Как выглядит вал канал

Как выглядит вал канал

  • Главная
  • О нас
    • Общая информация
    • Миссия
    • Основные направления деятельности
    • Режим охраны
    • Актуально
    • История заповедания
    • Блоги
    • Реквизиты ФГБУ
    • Архив событий
    • Документы
    • Контакты
    • Антикоррупционная деятельность
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Анонсы
    • СМИ о парке
    • Для СМИ
    • Нарушители в национальном парке
    • Медиагалерея
  • Развивайте
    • Проекты
    • Фотографам и съемочным группам
    • Бизнесу и партнерам
    • Туроператорам
  • Исследуйте
    • Темы НИР и мониторинга
    • План НИР
    • Календарь природы
    • Студентам
    • Сторонние НИР, экспедиции
    • Публикации
    • Сборники научных статей
    • Мероприятия
    • Научно-технический совет
  • Сохраняйте
    • Выдающаяся универсальная ценность
    • Географическое положение и климат
    • Геология и почвы
    • Гидрография
    • Ландшафты
    • Животный мир
    • Растительный мир
    • Редкие виды растений
    • История заселения
    • Имена Куршской косы
    • История песчаной катастрофы
    • Вильгельм Франц Эфа
    • История рыболовства
    • Мифы и легенды
    • Поселки косы
    • История планерного спорта
    • История орнитологических исследований
  • Путешествуйте
    • Как добраться
    • Интерактивная карта
    • Правила посещения
    • Визит-центр
    • Стоимость услуг и льготы
    • Достопримечательности и музеи
    • Рекомендации и советы
    • Где поесть
    • Где остановиться
    • Обращение с отходами
    • Сувениры
    • Календарь событий
  • Помогайте
    • Волонтерам
    • Мероприятия
  • Просвещайтесь
    • Экологическое просвещение и туризм
    • Календарь событий
    • План тематических занятий с детьми
  • Местным жителям
    • Правила посещения
    • Деятельность на территории
    • Регламент выдачи пропусков на 2021 год
    • Сняты административные барьеры на пути развития поселков Куршской косы

Настройки сайта для слабовидящих

  • Главная
  • Сохраняйте
  • История песчаной катастрофы

История песчаной катастрофы

Вырубка лесов Куршской косы к началу XIX в. поставила ее на грань экологической катастрофы: дороги, остатки лесов и орденских замков, строения немногочисленных рыбацких селений стали постепенно перекрываться странствующими дюнами. Уже на карте 1595 г. коса выглядит довольно тонкой полоской суши, лишенной леса и покрытой дюнами.

Первоначально необходимость борьбы с опустыниванием и ветровой эрозией правительством Восточной Пруссии поддержана не была. Причина этого крылась в том, что с 1830 г. Куршская коса утратила значение европейского почтового тракта: после введения в обращение дороги по восточному берегу Куршского залива все почтовые и транспортные сообщения стали осуществляться через г. Тильзит (ныне Советск).

В результате утраты интереса правительства к Куршской косе местные жители оказались бессильны в борьбе с кочующими дюнами. Лишь после того, как странствующие пески вызвали обмеление прибрежной части залива и стали угрожать существованию судоходного пролива и Мемельского канала, администрация по управлению государственными землями решила разработать план мероприятий по закреплению кочующих песков и выделить на это необходимые суммы денег.

Проект, содержащий методы задержания подвижных песков и закрепления дюн, к тому времени уже был создан. Его автором являлся профессор Виттенбергского университета И.-Д. Тициус, который в 1768 г. написал труд, посвященный формированию культурного ландшафта полуострова.

