Шпонку из приводного вала

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Сопряжение — шпонка

Сопряжение шпонки с пазом вала имеет скользящую или ходовую посадку, одно из назначений которой заключается в компенсации отклонений формы и расположения. [1]

В сопряжении шпонки с пазом вала предусматривается напряженная или плотная посадка, при которой возможен натяг или зазор. [2]

Почему шпонки с валом сопрягаются по переходной посадке, а сопряжение шпонки с деталью выполняется по скользящей или подвижной посадке. [4]

Выполненные на монтаже шпоночные соединения в большинстве случаев являются неподвижными, поэтому сопряжение шпонки с пазом вала. При этом в соединении должен быть либо незначительный зазор, либо небольшой натяг. [6]

Предельные отклонения размеров шпонки: основного посадочного размера Ь, по которому происходит сопряжение шпонки с пазами вала и втулки ( см. рис. 18), — по. [7]

Правильная сборка соединений со шпонками в значительной мере обеспечивает работоспособность и надежность работы узла. Большое значение при этом прежде всего имеет строгое соблюдение посадок в сопряжениях шпонки с валом JH охватывающей деталью. [9]

Для того, чтобы обеспечить крепление шпонки на валу, обычно выбирается неподвижное соединение шпонки с валом. Чтобы обеспечить компенсацию погрешностей изготовления шпонки и паза втулки, а также для компенсации перекоса пазов, сопряжение шпонки со втулкой выбирается с зазором. Причем в индивидуальном и мелкосерийном производстве применяется скользящая посадка, а в массовом — ходовая. [10]

Нониус-ные диски на вертикальном и горизонтальном валах устанавливают в такое положение, при котором угол свободного хода делится поровну. Диски должны при сборке плотно прилегать друг к другу и не вызывать перекосов валов. Поэтому при ремонте особое внимание обращают на качество сопряжений шпонок , нониусных муфт, зубчатых передач, кулачкового механизма, рычагов, штифтов, валов, мальтийских шестерен, состояние трущихся деталей и наличие смазки в масленках. Подтягивают ослабевшие винты и гайки, регулируют устройство торможения, проверяют состояние сальников и при необходимости заменяют их в местах прохода валов привода от приводного механизма к контактору и от контактора к валу избирателя, проверяют правильность сочленения всех приводных устройств и контактной системы. [11]

При регулировании и затяжке креплений стараются угол поворота свободного хода делить пополам; ролик кривошипа кулачка привода контактора должен занимать среднее положение в диапазоне свободного хода. Нониусные диски на вертикальном и горизонтальном валах устанавливают в такое положение, при котором угол свободного хода делится поровну. Диски должны при сборке плотно прилегать друг к другу и не вызывать перекосов валов. Поэтому при ремонте особое внимание обращают на качество сопряжений шпонок , нониусных муфт, зубчатых передач, кулачкового механизма, рычагов, штифтов, валов, мальтийских шестерен, состояние трущихся деталей и наличие смазки в масленках. Подтягивают ослабевшие винты и гайки, регулируют устройство торможения, проверяют состояние сальников и при необходимости заменяют их в местах прохода валов привода от приводного механизма к контактору и от контактора к валу избирателя, проверяют правильность сочленения всех приводных устройств и контактной системы. [12]

Рассмотренные выше сборочные операции относились к деталям, представляющим собой тела вращения. Сборка деталей произвольной формы требует предварительного взаимного расположения собираемых деталей, заключающегося не только в совмещении осей, но и в одинаковом угловом расположении. Для этой цели необходимо наличие соответствующих ориентиров для собираемых деталей в блоках инструмента и применение транспортных устройств для межоперационной передачи деталей произвольной формы. Однако в практически важных частных случаях сборки, требующих угловой ориентации, а именно, при сборке деталей, имеющих форму тел вращения, но содержащих шпоночные или шлицевые сочленения ( например, валов и зубчатых колес), можно не применять транспортных устройств, обеспечивающих сохранение угловой ориентации собираемых элементов. Предварительное центрирование таких деталей выполняется ( в зависимости от их формы) либо посредством центрирующей матрицы, либо при помощи центрирующих пуансонов в произвольной угловой ориентации, не обеспечивающей сопряжения шпонок или шлицев с соответствующими пазами. Особый прием, необходимый в этом случае для самого сопряжения и легко осуществимый в роторных линиях, заключается в том, что одна деталь ( например, вал) доводится до упора во вторую деталь под действием определенного усилия при помощи подпружиненного участка кривой, а затем производится медленное провертывание одной из собираемых деталей вокруг ее оси, в результате этого одна деталь входит в другую на величину заходных частей шпоночных или шлицевых соединений. [13]

