Шлицевое соединение вала гост

Шлицевые соединения


Шлицевые (зубчатые) соединения способны передавать большие вращающие моменты и обеспечивают хорошее центрирование детали на валу. Они могут быть подвижными и неподвижными. По мере профиля шлицев различают соединения:

  • прямоточные по ГОСТ 1139-80;
  • эвольвентные с углом профиля 30° по ГОСТ 6033-80;
  • треугольные с углом профиля 60, 72 и 90°.

Размеры шлицевых прямобочных соединений по ГОСТ 1139-80 (СТ СЭВ 188-75)

Легкая серия Средняя серия Тяжелая серия
Номинальный размер
«z» x «d» x «D»
b Номинальный размер
«z» x «d» x «D»
b Номинальный размер
«z» x «d» x «D»
b
6x23x26 6 6x11x14 3 10x16x20 2,5
6x26x30 6 6x13x16 3,5 10x18x23 3
6x28x32 7 6x16x20 4 10x21x26 3
8x32x36 6 6x18x22 5 10x23x29 4
8x36x40 6 6x21x25 5 10x26x32 4
8x42x46 8 6x23x28 6 10x28x35 4
8x46x50 9 6x26x32 6 10x32x40 5
8x52x58 10 6x28x34 7 10x36x45 5
8x56x62 10 8x32x38 6 10x42x52 6
8x62x68 12 8x36x42 7 10x46x56 7
10x72x78 12 8x42x48 8 16x52x60 5
10x82x88 12 8x46x54 9 16x56x65 5
10x92x98 14 8x52x60 10 16x62x72 6
10x102x108 16 8x56x65 10 16x72x82 7
10x112x120 18 8x62x72 12 20x82x92 6
10x72x82 12 20x92x102 7
10x82x92 12 20x102x115 8
10x92x102 14 20x112x125 9
10x102x112 16
10x112x125 18
«z» — число шлицев, «d» — внутренний диаметр, «D» — наружный диаметр, «b» — ширина шлица.

Допуски и посадки для соединений с прямобочным профилем установлены ГОСТ 1139-80. Их условное обозначение содержит букву, обозначающую поверхность центрирования (D, d или b), число зубьев z, номинальные значения основных размеров D, d и b, обозначения посадок диаметров размера b, помещенные после соответствующего размера. Допуски нецентрирующего диаметра можно не указывать. Например: D-8x42x48(H8/h7)x8(F10/h9) .

Способы центрирования прямобочных шлицевых соединений.

Способ центрирования Краткая характеристика
По наружному диаметру
Самый простой и дешевый способ центрирования. Вал фрезеруют и шлифуют по наружному диаметру, втулку протягивают. Применяется при отсутствии термообработки поверхности отверстия втулки или при ее термическом улучшении (НВ 280-300)
По внутреннему диаметру
Самый точный и дорогой способ центрирования. Вал фрезеруют и продольно шлифуют по внутреннему диаметру и боковым поверхностям шлицев, втулку протягивают и шлифуют по внутреннему диаметру. Применяется при закаленных втулке и вале
По боковым сторонам
Наиболее равномерное распределение нагрузки между шлицами; точность центрирования невысока. Вал фрезеруют и продольно шлифуют по боковым поверхностям шлицев, втулку протягивают. Применяется для тяжелонагруженных соединений при термически улучшенной поверхности отверстия втулки (НВ 280-300)

Допуски и посадки для шлицевых соединений с эвольвентным профилем устанавливаются по ГОСТ 6033-80. Их условное обозначение содержит номинальный (равный наружному) диаметр соединения D=m(z+l), модуль, обозначение посадки и номер стандарта. Например:
— 50х2х(9H/9g) по ГОСТ 6033-80 при центрировании по боковым поверхностям зубьев;
— 50x(H7/g6)x2 по ГОСТ 6033-80 при центрировании по наружному диаметру;
— i50x2x(H7/g6) по ГОСТ 6033-80 при центрировании по внутреннему диаметру.

Возможные дефекты шлицевых соединении и способы ремонта

1. Износ или смятие шлицев на валах. При значительном и износе производят дуговую наплавку (лучше электродами ЦН-250 или ЦН-300) с последующей механической обработкой шлицев. При износе по ширине паза до 0,5-1 мм производят раздачу шлицев (вдоль по наружной поверхности) отожженного вала зубилом с последующей заваркой образующейся при этом канавки и механической обработки шлицев. При незначительном износе (0,1-0,2 мм) шлицы восстанавливают электроискровым наращиванием с последующим шлифованием.

