Шлицевые валы с прямобочным профилем

Детали машин

Шлицевые соединения

Характеристика шлицевых соединений

Шлицевое соединение образуют выступы (зубья) на валу (рис. 1, 2, 3) , входящие в соответствующие впадины (шлицы) в ступице.
Рабочими поверхностями являются боковые стороны выступов.
Выступы на валу выполняют фрезерованием, строганием или накатыванием в холодном состоянии профильными роликами по методу продольной накатки. Впадины в отверстии ступицы изготовляют протягиванием или долблением.

Условно можно представить шлицевое соединение, как многошпоночное соединение, у которого шпонки выполнены как одно целое с валом.

Основное назначение шлицевых соединений — передача вращающего момента между валом и ступицей. При этом ступица может быть закреплена на колесе, фланце, шкиве, ролике или другом валу (карданный вал) .
Шлицевые соединения стандартизованы и широко распространены в машиностроении.

Достоинства шлицевых соединений по сравнению со шпоночными:

  • Способность точно центрировать соединяемые детали или точно выдерживать направление при их относительном осевом перемещении.
  • Меньшее число деталей соединения (шлицевое соединение образуют две детали, шпоночное – три) .
  • Большая несущая способность вследствие большей суммарной площади контакта.
  • Взаимозаменяемость (нет необходимости в ручной пригонке) .
  • Большая усталостная прочность вследствие меньшей концентрации напряжений изгиба, особенно для эвольвентных шлицев.
  • Меньшая длина ступицы и меньшие радиальные зазоры.
  • Большая надежность при динамических нагрузках.

Недостатки шлицевых соединений — более сложная технология изготовления (зубофрезерование, протягивание, шлифование) , а следовательно, более высокая стоимость.

Классификация шлицевых соединений

Шлицевые соединения различают:

  • по характеру соединения — неподвижные для закрепления детали на валу; подвижные, допускающие перемещение вдоль вала (например, блока шестерен коробки передач; шпинделя сверлильного станка, карданного вала автомобиля) ;
  • по форме выступов — прямобочные, эвольвентные, треугольные.
Шлицевые соединения с прямобочным профилем

Соединения с прямобочным профилем (рис. 1,а) применяют в неподвижных и подвижных соединениях. Они имеют постоянную толщину выступов.

Стандарт предусматривает три серии соединений с прямобочным профилем: легкую, среднюю и тяжелую, которые различаются высотой и числом z выступов. Тяжелая серия имеет более высокие выступы с большим их числом; рекомендуется для передачи больших вращающих моментов.

Центрирование (обеспечение совпадения геометрических осей) соединяемых деталей выполняют по наружному D , внутреннему d диаметрам или боковым поверхностям b выступов.
Выбор способа центрирования зависит от требований к точности центрирования, от твердости ступицы и вала. Первые два способа обеспечивают наиболее точное центрирование.
Зазор в контакте поверхностей: центрирующих — практически отсутствует, не центрирующих — значительный.

Центрирование по наружному диаметру D (рис. 2,а) . В этом случае точность обработки сопрягаемых поверхностей обеспечивают: в отверстии — протягиванием, на валу – шлифованием. По диаметру D обеспечивают сопряжение по одной из переходных посадок.
По внутреннему диаметру d между деталями существует зазор.
При передаче вращающего момента на рабочих боковых сторонах действуют напряжения смятия σсм .

В соответствии с технологией обработки центрирующей поверхности в отверстии (протягивание) центрирование по наружному диаметру может быть применено при невысокой твердости ступицы (≤ 350 НВ) .

Центрирование по внутреннему диаметру d (рис. 2,б) .
Применяют при высокой твердости ступицы ( ≤ 45 HRC) , например, после ее закалки, когда затруднена калибровка ступицы протяжкой или дорном.
Точность обработки сопрягаемых поверхностей обеспечивают: в отверстии — шлифованием на внутришлифовальном станке, на валу — шлифованием впадины профилированными кругами, в соответствии с чем предусматривают канавки для выхода шлифовального круга.