2.5 Расчет шпоночных соединений

Рисунок 7 — Соединение «вал-ступица» призматической шпонкой

Таблица 6 — Размеры призматических шпонок и сечений пазов, их предельные отклонения, мм

Таблица 7- Длины и материал шпонок

Определяем диаметр приводного вала d, мм:

где T — крутящий момент на приводном валу, Н·мм;

[ф] — допускаемое напряжение при кручении, МПа; [ф]=(15-25) МПа.

Принимаем диаметр вала равным 57мм.

Параметры шпонки: при ;

глубина шпоночного паза ;

число шпонок [табл. Б21,6]

Определяем рабочую длину шпонки:

Исходя из условия прочности на смятие

где — допускаемое напряжение на смятие; =100Мпа

Проверяем условие прочности на срез:

Определяем полную длину шпонки l, мм:

Окончательно принимаем к установке шпонку:

3. Рекомендации по выбору масла и смазки основных элементов привода.

В данной конструкции привода смазки подвергается коническо-цилиндрический редуктор, цепная передача и подшипники приводного вала.

Зацепление коническо-цилиндрических редукторов обычно смазываются жидким маслом. Способы смазки: картерный, централизованный или струйный. Для нашего вида редуктора рекомендуется один из этих способов. Способ смазывания выбирается в зависимости от окружной скорости. При окружных скоростях, не превышающих 10 м/с, применяется картерное смазывание погружением в масляную ванну редуктора, если требуется охлаждение путем централизованного подвода охлажденного масла. Температура масла в ванне редуктора допускается до 65°С и только в редких случаях 85°С. Зубчатое колесо должно быть погружено в масляную ванну не более чем на 2/3 высоты зуба. Картерный проточный способ смазывания состоит в том, что в ванну редуктора с одной стороны подается масло, а с другой отводится и одновременно происходит охлаждение его. Для очистки масла от грязи и других примесей применяют сетчато-пластинчатые фильтры. Охлаждение масла осуществляется в трубчатых холодильниках, по трубкам которого проходит охлажденная вода.

Для сохранения физико-химических свойств масла при длительной эксплуатации, а так же для лучшего его отстоя, в смазочную систему добавляют баки-отстойники емкостью от 8 до 20-кратной минутной производительности насоса. Масло подается сверху не зависимо от направления вращения зубчатых колес. Давление в смазочной системе поддерживается примерно 1…1,5 атм., на выходе из сопла — 0,5…0,8 атм.

Подшипники смазываются маслом, разбрызгиванием колес.

Циркуляционная смазка применяется при больших скоростях передачи, а также в редукторах небольшой мощности и скорости, если конструкция не позволяет осуществить картерную смазку. Масло из картера или специального бака подается насосом в места смазки по трубопроводу через сопла или при широких колесах через коллекторы.

Для очистки и охлаждения масла устанавливают фильтры, охладители и другие устройства.

Читайте также  Шкода октавия сальник коленчатого вала

Смазка цепной передачи.

Для смазки цепной передачи применяют преимущественно легкие масла, вязкость которых должна быть тем выше, чем больше удельное давление в цепи. Периодическая смазка назначается при скорости цепи не более 4 м/с и производится через 6 — 8 часов. Пластичная внутришарнирная смазка применяется для цепных приводов транспортных машин при скорости цепи не более 8 м/с. Осуществляется она погружением цепи в подогретую до температуры разжижения смазку. Периодичность 120-180 ч.

Подшипники приводного вала целесообразно смазывать индивидуально густой (пластичной) смазкой. В этом случае подшипник закрывают с внутренней стороны защитным или маслосбрасывающим кольцом. Свободное пространство внутри подшипникового узла заполняют густой смазкой. Через каждые три месяца производят добавку свежей смазки, а через год — разборку, промывку узла и сборку со свежей смазкой.

Для подачи в подшипники густой смазки применяют пресс-масленки по ГОСТ 19853-74. Смазка подается под давлением специальным шприцем. Для густой смазки используют также колпачковые масленки.