2. При наличии забоин, заусенцев, острых краев на поверхности шлицев их запиливают, а на торцах вала и втулки снимают фаски.

3. При износе шлицев во втулке продавливают на прессе отверстие (по внутреннему диаметру) прошивкой, а затем калибруют шлицевой протяжкой. Допускаемый износ элементов шлицевых прямобочных соединений приведен в таблице.

Шлицевое соединение вала гост

Зубчатое (шлицевое) соединение — соединение вала и втулки, осуществляемое с помощью зубьев (шлицев) и впадин (пазов), выполненных на валу и в отвеpстии втулки.
Hаибольшее pаспpостpанение в машиностpоении получили зубчатые соединения с пpямобочным, эвольвентным и тpеугольным пpофилями зубьев.
1. Hа сбоpочном чеpтеже pазмеp пpямобочного зубчатого соединения указывается условным обозначением по ГОСТ 1139 — 80* на полке линии-выноски от наpужного диаметpа соединения (pис. 29.1).

Условное обозначение содеpжит букву, обозначающую повеpхность центpиpования, число зубьев и номинальные pазмеpы d, D и b. После соответствующего pазмеpа должно следовать обозначение посадки. Hа учебных чеpтежах посадки допускается не пpоставлять. Указанное на pис. 29.1 условное обозначение зубчатого соединения d — 6 x 28 x 34 x 7 ГОСТ 1139 — 80* pасшифpовывается следующим обpазом: пpямобочное шлицевое соединение сpедней сеpии с центрировнием по внутpеннему диаметpу d, с числом зубьев z = 6, внутpенним диаметpом d = 28мм, наpужным диаметpом D = 34 мм, шиpиной зуба b = 7 мм.
Hа pис. 29.2 пpиведен пpимеp выполнения pабочего чеpтежа вала со шлицами пpямобочного пpофиля и соответствующей втулки.

В пpодольном изобpажении вала указывают длину l зубьев полного пpофиля до сбега и полную длину зубьев L. Обязательно указание pазмеpа фасок по тоpцовым повеpхностям как втулки, так и вала. Диаметp D1 фасок на тоpцах втулки pекомендуется выбиpать на 1. 2 мм больше наpужного диаметpа D. Размеp фаски «c» на тоpце шлицевого вала (pис. 29.2) не ноpмиpуется и выбиpается по констpуктивным или технологическим сообpажениям. Фаска может быть как больше, так и меньше высоты шлица. Кpоме этого, на пpодольном изобpажении шлицевого вала или втулки указывается (на полке линии-выноски) условное обозначение по ГОСТ 1139 — 80*. Как и на сбоpочном чеpтеже, условное обозначение включает в себя буквенное обозначение повеpхности центpиpования, число зубьев и номинальные pазмеpы d x D x b.
Полное обозначение должно включать в себя также поля допусков номинальных pазмеpов, напpимеp:
d — 8 x 36e8 x 40a11 x 7f8. Hа учебных чеpтежах поля допусков не указываются.
В попеpечном сечении вала или втулки указывают номинальные pазмеpы d, D, b, а также в увеличенном масштабе с помощью выносного элемента уточняют конфигуpацию шлица (на валу) или шлицевого паза (на втулке). Углы пазов втулки и вала выполняют по pадиусам (pис. 29.2), а на углах зубьев делают фаски с катетом, большим, чем соответствующий pадиус.
Величину фаски f и pадиуса скpугления r выбиpают по таблицам стандарта. Обязательно указывается шеpоховатость pабочих повеpхностей.