По центрирующему диаметру d обеспечивают сопряжение по переходной посадке. Размер h площадки контакта определяют так же, как и при центрировании по наружному диаметру.

Центрирование по D или d применяют в соединениях, требующих высокой соосности вала и ступицы (при установке на валы зубчатых или червячных колес в коробках передач автомобилей, в станках, редукторах; а также при установке шкивов, звездочек, полумуфт на входных и выходных концах валов) .

Центрирование по боковым поверхностям b (рис. 2,в) . В сопряжении деталей по боковым поверхностям зазор практически отсутствует, а по диаметрам D и d имеет место явный зазор. Это снижает точность центрирования, но обеспечивает наиболее равномерное распределение нагрузки между выступами.
Поэтому центрирование по боковым поверхностям b применяют для передачи значительных и переменных по значению или направлению вращающих моментов, при жестких требованиях к мертвому ходу и при отсутствии высоких требований к точности центрирования: например, шлицевое соединение карданного вала автомобиля.

Шлицевые соединения с эвольвентным профилем

Соединения с эвольвентным профилем (рис. 1,б) применяют в неподвижных и подвижных соединениях. Боковая поверхность выступа очерчена по эвольвенте (как профиль зубьев зубчатых колес) .
Эвольвентный профиль отличается от прямобочного повышенной прочностью в связи с утолщением выступа к основанию и плавным переходом в основании.
Соединения обеспечивают высокую точность центрирования; они стандартизованы — за номинальный диаметр соединения принят наружный диаметр D .

По сравнению с прямобочным, соединение с эвольвентным профилем характеризует большая нагрузочная способность вследствие большей площади контакта, большего количества зубьев и их повышенной прочности. Применяют для передачи больших вращающих моментов. Шлицевые соединения с эвольвентным профилем шлицев считаются наиболее перспективными.

Применяют центрирование по боковым поверхностям S зубьев, реже — по наружному диаметру D .

Шлицевые соединения с треугольным профилем

Соединения с треугольным профилем (рис. 1,в) изготовляют по отраслевым нормалям. Применяют в неподвижных соединениях. Имеют большое число мелких выступов–зубьев ( z = 20. 70; т = 0,2. 1,5мм) . Угол β профиля зуба ступицы составляет 30°, 36° или 45°. Применяют центрирование только по боковым поверхностям, точность центрирования невысокая.

Применяют для передачи небольших вращающих моментов тонкостенными ступицами, пустотелыми валами, а также в соединениях торсионных валов, стальных валов со ступицами из легких сплавов, в приводах управления (например, привод стеклоочистителя автомобиля) .

Соединения с треугольным профилем применяют также при необходимости малых относительных регулировочных поворотов деталей. Шлицевые валы и ступицы изготовляют из среднеуглеродистых и легированных сталей с временным сопротивлением σв > 500МПа .

Материалы и допускаемые напряжения смятия

Шлицевые валы и ступицы изготовляют из среднеуглеродистых и легированных сталей с временным сопротивлением σв > 500 Н/мм 2 (МПа).
В Таблице 1 приведены значения [σ]см , принятые с учетом опыта эксплуатации при длительном сроке службы. Большие значения [σ]см принимают при легких режимах работы, когда соединение большую часть времени нагружено моментами, значительно меньшими максимально длительно действующего вращающего момента.

Таблица 1 . Допускаемые напряжения смятия при средних условиях эксплуатации

Взаимозаменяемость шлицевых соединений

Шлицевое соединение можно рассматривать как «многошпоночное» соединение, в котором шпонки выполнены заодно с валом или втулкой и расположены по всей окружности равномерно и параллельно их осям. В зависимости от профиля зубьев шлицевые соединения делятся на шлицевые прямобочные (ГОСТ 1139 – 80*), шлицевые эвольвентные с углом профиля 30° (ГОСТ 6033 – 80*) и треугольные.

Наибольшее распространение получили соединения шлицевые с прямобочным профилем зубьев, расположенных параллельно оси соединения. ГОСТ 1139 – 80* устанавливает число зубьев, номинальные размеры соединений легкой, средней и тяжелой серий, а также допуски для соединений с центрированием по внутреннему и наружному диаметрам и по боковым сторонам зубьев.