Согласно его предложению, стабильность и красоту ландшафта косы должна была обеспечить экологическая и территориальная зависимость двух основных зон: зеленой, названной защитной, и жилой, названной охраняемой. Защитная зона должна была состоять из приморского вала нужной высоты, полосы преддюнной низменности и остановленной песчаной гряды. Эти «полосы» вдоль всей косы планировалось засадить различными растениями так, чтобы леса создавали ступенчатую преграду для дующего со стороны моря западного ветра. Охраняемая зона должна была состоять из узкой преддюнной равнины со стороны залива, пригодной для обитания.

Первые работы по созданию приморского защитного вала были проведены Сёреном Бьорном в 1803 г. Они заключались в соединении отдельных приморских дюн в сплошной вал посредством сооружения заборчиков из хвороста. После Бьорна работы продолжил его сын, под руководством которого к 1829 г. было завершено строительство участка авандюны от Кранца (современный г. Зеленоградск) до лесничества «Гренц» (седьмой километр косы). До 1835 г. сооружением авандюны в других наиболее опасных участках косы руководил инспектор дюнной службы по лесным культурам Зентфлебен. Полностью строительство защитного приморского вала было закончено лишь к концу ХIХ в.

Несмотря на то, что первоначально вал задумывался как временное сооружение (на период преодоления опасных последствий песчаной катастрофы), работы по его поддержанию ведутся вплоть до настоящего времени, причем постоянно, в обратном случае вал возвращается естественным образом в первоначальное состояние.

Немного позже, в 1810 г., были начаты работы по закреплению склонов странствующих дюн клетками из хвороста и посадками леса. Наибольшее беспокойство кочующие пески доставляли на Зюдершпице, то есть на северной оконечности косы, где они засыпали судоходный канал. Вследствие обмеления канал приходилось периодически углублять, поэтому мемельские купцы и судовладельцы несли на этом значительные убытки. Неслучайно первые работы по закреплению песков и созданию лесных плантаций начались именно здесь и выполнялись на деньги местного купечества.

Отдельные попытки борьбы со странствующими дюнами предпринимались и на других участках косы. Так, в 1825 г. почтмейстером Готлибом Давидом Кувертом по собственной инициативе была заложена плантация в Ниддене. В 1843 г. на пальве в окрестностях поселка Росситтен инспектором Зентфлебеном была заложена большая девятикилометровая росситтенская плантация сосны. Склоны подступившей близко к поселку дюны Брухберг инспектор укрепил травами-песколюбами. Много позже они покрылись зеленым ковром из сосны горной, но уже благодаря усилиям Франца Эфы. Посадки, длившиеся в течение 5 лет, были завершены в 1882 г.

С именем Эфы, до совершенства отработавшего технику укрепления дюн и посадки на них леса, связаны наиболее масштабные и успешные работы по восстановлению лесного покрова Куршской косы. Первоначально Эфа был сторонником закрепления песков только травами-песколюбами, но вскоре убедился в преимуществе деревьев. На Брухберге им впервые была применена система посадок саженцев с глыбой грунта, предложенная главным лесничим Кёнигсбергского управления лесами Людвигом Мюллером. Новый метод резко увеличил приживаемость саженцев и позволил существенно сократить сроки работ. В память об этом достижении наиболее высокая точка трехглавой дюны Брухберг получила имя высоты Мюллера, на ней был установлен гранитный блок с соответствующей надписью (сохранился).

Под руководством Эфы велись также работы по спасению от засыпания дюной Петш поселка Пиллкоппен. Лесопосадки на склонах дюны продолжались пять лет и были успешно завершены в 1891 г. С тех пор вершина Петшберга, имеющая высоту 61 метр, носит имя Франца Эфы. Сама дюна вот уже более ста лет сохраняет неизменными свои высоту, форму и месторасположение, в то время как ее «белые соседи» за это же время распластались на четыреста метров вперед, похоронили под собой призаливные луга и стали ссыпаться в залив.

Обширные посадки леса велись и на северной части косы. Там ими руководил соратник Эфы лесовод Герхард. Место самого Эфы после его выхода на пенсию занял старший лесничий Морфельд, который в 1909 г. осуществил работы по укреплению дюны Шварцеберг (Чёрная) у Росситтена.