2. Hа чеpтежах эвольвентного шлицевого вала, втулки и их соединения указывают условное обозначение на полке линии-выноски (pис. 29.1). Условное обозначение включает в себя величину номинального диаметpа соединения D, величину модуля m, посадку (на сбоpочном чеpтеже) или допуск на pазмеp (на pабочем чеpтеже), а также номеp стандаpта (ГОСТ 6033 — 80*). Число зубьев в условном обозначении не указывают, так как оно опpеделено значениями D и m. Hапpимеp, для соединения с номинальным (наpужным) диаметpом D = 50 мм и модулем m = 2 мм условное обозначение будет иметь вид:
— пpи центpиpовании по наpужному диаметpу: 50 x H7/h6 x 2 ГОСТ 6033 — 80;
— пpи центpиpовании по внутpеннему диаметpу: 50 x 2 x H7/h6 ГОСТ 6033 — 80;
— пpи центpиpовании по боковым стоpонам: 50 x 2 x 9H/9g ГОСТ 6033 — 80.

В пеpвых двух случаях (пpи центpиpовании по одному из диаметpов) указаны отклонения pазмеpов (поля допусков) соответствующих цилиндpических повеpхностей втулки и вала, а пpи центpиpовании по боковым стоpонам указаны степень точности шиpины паза втулки и толщины зуба вала. Hа учебных чеpтежах допуски и посадки в условном обозначении не указываются.
Hа pис. 29.3 и pис. 29.4 показаны pабочие чеpтежи эвольвентных шлицевых вала и втулки с центpиpованием по боковым повеpхностям пpи плоской фоpме дна впадины. Hа пpодольном изобpажении, кpоме условного обозначения, обязательно указывают длину l зубьев полного пpофиля и полную длину L.
В попеpечном pазpезе следует пpоставить номинальные диаметpы выступов и впадин Da, df, da и величину фаски f = 0,15 m пpодольной кpомки зуба. Hоминальные pазмеpы шлицевых соединений содеpжатся в ГОСТ 6033 — 80*.

Читайте также  Щелковский городской суд валов алексей васильевич

Кpоме pазмеpов, указанных на pис. 29.3 и pис. 29.4, на pабочих чеpтежах помещают данные о способе контpоля зубчатых деталей эвольвентного пpофиля (схему контpоля). Hа учебных чеpтежах схема контpоля не указывается.
3. Зубчатые соединения с тpеугольным пpофилем не стандаpтизованы. Hа чеpтеже помещают изобpажение пpофиля зуба со всеми необходимыми pазмеpами. Пpимеp офоpмления pабочего чеpтежа шлицевого вала с тpеугольным пpофилем зубьев показан на pис. 29.5. В условном обозначении шлицевого соединения с тpеугольным пpофилем зубьев пpиводят буквы «Тp».

Шлицевое соединение вала гост

ООО МЕХОБМОСПРОД — компания широкго профиля. Мы занимаемся изготовлением и обработкой металлических изделий, в число котрых входят шлицевые соединеия (ГОСТ 1139-80, ГОСТ 6033-80, ГОСТ 2.409-74). Для того чтобы соединить ступицу с валом кроме шпонок зачастую применяют выступы на валу, которые называют шлицами (зубьями), входящие в необходимые пазы ступицы. Называют такого рода соединения ступицы с валом зубчатыми или шлицевыми. у нас вы сможете заказать соединения всех видов, котрые различают профилями зубьев: прямобочные, эвольвентные и с треугольными шлицами (зубьями).

Виды шлицевых соединений

Для неподвижного скрепления ступицы и вала существуют шлицевые соединения неподвижные, а также подвижные, которые обеспечивают возможность осевого перемещения ступицы по валу, к примеру, коробок передач станков, зубчатого колеса, автомобилей и пр. В сравнении со шпоночными, шлицевые соединения имеют больше преимуществ таких как: более точное центрирование, лучшее направление при перемещении ступицы по валу и высокая прочность вала.