Шлицевые соединения называют подвижными, когда детали, насаживаемые на вал, имеют возможность осевого перемещения (например, зубчатые колеса коробок передач, муфты сцепления и другие узлы), и неподвижными, если втулка не может перемещаться относительно вала.

Читайте также  Cdnc замена балансировочных валов

Шлицевые соединения с эвольвентным профилем зубьев, расположенных параллельно оси соединения, с углом профиля 30°, регламентируются ГОСТом 6033 – 80*. Стандарт устанавливает исходный контур, форму зубьев, номинальные диаметры, модули и числа зубьев, номинальные размеры и измеряемые величины при центрировании по боковым поверхностям зубьев, а также допуски и посадки.

Шлицевые соединения с эвольвентным профилем зубьев по сравнению с прямобочными обладают существенными преимуществами: они имеют большую нагрузочную способность и циклическую прочность, обеспечивают лучшее центрирование и направление деталей, проще в изготовлении, так как их можно фрезеровать методом обкатки и т.п.

Выбор типа шлицевых соединений связан с их конструированием и технологическими особенностями.

Допуски и посадки соединений с прямобочным

Профилем зубьев

По ГОСТу 1139 – 80* установлены допуски для соединений с центрированием по внутреннему d и наружному D диаметрам, а также по боковым сторонам зубьев b. Поскольку вид центрирования непосредственно

связан с выбором полей допусков на отдельные элементы соединения и их посадки, то назначение допусков определяется характером центрирования.

Выбирая вид центрирования шлицевых соединений, учитывают характер и условия работы узла, номинальные размеры соединений легкой, средней и тяжелой серий и исполнение (А, В, С) шлицевых валов (рис. 2.57).

Рис. 2.57. Шлицевые соединения с прямобочным профилем зубьев

При изготовлении шлицевых валов с применением различных видов центрирования рекомендуется учитывать следующее: в соединениях легкой и средней серий размер d дан для валов исполнения А при изготовлении методом обкатки; валы соединений тяжелой серии исполнения А, как правило, методом обкатки не изготовляются; при центрировании по внутреннему диаметру шлицевые валы изготовляются в исполнениях А и С; при центрировании по наружному диаметру и боковым сторонам зубьев шлицевые валы изготовляются в исполнении В.

Центрирование по внутреннему диаметру d целесообразно, когда втулка имеет высокую твердость и ее нельзя обработать чистовой протяжкой (отверстие шлифуют на обычном внутришлифовальном станке) или когда могут возникнуть значительные искривления длинных валов после термической обработки. Способ обеспечивает точное центрирование и применяется обычно для подвижных соединений. Точные посадки выполняются по размерам d и b.

Центрирование по наружному диаметру D рекомендуется, когда втулку термически не обрабатывают или когда твердость ее материала после термической обработки допускает калибровку протяжкой, а вал — фрезерование до получения окончательных размеров зубьев. Такой способ прост и экономичен. Его применяют для неподвижных соединений, а также для подвижных, воспринимающих небольшие нагрузки. Точные посадки выполняются по размерам D и b.

Центрирование по боковым сторонам зубьев b целесообразно при передаче знакопеременных нагрузок, больших крутящих моментов и при реверсивном движении. Этот метод способствует более равномерному распределению нагрузки между зубьями, но не обеспечивает высокой точности центрирования, поэтому редко применяется. Точные посадки выполняются по размеру b.

Для нецентрирующих диаметров рекомендуемые поля допусков приведены в ГОСТе 1139 – 80*.

Допуски и основные отклонения размеров d, D и b шлицевого соединения назначают по ГОСТу 25346 – 89.