Для индивидуального подвода жидкой смазки к подшипникам имеются

масленки различных конструкций. Самой распространенной из них является пресс-масленка по ГОСТ 19853-74. Широкое применение находит также наливная масленка

Диаметр отверстия для подвода смазки в корпусе, крышке, стакане обычно принимают равным диаметру резьбы для масленки и выполняют его сверлом под резьбу.

В крышках подшипников для подвода смазки выполняют канавки, а на торце делают один-два паза. В стаканах также выполняют канавки и сверлят одно-два поперечных отверстия. [2]

шпонки

1 шпонки

См. также в других словарях:

Симметричность боковых сторон торцовой шпонки относительно оси приводного вала — 2.5. Симметричность боковых сторон торцовой шпонки относительно оси приводного вала Черт. 5 Таблица 6 Ширина основания силовой головки в, мм Допуск, мкм, для головок класса точности Н 50; 63 20 80; 100 25 125; 160 30 200; 250 40 320; 400 50 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 31322-2006: Вибрация. Требования к балансировке элементов ротора, собираемых с помощью шпонки — Терминология ГОСТ 31322 2006: Вибрация. Требования к балансировке элементов ротора, собираемых с помощью шпонки оригинал документа: 3.2 (полная) шпонка: Устройство крепления, предотвращающее проворачивание насаживаемого элемента относительно… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Клиновые шпонки с головкой — Gibs Клиновые шпонки с головкой. Скобы, которые гарантируют присущую параллельность, перпендикулярность и скользящую посадку между формирующими компонентами пресса типа задвижек и рамы. Они обычно регулируемы, что позволяет компенсировать износ и … Словарь металлургических терминов

Железобетонные шпонки — железобетонные элементы, объединяющие две части перекрытий или стен, которые воспринимают поперечные силы и изгиб. Источник: Указание Москомархитектуры от 15.07.2002 N 53 Об утверждении Рекомендаций по проектированию энергоэффективных… … Официальная терминология

клиновые шпонки с головкой — Скобы, которые гарантируют присущую параллельность, перпендикулярность и скользящую посадку между формирующими компонентами пресса типа задвижек и рамы. Они обычно регулируемы, что позволяет компенсировать износ и устанавливать эксплуатационный… … Справочник технического переводчика

паз для шпонки — шпоночная канавка (гнездо) — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы шпоночная канавка (гнездо) EN key waykeyway … Справочник технического переводчика

якорные шпонки (между якорем и его валом) — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN armature keys … Справочник технического переводчика

Шпонка (иконопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шпонка. Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт Многочастная иконная доска (щит) для прочности могла скрепляться шпонками. Между примыкающими друг к другу краями досок врезались… … Википедия

Шпоночное соединение — соединение вала с надетой на него деталью при помощи шпонки (См. Шпонка). Для установки шпонки на валу и в детали должны быть пазы, расположенные в осевом направлении. Существуют затяжные (т. е. посаженные с натягом) и незатяжные шпонки.… … Большая советская энциклопедия

Канатный барабан — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Канатный барабан элемент грузоподъемных и тяговых механизмов. Типовая конструкция включает барабан с двумя ступицами 1 и 2, отве … Википедия

ГОСТ 25427-91: Головки силовые с выдвижной пинолью агрегатных станков. Основные размеры. Нормы точности — Терминология ГОСТ 25427 91: Головки силовые с выдвижной пинолью агрегатных станков. Основные размеры. Нормы точности оригинал документа: 2.4.2. На расстоянии L Рис. 4 Таблица5 Ширина основания силовой головки В, мм Номер проверки L, мм Допуск,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Pereosnastka.ru

Обработка дерева и металла

Клиновидные шпонки в зависимости от конструкции узла, определяющей доступ к ним, можно удалять с помощью самых различных приспособлений. Однако все они должны быть устроены так, чтобы ими во время работы нельзя было повредить сопрягаемые детали и шпонку.

Выколотка. Удалять шпонку при помощи выколотки можно только в том случае, если ничего не мешает поставить выколотку так, как это показано на рисунке 1.

Инерционное приспособление состоит из металлического стержня (рис. 2, а) со свободно надетым грузом массой 3 кг и наконечниками (рис. 2,6 и в).

Винтовые приспособления позволяют удалять тугосидящие шпонки без их повреждения. Предлагается два варианта приспособлений.

Первый вариант. Приспособление состоит из винта (рис. 3, о) на конце с вырезом по размерам шпонки 9X14X56 мм. На винт надет стакан, опирающийся на упорный шариковый подшипник (№ 8109).

