого давления с пенным насадком (положение «1В»), и во-вторых, требуемой концентрации

раствора пенообразователя, отмеченное на одной из шкал дозатора (шкала «3%» или шкала «6%»). При одновременной работе пеногенераторов (ГПС-600) от ступени нормального давления и ствола-распылителя от ступени высокого давления рукоятку дозатора необходимо устанавливать из расчёта того, что подача одного ствола-распылителя высокого давления примерно вдвое меньше, чем подача одного ГПС-600.

Во время работы насоса следует :

— контролировать рабочий режим по показаниям контрольно-измерительных приборов, помня, что номинальное значение частоты вращения приводного вала насоса составляет 2700 об/мин;

— следить за показаниями уровня воды в цистерне (при подаче воды от ёмкости цистерны), уровня пенообразователя в пенобаке (при подаче воздушно-механической пены) или показаниями

манометра на входе в насос (при подаче воды от гидранта водопроводной сети). В случае полного расхода воды из цистерны, пенообразователя в пенобаке или падении давления на входе в насос до нуля (давление на напорном коллекторе насоса при этом падает до нуля) следует немедленно остановить насос;

— в случае возникновения посторонних шумов в насосе немедленно остановить насос до выявления и устранения причин. Наличие посторонних шумов в насосе может быть следствием кавитационных явлений, вызванных работой насоса с большой геометрической высоты всасывания (более 5 м), большими подачами насоса (более 20-30 л/с), засорением (уменьшением размеров проходного сечения) всасывающей линии насоса. При появлении кавитации резко уменьшается напор ступени нормального давления насоса и увеличивается разряжение на входе (более 0,08 МПа). Для выхода из кавитационного режима необходимо уменьшить подачу насоса, снизив частоту вращения его вала;

— контролировать (на ощупь) температуру ступени высокого давления. В случае ощутимого нагрева, проверить работу перепускной магистрали. При давлении на выходе ступени высокого давления более 2,0 МПа через перепускной клапан должна течь вода, при отключении ступени высокого давления течь должна прекратиться;

— при подаче воды из открытого водоисточника следить, чтобы сетка всасывающего рукава была погружена в воду на глубину не менее 300 мм, и вокруг неё не образовывалась воронка;

— при необходимости временного прекращения подачи воды следует работать на малых

оборотах с отключённой ступенью высокого давления. В зимнее время при необходимости временного прекращения подачи воды ступенью высокого давления рекомендуется перекрывное устройство ствола-распылителя оставлять частично открытым для обеспечения обмена воды в рукаве и исключения его промерзания.

При завершении работы с насосом следует :

— отключить ступень высокого давления (при этом подача ствола-распылителя высокого давления резко уменьшается, но не исчезает, т.к. вода по нему продолжает подаваться от ступени нормального давления);

— по окончании подачи воздушно-механической пены перекрыть подачу пенообразователя в насос и произвести промывку дозатора и насоса следующим образом: переключить магистраль подвода пенообразователя на подсос воды из посторонней ёмкости (или из цистерны), установить рукоятку дозатора 7 (см. рис. 3.38) на максимум и продолжать подачу воды от насоса в пеногенераторы или ствол-распылитель высокого давления в течении 2…3 мин. при давлении на выходе насоса в пределах 0,5…1,0 МПа. В процессе промывки необходимо несколько раз повернуть рукоятку крана эжектора 4 (см. рис. 3.38) из положения «ОТКР» в положение «ЗАКР» и обратно, а также рукоятку дозатора от упора до упора (для промывки подвижных соединений);

— уменьшить обороты двигателя до холостых и выключить привод насоса;

— перекрыть подачу воды в насос (закрыть вентили цистерны или клапан пожарного гидранта водопроводной сети);

— отсоединить всасывающие и напорные рукава;

— слить воду из насоса путём открытия всех сливных кранов на насосе, напорного вентиля

ступени нормального давления, крана эжектора (если он не открыт), вакуумного крана;

— продуть насос и рукавную линию со стволом-распылителем высокого давления сжатым воздухом;

— в зимний период после полного слива воды следует, не закрывая вентили и сливные краны, включить привод насоса и поработать им «всухую» не более 10 секунд на пониженных оборотах (1500…2000 об/мин), включая при этом на 3…5 секунд ступень высокого давления с целью

удаления остатков влаги с подвижных частей рабочих органов насоса;

— закрыть все сливные краны, дозатор, кран эжектора, вакуумный кран и все напорные вентили;

— установить заглушку на всасывающий патрубок насоса.