К 1910 г., когда искусственные леса косы подросли, и большая часть странствующих дюн была остановлена, финансирование невероятно трудоемкой и дорогостоящей государственной программы по спасению природы полуострова было прекращено. Лесовосстановительные работы были практически свернуты и ограничивались организацией защитных придорожных лесополос. Регулярно продолжались только текущие работы по ремонту защитного дюнного вала.

Таким образом, к началу Второй Мировой войны на косе все еще остались незакрепленными участки подвижных дюн между Заркау (поселок Лесной) и Росситтеном (поселок Рыбачий), Росситтеном и Пиллкоппеном (поселок Морское), Пиллкоппеном и Нидденом (поселок Нида), Первелком (поселок Пярвалка) и Шварцортом (поселок Юодкранте).

Читайте также  Эпюры изгибающих моментов валов в редукторе

Петров вал (канал)

План постройки канала по проекту Джона Перри

Первую попытку преодолеть неудобный перешеек между реками в 1569 году предпринял султан Селим II, его великий визирь Мехмед Соколлу и крымский хан Девлет I Герай во время Русско-турецкой войны 1568—1570 годов. Как и война, эта попытка окончилась неудачей, численности рабочих — около 12 тысяч было недостаточной для быстрой выемки громадного объёма грунта, а для длительных работ не было времени из-за постоянных нападений русских войск и отдалённости от основной продовольственной базы — Крыма.

Вторую попытку предпринял Пётр I в 1697—1701-х годах. Теперь уже Россия проводила экспансию на юг, наступая на турок и Крым. Два Азовские похода 1695 и 1696 годов достигли своей цели лишь частично, удалось выйти в Азовское море через порты Азов и Таганрог, но для преодоления керченского пролива и выхода в Черное море сил не хватило. Для тылового обеспечения нового похода было предпринят ряд мероприятий: землевладельцы для сбора денег на постройку кораблей азовской флотилии были принудительно объединены в кумпанства, молодые дворяне были отправлены за границу для обучения мореходному делу, были построены верфи Воронежского адмиралтейства и предпринята попытка прорыть канал Волго-Дон.

Для уменьшения объёма земляных работ возникла идея использовать русла рек Иловля, Грязновка, Камышенка, тогда кроме дноуглубительных работ на реках необходимо прокопать на суше канал длинной около 15 километров и шириной 27 метров. Голландский адмирал Корнелиус Крюйс исследовал местность и составил проект «Новая и правдивая карта о перекопе, чтобы из Дону или Танаиса кораблям Иловлею рекою до Камышенки и Камышенкою рекою в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить», который был послан в Парижскую академию наук и был там одобрен. По этому плану предполагалось построить 10 шлюзов и 4 плотины для повышения уровня воды Иловли и Камышенки. Работы начались в 1697 году под общим руководством начальника Казанского приказа князя Бориса Алексеевича Голицына, «главным инженером» в современных терминах был назначен немец Иоаганн Бреккель, который уже служил военным инженером в русских войсках во время Азовских походов. В 1698 году были прорыты 4 километра канала и на Камышенке был построен первый шлюз, но при попытке его заполнении водой он разрушился. Бреккель тайно покинул стройку и уехал из России. Приглашенный новый инженер англичанин Джон Перри (который был замечен Петром во время пребывания Великого посольства в Лондоне) признал направление канала неправильным, и начал рыть новое русло шириной 47 метров. С весны по позднюю осень 1701 года на канале работало до 15.000 человек, и к 1702 году было прорыто 8 километров и построено несколько шлюзов. Однако, с началом Северной войны все силы страны были брошены на выход России к Балтийскому побережью, и стройка прекратилась. Первоначально планировалось в скором времени вернутся к строительству, но этого не произошло. К началу 21-го века в Камышинском районе Волгоградской области сохранились два сухих русла каналов, северный Бреккеля и южный Перри. Напоминание о незавершенном проекте осталось в современной топографии — возникший рядом город получил название Петров Вал.