Для пользования приспособлением нужно надеть винт вырезом на головку шпонки и удалить ее, завинчивая гайку. Стакан упирается при этом в ступицу шкива и удерживает шпонку от прогиба.

Этим приспособлением можно, например, удалить клиновидную шпонку из соединения главного приводного вала со шкивом комбайна СК-4.

Второй вариант. Приспособление имеет несколько более сложную конструкцию, но зато позволяет удалять шпонки с различными формами головок. Оно состоит из опорного стакана, сваренного из отрезка трубы (рис. 3) и фланца, патрона с приваренной пластиной и зажимным винтом с воротком и силового винта с гайкой. Винт соединен с патроном штифтом и своей резьбовой частью пропущен в отверстие фланца опорного стакана.

Чтобы выпрессовать этим приспособлением шпонку, нужно выдвинуть патрон из стакана, завести головку шпонки за квадратное отверстие стакана, зажать винтом шпонку в этом положении и, вращая гайку, выпрессовы-вать ее. В процессе выпрессовки стакан упирается в деталь, соединенную с валом шпонкой.

Рычажное приспособление состоит из зацепа (рис. 4, а), в который ввернуты рукоятка и винт с резьбой М10.

Чтобы снять шпонку, нужно завести крючок в промежуток между ее головкой и ступицей шкива (рис. 4, б) или звездочки, затем ввернуть винт, нажать на конец Рукоятки рукой и сдвинуть шпонку на себя.

Приспособление из двух полуколец служит для выпрессовки клиновидных шпонок молотильных барабанов комбайнов СК-3 и СК-4.

Приспособление состоит из двух полуколец (рис. 5), в которых прорезаны канавки под размер удаляемых шпонок. (12×8×60 мм). В каждое полукольцо запрессована втулка 5 с внутренней трапециевидной резьбой (18X4) под винты 3.

Читайте также  Электродрель с гибким валом

Шпонку удаляют в такой последовательности: одно полукольцо через окно в остове барабана вводят внутрь него и вставляют в промежуток между головкой шпонки и остовом так, чтобы паз, прорезанный в нем, сел на шпонку. После этого вводят второе полукольцо, соединяют его с первым пальцем, завинчивая винты, выпрессовы-вают шпонку.

Муфты, шпонки, центровка валов муфты при монтаже электрических машин

Для нормальной работы подшипников и самой электрической машины соединяемые валы электрической машины и приводного механизма должны составлять единый вал. Устройствами, служащими для соединения валов между собой и передачи вращающего момента, являются муфты. Типы муфт по характеру соединяемых валов и компенсационной способности приведены в табл. 1 и на рис. 5.

Рис. 1. Виды муфт для соединения валов электрических машин.
а — жесткая фланцевая; б — втулочно-пальцевая; в — упругая с резиновыми пластинами; г —зубчатая; 5 —переменной жесткости (пружинная); 1, 2 — точки измерения радиального и торцевого биения.

Жесткие фланцевые муфты для соединения одноопорного вала электрической машины снабжены центрирующим выступом, диаметр которого должен быть меньше диаметра заточки второй полумуфты на 0,03—0,08 мм. Допустимая окружная скорость стальных муфт — до 70 м/с, чугунных — 30 м/с, материал для изготовления муфт: сталь 35 или чугун СЧ21-40.

Зубчатые муфты состоят из двух зубчатых втулок и двух зубчатых обойм, соединяемых вместе, или одной целой обоймы. Муфты должны работать в масляной ванне. Между муфтой и машиной должен быть зазор, обеспечивающий возможность смещения обоймы полумуфты для контроля зазора между валами. Перекос оси каждой втулки относительно оси обоймы, вызываемой несоосностью соединяемых валов, допускается на угол не более 0°30′.
Втулочно-пальцевые муфты изготовляются из чугуна СЧ21-40 или из СтЗ, пальцы из стали 45 и втулки из резины с пределом прочности на разрыв не менее 80 кгс/см2 (8 МПа) и относительным удлинением не менее 300% или из кожи. Зазор в пальцах не должен превышать 0,3—0,6 мм.
Пружинные муфты. Пружины уложены в специальные пазы, расположенные параллельно оси. Пружины закрыты разъемным кожухом, полость которого заполнена консистентной смазкой.
Шпонки. Для передачи вращающего момента от вала к муфте служат шпоночные соединения. Применяются шпонки следующих типов:
1) призматические, поперечное сечение прямоугольное, противоположные грани параллельны; создают ненапряженное соединение, передают только вращающий момент;
2) сегментные, создают ненапряженное соединение, передают небольшие вращающие моменты, применяются для валов диаметром до 58 мм;
3) клиновые, передающие вращающий момент при наличии некоторого осевого усилия;
4) тангенциальные, создают напряженное соединение, передают большие крутящие моменты и осевые усилия, применяются при ударных и знакопеременных нагрузках, устанавливаются на вал под углом 120°, состоят из двух односкосных одного уклона 1:100) клиньев, составленных так, что рабочие грани шпонки взаимно параллельны.
Наибольшее распространение получили призматические шпонки. Призматические шпонки выбирают по наибольшему передаваемому вращающему моменту.