Для обеспечения постоянной технической готовности насоса предусматриваются следующие виды его технического обслуживания : ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2). Сроки проведения технического обслуживания насоса соответствуют срокам проведения технического обслуживания пожарного автомобиля.

Перечень работ и смазочных материалов для указанных видов технических обслуживаний приведены в таблицах 3.9 и 3.10.

Технические обслуживания пожарного насоса НЦПК-40/100-4/400

Регулировка ТНВД серии УТН производства НЗТА

После установки ТНВД на стенд в первую очередь проверяют состояние нагнетательных клапанов. Для этого в головку ТНВД подают топливо под давлением 0,15-0,20 МПа при положении рычага 7 (рис.5.32), соответствующем выключенной подаче. Течь топлива из штуцеров ВД в течении 2 минут с момента подачи топлива не допускается. В противном случае, при исправной пружине нагнетательного клапана, заменяют нагнетательный клапан в сборе с корпусом. Постепенно увеличивая давление, наблюдают, при каком давлении начинается истечение топлива из сливных трубок. Давление открытия нагнетательных клапанов должно находиться в пределах 1,24-1,6 МПа. В случае несоответствия меняют пружину нагнетательного клапана.

Угол начала подачи топлива ТНВД определяют по моменту начала движения топлива в моментоскопе, присоединенном к нагнетательной секции насоса. При этом необходимо, чтобы в головке ТНВД поддерживалось избыточное давление в пределах 0,04+0,1 МПа.


Рис.5.32. Схема регулятора частоты вращения ТНВД 4УТНИ:
1 — рейка ТНВД; 2 — регулировочный упор штока пневмокорректора; 3 — регулировочный стакан пружины; 4 — штуцер подачи воздуха; 5 — мембрана; 6 — пружина; 7 — рычаг управления; 8 — болт регулировки скоростного режима; 9 — пружина регулятора; 10 — пружина пускового обогатителя; 11 — винт регулировки предварительного натяжения пружины корректора; 12 — пружина корректора; 13 — регулировочная шайба хода штока корректора; 14 — винт буферной пружины холостого хода; 15 — шток корректора; 16 — болт номинальной подачи; 17 — болт ограничения пусковой подачи; 18 — демпфер; 19 — груз регулятора; 20 — муфта грузов регулятора; 21 — основной рычаг; 22 — промежуточный рычаг.