Сообщение между двумя названными большими реками, на пространстве около 140 русских миль, возможно посредством двух меньших рек, из коих одна называется Илавля и впадает в Дон, а другая Камышинка впадает в Волгу; на этих малых реках предполагалось устроить шлюзы, чтоб сделать эти речки судоходными, а также предполагалось, на протяжении около 4-х русских миль, по твердой земле прокопать канал в том месте, где эти две реки протекают на более близком расстоянии одна от другой. Такая работа, если б она пришла к окончанию, была бы весьма выгодною для владений Царя, особенно в случае войны с Турками, Крымскими Татарами, Персией, или с одной из стран, прибрежных к Каспийскому морю.

Работа эта, как уже сказано выше, была начата неким немцем, полковником Брекелем (Breckell); он был полковником в царской армии и считался очень хорошим инженером по части укреплений; но мало смысля дело, которое взял на себя, так неосновательно начертил план канала, что первый устроенный шлюз сорвало, то есть, он подался в основании и под запертыми воротами вода свободно протекла. Вследствие этого, с наступлением зимы, приехав в Москву, Брекель выхлопотал паспорт для одного из слуг своих, под предлогом отправки его за границу для необходимых покупок по части работ, да и сам с этим паспортом бежал из страны. Царь был об этом уведомлен вовремя пребывания своего в Англии, и потому соблаговолили, немедленно отправить меня, чтоб исследовать, насколько эта работа возможна, что и было исполнено мною в течение того же года. По возвращению Царя из-за границы в Москву, я представил ему чертеж и донесение, в котором излагал причины, вследствие коих работа Брекеля была неправильно задумана, и тем дал Царю о ней настоящее понятие. Его Величество благоволил приказать мне взять на себя исполнение этой работы и начать копать канал на новом месте, избранном мною как более удобном; так как тут при меньшем труде, легче было устроить шлюзы. Этою работою я занимался три года сряду, в течение летних месяцев, и потребовал 30,000 человек работников, но никогда не мог получить и половины этого числа, а в последний год не было прислано в мое распоряжение даже и 10,000 человек, не говоря о том, что всегда чувствовался недостаток в хороших мастерах и необходимом количестве материала. Касательно этого последнего обстоятельства, я каждую зиму, во время поездок моих в Москву, собственноручно подавал Царю список требуемого материала, особенно для постройки шлюзов; но в это время Царь потерпел поражение под Нарвой, и война со Шведами грозила надолго затянуться. Все это требовало и людей и денег. В конце 1701 года я получил приказание прекратить на время работу и оставить на месте одного из моих помощников, поручив ему наблюдать за тем, чтобы время и случайности не разрушили уже сделанного (некоторые шлюзы были почти окончены и канал в половину прокопан)

История неудачного строительства канала легла в основу повести Андрея Платонова Епифанские шлюзы.

Идею соединения рек каналом, которую не удалось реализовать султану Селиму II и императору Петру I, воплотил генеральный секретарь Иосиф Сталин. Последним годом в истории древнего волгодонского переволока стал 1952, когда открыл свои шлюзы Волго-Донской канал. Прежде изолированный волгодонским перешейком от речных торговый путей России Дон стал единым звеном глубоководной транспортной системы.