Пример условного обозначения шлицевого соединения с числом зубьев z = 8, внутренним диаметром d = 36 мм, наружным диаметром D = 40 мм, шириной зуба b = 7 мм, с центрированием по внутреннему диаметру d, с посадкой по диаметру d — H8/e8 и по размеру b – D9/f8:

d – 8 ´ 36H8/e8 ´ 40H12/a11 ´ 7D9/f8;

то же, при центрировании по наружному диаметру с посадкой по наружному диаметру D – H7/h7 и по размеру b – D9/f8:

D – 8 ´ 36 ´ 40H7/h7 ´ 7D9/f8;

то же, при центрировании по боковым сторонам зубьев:

b – 8 ´ 36 ´ 40H12/a11 ´ 7D9/f8.

Пример условного обозначения втулки того же соединения при ценрировании по внутреннему диаметру: d — 8 ´ 36Н8 ´ 40Н12 ´ 7D9;

вала того же соединения d – 8 ´ 36е8 ´ 40а11 ´ 7f8.

Шлицевые соединения

Шлицевое соединение образуют выступы (зубья) на валу (рис. 1), входящие в соответствующие впадины (шлицы) в ступице. Рабочими поверхностями являются боковые стороны выступов. Выступ на валу выполняют фрезерованием, строганием или накатыванием. Впадины в отверстии ступицы изготовляют протягиванием или долблением.

Шлицевое соединение представляет собой фактически многошпоночное соединение, у которого шпонки выполнены за одно целое с валом.

Назначение шлицевых соединений — передача вращающего момента между валом и ступицей.

Шлицевые соединения стандартизованы и широко распространены в машиностроении.

Достоинства шлицевых соединений по сравнению со шпоночными:

  1. Способность точно центрировать соединяемые детали или точно выдерживать направление при их относительном осевом перемещении.
  2. Меньшее число деталей соединения; шлицевое соединение образуют две детали, шпоночное — три.
  3. Большая несущая способность вследствие большей суммарной площади контакта.
  4. Взаимозаменяемость (нет необходимости в ручной пригонке).
  5. Большее сопротивление усталости вала вследствие меньшей глубины впадины и меньшей концентрации напряжений, особенно для эвольвентных шлицев.

Недостатки — более сложная технология изготовления, а, следовательно, и более высокая стоимость.

Шлицевые соединения различают:

  1. по характеру соединения: неподвижные для закрепления детали на валу, подвижные, допускающие перемещение вдоль вала (например, блока шестерен коробки передач, шпинделя сверлильного станка);
  2. по форме выступов: прямобочные, эвольвентные, треугольные.

Соединения с прямобочным профилем (рис. 1; 2). Применяют в неподвижных и подвижных соединениях. Они имеют постоянную толщину выступов.

Стандарт предусматривает три серии соединений с прямобочным профилем: легкую, среднюю и тяжелую, которые различаются высотой и числом Z выступов.

Тяжелая серия имеет более высокие выступы с большим их числом. Центрирование (обеспечение совпадения геометрических осей) соединяемых деталей выполняют по наружному D, внутреннему d диаметрам или по боковым поверхностям b выступов.

Выбор способа центрирования зависит от требований к точности центрирования, твердости ступицы и вала.

Первые два способа обеспечивают наиболее точное центрирование. Зазор в контакте поверхностей: центрирующих — практически отсутствует, не центрирующих — значительный. Центрирование по D или d (рис. 2 а) применяют в соединениях, требующих высокой соосности вала и ступицы.

Центрирование по боковым поверхностям b (рис. 2, в). В сопряжении деталей по боковым поверхностям зазор практически отсутствует, а по диаметрам D и d имеет место явный зазор. Это снижает точность центрирования, но обеспечивает наиболее равномерное распределение нагрузки между выступами.

Поэтому центрирование по боковым поверхностям b применяют для передачи значительных и переменных по значению или направлению вращающих моментов, при жестких требованиях к мертвому ходу и при отсутствии высоких требований к точности центрирования: например, шлицевое соединение карданного вала автомобиля.

Соединения с эвольвентным профилем (рис. 3). Применяют в неподвижных и подвижных соединениях. Боковая поверхность выступа очерчена по эвольвенте (как профиль зубьев зубчатых колес). Эвольвентная протяжка профиля отличается от прямобочного повышенной прочностью в связи с утолщением выступа к основанию и плавным переходом в основании.