С 2003 года ТНВД производства Ногинского ЗТА (серии 4УТНИ, 4УТНМ-Т и 4УТНИ-Т) оснащаются кулачковым валом с несимметричным (эксцентриковым) профилем кулачка приводного вала. Для данных ТНВД при регулировке геометрического угла начала подачи топлива необходимо оценить величину хода плунжера от начала его подъема до начала нагнетания топлива.
Для этого выворачивают нажимной штуцер подвода топлива первой секции ТНВД, вместо нагнетательного клапана ставят специальное приспособление, представляющее собой индикаторную головку часового типа.
Поворачивая привод стенда, определяют нижнее положение плунжера, затем, вращая «по ходу» кулачковый вал, по показаниям шкалы индикаторной головки установите ход плунжера 4,0±0,05 мм (для всех серий при использовании плунжерной пары диаметром 10 мм). Фиксируют соответствующее этому положению кулачкового вала значение угла на градуировочном диске стенда.
Снимают специальное приспособление и монтируют нагнетательный клапан, пружину и нажимной штуцер. Крепят на проверяемую секцию моментоскоп. Для двухрычажных ТНВД 4УТНИ-Т при проверке начала подачи топлива совмещают рычаг останова с меткой на корпусе регулятора. Вращая привод стенда по часовой стрелке заполняют его топливом и находят положение кулачкового вала при котором начинается подача топлива. Соответствующее ему значение угла по градуировочному диску должно совпадать с зафиксированным ранее. При необходимости регулируют угол начала подачи топлива, заворачивая или выворачивая регулировочный болт толкателя ТНВД.
Начало подачи топлива следующей секции (согласно порядку работы секций) должно происходить через 90° поворота кулачкового вала ТНВД относительно первой секции. Регулировочные болты толкателей фиксируют контргайками.
Для проверки угла у ТНВД с симметричным профилем кулачка определяют начало подачи топлива по моментоскопу при вращении кулачкового вала «по ходу» и «против хода». В момент начала движения топлива фиксируют показания на градуированном диске стенда. Число градусов, заключенное между полученными двумя делениями на градуированном диске стенда, при делении пополам должно совпадать с табличным значением геометрического угла начала подачи топлива (для серии 4УТНМ угол равен 57°).
В случае несоответствия полученного значения с табличным, производят регулировку заворачивая или выворачивая болт толкателя. Выворачивание болта приводит к увеличению угла геометрического начала подачи топлива.
Для правильной работы регулятора необходимо до его регулировки выставить определенные конструктивные размеры. В случае ТНВД серии УТН таким размером является вылет рейки (расстояние от торца рейки 1 до привалочной плоскости насоса). При этом рычаги 21 и 22 должны быть сжаты до утопания штока 15 и упираться в болт 16. Вылет рейки должен быть 24±0,5 мм. При несоответствии положение рейки регулируют болтом 16.
Так же проверяют и регулируют ход штока 15 корректора и затяжку его пружины 12. Ход штока 15 (1,3+0,2 мм) устанавливают шайбами 13, число которых допускается не более 3 шт. Усилие затяжки пружины 12 регулируют винтом 11 в пределах 55+85 Н. Конструкция корректора топливных насосов производства НЗТА изменялась в процессе их модернизации и может отличаться от представленной на схеме.
Если регулятор топливного насоса оборудован пневмокорректором, то перед началом регулировки его отключают или демонтируют.
После установки заданных кинематических размеров проверяют начало действия регулятора ТНВД. Включают стенд и постепенно увеличивая частоту вращения кулачкового вала фиксируют значение, при котором происходит начало отрыва рычага 22 от плоскости головки болта 16. При этом рычаг 7 управления находится на упоре в болт 8.
При несовпадении частоты начала действия регулятора с регулировочными таблицами, изменяют положение болта 8 или число рабочих витков пружины 9 регулятора, наворачивая или выворачивая серьгу ее крепления.
Следующей и основной регулировкой является регулировка номинальной подачи топлива и ее равномерности. Для этого устанавливают номинальную частоту вращения, рычаг 7 поворачивают до упора в болт 8 и при давлении топлива в головке ТНВД в пределах 0,07+0,12 МПа измеряют подачу топлива секциями насоса. В случае несоответствия цикловой подачи табличным значениям расслабляют стяжной винт и поворачивают втулку плунжера относительно зубчатого сектора. Неравномерность подачи топлива по секциям не должна превышать допустимые 3%.
Что бы проверить плунжерные пары на идентичность по группам гидроплотности проверяют неравномерность подачи топлива по секциям при частоте вращения вала привода 300 мин»1. При этом рычаг 7 управления регулятором ставят в такое положение, при котором цикловая подача будет равна 20+30 мм3/цикл. Неравномерность подачи топлива по секциям не должна быть более 30 %. В противном случае меняют плунжерную пару или нагнетательный клапан у секции с наименьшей подачей.
Для проверки точки полного выключения подачи топлива выкручивают винт 14 на два оборота и при положении рычага 7 управления на упоре в болт 8 увеличивают частоту вращения вала привода до полного прекращения подачи топлива через форсунки. Если частота вращения не соответствует табличному значению — меняют пружину 9 регулятора. В этом же положении рычага 7 заворачивают винт 14 до касания рычага 22, после чего выворачивают винт 14 на четверть оборота и контрят. Если на упорном винте 14 установлена буферная пружина, то указанную регулировку следует проводить на режиме минимального холостого хода при отпущенном рычаге 7 управления.
Для проверки усилия затяжки пружины 12 корректора рычаг 7 поворачивают до упора в болт 8 и устанавливают частоту вращения соответствующую режиму максимального крутящего момента. При этом шток 15 корректора должен выступать на установленную величину. Если шток 15 выступает недостаточно — заворачивают винт 11, увеличивая затяжку пружины.
Увеличивают частоту вращения до номинальной. Проверяют положение штока 15, нажимая рычаг 21 к рычагу 22. Отсутствие хода говорит о полном утопании штока 15. В случае если шток 15 утопает не полностью, снижают усилие пружины 12, выворачивая винт 11.
Устанавливают пневмокорректор на регулятор ТНВД и регулируют положение упора 2 на штоке 3 пневмокорректора таким образом, чтобы при частоте вращения привода 500 мин»1 и давлении воздуха, равном 0 МПа, цикловая подача соответствовала табличному значению. Проверяют, что бы при давлении воздуха в пневмокорректоре около 0,5 МПа упор полностью отходил от рычага 21. В противном случае изменяют затяжку пружины 6 пневмокорректора путем поворота стакана 3 и фиксируют штифтом, прижимаемым крышкой регулятора.
Проверяют пусковую подачу топлива. При 150 мин’1 вала привода насоса она должна быть не менее 145 мм3/цикл. Если подача меньше допустимой, проверяют состояние пусковой пружины 10, легкость перемещения рейки 1, зазор между рычагами 21 и головкой болта 22. Расхождение центров их верхних головок должно быть в пределах 16+16,5 мм., что регулируется винтом 17.
Пломбы в количестве 2-х штук ставят: на два болта крепления корпуса регулятора к ТНВД, два болта бокового лючка насоса и два болта верхней крышки регулятора (или корпус пневмокорректора); на болт номинальной подачи топлива и болт максимального скоростного режима.