Как выглядит вал канал

About
Platform

Качай Дром
http://drom.ru/s/EqY
Ищи Оку с объёмом от 4х литров и мощностью от 100 лс

23workshop — https://youtube.com/c/23workshop
Freelogic — https://vk.com/freelogic3
В этом видео мы поставили в ОКУ V8 на 4.2 литра (змз 511), применили новейшую систему…

Читайте также  Шестерня вала редуктора скутера

ВМПАВТО — инновации в смазках
Узнать больше – https://bit.ly/3fpHpKA
Купить https://bit.ly/2QoPYNf

В этой серии я на первый взгляд абсолютно спонтанно купил лимузин Grand Cherokee 5.2, но на самом деле, хоть в это сложно поверить, это был продуманный в долгосрочной…

1) Качай Номерограм:
https://nomerogram.ru/s/jza
2) Пробей номер Лимузина H940YH102 и ищи фото с одной из моих любимых машин.
3) Пишите в комменты марку, модель и номер этой тачки и выигрывай приз!

В этой серии я застрял на лимузине Grand Cherokee 5.2…

Качай Дром
http://drom.ru/s/DDJ
И не трать кучу времени на подбор авто

Автозапчасти Z24 — https://z24.ru/
Канал «Совжесть» — https://www.youtube.com/channel/UCdHUfWRiuGs1qhWgqUBqtvg

В этой серии мы продолжаем ставить V12 M70B50 от BMW e32 в OPEL OMEGA…

Качай Дром
http://drom.ru/s/DVq
Ищи белый Grand Cherokee Лимузин в СПБ за 666 666р

В этой серии я немного оживил Лимузин из Grand Cherokee 5.2, поменял раздатку, тормоза, фары, и поехал в на нём в поля/леса за дровами.

ДОНАТ:
— КАРТА СБЕРА: 4276 5500 8306…

Заказывай УДАЛИТЕЛЬ РЖАВЧИНЫ КППС https://pastakpps.ru
#пастакппс, #кппс

Интересные видео и металлообработка Monica Garage — https://www.youtube.com/channel/UCFNQtm2V4ELsaY_cM2J0N2g

В этом видео я поставил на лимузин grand cherokee 5.2 24е арочные колёса…

Хочешь достойные условия труда и хорошую оплату? Мы ценим труд! — Отправляй отклик на вакансию «АВТОМЕХАНИК» — https://fitservice.ru/val

Центр обучения специалистов автосервиса — https://fitservice.ru/fitlab1

Паша Камень (хозяин сильверадо) — https://v…

https://xo.link/BAL — Бесплатно скачать Crossout и забрать бонусы!

В этой серии про ГАЗ-66 на 5.9 V8 от Grand Cherokee на 250 сил 500 нм, я продемонстрировал что Шишига действительно получилась в 4 раза быстрее стока, так как разогналась до 60 км/ч за 7.6…

Получить подарки в World of Tanks — https://tanks.ly/2Vi030S

Если ссылка не открывается — отключите Adblock.

Автозапчасти Z24 — https://z24.ru/

Это видео снято для того, что обычно принято называть душой, я предпочитаю это называть животными потребностями.…

Хочешь работать в Hesoyam auto? Звони по тел. 8 911 928 95 35 или пиши в директ @hesoyam_auto. Так же звони по вопросам ремонта! https://vk.com/hesoyam_auto

В этой серии мы поработали над ИЖ — 2125 «Комби» с мотором Крайслер EDZ от Волги в попытках улучшать…

Быстрее регистрируйся на Filmsclub и смотри любимые сериалы бесплатно! https://clck.ru/Wd24j

В этой серии я поставил пять LED балок на ГАЗ-66 6L с мотором от Гранд Чероки, суммарной мощностью почти 1000 Ватт. Поездил, и конечно же застрял.