Шпонки изготовляются из стали марок: Стб, сталь 40, сталь 45 с временным сопротивлением на разрыв не ниже 60 кгс/мм2. Размеры призматических шпонок и пазов приведены в табл. Размеры призматических шпонок и пазов электрических машин.

Насадка полумуфт на валы электрических машин производится, как правило, на заводе-изготовителе. В отдельных случаях насадка полумуфт производится и на монтажной площадке.
Для крупных машин предусматривается горячая посадка полумуфт по 2-му классу точности. Натяги, обеспечивающие достаточную прочность посадки, приведены в табл. Натяги при посадке полумуфт.

Перед насадкой полумуфт на валы машин необходимо убедиться, что натяг не более приведенного в табл. Натяги при посадке полумуфт. Натяг определяется как разность диаметра вала и диаметра ступицы полумуфты, замеренных, как показано на рис. 2.

Так же подгоняют шпонку, размеры шпонки и паза должны соответствовать данным табл., шпонка должна размещаться в пазу вала плотно, с некоторым усилием (зазор по ширине шпонки и паза ступицы 0,05—0,1 мм).


Рис. 2. Измерение посадочных мест перед насадкой полумуфт.
а — измерение диаметра ступицы полумуфты; б — измерение диаметра конца вала,

Нагрев полумуфт производят одним из следующих способов: в масляной ванне; индукционным методом токами промышленной частоты; газовыми или керосиновыми горелками. Нагрев полумуфт контролируют при помощи шаблона, который больше диаметра отверстия полумуфты на величину 2-—3-кратного натяга. После насадки полумуфт и охлаждения проверяют торцевое и радиальное биения их. Места установки индикаторов часового типа показаны на рис. 2, значения допускаемых торцевых и радиальных биений полумуфт приведены в табл. допустимые биения полумуфт электрических машин, при больших значениях полумуфты должны протачиваться.

Методы центровки и приспособления. Допуски на центровку валов

Под центровкой валов понимается установка их в такое взаимное положение, когда вал электрической машины и вал производственного механизма (или вал другой электрической машины) являются как бы продолжением друг друга. При этом положения валов относительно друг друга могут различаться в зависимости от типа муфт и их компенсационных способностей в радиальном и осевом направлениях на значения не более приведенных в табл. Допускаемая несоосность валов электрических машин.

Проверка взаимного положения установленных валов осуществляется центровочными приспособлениями по полумуфтам в диаметрально противоположных точках. Угловой перекос валов также замеряется по полумуфтам, причем значения, приведенные в табл., относятся к полумуфтам, замеры на которых произведены на расстоянии 300 мм от оси вала. При измерениях на других расстояниях допуски на угловое (осевое) смещение валов должны быть пропорциональными.
Визуальная проверка взаимного положения валов производится по рискам, нанесенным на обод полумуфты через 90° при помощи центроискателЯ) изображенного на рис. 3. Риски наносятся на соответствующие полумуфты до установки машины на фундамент. Угольник центроискателя устанавливается на обод полумуфты таким образом, чтобы линейка прилегала к торцевой плоскости полумуфты, разметочная линейка 4 устанавливается на обод полумуфты. Риски наносятся чертилкой на ободе полумуфты и на торцевой плоскости по линейкам 4 и 3. Приспособление поворачивается на 90°, точность установки 90° проверяется при помощи движка с установочной линейкой 3.
Поворачивая таким образом приспособление, наносят четыре риски 1 через 90° на ободе полумуфты. Если диаметры двух полумуфт равны, а муфты смещены друг относительно друга на величину а, то необходимо один из валов передвинуть по вертикали либо вбок (рис. 4).
Если линейка, приложенная к рискам полумуфты машины, к которой прицентровывается другая машина, или к полумуфте приводного механизма, совпадает с риской центрируемой машины, то угловое смещение (перекос) валов отсутствует. Если между линейкой и риской имеется угол, то конец центрируемого вала перемещается по вертикали либо вбок до тех пор, пока риски не совпадут.