Новые материалы на сайте

  • T4: VW Caravelle/Transporter/Multivan/California. Ремонт и техобслуживание. Этцольд Г.Р.
  • Методика ремонта централизации ТНВД VE EDC БОШ (VP36/37)
  • Методика ремонта централизации ТНВД VE EDC БОШ (VP36/37)
  • Регулировка ТНВД серии 33 КАМАЗ производства ЯЗДА
  • Регулировка ТНВД серии 33 КАМАЗ производства ЯЗДА
  • Регулировка ТНВД серии КОМПАКТ 40 производства ЯЗДА
  • Регулировка ТНВД серии КОМПАКТ 40 производства ЯЗДА
  • Регулировка ТНВД серии КОМПАКТ 32 производства ЯЗДА
  • Регулировка ТНВД серии КОМПАКТ 32 производства ЯЗДА
  • Регулировка ТНВД КДМ производства ЧТЗ (двигатель Д-108, Д-160)
  • Регулировка ТНВД серии КДМ производства ЧТЗ (двигатель Д-108, Д-160)
  • Регулировка ТНВД серии УТН производства НЗТА
  • Регулировка ТНВД серии УТН производства НЗТА
  • LDV Maxus. Двигатель троит
  • Трактор очень плохо заводится и почти не газует
  • Рядный ТНВД Zexel после ремонта не подает
  • Система Common Rail Bosch на примере дизеля ОМ 611
  • Дизельные аккумуляторные топливные системы Common Rail. Учебное пособие БОШ
  • MAZDA двигатели R2, RF, WL, WL-T. Техническое обслуживание и ремонт
  • Сервис мануал TOYOTA AVENSIS 2AD-FTV/FHV Engine. OPERATION, May, 2005

Часто задаваемые вопросы

ТНВД каких марок автомобилей вы ремонтируете?
— Любые механические ТНВД легковых и грузовых автомобилей, тракторов, спецтехники и дизельгенераторов, а также некоторые электронные ТНВД. Из легковых автомобилей это, например, Audi, BMW, Chevrolet, Chrysler, Citroen, Daewoo, Fiat, Ford, Honda, Hyundai, Infiniti, Iveco, Jeep, Kia, Land Rover, Lexus, MAN, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Renault, SEAT, Skoda, Subaru, Suzuki, Toyota, Volkswagen, Volvo.

Ремонтируете ли вы российские ТНВД?
— Да, мы ремонтируем топливную дизельную аппаратуру российских автомобилей, тракторов и спецтехники.

Возможно ли присутствовать при диагностике?

— Да секретов нет. Все, что может заинтересовать заказчика будет показано и рассказано, кроме, разумеется, тонкостей процесса ремонта.

Есть ли предварительная запись?

—Да, при желании можно заранее договориться на проведение диагностики в определенное время.

Есть ли гарантия на ремонт?
— Гарантийный срок на отремонтированные изделия составляет 6 месяцев для ТНВД отечественного производства и 4 месяца для импортных. Гарантийный ремонт осуществляется в течение установленного гарантийного срока, при условии соблюдения заказчиком правил эксплуатации топливной аппаратуры.

Что не считается гарантийным случаем?

— Гарантийный ремонт не производится в случае заклинивания (критического износа) плунжерных пар или деталей топливной аппаратуры от воды, посторонних примесей или некачественного топлива

Какие возможны формы оплаты?

— Любые, разрешенные законодательством РФ, в том числе наличный и безналичный расчет.

Работаете ли вы с НДС?

— Нет, т.к. ООО СТЭЛ использует спецрежим налогообложения и не является плательщиком НДС.

Добавить комментарий