При изготовлении выступов применяют хорошо отлаженную технологию изготовления зубьев зубчатых колес. Соединения обеспечивают высокую точность центрирования; они стандартизованы — за номинальный диаметр соединения принят наружный диаметр D. От зубьев зубчатых колес их отличает больший угол зацепления (здесь 30°) и меньшая высота зуба. Выступ (h=m), что связано с отсутствием перекатывания.

По сравнению с прямобочным соединение с эвольвентным профилем характеризует большая нагрузочная способность вследствие большей площади контакта, большого количества зубьев и их повышенной прочности. Применяют для передачи больших вращающих моментов. Его считают перспективными.

Читайте также  Шлицы прямые для валов по

В соединениях с эвольвентным профилем применяют центрирование по боковым поверхностям S зубьев (рис. 3, б), реже — по наружному диаметру D (рис. 3, a).

Соединения с треугольным профилем (рис. 4) изготовляют по отраслевым нормалям. Применяют в неподвижных соединениях. Имеют большое число мелких выступов-зубьев (z = 15…70; m = 0,5… 1,5). Угол профиля зуба ступицы составляет 30, 36 или 45°. Применяют центрирование только по боковым поверхностям, точность центрирования невысокая.

Параметры соединения записывают через модуль m: m=mz; h=1,3m. Применяют для передачи небольших вращающих моментов тонкостенными ступицами, пустотелыми валами, а также в соединениях стальных валов со ступицами из легких сплавов, в приводах управления (например, привод стеклоочистителя автомобиля).

Источник: Дианов Х. А. , Ефремов Н. Г. , Мицкевич В. Г. Детали машин. Курс лекций – М. , 2007

Соединения шлицевые

размеры сечений шлицев и их предельные отклонения

СОЕДИНЕНИЯ ШЛИЦЕВЫЕ ПРЯМОБОЧНЫЕ
( ГОСТ 1139-80 )

Описание распространяется на прямобочные шлицевые соединения общего назначения, имеющие зубья вала, расположенные параллельно продольной оси соединения, и с боковыми сторонами профиля, параллельными оси симметрии шлица вне окружности диаметра.

Шлицевые соединения, как и шпоночные, предназначены для передачи крутящих моментов в соединениях шкивов, муфт, зубчатых колес и других деталей с валами. В отличие от шпоночных соединений, шлицевые соединения, кроме передачи крутящих моментов, осуществляют еще и центрирование сопрягаемых деталей. Шлицевые соединения могут передавать большие крутящие моменты, чем шпоночные, и имеют меньшие перекосы и смещения пазов и зубьев. В зависимости от профиля зубьев шлицевые соединения делят на соединения с прямобочным, эвольвентным и треугольным профилем зубьев.

По ГОСТ 1139-80 в зависимости от передаваемого крутящего момента установлено три типа соединений – легкой, средней и тяжелой серии. Номинальные размеры основных параметров и число зубьев шлицевых соединений общего назначения с прямобочным профилем зубьев, параллельных оси соединения, приведены в табл. В шлицевых соединениях с прямобочным профилем зуба применяют три способа относительного центрирования вала и втулки:

— по наружному диаметру D
— по внутреннему диаметру d
— по боковым сторонам зубьев b

Центрирование по D рекомендуется при повышенных требованиях к соосности элементов соединения, когда твердость втулки не слишком высока и допускает обработку чистовой протяжкой, а вал обрабатывается фрезерованием и шлифуется по наружному диаметру D. Применяется такое центрирование в подвижных и неподвижных соединениях.
Центрирование по d применяется в тех же случаях, что и центрирование по D, но при твердости втулки, не позволяющей обрабатывать ее протяжкой. Такое центрирование является наименее экономичным.
Центрирование по b используют, когда не требуется высокой точности центрирования, при передаче значительных крутящих моментов.