Быстрее качай MODERN WARSHIPS!
Appstore: https://morships.me/3mKWfAv
Google Play: https://morships.me/3DtZVMO

В этом видео мы полноценно испытали Запорожец Обратный Универсал, по всем необходимым параметрам, в том числе и на внедорожье, сравнив его с…

Качай Дром
🚗 https://drom.ru/s/xYN 🚗
Смотри отчеты об авто до покупки

23 workshop: https://vk.com/23workshop https://www.youtube.com/channel/UCWINbFhZDZoF70XkpAIl6CA

В этом видео мы изобрели совершенно новый тип кузова — обратный универсал. Для основы был…

Заезжай в Bosch Service с промокодом ВАЛКАНАЛ
https://z24.ru/bosch-serv/

В этой серии мы решили победить зацеп (его отсутствие) на Америке, это ГАЗ-24 с 5.2 V8 от Grand Cherokee. Для начала съездили в БОШ Сервис что бы обслужить мотор, автомат и перенести…

Качай Дром
🚗 https://drom.ru/s/qYz 🚗
Чтобы не варить подвеску, покупай сразу проверенные авто

Hesoyam_auto https://vk.com/hesoyam_auto
Сертолово, ул Придорожная д.83 📞 +7(911)929-95-35
Электросила, ул.Рощинская д.20в 📞 +7(911)928-95-35

Качай Дром
🚗 https://drom.ru/s/okx 🚗
Тачки от собственника ждут тебя

23 workshop: https://www.youtube.com/c/23workshop

В этом видео мы продолжили ставить турбодизель D24TIC в низкую Волгу 3110. Очень тяжёлый для меня с моральной стороны проект, который…

https://xo.link/BAL — Бесплатный онлайн-экшен Сrossout и крутые бонусы от меня!

23 workshop: https://www.youtube.com/c/23workshop

В этом видео мы поставили турбодизель D24TIC в низкую Волгу 3110, она даже поехала. Разумеется это всё было сделано ради чёрного…

Новые каналы

Одними из самых молодых каналов Санкт-Петербурга можно по праву считать Волковский, или как его еще по-другому называют Волков, а также Дудергофский канал.

Остановимся на каждом по отдельности, ведь каждый из них по-своему знаменит и уникален и требует подробного описания.

Волковский канал

Он является частью реки Волковки. Протяженность его составляет около 6.5 км., в то время как ширину он имеет от 1 до 3 метров.

Являясь одним из самых молодых каналов Северной столицы, Волковский канал начал строиться в 60-х годах 20-го столетия. В то время происходила жилая застройка района Петербурга под названием Купчино. По причине того, что район массово и активно заселялся, появилась резкая необходимость создания железнодорожной платформы, которая могла бы обеспечивать удобную и быструю связь данного района с его собратьями.

В проект строительства этой дороги также входил план по созданию нового канала, который нужно было прорыть рядом с Витебской линией Октябрьской железной дороги.

Так и появился Волковский канал, существующий и по сей день, дающий прекрасную возможность людям отдохнуть от тяжелых будней на берегу водоема с красивыми пейзажами и приятной атмосферой уюта.

Для того, чтобы создать наибольший комфорт для жителей этой местности, было решено убрать некоторую часть канала в трубу. Это было сделано в том районе, где располагается Балканская площадь.

Верховья канала имеют целых два параллельных русла, основное предназначение которых состоит в том, чтобы осуществлялось дренирование.

Волковский канал на сегодняшний день выглядит отлично, продолжая радовать жителей района, где он протекает. Берега его надежно укреплены и покрыты дерном.

Но, конечно же, в некоторых местах есть и минусы. Так, по берегам начал расти камыш и многочисленные кустарники.

Волковский канал является «отцом» для четырех мостов, среди которых Белградский, Безымянный, Ново-Волковский, а также 4-й Волковский.

В настоящее время в задумках имеется план по строительству пятого моста, который будет называтся Балканским. Место его постройки уже определено – улица О. Дундича.

Дудергофский канал

Теперь более подробно остановимся на описании Дудергофского канала.

Протекает он в Красносельском районе Петербурга.

Начинается Дудергофский канал от небольшого пруда, который располагается в том месте, где пересекаются Петергофское шоссе с проспектом Маршала Жукова.

Русло его лежит вдоль Петергофского шоссе и условно делится на три части, первая из которых, являясь самой широкой из всех, имеет протяженность в 2.5 км, и ширину, достигающую 30 метров.