  • Прямобочное шлицевое соединение — самое популярное (ГОСТ 1139-80). Его применяют при передаче больших моментов, в таких случаях как в шлицевых соединениях карданных валов автомобилей.
  • Эвольвентное шлицевое соединение — бывает с центрированием ступицы по наружному D диаметру и боковым сторонам s шлицев (ГОСТ 6033-80). К самым распространенным относят центрирование по s. В сравнении шлицевые прямобочные соединения имеют ряд достоинств перед эвольвентным соединением. Это и более высокая прочность шлицев поскольку они утолщены у основания, изготавливать шлицы проще и дешевле. Поскольку протяжки, которые используют для эвольвентных шлицев в ступицах в малых, и средних размеров дороги, то шлицевые эвольвентные соединения используют в ограниченном виде.
  • Треугольное шлицевое соединение — применяют при передаче небольших моментов в качестве неподвижного. Центрирование в данном случае осуществляют исключительно по боковым сторонам шлицев.
Исходные данные Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3
Допуск на линейные размеры 6 квалитет точности 7 квалитет точности 8 квалитет точности
Наружный диаметр- D до 200 мм до 300 мм до 420 мм
Длина изделия — L до 1200 мм до 2100 мм до 3000 мм
Масса изделия — m не имеет значения
Применяемый материал Сталь 40Х ГОСТ 4543-71, Сталь 45 ГОСТ 1050-88, Сталь 12Х18Н10Т ГОСТ 25054-81, Сталь 08Х18Н10Т ГОСТ 25054-81, Сталь 20ХГНР ГОСТ 4543-71, Сталь 38ХНМА ГОСТ 8479-70
Термообработка Улучшение, объемная закалка, ТВЧ ток высокой частоты, цементация, азотация, карбонитрация

Обозначение шлицевых соединений

Форма сечения шлицевого вала имеет исполнение А или С при центрировании по внутреннему диаметру (d); исполнение В — при центрировании по наружному диаметру и боковым сторонам зубьев (D и b). Способ центрирования выбирается по конструктивным и технологическим характеристикам. Форма сечения ступицы Форма сечения ступицы при любом способе центрирования выполняется как показано на рисунке.

A B C D Основные размеры прямобочных шлицевых соединений (ГОСТ 1139-80*)

Пример условного обозначения шлицевого вала при центрировании по внутреннему диаметру d: d-8×36. ×40. ×7. , где

  • d — вид центрирования,
  • 8- число зубьев z,
  • 36 — внутренний диаметр d,
  • 40 — наружный диаметр D,
  • 7- ширина зуба b.

Шлицевое соединение | Чертеж

Шлицевые соединения ГОСТ :: прямобочные, эвольвентные, треугольные г. Москва | Copyright © 2012 обработка металла в Москве

Зубчатое шлицевое соединение: виды профилей, обозначение, ГОСТ

Большие и длительные нагрузки требуют соединений с большой площадью контакта. К таким относится шлицевое соединение. Зубья по всей длине вала позволяют перемешаться втулке с шестерней без остановки механизма. Передаточный момент возможен в несколько раз больше, чем при передаче через шпонку. Кроме достоинств у зубчатых соединений есть и свои недостатки.

Характеристики шлицевых соединений

По своей конструкции и способу передачи вращательного момента, шлицевые соединения можно отнести к многошпоночным. Несколько плоскостей взаимодействия при вращении, только вместо большого количества пазов и шпонок в них, только шлицевый вал и втулка. Шпонки отсутствуют, их заменяют шлицевые пазы и зубья, вырезанные непосредственно на сопрягаемых деталях. Конструкция позволяет значительно сократить погрешность изготовления и дает возможность перемещаться втулке вдоль оси вала, не прекращая радиальное движение.

К шлицевым соединениям относятся вал с зубьями, равномерно распределенными по диаметру и сопряженная с ним втулка, с ответными пазами.

Размеры шлицов определяются внутренним диаметром вала, их количеством и формой. В шлицевом соединении образуется несколько плоскостей контактов. Возможность передачи большого крутящего момента возрастает по сравнению со шпонками в несколько раз.

Зуб шлица нарезается фрезами на зуборезных станках и протяжкой. Для подвижных узлов делается последующая шлифовка боковых поверхностей. Длина зубьев может быть любой, у неподвижных шлицевых соединений равна высоте ступицы колеса. При скольжении шестерни вдоль оси, длина нарезанных выступов на валу определяется размером перемещения шестерни, ее высотой и технологическим припуском, равным радиусу фрезы для ее выхода при обработке.

Диаметр вала по наружной поверхности равен размеру втулки по впадинам. Втулка со шлицами в точности копирует своим отверстием профиль вала и плотно надевается на него. Шлицевые канавки по отверстию нарезаются на долбежном станке. Технология изготовления длительная, требует большой точности, которую не может обеспечить долбяк, поскольку длина резца большая относительно его сечения. При попытке ускорить обработку, сделать больше заход и подачу, инструмент отжимает, размер получается в минус.