РАЗМЕРЫ СЕЧЕНИЙ ПРЯМОБОЧНЫХ ШЛИЦЕВ

Примечания:
— размер a дан для валов при нарезании шлицев методом обкатывания
— при центрировании по внутреннему диаметру валы изготавливаются в исполнении 1 и 3, при центрировании по наружному диаметру и боковым сторонам — в исполнении 2
— фаска у пазов отверстия втулки может быть заменена круглением с радиусом, равным величине фаски с

ПОСАДКИ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
С ПРЯМОБОЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ЗУБА

z x d x D, мм
z — число зубьев
d1, мм a, мм b, мм c, мм r, мм
не более
не менее
легкая серия
6 x 23 x 26
6 x 26 x 30
6 x 28 x 32
8 x 32 x 36
8 x 36 x 40
8 x 42 x 46
8 x 46 x 50
8 x 52 x 58
8 x 56 x 62
8 x 62 x 68
10 x 72 x 78
10 x 82 x 88
10 x 92 x 98
10 x 102 x 108
10 x 112 x 120
22.1
24.6
26.7
30.4
34.5
40.4
44.6
49.7
53.6
59.8
69.6
79.3
89.4
99.9
108.8
3.54
3.85
4.03
2.71
3.46
5.03
5.75
4.89
6.38
7.31
5.45
8.62
10.08
11.49
10.72
6
6
7
6
7
8
9
10
10
12
12
12
14
16
18
0.2
0.2
0.2
0.3
0.3
0.3
0.3
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.2
0.2
0.2
0.3
0.3
0.3
0.3
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
средняя серия
6 x 11 x 14
6 x 13 x 16
6 x 16 x 20
6 x 18 x 22
6 x 21 x 25
6 x 23 x 28
6 x 26 x 32
6 x 28 x 34
8 x 32 x 38
8 x 36 x 42
8 x 42 x 48
8 x 46 x 54
8 x 52 x 60
8 x 56 x 65
8 x 62 x 72
10 x 72 x 82
10 x 82 x 92
10 x 92 x 102
10 x 102 x 112
10 x 112 x 125
9.9
12.0
14.5
16.7
19.5
21.3
23.4
25.9
29.4
33.5
39.5
42.7
48.7
52.2
57.8
67.4
77.1
87.3
97.7
106.3




1.95
1.34
1.65
1.70

1.02
2.57

2.44
2.50
2.40

3.00
4.50
6.30
4.40
3.0
3.5
4.0
5.0
5.0
6.0
6.0
7.0
6.0
7.0
8.0
9.0
10.0
10.0
12.0
12.0
12.0
14.0
16.0
18.0
0.3
0.3
0.3
0.3
0.3
0.3
0.4
0.4
0.4
0.4
0.4
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.2
0.2
0.2
0.2
0.2
0.2
0.3
0.3
0.3
0.3
0.3
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
тяжелая серия
10 x 16 x 20
10 x 18 x 23
10 x 21 x 26
10 x 23 x 29
10 x 26 x 32
10 x 28 x 35
10 x 32 x 40
10 x 36 x 45
10 x 42 x 52
10 x 46 x 56
16 x 52 x 60
16 x 56 x 65
16 x 62 x 72
16 x 72 x 82
20 x 82 x 92
20 x 92 x 102
20 x 102 x 115
20 x 112 x 125
14.1
15.6
18.5
20.3
23.0
24.2
28.0
31.3
36.9
40.9
47.0
50.6
56.1
65.9
75.6
85.5
94.0
104.0

















2.5
3.0
3.0
4.0
4.0
4.0
5.0
5.0
6.0
7.0
5.0
5.0
6.0
7.0
6.0
7.0
8.0
9.0
0.3
0.3
0.3
0.3
0.4
0.4
0.4
0.4
0.4
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.2
0.2
0.2
0.2
0.3
0.3
0.3
0.3
0.3
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
Посадки шлицевых соединений
чертеж сопряжения
центрирующий элемент центрирование по D центрирование по d центрирование по b
посадки по D по d по b по D по d по b по D по d по b
подвижное соединение H7 / f7
H7 / g6
H8 / e8
F8 / f7
F8 / f8
D9 / h9
H12 / a11 H7 / f7
H7 / g6
H8 / e8
D9 / h9
F8 / f8
F8 / f7
H12 / a11 F8 / f8
D9 / e8
D9 / f8
неподвижное соединение H7 / js6
H7 / n6
F8 / f7
F8 / f8
F8 / js7
H12 / a11 H7 / js6
H7 / js7
H7 / n6
F8 / js7
D9 / h9
D9 / k7
H12 / a11 F8 / js7
D9 / js7
D9 / k7

Примечания:
предпочтительные посадки
— допускаются и другие посадки, см. ГОСТ 1139-80.