После того, как водоем поворачивает на девяносто градусов, начинается вторая его часть, так называемая меридианная, где он протекает примерно на 850 метров вдоль Южно-Приморского парка.

Третью же его часть можно найти там, где канал имеет овальное расширение и где ответвляется Матисовый канал до самой Невской губы. Протяженность этой части составляет полтора километра, а по ширине она достигает 250 метров.

Читайте также  Шлифовальная машина угловая с гибким валом

Дудергофский канал был построен фактически в то же самое время, как и его брат Волковский канал – в 60-ые годы 20-го столетия. В тот период велась активная застройка южного и северного берегов Финского залива. Это послужило толчком к тому, что необходимо было поднять определенную территорию, которая находилась между самим Финским заливом и Петергофским шоссе.

Кроме этого, в обязательном порядке нужно было создать отводы для того, чтобы большое количество рек могло спокойно продолжать свое течение.

Таким образом, река Дачная была отведена в Красненькую реку, а другие реки, такие как Дудергофка, Ивановка, а также Новая река были заведены непосредственно в новый канал, который впоследствии стали именовать Дудергофским.

Инженеры позаботились и о защите нового канала в случае, если вдруг произойдет неожиданный нагонный подъем воды. Вдоль него решено было соорудить отсыпной вал.

Кроме того, берега укреплялись небольшими стенками, которые были изготовлены из железобетона и имели зеленый откос.

Дудергофский канал имеет шесть перекинутых через него мостов, а также две плотины.

Берега канала благоприятно обустроены, а также на них располагаются видовые площадки, пирсы и лестницы-спуски, что позволяет отдыхающим здесь людям лицезреть открывающиеся пейзажи в полном объеме.

  • Услуги /
  • Контакты /
  • Оплата /
  • Сотрудничество /
  • Блог

Полное копирование материалов сайта запрещено. Частичное копирование (не более 30%) разрешено с указанием активной ссылки на страницу материала.

Как рассчитать валовую прибыль (формула расчета)?

  • Что означает понятие «валовая прибыль»?
  • Валовая прибыль — это разница между выручкой и затратами
  • Как рассчитать валовую прибыль?
  • Какие статьи используются в формуле расчета валовой прибыли?
  • Итоги

Что означает понятие «валовая прибыль»?

Валовая прибыль — это один из промежуточных видов прибыли, показываемых в отчете о финансовых результатах (п. 23 ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н). Соответственно, определяется она по данным бухгалтерского учета и представляет собой выручку от основного вида (видов) деятельности, уменьшенную на себестоимость реализованного.

Цена продаваемых товаров (работ, услуг) неразрывно связана с вложениями в их себестоимость. Себестоимость складывается из набора затрат разных видов (материальные, людские и другие ресурсы). Валовая прибыль отражает факт доходности продаж (как всех, так и в разбивке по видам деятельности) и позволяет определить, насколько рационально используется каждый из ресурсов фирмы.

Валовая прибыль — это разница между выручкой и затратами

Валовая прибыль определяется путем вычитания из выручки от реализации товаров (работ, услуг) затрат на их изготовление (оказание) или приобретение. В выручку входят все суммы, полученные от продаж по основной деятельности. В расчет они берутся без НДС.

В себестоимость изготовленного (или приобретенного) товара включают все понесенные расходы на его производство (приобретение). Если фирма оказывает услуги (выполняет работы), то при подсчете их себестоимости (и в последующем валовой прибыли) учитывают все расходы, связанные с их оказанием.

Однако в себестоимость при расчете валовой прибыли не включаются (п. 23 ПБУ 4/99):

  • коммерческие и управленческие расходы;
  • прочие расходы.

Валовую прибыль обычно определяют на конец месяца, квартала или года, но она может рассчитываться с любой периодичностью и на любой момент времени — всё зависит от целей и задач компании, а также особенностей ее управленческого учета.