Рис. 3. Предварительная выверка валов электрических машин.
а — параллельное смещение; б — угловое смещение; 1 — риски.


Рис. 4. Центроискатель. 1 — муфта; 2 — линейка; 3 — установочная линейка; 4 — разметочная линейка.

Точная проверка взаимного положения валов производится при помощи центровочных скоб или приспособлений с индикаторами часового типа, с магнитным или ленточным прижимом, показанных на рис. 5 и 6. Размеры центровочных скоб приведены в табл. Размеры центровочных скоб.

Рис. 5. Установка центровочных скоб на валы.
1 — полумуфта установленной машины; 2 — стягивающие хомуты; 3 — наружная скоба; 4 — измерительные болты; 5 — внутренняя скоба; 6 — полумуфта устанавливаемой машины.

Рис. 6. Приспособление для центровки валов.
а — с ленточным прижимом; б — с электромагнитным прижимом.

Читайте также  Шрус карданного вала land rover freelander

Проверку производят при совместном проворачивании валов на 90, 180, 270°. При измерениях должна исключаться возможность изменения зазоров между полумуфтами за счет осевых разбегов вала. При наличии влияния осевых разбегов на измерения необходимо пользоваться двумя центровочными приспособлениями, расположенными по диаметру полумуфт. Результаты измерений записываются, как показано на рис. 7. Разность показаний в диаметрально противоположных точках при измерении на расстоянии 300 мм от оси вала должна быть не более значений, приведенных в табл. Регулировку положения валов производят подбиванием клиньев под фундаментной плитой или регулировкой высотного положения установочных инвентарных приспособлений. Проверку взаимного положения вала приводного двигателя и приводимого механизма, если последний невозможно проворачивать, производят методом обхода одной точкой, т. е. проворачивая вал приводного двигателя, как показано на рис. 8. При проверке взаимного положения одноопорных валов, соединенных жесткими фланцевыми муфтами с центрирующим выступом, производят измерение только углового перекоса (осевого смещения). Взаимное положение валов приводного двигателя и приводимого механизма, соединяемых при помощи промежуточного вала, проверяют после жесткого соединения промежуточного вала с приводным двигателем или приводимым механизмом. В случае отсутствия промежуточного вала проверку производят по струне, как показано на рис. 9.

Рис. 7. Запись результатов измерений при центровке

Рис. 8. Центровка валов методом обхода одной точкой.
1 — вал двигателя; 2 — центровочная скоба; 3 — полумуфта двигателя; 4 — штифт; 5 — полу муфта приводного механизма; 5 —вал приводного механизма; 7 — щуп.

При регулировке взаимного положения валов электромашинных агрегатов следят, чтобы уклоны шеек валов на крайних подшипниках, измеренные при помощи уровня, были одинаковыми по величине и противоположными по направлению.

Рис. 9. Центровка валов «по струне».
1 — вал двигателя; 2 — угольник; 3 — визирная струна; 4—вал редуктора клети; 5 — места замера зазоров.

При определении перемещения подшипников при регулировке взаимного положения валов методом расчета пользуются следующими формулами:

где у и Х — горизонтальное и вертикальное перемещения подшипника, ближайшего к муфте; у2, х2 — горизонтальное и вертикальное перемещения подшипника, дальнего от муфты; l1 — расстояние от муфты до ближайшего подшипника; l2 — расстояние от муфты до дальнего подшипника; r — расстояние от центра вала до точки измерения осевого зазора.

Осевой разбег вала в подшипниках скольжения

Осевой разбег ротора при диаметрах вала до 200 мм устанавливается в 2—4 мм, а при диаметрах вала более 200 мм —2% диаметра. Разбег устанавливается в обе стороны от центрального положения якоря (ротора), определяемого магнитным полем.
Осевые зазоры между заточками вала и торцами вкладышей устанавливаются в соответствии с указаниями завода-изготовителя. В случае отсутствия специальных указаний осевые зазоры устанавливаются равными.