Допуски симметричности боковых сторон шлицев в диаметральном выражении по отношению к оси симметрии центрирующего элемента.

допуск симметричности боковых сторон шлицев
b, мм 2,5; 3 3,5; 4; 5; 6 7; 8; 9; 10 12; 14; 16; 18
допуск симметричности, мм 0,01 0,012 0,015 0,18

УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ

Пример обозначения подвижного шлицевого соединения с центрированием по D:
для соединения:
D — 8 x 36 x 40 H7/f7 x 7 F8/f7
для отверстия этого соединения:
D – 8 x 36 x 40 H7 x 7 F8
для вала:
D – 8 x 36 x 40 f7 x 7 f7

Пример обозначения подвижного шлицевого соединения с центрированием по d:
для соединения:
d — 8 x 36 H7/f7 x 40 H12/a11 x 7 D9/h9
для отверстия этого соединения:
d – 8 x 36 H7 x 40 H12 x 7 D9
для вала:
d – 8 x 36 f7 x 40 a11 x 7 h9

Пример обозначения подвижного шлицевого соединения с центрированием по b:
для соединения:
b — 8 x 36 x 40 H12/a11 x 7 D9/f 8
для отверстия этого соединения:
b – 8 x 36 x 40 H12 x 7 D9
для вала:
b – 8 x 36 x 40 a11 x 7 f8

Шлицевые соединения контролируют комплексными калибрами, при этом поэлементный контроль осуществляют непроходными калибрами или измерительными приборами. В спорных случаях контроль комплексным калибром является главным.

Существуют треуголные зубчатые соединения. Треугольные зубчатые соединения применяют главным образом для неподвижного соединения деталей при передаче небольших врвщающих моментов, чтобы избежать прессовых посадок, а также при тонкостенных втулках.

Пример выполнения чертежа детали с прямобочными шлицами
ГОСТ 6033-80 — Основные нормы взаимозаменяемости. Соединения шлицевые эвольвентные с углом профиля 30 град. Размеры, допуски и измеряемые величины
ГОСТ 2.409-74 — Единая система конструкторской документации. Правила выполения чертежей зубчатых (шлицевых) соединений
ГОСТ 2679-73 — Фрезы прорезные (шлицевые) и отрезные. Технические условия
ГОСТ 5642-88 — Станки шлицефрезерные. Нормы точности
ГОСТ 6528-53 — Калибры для шлицевых валов и отверстий с эвольвентным профилем. Допуски
ГОСТ 6637-80 — Фрезы червячные чистовые для шлицевых валов с эвольвентным профилем. Технические условия
ГОСТ 6762-79 — Долбяки зуборезные чистовые для валов и отверстий шлицевых соединений с эвольвентным профилем. Технические условия
ГОСТ 7951-80 — Калибры для контроля шлицевых прямобочных соединений. Допуски
ГОСТ 8027-86 — Фрезы червячные для шлицевых валов с прямобочным профилем. Технические условия
ГОСТ 11543-76 — Станки шлицешлифовальные. Основные размеры
ГОСТ 16082-78 — Станки шлицефрезерные горизонтальные. Основные размеры
ГОСТ 18437-73 — Оправки зубчатые (шлицевые) прямобочные конические центровые. Конструкция и размеры
ГОСТ 21425-75 — Соединения зубчатые (шлицевые) прямобочные. Методы расчета нагрузочной способности
ГОСТ 24818-81 — Протяжки для шестишлицевых отверстий с прямобочным профилем с центрированием по наружному диаметру комбинированные переменного резания. Конструкция и размеры