Как отобразить валовую прибыль в бухгалтерской отчетности, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

О правилах учета материальных расходов при исчислении валовой прибыли читайте в публикации «Порядок учета материально-производственных запасов».

Как рассчитать валовую прибыль?

Как же на практике определяют валовую прибыль? Формула расчета валовой прибыли выглядит так:

ПРвал — валовая прибыль,

Выр — выручка от продаж,

С — себестоимость реализованных товаров (работ, услуг).

Для торговой фирмы валовая прибыль может рассчитываться и другим способом — по среднему проценту. В этом случае формула валовой прибыли будет иметь следующий вид:

ПРвал — валовая прибыль,

Вдох — валовый доход,

С — себестоимость реализованных товаров.

Существует также формула определения валовой прибыли по товарообороту — в этом случае валовую прибыль считают таким способом:

ПРвал — валовая прибыль,

С — себестоимость реализованных товаров,

Рнадб — расчетная надбавка при расчете валовой прибыли, которую находят по формуле:

Тнадб — торговая надбавка при расчете валовой прибыли в %.

ПРИМЕР расчета валовой прибыли от КонсультантПлюс:
На основе данных, приведенных в табл. 1, определим валовую прибыль нефтедобывающей компании по формуле. Исходные данные для анализа показателей рентабельности нефтедобывающей компании. Читайте продолжение примера в К+. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Какие статьи используются в формуле расчета валовой прибыли?

В зависимости от того, какие виды деятельности фирма включает в перечень основных для себя (это закрепляется в учетной политике), статьи доходов и расходов, входящие в ее выручку и себестоимость, а значит, и в формулу расчета валовой прибыли, будут отличаться, например:

  1. Выручка производственной фирмы определяется реализацией:
  • изготовленной продукции;
  • оказанных работ, услуг.
  1. Выручка от продажи для торговой фирмы — это доход от реализации:
  • приобретенных товаров;
  • платных торговых услуг (например, доставка товаров);
  1. Выручка организации, сдающей имущество в аренду, будет состоять из арендной платы.

Однако если учетной политикой в основные виды деятельности отнесены продажи имущества фирмы (например, ОС, НМА, ценных бумаг), то и они войдут в расчет валовой прибыли.

Себестоимость складывается из статей расходов, отвечающих получению выручки от видов деятельности, признанных основными. Например, туда войдут:

  1. Для производственной фирмы:
  • стоимость сырья, материалов, инструментов, топлива;
  • зарплата с отчислениями в ПФР, ФСС, ФОМС;
  • расходы на управление производством;
  • амортизационные отчисления.
  1. Для торговой фирмы:
  • стоимость приобретенных товаров;
  • расходы на доставку товара при покупке;
  • зарплата с отчислениями в ПФР, ФСС, ФОМС;
  • расходы на хранение товара и его подготовку к продаже.
  1. Для организации, сдающей имущество в аренду:
  • расходы на подготовку имущества к аренде;
  • обеспечение охраны;
  • оформление документов, связанных с соответствующим имуществом.

Если к основным видам деятельности отнесены и те ее виды, которые обычно попадают в состав прочей реализации, то в себестоимость для расчета валовой прибыли войдут и расходы, связанные этими видами деятельности (например, остаточная стоимость ОС, НМА, учетная стоимость ценных бумаг).

О документе, содержащем основные правила формирования учетной политики для целей бухучета, читайте в статье «ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)».

Итоги

Валовая прибыль — понятие, содержащееся в ПБУ 4/99 и возникающее в привязке к отчету о финансовых результатах. Рассчитывают ее как разницу между выручкой от продаж по основным видам деятельности и себестоимостью этих продаж. При этом в себестоимость не входят коммерческие, управленческие и прочие расходы. Принадлежность видов деятельности к основным определяется учетной политикой.