При проектировании узла и подборе пар, основным параметром является внутренний диаметр по шлицам. Его рассчитывают на кручение и изгиб. Шлицевая втулка подвергается меньшим по силе воздействиям. Она выбирается по справочнику. Детали делают из среднеуглеродистых малолегированных сталей: Ст 45, Ст40Х, Ст 40ХН. Они имеют относительно высокую вязкость и низкую хрупкость в нормализованном состоянии и после объемной закалки на воздух при твердости 320–350 HB.

Определить количество зубьев при проектировании можно по таблицам. Они разделены для каждого внутреннего диаметра на 3 группы по нагрузкам:

  • легкая;
  • средняя;
  • тяжелая.

Чем больше крутящий момент нужно передавать, тем выше сам шлиц и больше их количество. За счет этого увеличивается площадь контакта.

Зубчатые соединения рассчитываются с учетом погрешности изготовления. Между поверхностями сопряженных деталей имеется зазор соединения. При повороте ведущей детали он смещается в противоположную сторону от направления действия силы. В идеале все поверхности соприкасаются и нагружены одинаково. По факту зубчатые соединения изготавливаются с погрешностью в 0,01–0,03 мм, в зависимости от размера и способа обработки. Муфта одной плоскостью соприкасается сильнее, другими меньше. При расчете прочности выбирается по таблице поправочный коэффициент, позволяющий рассчитать параметры деталей на прочность с учетом неравномерных сил нагрузок.

Читайте также  50706 подшипник кпп вторичного вала

Зазор в соединении определяет размер холостого хода. Начиная двигаться, ведущая деталь сначала выбирает просвет между рабочими плоскостями, затем начинается силовое воздействие и вращение ведомой детали и всего узла.

Классификация

Детали шлицевых узлов нормализованы – существует определенный список типоразмеров, с соответствующими парами. Под них изготавливается инструмент и настраивается оборудование. В зависимости от условий работы и нагрузок, шлицевые соединения на несколько групп. Они характеризуются:

  • формой зуба;
  • базовыми поверхностями;
  • возможностью смещения вдоль оси.

Форма выступа определяется по шлицевому валу. Втулка имеет только соответствующие вырезы – пазы. Характеристики определяются видами шлицов:

  • прямые или прямобочные;
  • эвольвентные;
  • треугольные.

Классификация производится по форме зуба в сечении поперек соединения.

Прямобочные – прямозубые

У прямобочных шлицевых соединений зуб в поперечном сечении представляет собой прямоугольник. Ширина по всей высоте одинаковая. Встречаются в механизмах чаще всего, поскольку изготовление относительно простое. Прямозубые шлицевые соединения различают по величине нагрузки: малая, средняя, высокая.

По способу движения вдоль оси различают типы соединений:

  • неразъемные;
  • подвижные без нагрузки;
  • подвижные под нагрузкой.

Неразъемные используют в редукторах и других узлах при передаче вращения между постоянной парой деталей.

Примером подвижных соединений без нагрузки служат коробки скоростей станков. При переключении смещается вал, и другая пара вступает в зацепление. Изменяется передаточное число и скорость вращения патрона или шпинделя.

Коробка скоростей автомобиля не требует полной остановки для переключения. Происходит передвижение втулки относительно оси вращения без остановки, под нагрузкой.

К классификации шлицевых соединений относится и способ центровки. Он может быть:

  • по внутреннему диаметру – d;
  • по наружному диаметру – D;
  • по боковым сторонам, ширине зуба – b.

При центровке по внутреннему диаметру минимальные допуска на изготовление даются на размер вала по впадине и внутренний диаметр втулки. Просвет образуется между вершиной зуба на валу и дном шлица. Точность соединения достигается шлифовкой отверстия втулки на внутришлифовальном станке. Обработка меньшего диаметра на валу производится абразивным кругом вдоль оси.

При центровке по наружному диаметру плотное прилегание происходит по вершине выступа на валу и диаметром по впадине на втулке. В этом случае производится наружная шлифовка вала и чистовая обработка – долбежка, втулки.

Центровка, точнее посадка по боковым поверхностям возможна только для неразъемных соединений, когда необходимо исключить холостой ход в начале движения.

Шлицы изготавливаются с высокой точностью по ширине зуба и его расположения относительно оси. Втулка запрессовывается на вал. По обоим диаметрам имеются зазоры.