Rimoyt.com

Темы: машиностроение, САПР, 3d моделирование, техническое образование, промышленные предприятия, технические вузы

  • Rimoyt.com
  • Contacts
  • Сайты
  • Книги
  • Идеи
  • Рассказ «Энерговремя»
  • 2020
  • Guestbook
  • ВТУЗы России
  • Специальности
  • Предприятия
  • ГОСТы, ЕСКД
  • Видео
  • Игры, VR, IT
  • Новости регионов
  • Яндекс-новости
  • Новости стран
  • Авто, Кино, Спорт
  • Веселое, Креатив
  • СМИ, газеты
  • Техника, Наука, Природа
  • English
  • Espano
  • Hindi
  • Chinese
  • Уроки Компас 2D/3D
  • Уроки Автокад
  • САПР-Видео
  • Детали машин
  • Сопромат
  • Материаловедение
  • Теоретическая механика
  • Математика
  • Метрология
  • Физика
  • Химия
  • Теория машин и механизмов
  • Технология конструкционных материалов
  • Начертательная геометрия
  • Инженерная графика
  • Электротехника
  • Электроника
  • Информатика
  • Гидравлика
  • Энерговремя
  • Карточная — «Проворот»
  • Настольный теннис — «Гнип-гноп»
  • «Предательские шахматы»
  • Математика 5,6,7,8,9,10,11
  • Геометрия 7, 8, 9, 10, 11
  • Физика 7, 8, 9, 10, 11
  • Химия 8, 9, 10, 11
  • Расчет резьбы
  • Фильмы, Музыка, Игры
  • Виртуальные путешествия
  • Детям
  • Росплан
  • Здоровье

При решении n проблем создается n+1 проблема.

©Rimoyt — на основе законов Мерфи

Шлицевые соединения относятся к разъемным соединениям, они обеспечивают фиксацию соосно расположенных деталей в окружном направлении. Их еще также называют зубчатыми соединениями.
Шлицевые соединения (соединения вал-ступица) образуются выступами (зубьями) на валу, входящими во впадины (шлицы) в ступице. Эти соединения можно представлять как многошпоночные, в которых шпонки выполнены заодно с валом.

Достоинства зубчатых соединений по сравнению со шпоночными соединениями:
— лучше центрируют и направляют сидящие на валу детали
— имеют бОльшую нагрузочную способность соединения и
— бОльшую усталостную прочность вала,
так как у шлицевых соединений значительно большая рабочая поверхность и более равномерно распределено давление по поверхности зуба.

Различают следующие виды шлицевых соединений
— прямобочные шлицевые соединения
— соединения эвольвентного профиля
— соединения треугольного профиля

На валах шлицы обычно изготавливают фрезерованием, а пазы во втулках получают протягиванием.

В зависимости от условий работы шлицевого соединения по ГОСТ 1139 установлено три серии прямобочных шлицев:
— легкая
— средняя
— тяжелая

Средняя серия отличается от легкой серии немного большей высотой зубьев, а тяжелая — большим числом зубьев (в легкой и средней сериях в зависимости от диаметра может быть 6, 8 или 10 зубьев, а в тяжелой — 10, 16 или 20) и меньшей их толщиной.

Пример условного обозначения прямобочного шлицевого соединения по ГОСТ 1139 «Соединения шлицевые прямобочные. Размеры и допуски»: d-8x36H7/f7x40H12/a11x7H9/f9
Читаем: центрирование по внутреннему диаметру (d), число зубьев z = 8, внутренний диаметр d = 36 мм, наружный диаметр D = 40 мм, ширина зуба b = 7 мм, посадка по диаметру центрирования (т.е. по внутреннему диаметру d) H7/f7, посадка по нецентрирующему диаметру (наружному диаметру D) H12/a11, посадка по размеру b H9/f9.
Пример условного обозначения втулки этого же соединения при центрировании по внутреннему диаметру: d-8x36H7x40H12x7H9.
Пример условного обозначения вала этого же соединения при центрировании по внутреннему диаметру: d-8x36x36f7x40a11x7f9.

Добавить комментарий