На чертеже показывается поперечное сечение соединения с одним зубом и диаметрами пунктирной линией. Втулка заштриховывается. Прямозубые шлицевые соединения на основном виде обозначают выносом линии с характеристиками. Расшифровка включает в себя буквенное обозначение способа центровки, количество и ширина шлицев, размер внутреннего и наружного диаметра с указанием класса точности и чистоты обработки всех поверхностей.

Эвольвентные

Соединение получило свое название за форму боковой поверхности в виде эвольвенты, как у цилиндрического зубчатого зацепления. Большая площадь контакта и широкий зуб в основании позволяет передавать огромное усилие. Зуб отличается высокой прочностью на изгиб.

Изготавливают шлицевые валы на зубофрезерных станках. Получается высокая точность при использовании стандартного оборудования. Центрирование делается по наружному диаметру для механизмов, работающих с высокой точностью, и по боковой поверхности для сильно нагруженных узлов. Соединение неподвижное. При боковом смещении возникает большая сила трения.

На чертеже указывается один зуб и его форма, по аналогии с прямозубыми зацеплениями. Кроме диаметров и классом обработки под выносной линией указывается ГОСТ, по которому изготавливались шлицы.

Треугольный профиль

Для передачи вращения тонкостенными ступицами изготавливаются шлицевые соединения с треугольным профилем. Они соединяются неподвижно и используются для маломощных усилий, требующих большой точности передачи вращения.

Изготавливается зуб по отраслевым стандартам с углом: 30°, 36° и 45°. Зубья мелкие, количество большое, в пределах 20 – 70 шт. центрирование производится только по боковым поверхностям.

Стоят на приводе стеклоочистителя в автомобилях, торсионных валах триммеров.

Достоинства и недостатки

При конструировании механизмов, передающих вращение с высокой нагрузкой, чаще всего останавливаются на выборе шлицевого соединения. Оно имеет в определенных случаях огромные преимущества и может заменить несколько шпоночных соединений. Недостатки также имеются. Надо взвешивать все аргументы за и против, выбирая способ соединения.

В сравнении со шпонками, к достоинствам шлицевых соединений относятся:

  • надежность при ударных нагрузках и вибрации;
  • возможность уменьшить длину ступицы;
  • малые радиальные зазоры;
  • увеличение срока эксплуатации;
  • отсутствие нагрузки на срез и малая на изгиб благодаря большому пятну контакта;
  • несколько линий приложения сил, возможность передавать большие усилия валами с малым диаметром;
  • осевое перемещение;
  • в соединении только 2 детали;
  • компактность;
  • точная центровка.

Шлицы изготавливаются по ГОСТ и Стандартам, имеют строго нормализованные размеры и детали для соединения легко подобрать. Упрощена сборка узлов и подгонка деталей.

К недостаткам шлицевых соединений относятся:

  • высокая стоимость деталей;
  • сложная технология изготовления;
  • использование специального оборудования и инструмента.

При перегрузках шпонка просто срезается, не допуская передачи повышенной нагрузки на рабочий механизм и предотвращая его поломку. Деталь простая и дешевая, легко меняется.

В шлицевых соединениях при аварийной ситуации может сломаться зуб или весь станок. Замена деталей сложная и дорогостоящая.

Применение

Необходимость в применении зубчатых соединений возникает, когда надо передать большой крутящий момент и предъявляются высокие требования к соосности ведущей и ведомой детали и точности движения. Шлицы позволяют втулке перемещаться вдоль оси, изменяя передаточное число зацепления без остановки механизма. Благодаря этому они применяются в коробках передач автомобилей, станков, загрузочных агрегатов.

Назначение шлица, как и шпонки, передавать крутящий момент с заданной угловой скоростью.

Распределение нагрузки относительно оси вращения равномерное, по количеству зубьев, исключается радиальное биение. Это используется в точных приборах, где необходима точность.

Вращение с помощью треугольных зубцов встречается в бытовых приборах, электроинструменте:

  • миксеры;
  • газонокосилки;
  • дрели;
  • роботы-пылесосы.

Во всех областях машиностроения, станкостроения, машинах и других средствах передвижения применяется компактный и мощный узел передачи вращения.

Государственные стандарты

Прямозубые шлицевые валы и втулки изготавливаются согласно ГОСТ 6033-80, которым предусмотрено обозначение шлицов по внутреннему и наружному диаметру валов, с указание способа центровки: D, d, b, количества зубьев, и класса точности изготовления сопрягаемых деталей. Например: d – 8×36H7/h7×40H12×7D9, где:

  • d – центрирование по малому диаметру;
  • 8 зубьев;
  • 36 – внутренний диаметр;
  • H7/h7, H12, D9 поле допуска соответствующих размеров;
  • 40 – наружный диаметр;
  • 7 – ширина зуба.

Стандарт предусматривает писать характеристики на выносной линии одной строкой без пробелов.

Изображение и изготовление эльвольвентных узлов выполняется по ГОСТ 1139-80, размеры и допуск на детали также располагаются на выносной линии. При этом указывается только характеристика размера центровки. Под линией пишется ГОСТ, по которому изготавливались детали.

В случае треугольного стыкования деталей ссылаются на отраслевой стандарт, указывают угол наклона и количество зубьев.

1. УСЛОВНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ ВАЛОВ, ОТВЕРСТИЙ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ

1.1. Окружности и образующие поверхностей выступов зубьев вала и отверстия показывают сплошными основными линиями (черт. 1 — 6 ).

Читайте также  Шприцовка крестовин карданного вала

1.2. Окружности и образующие поверхностей впадин на изображениях зубчатого вала и отверстия показывают сплошными тонкими линиями (черт. 1 — 6 ), при этом сплошная тонкая линия поверхности впадин на проекции вала на плоскость, параллельную его оси, должна пересекать линию границы фаски (черт. 2 , 3 , 4 ).

Образующие поверхностей впадин на продольных разрезах вала и отверстия показывают сплошными основными линиями (черт. 1 , 5 , 6 ).

На проекции вала и отверстия на плоскость, перпендикулярную его оси, а также в поперечных разрезах и сечениях окружности впадин показывают сплошными тонкими линиями (черт. 5 , 6 ).

1.3. Делительные окружности и образующие делительных поверхностей на изображениях деталей зубчатых соединений показывают штрихпунктирной тонкой линией (черт. 3 ).

1.4. Границу зубчатой поверхности вала, а также границу между зубьями полного профиля и сбегом показывают сплошной тонкой линией (черт. 1 — 4 ).

1.5. На изображениях, полученных проецированием на плоскость, перпендикулярную оси зубчатого вала и отверстия, изображают профиль одного зуба и двух впадин. Допускается изображать большое число зубьев и впадин. На этих изображениях фаски на конце зубчатого вала и в отверстии не показывают.

1.6. Если секущая плоскость проходит через ось зубчатого вала или отверстия, то на разрезах и сечениях валов зубья условно совмещают с плоскостью чертежа и показывают нерассеченными (черт. 1 ), а на разрезах и сечениях отверстий впадин условно совмещают с плоскостью чертежа (черт. 5 , 6 ).

1.7. При изображении зубчатого вала или отверстия в разрезе или сечении линии штриховки проводят:

в продольных разрезах и сечениях — до линий впадин;

в поперечных разрезах и сечениях — до линий выступов (черт. 1 , 5 , 6 ).

1.8. Если секущая плоскость проходит через ось зубчатого соединения, то при его изображении на разрезе показывают только ту часть поверхности выступов отверстия, которая не закрыта валом (черт. 7 ).

19. Радиальный зазор между зубьями и впадинами вала отверстия не показывают (черт. 8 ).

2. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ ЗУБЧАТЫХ ВАЛОВ И ОТВЕРСТИЙ

2.1. Чертежи деталей зубчатых соединений должны быть выполнены в соответствии с требованиями стандартов Единой системы конструкторской документации и настоящего стандарта.

2.2. На изображениях зубчатых валов, полученных проецированием на плоскость, параллельную оси, указывают длину зубьев полного профиля l1 до сбега (см. черт. 1 ).

Допускается дополнительно указывать полную длину зубьев l или наибольший радиус инструмента R, или длину сбега l2 (см. черт. 2 — 4 ).

2.3. На чертеже детали стандартизованного зубчатого соединения указывают в технических требованиях или на полке линии-выноски условное обозначение вала или отверстия по соответствующему стандарту.